Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Плоды» 90-х, или Школьный вальс XXI века

Слушать новость
«Плоды» 90-х, или Школьный вальс XXI века. .

Поговорим?
Сериал «Школа» режиссера Валерии Гай Германики с первых же дней показа вызвал неоднозначную, по большей части негативную, оценку зрителей. Признаюсь, моей первой мыслью было: «Это какая-то диверсия в начале Года учителя». Вместе с тем уважение к Первому каналу заставляло думать, что рано или поздно на экране появятся дети с букетами цветов и дружно прокричат: «Розыгрыш!»

Однако букеты не появлялись, дети на экране оставались те же — замороченные всеми мыслимыми и немыслимыми трудностями  взросления. И захотелось почитать интервью режиссера, поразмышлять, послушать мнение причастных к образовательному процессу людей.

Школа – что это такое?


Может быть, все просто: режиссеру на волне славы предыдущего фильма «Все умрут, а я останусь», получившего ряд призов, показалось, что тема интересна зрителю, и почему бы не растянуть жвачку «школьной чернухи» еще на 60 серий?

В своих интервью Гай Германика признается, что школьные годы для нее — «самые кошмарные годы в жизни», а «школа — это очень страшное место», на пребывание в котором автора в нежные годы хватило лишь до пятого класса. Так что фильм — неплохая возможность проработать детские комплексы. Правда, за счет зрителя, ну да зритель может уйти из зала или переключить канал телевизора.

Попытаемся все же найти то положительное, что побудило Первый канал приберечь сериал «Школа» к Году учителя. В психологии есть такой прием: чтобы понять и прочувствовать проблемную ситуацию, нужно довести ее до абсурда. То есть настолько усилить негативный аспект, чтобы, наконец, «дошло». Безусловно, то, что видит зритель, в школах есть, бывает, случается: немало подростков курят и употребляют алкоголь, и ранняя беременность уже не удивляет, и конфликты, и скандалы. Но лишь когда это все собрано в кучу на фоне одной школы и повседневности, возникает ощущение абсурдности происходящего.

Пожалуй, только этим можно было бы объяснить столь странный, однобоко ориентированный набор сюжетных линий и характеров персонажей фильма, где подростки живут своей жизнью, родители своей, учителя только на словах «хотят помочь», на самом деле — лишь бы кое-как отвести урок да посудачить с коллегами. И естественно, приходишь к заключению: у таких взрослых — такие и дети. Какие же будут внуки от тех детей? Эффект полного бездушия.

Подобный подход к фильму позволяет хотя бы не отмахнуться, дескать, в реальной жизни все не так страшно, а задуматься, куда мы идем и какое будущее строим своими руками сегодня. А то, что будущее формируется именно сегодня и каждый день, в этом сомневаться уже не приходится.

Впечатлениями делится Татьяна Гребнева, бабушка 15-летнего внука, который смотрит сериал:

— Мы  с ним обсуждаем многие моменты. На какие-то он реагирует: «А что здесь такого?», что-то ему неприятно. Он совсем не такой, как ребята в фильме. Занимается гитарой, скалолазанием, пишет рэп с другом. Мне было бы страшно узнать, что наш внук другой, не такой, как  в семье. Общаюсь с педагогами, у которых учились еще мои дети, они достойны высокой оценки. Возможно, этот фильм — урок для всех: педагогам не надо так унижаться перед детьми, родителям следует обращать внимание на ребенка: не такой ли он у тебя и не опоздал ли ты (хотя если опоздал, то ровно на 15 лет). И для детей: может, испугаются чего-то. Впрочем, могут и плохому научиться...

Потерянное поколение?


Возможно, этот сериал всего лишь разрушил мои ожидания. Ни телевидение, ни кино не балуют зрителя современными фильмами о школе, о подростках. Да  и из прежних, советских лет они наперечет: «Доживем до понедельника», «Розыгрыш», «Школьный вальс», «Дорогая Елена Сергеевна», ну, десяток наберется. Казалось бы, такое поле для творчества, столько коллизий и потенциальных нравственных уроков! Ан нет. И смотрит молодежь увлеченно «Дом-2», потому что там «про отношения», а больше ей смотреть «про себя» попросту нечего. Была надежда, что  в Год учителя появится-таки фильм о школе, снятый в лучших традициях отечественного кино лучшими режиссерами. А нам подсунули дешевую «жвачку».

Дешевую не только по содержанию, даже по форме подачи. Возможно, кому-то интересен эффект съемки «летучей» или «дрожащей» (якобы скрытой) камерой, но, на мой взгляд, телевидение настолько увлеклось всякого рода «эффектами», что напрочь забыло о зрителе, у которого от этих «эффектов» одно мельтешение в глазах.

Кстати, о глазах. Их  в фильме почти нет. Все больше подбородки. А ведь, как известно, глаза — зеркало души. Вспомните, как здорово этим пользуются умелые режиссеры: хороший актер способен так «сыграть» глазами, что  и слов никаких не надо. Авторам «Школы» не до того, им важнее тела подростков — не души. И при всей внешней «приближенности» к реалиям жизни такая внутренняя пустота, что иной раз хочется воскликнуть: «Люди! Ау!»

Однако не все так однозначно: те, о ком, собственно, фильм, анализируют и делают выводы. Ученице 11-го класса Елене Замоскиной лишь сначала показалось, что  в кадрах много негатива:

— К сериалу привыкаешь, а фильмы о подростках всегда интересно смотреть. Есть ощущение, что это глубокий взгляд изнутри. Думаю, это собирательный образ школы. У подростков есть проблемы, а взрослые об этом часто ничего не знают.

Ее поддерживает школьная подруга Валентина Розенбах:

— Каждый, кто смотрит, найдет свою историю, в этом плане фильм очень интересен. А в школе у нас все проще и нет таких жестоких отношений. И с учителями тоже. Очень полезно посмотреть этот сериал, особенно родителям и тем, кто вольно или невольно создает такие ситуации. Например, ребятам, которые любят поиздеваться над другими. Со стороны все выглядит иначе.

На сайте газеты tumentoday.ru  провели собственный опрос читателей на предмет отношения к школе. Половина тех, кто учится сейчас, воспринимает ее как храм знаний и приятное времяпрепровождение (суммарно), другая половина — как вынужденную обязанность. Никто не ходит в школу как на каторгу. А вот из числа опрошенных, окончивших школу несколько или много лет назад, почти четверть вспоминает ее как «кошмар детства», по 32 процента пришлось на варианты «школа — приятное воспоминание» и «просто эпизод жизни», храмом знаний школу называют 12 процентов респондентов.

Школьные годы Валерии Гай Германики пришлись на «лихие» 90-е. Что сеяли тогда, то пожинаем сейчас. В то время перемен каждый строил свое будущее, как умел; сегодня он живет в том, что удалось выстроить. Однако случаются и «застревания», причем нередко именно в подростковом возрасте. Так обращайтесь к психологам, избавляйтесь от устаревших стереотипов и взрослейте же, наконец. Только за свой счет.
От редакции. Поделитесь и вы, уважаемые читатели, своими впечатлениями о сериале, о школе, где учится ваш ребенок. Возможно, фильм задел какие-то струны вашей души. Ждем писем.

Поговорим?
Сериал «Школа» режиссера Валерии Гай Германики с первых же дней показа вызвал неоднозначную, по большей части негативную, оценку зрителей. Признаюсь, моей первой мыслью было: «Это какая-то диверсия в начале Года учителя». Вместе с тем уважение к Первому каналу заставляло думать, что рано или поздно на экране появятся дети с букетами цветов и дружно прокричат: «Розыгрыш!»

Однако букеты не появлялись, дети на экране оставались те же — замороченные всеми мыслимыми и немыслимыми трудностями  взросления. И захотелось почитать интервью режиссера, поразмышлять, послушать мнение причастных к образовательному процессу людей.

Школа – что это такое?


Может быть, все просто: режиссеру на волне славы предыдущего фильма «Все умрут, а я останусь», получившего ряд призов, показалось, что тема интересна зрителю, и почему бы не растянуть жвачку «школьной чернухи» еще на 60 серий?

В своих интервью Гай Германика признается, что школьные годы для нее — «самые кошмарные годы в жизни», а «школа — это очень страшное место», на пребывание в котором автора в нежные годы хватило лишь до пятого класса. Так что фильм — неплохая возможность проработать детские комплексы. Правда, за счет зрителя, ну да зритель может уйти из зала или переключить канал телевизора.

Попытаемся все же найти то положительное, что побудило Первый канал приберечь сериал «Школа» к Году учителя. В психологии есть такой прием: чтобы понять и прочувствовать проблемную ситуацию, нужно довести ее до абсурда. То есть настолько усилить негативный аспект, чтобы, наконец, «дошло». Безусловно, то, что видит зритель, в школах есть, бывает, случается: немало подростков курят и употребляют алкоголь, и ранняя беременность уже не удивляет, и конфликты, и скандалы. Но лишь когда это все собрано в кучу на фоне одной школы и повседневности, возникает ощущение абсурдности происходящего.

Пожалуй, только этим можно было бы объяснить столь странный, однобоко ориентированный набор сюжетных линий и характеров персонажей фильма, где подростки живут своей жизнью, родители своей, учителя только на словах «хотят помочь», на самом деле — лишь бы кое-как отвести урок да посудачить с коллегами. И естественно, приходишь к заключению: у таких взрослых — такие и дети. Какие же будут внуки от тех детей? Эффект полного бездушия.

Подобный подход к фильму позволяет хотя бы не отмахнуться, дескать, в реальной жизни все не так страшно, а задуматься, куда мы идем и какое будущее строим своими руками сегодня. А то, что будущее формируется именно сегодня и каждый день, в этом сомневаться уже не приходится.

Впечатлениями делится Татьяна Гребнева, бабушка 15-летнего внука, который смотрит сериал:

— Мы  с ним обсуждаем многие моменты. На какие-то он реагирует: «А что здесь такого?», что-то ему неприятно. Он совсем не такой, как ребята в фильме. Занимается гитарой, скалолазанием, пишет рэп с другом. Мне было бы страшно узнать, что наш внук другой, не такой, как  в семье. Общаюсь с педагогами, у которых учились еще мои дети, они достойны высокой оценки. Возможно, этот фильм — урок для всех: педагогам не надо так унижаться перед детьми, родителям следует обращать внимание на ребенка: не такой ли он у тебя и не опоздал ли ты (хотя если опоздал, то ровно на 15 лет). И для детей: может, испугаются чего-то. Впрочем, могут и плохому научиться...

Потерянное поколение?


Возможно, этот сериал всего лишь разрушил мои ожидания. Ни телевидение, ни кино не балуют зрителя современными фильмами о школе, о подростках. Да  и из прежних, советских лет они наперечет: «Доживем до понедельника», «Розыгрыш», «Школьный вальс», «Дорогая Елена Сергеевна», ну, десяток наберется. Казалось бы, такое поле для творчества, столько коллизий и потенциальных нравственных уроков! Ан нет. И смотрит молодежь увлеченно «Дом-2», потому что там «про отношения», а больше ей смотреть «про себя» попросту нечего. Была надежда, что  в Год учителя появится-таки фильм о школе, снятый в лучших традициях отечественного кино лучшими режиссерами. А нам подсунули дешевую «жвачку».

Дешевую не только по содержанию, даже по форме подачи. Возможно, кому-то интересен эффект съемки «летучей» или «дрожащей» (якобы скрытой) камерой, но, на мой взгляд, телевидение настолько увлеклось всякого рода «эффектами», что напрочь забыло о зрителе, у которого от этих «эффектов» одно мельтешение в глазах.

Кстати, о глазах. Их  в фильме почти нет. Все больше подбородки. А ведь, как известно, глаза — зеркало души. Вспомните, как здорово этим пользуются умелые режиссеры: хороший актер способен так «сыграть» глазами, что  и слов никаких не надо. Авторам «Школы» не до того, им важнее тела подростков — не души. И при всей внешней «приближенности» к реалиям жизни такая внутренняя пустота, что иной раз хочется воскликнуть: «Люди! Ау!»

Однако не все так однозначно: те, о ком, собственно, фильм, анализируют и делают выводы. Ученице 11-го класса Елене Замоскиной лишь сначала показалось, что  в кадрах много негатива:

— К сериалу привыкаешь, а фильмы о подростках всегда интересно смотреть. Есть ощущение, что это глубокий взгляд изнутри. Думаю, это собирательный образ школы. У подростков есть проблемы, а взрослые об этом часто ничего не знают.

Ее поддерживает школьная подруга Валентина Розенбах:

— Каждый, кто смотрит, найдет свою историю, в этом плане фильм очень интересен. А в школе у нас все проще и нет таких жестоких отношений. И с учителями тоже. Очень полезно посмотреть этот сериал, особенно родителям и тем, кто вольно или невольно создает такие ситуации. Например, ребятам, которые любят поиздеваться над другими. Со стороны все выглядит иначе.

На сайте газеты tumentoday.ru  провели собственный опрос читателей на предмет отношения к школе. Половина тех, кто учится сейчас, воспринимает ее как храм знаний и приятное времяпрепровождение (суммарно), другая половина — как вынужденную обязанность. Никто не ходит в школу как на каторгу. А вот из числа опрошенных, окончивших школу несколько или много лет назад, почти четверть вспоминает ее как «кошмар детства», по 32 процента пришлось на варианты «школа — приятное воспоминание» и «просто эпизод жизни», храмом знаний школу называют 12 процентов респондентов.

Школьные годы Валерии Гай Германики пришлись на «лихие» 90-е. Что сеяли тогда, то пожинаем сейчас. В то время перемен каждый строил свое будущее, как умел; сегодня он живет в том, что удалось выстроить. Однако случаются и «застревания», причем нередко именно в подростковом возрасте. Так обращайтесь к психологам, избавляйтесь от устаревших стереотипов и взрослейте же, наконец. Только за свой счет.
От редакции. Поделитесь и вы, уважаемые читатели, своими впечатлениями о сериале, о школе, где учится ваш ребенок. Возможно, фильм задел какие-то струны вашей души. Ждем писем.



Нутрициолог рассказала, как набрать вес

26 апреля

В Тюменской области остаются подтопленными 180 жилых домов и 19 участков автодорог

26 апреля