Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Арктический фронт

Общество, 00:01, 07 мая 2010,
Слушать новость
Арктический фронт . .

Мало кто знает, что часть Тюменской области и Красноярского края была правым флангом Арктического фронта, то есть единственным за Уралом местом, где шли боевые действия Великой Отечественной войны.


Бойцами Арктического фронта стали команды морских судов, летчики полярной авиации, работники метео- и радиостанций, тундровики. И спустя десятилетия вскрываются новые детали.


Под грифом «секретно»


Театр боевых действий Второй мировой войны за год до 22 июня 1941 года захватил Советскую Арктику, знакомую морякам и летчикам Германии еще с довоенного времени, когда убаюканные разговорами о мирном характере исследований, власти СССР разрешили им проходить (или пролетать, как дирижаблю LZ-127 «Граф Цеппелин» в 1931 году) по трассе Северного морского пути (СМП).

В 1940 году по секретному соглашению с СССР этой трассой прошел в сопровождении советских ледоколов германский вспомогательный крейсер «Коmetа», замаскированный под торговое судно «Donay».

Главным приобретением гитлеровцев от прохода крейсера стала ценная разведывательная информация, облегчившая в дальнейшем операции Kriegsmarine (военно-морских сил) в западном секторе Арктики. Не случайно сама информация о походе крейсера являлась засекреченной и впервые была обнародована только в апреле 1943 года в газете «Hamburger Fremdenblatt».

Северный морской путь


В сентябре 1941 года нацистское руководство продолжало планировать операции по блокированию путей сообщения СССР с Англией и Америкой захватом Мурманска, а импорт из США через Владивосток – путем давления на Японию; в январе 1942 года, подписав соглашение, Германия, Италия и Япония разделили свои интересы – ни много ни мало – по меридиану Омска. Армейская группа военно-экономического планирования (WRA) перед подписанием этого соглашения настаивала: для «сохранения органической целостности» экономических единиц и обеспечения в будущем «лучших восточных границ» для рейха предлагалось провести линию разграничения германских и японских интересов по течению Енисея.

Транспортно-экономическая блокада СССР


Важнейшим условием быстрого сокрушения СССР нацистское командование считало установление плотной транспортно-экономической блокады СССР по всему периметру его границ, включая районы Крайнего Севера. И если в навигацию 1941 года арктические конвои не понесли боевых потерь (из Белого моря в Арктику проследовало 43 конвоя со 113 транспортами), то в разгар оборонительных боев, которые советские войска вели под Сталинградом, гитлеровское руководство как составную часть своего плана военной кампании 1942 года рассматривало вывод из строя Северного морского пути. По признанию Ивана Папанина, многие сотрудники Главного управления СМП не верили, что враг сможет действовать на арктических коммуникациях столь активно и дерзко.

Первое боевое сражение в акватории Ямала


К проведению операции гитлеровцев подтолкнула полученная от японской разведки информация о проходе через Берингов пролив большой группы советских военных кораблей и торговых судов со стратегическими грузами.

Бой был заведомо «не на равных»: уже после первых залпов тяжелых орудий на «Сибирякове» вспыхнул пожар, а для предпринятого тарана недоставало хода: корабль стал тонуть, но на флагштоке вздрагивал израненный осколками военно-морской флаг... Экипаж повторил подвиг легендарного крейсера «Варяг».

Из воспоминаний Василия Белоусова, ныне живущего в Тюмени:

– Работая радистом на фактории Напалково Тазовского района, довелось быть свидетелем, когда немецкое военное судно разбомбило радиостанцию и ряд других объектов на острове Диксон. Дело было так: стоял теплый солнечный день. Я вышел на крыльцо покурить, слушая радиовещание с Диксона. Вдруг в передачах произошел сбой, умолк диктор, потом сообщил, что передача прекращается по техническим причинам …

Встречи ненцев с немцами


Катера с линкора и субмарины заходили в русла рек и ручьев Ямальского и Гыданского полуостровов – экипажам потребовалась питьевая вода – до ближайших баз Krieqsmarine несколько тысяч миль. Вероятно, случались и встречи неНцев с неМцами. Но противник не нашел поддержки среди местного населения даже у «врагов советской власти»: ощущая угрозу для Родины бывшие сосланные кулаки сражались на фронте, а двое из них – Иван Корольков и Александр Зверев даже стали Героями Советского Союза.

В августе 1944 года


На западе закончилась операция «Багратион», а советские и польские части вошли в Польшу. Успешно продвигалась линия фронта и на южном фланге. На севере наши войска вышли к советско-финской границе. Но фашистская Германия продолжала сопротивляться. В Карское море были направлены 11 подлодок, вооруженных новинками – бесследными акустическими электроторпедами, самонаводящимися на шум винтов. Цель похода субмарин, по мнению командующего Северным флотом адмирала Арсения Головко – создать на арктических коммуникациях напряженную обстановку, отвлекая силы, предназначенные для поддержки готовящегося советского сухопутного наступления на лапландскую группировку. Одной вражеской подлодке удалось прорваться в Обскую губу, дойти до фактории Дровяная. Существует даже мнение, что экипаж субмарины совершил нападение на факторию, захватив провиант. Опровергаем: этого не было, а вот о высадке гитлеровцев сведения точны.

– Радиограмму с сообщением о том, что подлодка заходила в речку Дровяная, приносил лично секретарь райкома партии Георгий Сидоров. Адресовалась она в Салехард окружкому партии. Это было, вероятно, в 1944 году во второй половине года. Точно не помню. Радиограмму передавал лично сам.

Из воспоминаний оленевода Вэсако Яунгада:


– Из воды появилось чудовище вроде большого корабля. Потом лодка. В нее сели три человека и направились к берегу. Мы перепугались, побежали из чумов прятаться по оврагам. Убежали все, кроме ребенка шести лет. Тот хромой был, бегать быстро не мог, залез в бочку, на дне которой лежала соленая рыба. Из оврага мы наблюдали за пришельцами.

Они вышли из лодки, осмотрелись, заглянули в чумы, в бочки, обнаружили спрятавшегося мальчика, вытащили его оттуда и стали угощать конфетами.

Германские подводники жестами объяснили, что им нужны рыба и мясо. Взамен предлагали конфеты, чай, сигареты, галеты, тогда как ненцам нужна была махорка (вряд ли чужеземцы знали это слово). Вскоре пришельцы отправились восвояси.

Фронт закрыт


25 августа правительство Финляндии, поняв бесперспективность ситуации и признав непобедимость советского народа, объявило о начале переговоров по перемирию. Фашистам лапландскую группировку пришлось спешно эвакуировать (ныне в Лапландии базируется лишь Санта-Клаус), а в Норвегии – сворачивать форпосты – Krieqsmarine ушли из северных широт.

Память о войне


На Ямале помнят о северных боях. В память о 65-летии гибели каравана и конвоя БД-5 в 2009 году по инициативе краеведов в Салехарде на площади Победы у Вечного огня установлена мемориальная доска, а в октябре того же года на острове Белом поставлен знак в память о трагическом событии, объявлена Всероссийская акция «Карская экспедиция», в рамках которой уже выявлено более 100 фамилий пассажиров транспорта «Марина Раскова». Живы и некоторые из спасенных.

Александр ЯРКОВ, доктор исторических наук,
Константин ЗУБКОВ и Геннадий ЗАЙЦЕВ, кандидаты исторических наук

Мало кто знает, что часть Тюменской области и Красноярского края была правым флангом Арктического фронта, то есть единственным за Уралом местом, где шли боевые действия Великой Отечественной войны.


Бойцами Арктического фронта стали команды морских судов, летчики полярной авиации, работники метео- и радиостанций, тундровики. И спустя десятилетия вскрываются новые детали.


Под грифом «секретно»


Театр боевых действий Второй мировой войны за год до 22 июня 1941 года захватил Советскую Арктику, знакомую морякам и летчикам Германии еще с довоенного времени, когда убаюканные разговорами о мирном характере исследований, власти СССР разрешили им проходить (или пролетать, как дирижаблю LZ-127 «Граф Цеппелин» в 1931 году) по трассе Северного морского пути (СМП).

В 1940 году по секретному соглашению с СССР этой трассой прошел в сопровождении советских ледоколов германский вспомогательный крейсер «Коmetа», замаскированный под торговое судно «Donay».

Главным приобретением гитлеровцев от прохода крейсера стала ценная разведывательная информация, облегчившая в дальнейшем операции Kriegsmarine (военно-морских сил) в западном секторе Арктики. Не случайно сама информация о походе крейсера являлась засекреченной и впервые была обнародована только в апреле 1943 года в газете «Hamburger Fremdenblatt».

Северный морской путь


В сентябре 1941 года нацистское руководство продолжало планировать операции по блокированию путей сообщения СССР с Англией и Америкой захватом Мурманска, а импорт из США через Владивосток – путем давления на Японию; в январе 1942 года, подписав соглашение, Германия, Италия и Япония разделили свои интересы – ни много ни мало – по меридиану Омска. Армейская группа военно-экономического планирования (WRA) перед подписанием этого соглашения настаивала: для «сохранения органической целостности» экономических единиц и обеспечения в будущем «лучших восточных границ» для рейха предлагалось провести линию разграничения германских и японских интересов по течению Енисея.

Транспортно-экономическая блокада СССР


Важнейшим условием быстрого сокрушения СССР нацистское командование считало установление плотной транспортно-экономической блокады СССР по всему периметру его границ, включая районы Крайнего Севера. И если в навигацию 1941 года арктические конвои не понесли боевых потерь (из Белого моря в Арктику проследовало 43 конвоя со 113 транспортами), то в разгар оборонительных боев, которые советские войска вели под Сталинградом, гитлеровское руководство как составную часть своего плана военной кампании 1942 года рассматривало вывод из строя Северного морского пути. По признанию Ивана Папанина, многие сотрудники Главного управления СМП не верили, что враг сможет действовать на арктических коммуникациях столь активно и дерзко.

Первое боевое сражение в акватории Ямала


К проведению операции гитлеровцев подтолкнула полученная от японской разведки информация о проходе через Берингов пролив большой группы советских военных кораблей и торговых судов со стратегическими грузами.

Бой был заведомо «не на равных»: уже после первых залпов тяжелых орудий на «Сибирякове» вспыхнул пожар, а для предпринятого тарана недоставало хода: корабль стал тонуть, но на флагштоке вздрагивал израненный осколками военно-морской флаг... Экипаж повторил подвиг легендарного крейсера «Варяг».

Из воспоминаний Василия Белоусова, ныне живущего в Тюмени:

– Работая радистом на фактории Напалково Тазовского района, довелось быть свидетелем, когда немецкое военное судно разбомбило радиостанцию и ряд других объектов на острове Диксон. Дело было так: стоял теплый солнечный день. Я вышел на крыльцо покурить, слушая радиовещание с Диксона. Вдруг в передачах произошел сбой, умолк диктор, потом сообщил, что передача прекращается по техническим причинам …

Встречи ненцев с немцами


Катера с линкора и субмарины заходили в русла рек и ручьев Ямальского и Гыданского полуостровов – экипажам потребовалась питьевая вода – до ближайших баз Krieqsmarine несколько тысяч миль. Вероятно, случались и встречи неНцев с неМцами. Но противник не нашел поддержки среди местного населения даже у «врагов советской власти»: ощущая угрозу для Родины бывшие сосланные кулаки сражались на фронте, а двое из них – Иван Корольков и Александр Зверев даже стали Героями Советского Союза.

В августе 1944 года


На западе закончилась операция «Багратион», а советские и польские части вошли в Польшу. Успешно продвигалась линия фронта и на южном фланге. На севере наши войска вышли к советско-финской границе. Но фашистская Германия продолжала сопротивляться. В Карское море были направлены 11 подлодок, вооруженных новинками – бесследными акустическими электроторпедами, самонаводящимися на шум винтов. Цель похода субмарин, по мнению командующего Северным флотом адмирала Арсения Головко – создать на арктических коммуникациях напряженную обстановку, отвлекая силы, предназначенные для поддержки готовящегося советского сухопутного наступления на лапландскую группировку. Одной вражеской подлодке удалось прорваться в Обскую губу, дойти до фактории Дровяная. Существует даже мнение, что экипаж субмарины совершил нападение на факторию, захватив провиант. Опровергаем: этого не было, а вот о высадке гитлеровцев сведения точны.

– Радиограмму с сообщением о том, что подлодка заходила в речку Дровяная, приносил лично секретарь райкома партии Георгий Сидоров. Адресовалась она в Салехард окружкому партии. Это было, вероятно, в 1944 году во второй половине года. Точно не помню. Радиограмму передавал лично сам.

Из воспоминаний оленевода Вэсако Яунгада:


– Из воды появилось чудовище вроде большого корабля. Потом лодка. В нее сели три человека и направились к берегу. Мы перепугались, побежали из чумов прятаться по оврагам. Убежали все, кроме ребенка шести лет. Тот хромой был, бегать быстро не мог, залез в бочку, на дне которой лежала соленая рыба. Из оврага мы наблюдали за пришельцами.

Они вышли из лодки, осмотрелись, заглянули в чумы, в бочки, обнаружили спрятавшегося мальчика, вытащили его оттуда и стали угощать конфетами.

Германские подводники жестами объяснили, что им нужны рыба и мясо. Взамен предлагали конфеты, чай, сигареты, галеты, тогда как ненцам нужна была махорка (вряд ли чужеземцы знали это слово). Вскоре пришельцы отправились восвояси.

Фронт закрыт


25 августа правительство Финляндии, поняв бесперспективность ситуации и признав непобедимость советского народа, объявило о начале переговоров по перемирию. Фашистам лапландскую группировку пришлось спешно эвакуировать (ныне в Лапландии базируется лишь Санта-Клаус), а в Норвегии – сворачивать форпосты – Krieqsmarine ушли из северных широт.

Память о войне


На Ямале помнят о северных боях. В память о 65-летии гибели каравана и конвоя БД-5 в 2009 году по инициативе краеведов в Салехарде на площади Победы у Вечного огня установлена мемориальная доска, а в октябре того же года на острове Белом поставлен знак в память о трагическом событии, объявлена Всероссийская акция «Карская экспедиция», в рамках которой уже выявлено более 100 фамилий пассажиров транспорта «Марина Раскова». Живы и некоторые из спасенных.

Александр ЯРКОВ, доктор исторических наук,
Константин ЗУБКОВ и Геннадий ЗАЙЦЕВ, кандидаты исторических наук



Более 700 спортсменов выступили на соревнованиях по чирлидингу в Тюмени

18 апреля

В Тюменской области более 1600 человек уехали с территорий, подверженных угрозе подтопления

18 апреля