Абалакская обитель: место светлых дум
Далее в сюжете: «Дороги, которые нас выбирают»
памятник истории
Святая старина, по логике Российского туристического союза, должна «подаваться» нерешительному туристу в заманчивых проектах показа. Но никаких проектов не надо, когда приезжаешь в Абалак, что в 15 километрах от старинного Тобольска, и стоишь на высоком нерукотворном валу с неподдельным восхищением взирая на открывающуюся взору панораму заливных лугов и крутых изломов могучего Иртыша… А тут вдруг зазвонит колокол Абалакского монастыря, потянутся монахи к вечерней службе, и туристы, забыв про то, что они на «показе», на экскурсии, смиренно войдут в Храм…
Монастырская хроника
Только так ли было всегда? Абалакский монастырь помнит времена, когда его заселяли как интернат для детей, когда позднее разместили складские помещения и мастерские для сельхозтехники. Буквально на глазах святыню едва не превратили в груду развалин с полуобрушенными стенами. Горько об этом вспоминать.
Но начну с восстановления Абалака и его святынь, так сказать – с божьего промысла. Исторически Абалак, Преображенка и Тобольский кремль связаны единой легендой.
До прихода русских на месте Абалака находился татарский укрепленный городок, названный по имени князя Абалака, являвшегося сыном сибирского хана Мара. После его падения многие русские, пришедшие вслед за Ермаковой дружиной, стали селиться рядом с татарским населением.
Изначально через Абалак пролегал Иркутский тракт, ведущий в Юго-Восточную Азию.
Первые русские поселяне заложили основу будущего Свято-Знаменского мужского монастыря с построения деревянного храма в честь Знамения Божией Матери, завершенного в 1636 году. Позднее рядом срубили и поставили Никольскую церковь.
После того как «от удара молнии» Знаменская церковь сгорела, ее стали отстраивать заново (почти в одно время с Тобольским Софийским собором и будто по его подобию – такая же четырехстолпная пятиглавая): в 1683 году по указу царя Федора Алексеевича ее заложили в каменном «зимнем» виде. Завершенная в 1691 году постройка была освящена митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом.
Теплый Никольский придел заложили при сибирском митрополите Филофее Лещинском, а закончили его в 1750 году.
Исследователи дополняют: с 1748 по 1750 годы вместо деревянной на территории монастыря построили каменную Никольскую церковь, а затем возвели церковь Марии Египетской (1752–1759), а в 1761 году капитальному переделу подвергся Знаменский храм, оказавшийся под однокупольным покрытием.
В 1783 году приход закрыли, и здесь появился монастырь, в который по настоянию епископа Варлаама и по высочайшему повелению государыни Екатерины Второй из-под Перми был переведен Богоявленский мужской монастырь. В 1825 году каменную ограду увеличили по периметру на триста погонных сажен «с воротами в восточной стене и двумя воротами (проездными и Святыми) в западной стене». Вскоре у проездных ворот построили каменную гостиницу, а затем возле южной стены в числе нескольких небольших строений возвели двухэтажный настоятельский корпус, завершающий планировку всего монастырского архитектурного ансамбля.
Легенда о Марии
В основе этих событий, способствовавших созданию столь важного и прославившегося в веках монастыря, лежит другая легенда. И связана она с некоей благочестивой вдовой Марией, проживавшей вблизи Абалакского погоста. Именно ей однажды во сне явились в небесах Божья Матерь, святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская.
И будто наяву повелела ей Богородица «возвестиши во всем мире явление мое к тебе и да речиши им мое заповедание. Се им заповеди моя, да созиждут церковь нову на Абалаке во имя Знамение, иже в великом Новее-граде…». Другими словами, по правую сторону от ветхой Преображенской церкви «созиждать» новый храм с приделами святителя Николая и Марии Египетской.
Обо всем этом вдова рассказала Тобольскому архиепископу Нектарию, и церковь такую построили.
Здесь были построены два храма: зимний – Знаменский и летний – Святой Троицы. Чудотворная икона Божией Матери «Знамение», написанная Матфеем Мартыновым, хранилась здесь вплоть до декабря 1917 года. В хаосе гражданского побоища тобольскую и сибирскую святыню вывезли из монастыря, сегодня здесь хранится ее копия.
На иртышском крутояре
Можно много рассказывать о трагических и светлых моментах истории мужского монастыря в Абалаке, но время позднее, пора возвращаться… Постоим еще раз на крутом откосе, полюбуемся чистой линией горизонта (где такое еще увидишь!), всмотримся в закат, он сегодня спокойный, не предвещающий на завтра никаких особых перемен…
Фото Валерия БЫЧКОВА
Ранее в сюжете