Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Воздушные рабочие войны

Слушать новость
Воздушные рабочие войны. .

У площадей и улиц, как у людей: общая судьба складывается из отдельных, неповторимых, уникальных. На всех – печать одного времени и похожих событий, но каждая – индивидуальна. Историю улицы Коровина в селе Юргинском проследить нетрудно: она в десятки раз моложе ее жителей. Ровный ряд типовых элегантных домов под черепичными крышами выстроился года три назад. За это время появились все коммуникации, асфальтированная дорога. Приехали новоселы – участники программы национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».


Улица российского героя


Какая, казалось бы, связь с Героем Советского Союза Яковом Ильичем Коровиным, гвардии майором, командиром авиаэскадрильи 136-го гвардейского штурмового полка. Война давно отгремела: новым улицам – новые имена.

Юргинцы рассудили иначе. Название улицы выбирали всем миром. Идея выбора гражданская, патриотическая: история Великой Отечественной войны неотделима от сегодняшних дней. Дума Юргинского муниципального района утвердила предложение официальным решением.

Высший пилотаж


Яков Ильич – из «породы крылатых». Не только потому, что бесстрашный до самозабвения, Богом хранимый всю войну командир эскадрильи. Он – человек, шага-ющий за мечтой. Редкий мальчишка не мечтал до войны стать летчиком. Но немногим сверстникам из сельской глубинки это удалось. Яков добился поставленной цели. Говорят, что в раннем детстве ребенок получает больше информации, чем за всю последующую жизнь. Так и деревенский парнишка изучал, постигал, впитывал, интересовался всем, что его окружало. Деревенский дом, где он родился, добрый, высокий с большими воротами и чистым двором, и был, как он потом вспоминал, его единственным домом во всей жизни. Все другие – служебные помещения, временные пристанища, казармы – это не дом. Там не пахло домом: сухим печным теплом, парным молоком, шаньгами с картошкой и морковкой. А на Рождество – морозным воздухом из открывающихся дверей: к Коровиным с раннего утра шли гости. Народ на улице Замятинской жил дружно: в любой двор заходи – «каждый встречный-поперечный – это свой». Яков – малыш с беззубо смеющимся ртом хвалился своим деревянным автоматом и подпрыгивал от радости. «Вот как наши-то!» – по-доброму похохатывал отец. Илья Михайлович работал на кожевенном заводе, рядом, на Кузнецовской заимке. В семье было пятеро детей: два сына и три дочери.

Самостоятельная жизнь


В 1917 году Яков пошел учиться в Юргинскую школу. Окончил три класса. Учеба захватила с первых дней. Педагог рисовал захватывающие перспективы для людей образованных. Яшу ценили за рассудительность, очевидные способности к математике. В ту пору началось всеобщее увлечение летательными аппаратами, планерами. Мальчишки рисовали и делали из бумаги самолеты. Пробовали даже сконструировать что-то. Все изменилось в одночасье. Умер отец. Якову пришлось оставить учебу и работать по найму. Потом устроился на кожевенный завод. Походив какое-то время в учениках, стал масленщиком. Материальная сторона дела отодвигала и отодвигала большую мечту о небе. В 1929 году Якова Коровина послали учиться на подготовительные курсы в Тюмень, а после их окончания – в лесотехнический техникум, в Талицу. Приходилось думать о бытовых мелочах, о пропитании, форме, пусть не шерстяной, а дешевенькой, хлопчатобумажной, обутках и валенках. Яков счел себя уже достаточно взрослым для самостоятельных решений и объявил матери, что пойдет работать и станет ей помогать. Уехал в Тюмень, устроился кочегаром на электростанцию. Кончилось все тем, что горком комсомола снова направил Яшу Коровина учиться в Магнитогорск, в школу ФЗУ. Яков был активным, политически грамотным, убежденным комсомольцем. В рядах комсомола состоял с 1926 по 1930 годы. В 1930-м вступил в члены ВКП(б). А через год был призван в РККА.

Службу проходил в Средней Азии, в восьмой кавалерийской бригаде. Через год получил звание комвзвода. Но увлечение не бросил, не оставил мечту. Пожалуй, судьбоносным стало для него направление в военную школу летчиков Оренбурга. А в ноябре 1933 года, после ее окончания, – распределение в Омск, в 102-ю авиабригаду. Он уже не сомневался в правильности выбранного пути: Кемерово, Красноярск – 52-я корпусная отдельная АЭ, Канск – высшая авиационная школа.

Январь 1941 года


Яков Ильич – преподаватель воздушной навигации в высшей школе. Теперь он точно знает: авиация – лучшая из профессий, дело, которого у него никто не отнимет. Счастливый. Неотразимый в летной форме. Дома его фотокарточки носили от дома к дому. Потом вставляли в рамку, под стекло. Вешали над сундуком, пахнущим нафталином. В урочный и неурочный час Яков Ильич выкраивал минутку, чтобы написать письмо родным. Хранил мамины листочки, мелко исписанные до самого нижнего края: «Остаемся живы и здоровы. Того и тебе желаем, сынок».

Младшая сестра Якова в 1941 году ушла добровольцем на фронт, об этом он узнал из ее писем. У самого Якова Коровина к началу войны уже была семья: жена Галина, дочь и маленький сынишка. Но проводов на фронт в общепринятом представлении, с теплушками, плачущими женщинами и ребятишками на перронах, у Якова Ильича не было. Он уже который год уезжал, улетал: служба. Для него боевые действия начались в декабре 1941 года.

За время боев на третьем Белорусском фронте командир эскадрильи зарекомендовал себя не только хорошим организатором, но и отличным штурмовиком, метко разящим противника как на переднем крае обороны, так и в его тылу. Крепил воинскую дисциплину, сплотил личный состав эскадрильи.

В песне, написанной к фильму о боевых летчиках, их назовут «воздушными рабочими войны». Работа. Долгий фронтовой путь. Летчик-штурман Коровин имел огромный опыт этой боевой работы. Был примером высокого мастерства, технической грамотности.

Сокрушительный штурм


В письмах домой Яков Коровин писал: «Мы разгромим и уничтожим врага. Ему не будет пощады. Победа – за нами». Боль и ярость. Ярость и боль. Удивительно, насколько бережно хранила его судьба на дорогах войны. Прошел через пять фронтов – и ни одной царапины. Жена, Галина Ивановна, рассказывала о случае на Сталинградском фронте. На разведывательный По-2 навалились «мессеры». Яков Ильич посадил машину вслепую. Стрелок погиб. В самолете было до сотни пробоин. Повезло со страшной силой. В рубашке родился, говорят про таких. А может, свойственная Коровину рассудительность, высочайшая квалификация, высший пилотаж, что называется, тому объяснение.

А каким неистовым было ликование победителей в день 9 мая. Командир эскадрильи гвардии майор Яков Ильич Коровин не отрывал глаз от неба. Оно было расцвечено огнями праздничного салюта.

«Воздушная работа» не прекращалась и в мирные дни. Один из полетов стал для Якова Ильича Коровина последним. Мама, Евгения Федоровна, не подозревала о трагическом содержании официального сообщения, которое получила как-то весной. Два года, слава богу, как кончилась война. Три подписи на казенном бланке, печать. «Ваш сын, командир 15-й разведывательной эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор Коровин Яков Ильич при исполнении служебных обязанностей погиб 21 марта 1947 года».

Послесловие


Боевой путь Якова Коровина отмечен высшими наградами Родины. За 120 боевых вылетов на самолетах По-2, 128 и на Ил-2 – орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями за «Боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». Похоронен Герой Советского Союза с воинскими почестями на Центральном кладбище в г. Алматы в правительственном секторе.

За последние годы появились десятки публикаций о Якове Коровине. Пополняются документальные материалы о нем в районном и школьных музеях, которые легли в основу повествования. И, надеюсь, помогут дополнить портрет этого неординарного, яркого, поистине легендарного, человека.

У площадей и улиц, как у людей: общая судьба складывается из отдельных, неповторимых, уникальных. На всех – печать одного времени и похожих событий, но каждая – индивидуальна. Историю улицы Коровина в селе Юргинском проследить нетрудно: она в десятки раз моложе ее жителей. Ровный ряд типовых элегантных домов под черепичными крышами выстроился года три назад. За это время появились все коммуникации, асфальтированная дорога. Приехали новоселы – участники программы национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».


Улица российского героя


Какая, казалось бы, связь с Героем Советского Союза Яковом Ильичем Коровиным, гвардии майором, командиром авиаэскадрильи 136-го гвардейского штурмового полка. Война давно отгремела: новым улицам – новые имена.

Юргинцы рассудили иначе. Название улицы выбирали всем миром. Идея выбора гражданская, патриотическая: история Великой Отечественной войны неотделима от сегодняшних дней. Дума Юргинского муниципального района утвердила предложение официальным решением.

Высший пилотаж


Яков Ильич – из «породы крылатых». Не только потому, что бесстрашный до самозабвения, Богом хранимый всю войну командир эскадрильи. Он – человек, шага-ющий за мечтой. Редкий мальчишка не мечтал до войны стать летчиком. Но немногим сверстникам из сельской глубинки это удалось. Яков добился поставленной цели. Говорят, что в раннем детстве ребенок получает больше информации, чем за всю последующую жизнь. Так и деревенский парнишка изучал, постигал, впитывал, интересовался всем, что его окружало. Деревенский дом, где он родился, добрый, высокий с большими воротами и чистым двором, и был, как он потом вспоминал, его единственным домом во всей жизни. Все другие – служебные помещения, временные пристанища, казармы – это не дом. Там не пахло домом: сухим печным теплом, парным молоком, шаньгами с картошкой и морковкой. А на Рождество – морозным воздухом из открывающихся дверей: к Коровиным с раннего утра шли гости. Народ на улице Замятинской жил дружно: в любой двор заходи – «каждый встречный-поперечный – это свой». Яков – малыш с беззубо смеющимся ртом хвалился своим деревянным автоматом и подпрыгивал от радости. «Вот как наши-то!» – по-доброму похохатывал отец. Илья Михайлович работал на кожевенном заводе, рядом, на Кузнецовской заимке. В семье было пятеро детей: два сына и три дочери.

Самостоятельная жизнь


В 1917 году Яков пошел учиться в Юргинскую школу. Окончил три класса. Учеба захватила с первых дней. Педагог рисовал захватывающие перспективы для людей образованных. Яшу ценили за рассудительность, очевидные способности к математике. В ту пору началось всеобщее увлечение летательными аппаратами, планерами. Мальчишки рисовали и делали из бумаги самолеты. Пробовали даже сконструировать что-то. Все изменилось в одночасье. Умер отец. Якову пришлось оставить учебу и работать по найму. Потом устроился на кожевенный завод. Походив какое-то время в учениках, стал масленщиком. Материальная сторона дела отодвигала и отодвигала большую мечту о небе. В 1929 году Якова Коровина послали учиться на подготовительные курсы в Тюмень, а после их окончания – в лесотехнический техникум, в Талицу. Приходилось думать о бытовых мелочах, о пропитании, форме, пусть не шерстяной, а дешевенькой, хлопчатобумажной, обутках и валенках. Яков счел себя уже достаточно взрослым для самостоятельных решений и объявил матери, что пойдет работать и станет ей помогать. Уехал в Тюмень, устроился кочегаром на электростанцию. Кончилось все тем, что горком комсомола снова направил Яшу Коровина учиться в Магнитогорск, в школу ФЗУ. Яков был активным, политически грамотным, убежденным комсомольцем. В рядах комсомола состоял с 1926 по 1930 годы. В 1930-м вступил в члены ВКП(б). А через год был призван в РККА.

Службу проходил в Средней Азии, в восьмой кавалерийской бригаде. Через год получил звание комвзвода. Но увлечение не бросил, не оставил мечту. Пожалуй, судьбоносным стало для него направление в военную школу летчиков Оренбурга. А в ноябре 1933 года, после ее окончания, – распределение в Омск, в 102-ю авиабригаду. Он уже не сомневался в правильности выбранного пути: Кемерово, Красноярск – 52-я корпусная отдельная АЭ, Канск – высшая авиационная школа.

Январь 1941 года


Яков Ильич – преподаватель воздушной навигации в высшей школе. Теперь он точно знает: авиация – лучшая из профессий, дело, которого у него никто не отнимет. Счастливый. Неотразимый в летной форме. Дома его фотокарточки носили от дома к дому. Потом вставляли в рамку, под стекло. Вешали над сундуком, пахнущим нафталином. В урочный и неурочный час Яков Ильич выкраивал минутку, чтобы написать письмо родным. Хранил мамины листочки, мелко исписанные до самого нижнего края: «Остаемся живы и здоровы. Того и тебе желаем, сынок».

Младшая сестра Якова в 1941 году ушла добровольцем на фронт, об этом он узнал из ее писем. У самого Якова Коровина к началу войны уже была семья: жена Галина, дочь и маленький сынишка. Но проводов на фронт в общепринятом представлении, с теплушками, плачущими женщинами и ребятишками на перронах, у Якова Ильича не было. Он уже который год уезжал, улетал: служба. Для него боевые действия начались в декабре 1941 года.

За время боев на третьем Белорусском фронте командир эскадрильи зарекомендовал себя не только хорошим организатором, но и отличным штурмовиком, метко разящим противника как на переднем крае обороны, так и в его тылу. Крепил воинскую дисциплину, сплотил личный состав эскадрильи.

В песне, написанной к фильму о боевых летчиках, их назовут «воздушными рабочими войны». Работа. Долгий фронтовой путь. Летчик-штурман Коровин имел огромный опыт этой боевой работы. Был примером высокого мастерства, технической грамотности.

Сокрушительный штурм


В письмах домой Яков Коровин писал: «Мы разгромим и уничтожим врага. Ему не будет пощады. Победа – за нами». Боль и ярость. Ярость и боль. Удивительно, насколько бережно хранила его судьба на дорогах войны. Прошел через пять фронтов – и ни одной царапины. Жена, Галина Ивановна, рассказывала о случае на Сталинградском фронте. На разведывательный По-2 навалились «мессеры». Яков Ильич посадил машину вслепую. Стрелок погиб. В самолете было до сотни пробоин. Повезло со страшной силой. В рубашке родился, говорят про таких. А может, свойственная Коровину рассудительность, высочайшая квалификация, высший пилотаж, что называется, тому объяснение.

А каким неистовым было ликование победителей в день 9 мая. Командир эскадрильи гвардии майор Яков Ильич Коровин не отрывал глаз от неба. Оно было расцвечено огнями праздничного салюта.

«Воздушная работа» не прекращалась и в мирные дни. Один из полетов стал для Якова Ильича Коровина последним. Мама, Евгения Федоровна, не подозревала о трагическом содержании официального сообщения, которое получила как-то весной. Два года, слава богу, как кончилась война. Три подписи на казенном бланке, печать. «Ваш сын, командир 15-й разведывательной эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор Коровин Яков Ильич при исполнении служебных обязанностей погиб 21 марта 1947 года».

Послесловие


Боевой путь Якова Коровина отмечен высшими наградами Родины. За 120 боевых вылетов на самолетах По-2, 128 и на Ил-2 – орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями за «Боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». Похоронен Герой Советского Союза с воинскими почестями на Центральном кладбище в г. Алматы в правительственном секторе.

За последние годы появились десятки публикаций о Якове Коровине. Пополняются документальные материалы о нем в районном и школьных музеях, которые легли в основу повествования. И, надеюсь, помогут дополнить портрет этого неординарного, яркого, поистине легендарного, человека.



В Тюменской области впервые реализуют образовательный проект «Многодетная мама-предприниматель»

23 апреля

На двух участках федеральных автодорог Тюменской области сняты ограничения движения грузового транзитного транспорта

23 апреля