Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Выбор профессии – ориентация на успех

Слушать новость
Выбор профессии – ориентация на успех. .

профессия

Переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, где молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

Наблюдается увеличение численности работающих не по специальности выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями:
1. Реальному производству нужны специалисты с практическими навыками работы (производственная практика) в машиностроительной, энергетической, сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах.
2. Российское образование слишком теоретизировано, школьные программы не отвечают реальным требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда.
3. Отсутствие личной ориентированной мотивации в получении специальности и несоответствие навыков и знаний, полученных в учебных заведениях, требованиям, предъявля-емым со стороны работодателя.

Выбор специальности – важный и ответственный шаг  в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.

С сожалением приходится констатировать, что  в современной России произошло ослабление роли и значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Некоторые СМИ, в том числе периодические печатные издания и центральное телевидение, способствуют потребительскому отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи, родного города (села), области.

Возраст накладывает отпечаток на представления о перспективной работе. Молодежь, например, в первую очередь ориентирована на информационные технологии, банки и инвестиции, маркетинг, рекламу. Питает иллюзии и о легкой карьере в юриспруденции и экономической сфере. Увы, наука, промышленность и сельское хозяйство, строительство и архитектура – совсем не те сферы, на которые ориентируется сегодня молодое поколение. Многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще.

Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реального практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и из-за моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда реализовать право на труд молодым людям достаточно сложно.

Это обусловлено такими факторами, как недостаток начальных профессиональных знаний, отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями к размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.

К сожалению, приходится признать, что для миллионов молодых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Где сегодняшний российский школьник может получить грамотную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать профессиональный путь? Таких примеров очень мало.

Вот в США, на которые часто ориентируются наши либералы, такая работа ведется. Еще  в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван «Школа – работе». В соответствии с документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Акт ориентирует специалистов системы образования:
– на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере;
– на объединение академических и профессионально-технических знаний;
– на формирование у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальной экономике;
– на связь между образовательными учреждениями и предприятиями;
– на заблаговременный выбор будущего рабочего места, а значит сокращение безработицы среди молодежи.

Говоря же  о профориентационной работе в Российской Федерации, видим, что решение проблемы стало чрезвычайно необходимым.

С одной стороны, желательность проведения качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, занимающимися трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и социального развития от 27 сентября 1996 года утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования не отвечают за самоопределение, подготовку к выбору профессии выпускников и реальное трудоустройство.

Оказалось, что будущая судьба школьников меньше всего интересует руководство системы образования в России. Для повышения качества подготовки молодежи к профессиональному старту необходимо совершенствование деятельности координирующих органов, обеспечивающих взаимодействие всех общественных институтов, реально участвующих в профориентации.

В Тюменской области есть наработки в этом направлении.

Как известно, Тюменская область по сравнению с другими регионами России относится к числу благополучных в сфере занятости.

Уровень регистрируемой безработицы в конце декабря 2009 года составил 0,85 процента от численности экономически активного населения при 1 проценте в начале года. По данным Роструда, в среднем по России показатель составил 7 процентов, по Уральскому федеральному округу – 2,9 процента.

Уровень трудоустройства граждан на селе (70,7 процента) превысил показатель в городской местности (57,5 процента).

В составе безработных 15,1 процента составляет молодежь в возрасте до 29 лет, показатель в среднем по области – 21 процент.

Численность трудоустроенных граждан составила 43,1 тысяч человек, что на 8,7 тысяч человек, или на 25,4 процента больше, чем  в 2008 году.

За 2009 год доля направленных на обучение безработных граждан составила 13,9 процента при 6,7 процента в 2008 году. Численность безработных, приступивших к профессиональному обучению по направлению службы занятости, составила 3,9 тысяч человек, что  в 2,2 раза больше, чем  в 2008 году. Возросла доля граждан, трудоустроенных после завершения обучения.

Вместе с тем необходимость введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечения предпрофильной подготовки школьников давно назрела.

В целях профессиональной ориентации учащихся, а значит и профилактики потенциальной безработицы, на мой взгляд, необходимо:
1. разработать государственную базовую программу, которая максимально будет отражать практическую направленность и профориентацию школьников, включающую специальные факультативные курсы на базе профтехучилищ, техникумов, высших учебных заведений, а может быть и на современной базе реального бизнеса;
2. создать межшкольные учебно-производственные мастерские, учебные цеха и учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профориентации, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастеров реального производства. При этом особое внимание обратить на их функционирование в сельских районах.
3. на курсах переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.

Несомненно, помощь в профессио-нальном самоопределении школьников, основанная на согласовании личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, включая подготовку к ней и ее завершение, и реализуемая в условиях негарантированной занятости, – важная часть социальной политики, а потому – это исключительно государственная задача. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества – как страны развитых технологий, высокой производительности труда, а значит и достойного уровня жизни граждан.

---

есть мнение
Куда идут учиться выпускники школ?
Какие профессии выбирают выпускники вузов? С этими вопросами обратились к школьникам и студентам.

Елена КИБИРЕВА,
студентка 2 курса института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета:
– О специальности «Связи с общественностью» в институте гуманитарных наук узнала ближе к окончанию одиннадцатого класса от подруги, которая там училась. Заинтересовало и порадовало то, что после учебы в вузе можно работать специалистом и в рекламе, и в нефтегазовой сфере, а также в менеджменте, логистике и журналистике. Из нас готовят мастеров на все руки!

Дмитрий НИКИТИН,
студент 4 курса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии:
– Родители очень хотели, чтобы после школы я поступил в сельхозакадемию на факультет «Аквакультура и водные биоресурсы». Говорили, что после окончания вуза легко найду работу по специальности в рыбохране. Сам же стремился в институт искусств и культуры: жить творчеством – моя давняя мечта... Однако послушался родных. Учусь в «сельхозе», но продолжаю мечтать о карьере артиста. Совет для выпускников школ: идите за мечтой, чтобы потом не кусать локти.

Ильсияр РЕЧАПОВА,
ученица 11 класса Андреевской средней школы Тюменского района:
– Мой «конек» в школьной программе – татарский язык и литература: три года подряд выигрывала олимпиаду по этим предметам в Тюменской области и становилась одной из лучших на Всероссийском этапе состязания в Казани. Самый лучший подарок, привезенный оттуда, – приглашение учиться в Татарском гуманитарно-педагогическом университете на факультете татарской филологии. Думаю его принять, а затем совершенствовать знания в Тюменском госуниверситете. Впереди – целая жизнь, а значит – множество побед!

Председатель комитета областной Думы по социальной политике

Фото из архива редакции, Светланы САДЫРИНОЙ, Анастасии ЛАНДЫШЕВОЙ, Сергея КУЗНЕЦОВА

профессия

Переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, где молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

Наблюдается увеличение численности работающих не по специальности выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями:
1. Реальному производству нужны специалисты с практическими навыками работы (производственная практика) в машиностроительной, энергетической, сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах.
2. Российское образование слишком теоретизировано, школьные программы не отвечают реальным требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда.
3. Отсутствие личной ориентированной мотивации в получении специальности и несоответствие навыков и знаний, полученных в учебных заведениях, требованиям, предъявля-емым со стороны работодателя.

Выбор специальности – важный и ответственный шаг  в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.

С сожалением приходится констатировать, что  в современной России произошло ослабление роли и значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Некоторые СМИ, в том числе периодические печатные издания и центральное телевидение, способствуют потребительскому отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к становлению человеческого достоинства в труде на благо семьи, родного города (села), области.

Возраст накладывает отпечаток на представления о перспективной работе. Молодежь, например, в первую очередь ориентирована на информационные технологии, банки и инвестиции, маркетинг, рекламу. Питает иллюзии и о легкой карьере в юриспруденции и экономической сфере. Увы, наука, промышленность и сельское хозяйство, строительство и архитектура – совсем не те сферы, на которые ориентируется сегодня молодое поколение. Многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще.

Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реального практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и из-за моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда реализовать право на труд молодым людям достаточно сложно.

Это обусловлено такими факторами, как недостаток начальных профессиональных знаний, отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями к размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.

К сожалению, приходится признать, что для миллионов молодых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Где сегодняшний российский школьник может получить грамотную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать профессиональный путь? Таких примеров очень мало.

Вот в США, на которые часто ориентируются наши либералы, такая работа ведется. Еще  в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван «Школа – работе». В соответствии с документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Акт ориентирует специалистов системы образования:
– на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере;
– на объединение академических и профессионально-технических знаний;
– на формирование у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальной экономике;
– на связь между образовательными учреждениями и предприятиями;
– на заблаговременный выбор будущего рабочего места, а значит сокращение безработицы среди молодежи.

Говоря же  о профориентационной работе в Российской Федерации, видим, что решение проблемы стало чрезвычайно необходимым.

С одной стороны, желательность проведения качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, занимающимися трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и социального развития от 27 сентября 1996 года утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования не отвечают за самоопределение, подготовку к выбору профессии выпускников и реальное трудоустройство.

Оказалось, что будущая судьба школьников меньше всего интересует руководство системы образования в России. Для повышения качества подготовки молодежи к профессиональному старту необходимо совершенствование деятельности координирующих органов, обеспечивающих взаимодействие всех общественных институтов, реально участвующих в профориентации.

В Тюменской области есть наработки в этом направлении.

Как известно, Тюменская область по сравнению с другими регионами России относится к числу благополучных в сфере занятости.

Уровень регистрируемой безработицы в конце декабря 2009 года составил 0,85 процента от численности экономически активного населения при 1 проценте в начале года. По данным Роструда, в среднем по России показатель составил 7 процентов, по Уральскому федеральному округу – 2,9 процента.

Уровень трудоустройства граждан на селе (70,7 процента) превысил показатель в городской местности (57,5 процента).

В составе безработных 15,1 процента составляет молодежь в возрасте до 29 лет, показатель в среднем по области – 21 процент.

Численность трудоустроенных граждан составила 43,1 тысяч человек, что на 8,7 тысяч человек, или на 25,4 процента больше, чем  в 2008 году.

За 2009 год доля направленных на обучение безработных граждан составила 13,9 процента при 6,7 процента в 2008 году. Численность безработных, приступивших к профессиональному обучению по направлению службы занятости, составила 3,9 тысяч человек, что  в 2,2 раза больше, чем  в 2008 году. Возросла доля граждан, трудоустроенных после завершения обучения.

Вместе с тем необходимость введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечения предпрофильной подготовки школьников давно назрела.

В целях профессиональной ориентации учащихся, а значит и профилактики потенциальной безработицы, на мой взгляд, необходимо:
1. разработать государственную базовую программу, которая максимально будет отражать практическую направленность и профориентацию школьников, включающую специальные факультативные курсы на базе профтехучилищ, техникумов, высших учебных заведений, а может быть и на современной базе реального бизнеса;
2. создать межшкольные учебно-производственные мастерские, учебные цеха и учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профориентации, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастеров реального производства. При этом особое внимание обратить на их функционирование в сельских районах.
3. на курсах переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.

Несомненно, помощь в профессио-нальном самоопределении школьников, основанная на согласовании личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, включая подготовку к ней и ее завершение, и реализуемая в условиях негарантированной занятости, – важная часть социальной политики, а потому – это исключительно государственная задача. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества – как страны развитых технологий, высокой производительности труда, а значит и достойного уровня жизни граждан.

---

есть мнение
Куда идут учиться выпускники школ?
Какие профессии выбирают выпускники вузов? С этими вопросами обратились к школьникам и студентам.

Елена КИБИРЕВА,
студентка 2 курса института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета:
– О специальности «Связи с общественностью» в институте гуманитарных наук узнала ближе к окончанию одиннадцатого класса от подруги, которая там училась. Заинтересовало и порадовало то, что после учебы в вузе можно работать специалистом и в рекламе, и в нефтегазовой сфере, а также в менеджменте, логистике и журналистике. Из нас готовят мастеров на все руки!

Дмитрий НИКИТИН,
студент 4 курса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии:
– Родители очень хотели, чтобы после школы я поступил в сельхозакадемию на факультет «Аквакультура и водные биоресурсы». Говорили, что после окончания вуза легко найду работу по специальности в рыбохране. Сам же стремился в институт искусств и культуры: жить творчеством – моя давняя мечта... Однако послушался родных. Учусь в «сельхозе», но продолжаю мечтать о карьере артиста. Совет для выпускников школ: идите за мечтой, чтобы потом не кусать локти.

Ильсияр РЕЧАПОВА,
ученица 11 класса Андреевской средней школы Тюменского района:
– Мой «конек» в школьной программе – татарский язык и литература: три года подряд выигрывала олимпиаду по этим предметам в Тюменской области и становилась одной из лучших на Всероссийском этапе состязания в Казани. Самый лучший подарок, привезенный оттуда, – приглашение учиться в Татарском гуманитарно-педагогическом университете на факультете татарской филологии. Думаю его принять, а затем совершенствовать знания в Тюменском госуниверситете. Впереди – целая жизнь, а значит – множество побед!

Председатель комитета областной Думы по социальной политике

Фото из архива редакции, Светланы САДЫРИНОЙ, Анастасии ЛАНДЫШЕВОЙ, Сергея КУЗНЕЦОВА



Тюменский акушер-гинеколог Светлана Камаева написала «Книгу для семейного чтения»

29 марта

В Тюмени прошло отраслевое совещание по культуре

29 марта