В бой идут одни мальчишки
премьера
Было у матери три сына: Степан, Алеша да Ваня. Первый, пограничник, погиб. Второй, танкист, без вести пропал. Вот и за третьим война пришла. Пока он солдат. Но какой! Самый бесстрашный, самый стойкий, самый смекалистый! Доставить любимого адъютанта фашистского фельдмаршала Жар-Птицу? Легко. Вырваться из плена? Пожалуйста. Добыть карту наступления фрицев? Будет сделано. Все по силам русскому Ивану: хранит его материнская любовь и краюшка хлеба «на крайний случай». Но как определить тот случай?.. А ждал он Ивана в Берлине. Развалины. Испуганная немецкая девочка. По всему, сирота. Голодные глаза… Накормил. Сам погиб. Но, словно живой, сейчас смотрит на мир с высоты бронзового постамента. Там, в Берлине.
------
Премьерную сказку-быль «Солдатская краюха» по мотивам повести Ильи Туричина «Крайний случай» в Тюменском театре кукол, как и подобает, показали в мае. В месяце Победы этот спектакль будет главным в афише. А дальше, как зритель решит. О военной постановке (обязательно с куклами) режиссер Наталья Явныч мечтала давно. Шпаги, пистолеты, игры в индейцев, заборы – если в девчоночьем детстве есть место для этих вещей, то ничего удивительного... Художнику Владимиру Осколкову военная тема тоже близка: его детство пришлось на сороковые годы. Да и сами актеры кукольного театра с радостью откликнулись сыграть «наших» и «не наших». Владимир Кузьмин, например, с детства грезил ролью солдата Великой Отечественной. В общем, «Солдатская краюха» – тот случай, когда работа всем по душе, делают ее с искренней ответственностью и большим интересом.
Кстати, у Явныч это первый спектакль в творческой биографии, в котором одну из главных ролей играют именно куклы – ну очень натуралистичные. Как детей малых, актеры бережно носят их на руках. Трогательные моменты. Не обошлась Наталья без излюб-ленной «интерактивности»: экран на заднем плане демонстрирует то карту фашистского наступления, то памятник русскому солдату в Берлине… Большую часть сцены заняло полушарие (сценическая придумка), что несет немало метафорических нагрузок. То оно усыпано цветами, а значит, на Земле мир и покой. То окрашено в черный цвет, бутафорский фашистский сапог по нему шагает, а значит, война, потери, боль и слезы.
Фрицев художник и работники цехов наградили карикатурными, «кукрыниксовскими», носами и ушами. В спектакле для детей это важно: когда смеешься над злом, оно становится ма-а-аленьким, совсем нестрашным и победимым. Еще для детского спектакля, пускай и на такую реалистичную тему, важны элементы сказки. Они здесь присутствуют: зачин про трех сыновей, имена героев (Иванушка, Аленушка, Дед-Столет, Жар-Птица), волшебный хлеб… Непременный участник действа – песочница на авансцене. По задумке режиссера в ней остаются расстрелянные куколки-солдаты… Сильно.
Находка спектакля – пятилетняя Ира Невзорова, примеченная Явныч на конкурсе «Синемания». По словам помощника главного режиссера теат-ра по литературной работе и связям с общественностью Любови Чмутиной, это ценнейший кадр: делает все, что от нее требуют, работая наравне со взрослыми. Она и русская девочка времен войны, перевязанная материнским платком, которая повествует. Она и немецкая девочка в платье в горошек, которую спасает наш Иван. Посмотрим, кто вырастет из Ирочки.
…После большого перерыва «Солдатская краюха» – первый военный спектакль в обновленном театре кукол. Почти тридцать лет назад над этой темой работал Станислав Железкин. Спектакль, конечно, трогательный. Немного б усилить некоторые акценты и чуть-чуть поджать время. Взрослым смотреть легко, а вот современным детям… Их внимание и так-то привлечь нелегко, а удержать и подавно. Особенно, если речь идет о такой непростой теме, как война.
Желаю «Солдатской краюхе» долгих лет и благодарных зрителей. А создателям спектакля – новой искры.
Фото Александра ФЕДОТОВА