Безусый, худенький, веснушчатый... солдат
есть мнение
Первая главная роль – как первая и, непременно, главная в жизни любовь: отпечатывается в сердце и памяти на многие годы, и когда тебе плохо-зябко-тоскливо, ласкает, согревает, радует. Уверена, такой отдушиной для Ромы Ишимова, молодого актера Тюменского драматического театра, станет роль Алеши Скворцова из «Баллады о солдате». Спектакль без антракта в малом зале по одноименному фильму Григория Чухрая, писавшего сценарий в соавторстве с Валентином Ежовым (текст для сцены адаптировал Станислав Шавловский), театр посвятил Великой Победе. Пронзительная тема, пронзительная постановка, пронзительные музыка и слова, которые нет-нет, да и выдавят из «сухаря» слезы-слезинки. Ему сразу станет легче: плакать – не всегда стыдно…
------
Фильм 1959 года, взявший премии «Оскар», «BAFTA», «Bodil», «Золотые ворота», приз Каннского кинофестиваля и прочая, прочая, прочая, знаком многим. Сравнивать его со спектаклем не стоит, ведь это разные жанры, отличные друг от друга (по опыту и времени, в котором живут) актерские команды. Правда, цель у столичной киноленты Григория Чухрая и тюменской постановки Олега Белинского одна: рассказать о героях войны, о тех, благодаря которым мы живем и здравствуем. Герои эти не всегда под стать былинным богатырям. Они могут быть вчерашними школьниками: безусыми, худенькими, с веснушками, коленками в синяках, непослушными чубчиками на голове… Такое было время.
Девятнадцатилетний паренек Алеша Скворцов отличился на фронте: два танка подбил! Однополчане шутят: наверняка, с испуга подвиг совершил, ведь силы и храбрости в щуплом парнишке, как в пичужке (странный человек: специальности нет, девушки нет, водку не пьет). Присваивая фамилии, природа не ошибается: Скворцов он и есть скворчишка… Вместо награды, к которой решено представить желторотого связиста, боец просит увольнительную на денек-другой в родную деревню. «Уезжая на фронт, даже с мамой не простился… А на отчем доме крыша прохудилась. Надо бы подправить», – объясняет командиру. Ему дано всего шесть дней, по меркам войны очень и очень мало, чтобы добраться до мамы (Жанна Сырникова) и сказать: «Я еще вернусь!» А мама в ответ: «Все переживу, но тебя дождусь!»
Ждет. Каждый день приходит к дороге у железнодорожного переезда, что уводит на фронт и приводит с фронта… Многих. Алеши среди них нет. Но память о щуплом парнишке яркой вспышкой, бывает, озаряет одноногого солдата Василия (Александр Кудрин), которому Алеша помог поверить в себя, старика Павлова (Владимир Обрезков), которому передал добрую весточку от сына-фронтовика, девушку-одуванчик Шурочку (Евгения Казакова), которой доказал, что есть на свете искренняя дружба и чистая любовь.
Отвечавший за сценографию спектакля Алексей Паненков на этот раз превратил малую сцену театра в подобие столярной мастерской.
В то место, где рельсы, двигающиеся по ним конструкции и много-много досок, которые актеры, заменив работников сцены, сами превращают в вагон, в комнату, в вокзальную площадь, в передовую, в поле… Кстати, занятые в спектакле актеры, за исключением Ишимова (Алеша Скворцов), Казаковой (Шура) и Сырниковой (мама Алеши), играют сразу несколько ролей (театр, что называется, обошелся малой кровью). Очень интересно наблюдать их в абсолютно разных образах. Сергей Белозерских, например, и фронтовик, и вокзальный меняла, и друг сердца Елизаветы Павловой… И в каждой ролюшке он, как всегда, честен до конца.
«Баллада» на пронзительную, нелегкую для слабого сердца военную тему получилась очень динамичной и ритмичной. Сцены короткие, но яркие, как залпы салютов. Малая сцена себе не изменяет: приглашает к соучастию, затягивает в сюжет, как в омут. И вот ты уже сам «прячешься» в вагоне от лейтенанта-зверя (Александр Сигитов, раскрывшийся в «Районной больнице», продолжает удивлять зрителей), «пишешь» вместе с солдатом Василием телеграмму его жене (чтоб ждала!), «просишь» шофера попутной машины добросить до дома, «говоришь» маме: «Я еще вернусь!»
Вернется. Только в памяти. Со специальностью: солдат. С девушкой: Шурой ее зовут. Водке предпочитает родниковую воду. Так и остался мальчишкой. Безусым, худеньким, с веснушками, коленками в синяках, непослушным чубчиком на голове. Но большим-большим сердцем.
Фото Сергея КИСЕЛЕВА