Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Предприниматель: что ему нужно для успеха?

Слушать новость
Предприниматель: что ему нужно для успеха?. .

Совместный проект газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты»


перспективы
В конце прошлого года на страницах издания стартовал цикл публикаций в рамках совместного проекта газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты». Проект — это встречи наиболее активных людей Урало-Сибирского региона с выдающимися интеллектуалами России и русской диаспоры, площадка для обсуждения прорывных направлений и проектов долгосрочного развития Урала и Сибири, общественные, деловые и научно-технологические идеи, способные составить новую культурную и экономическую платформу, на базе которой в ближайшие десятилетия должен осваиваться Урало-Сибирский регион. Это взрыв делового и научного творчества предпринимателей, активной и талантливой молодежи.

Кто они, предприниматели? За небольшой период отношение к этим людям претерпело изрядную трансформацию. На смену презрительному:   «Кулак, спекулянт, нэпман, делец» пришло понимание — да это же трудяги, денно и нощно радеющие не только о благе своей семьи, но и всей страны. Теперь малый и средний бизнес в почете. Что нужно развивать в себе, чтобы успешно трудиться на данной ниве?

Благодаря совместному проекту читатели встретились на страницах газеты с президентом фонда «Русские университеты», известным политиком и интеллектуалом Виктором Аксючицем, с председателем «Движения развития», председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (Москва) Юрием Крупновым. В феврале опубликована беседа с академиком РАЕН, директором Института опережающих исследований Юрием Громыко. В марте читатели познакомились с советником Управления президента РФ по внутренней политике, профессором Высшей школы экономики Олегом Матвейчевым.

На этот раз предлагаем газетную версию прошедшего в Тюмени мастер-класса председателя совета директоров фонда «Русские университеты», исследователя в области философии бизнеса Олега Банных.

Первооткрыватели


— Олег Васильевич, тезис о том, что стране и миру предприниматели жизненно необходимы, думаю, доказательств не требует, поскольку сама жизнь это доказала. А кто же такой предприниматель?

— Лучший способ освоить какое-то явление — как в школе, разобрать по слогам само слово, которым оно обозначается. Приставка «пред» (перед) свидетельствует о том, что эти люди находятся всегда впереди, делают что-то раньше других и т.п. Корень слова говорит, что предприниматель всегда «принимает участие» в чем-то, то есть он человек прежде всего не безучастный. Он участвует во всей полноте жизни и притом делает это впереди всех. «Принимать» можно не только «на грудь», но и «близко к сердцу». То есть предприниматель — человек неравнодушный, он все происходящее в жизни воспринимает всерьез. Наконец, третий смысл корня находим у Даля: принимать — это хватать даваемое, не упускать случая.

Итак, предприниматель — это тот, кто всем сердцем участвует в потоке жизни и чутко следит за малейшими ее сигналами с целью ухватить случай и превратить его в нечто большее... Если еще красивее сказать, то предприниматель — это неравнодушный первооткрыватель путей творческого совершенствования жизни. В нашей действительности нужно многое творчески менять. Потому нужны предприниматели.

— Определение пафосное. Можно привести конкретные примеры таких предпринимателей?

— Чтобы далеко не ходить от Тюмени — Виктор Муравленко. Только человек, желающий всем сердцем творчески улучшить жизнь, мог за 12 лет превратить болота Западной Сибири в мировой энергетический центр. Причем в суровых природных условиях и при почти полном отсутствии коммуникаций. Или Сергей Королев. Он и его товарищи мечтали о космосе в то время, когда подобные мысли вообще были делом сумасшедших, да и мечтали они, сидя в лагере, что как минимум не добавляло их стремлениям  реалистичности. К тому же тогда не существовало ни одной базовой «космической» технологии, все нужно было строить самим и с нуля. Наконец, в случае неудачи их могли поставить к стенке.

Резюмируем: цель — космически высока, как ее достичь — неясно, позади —   «стенка». И только в сердце — горячее желание отдать жизнь за мечту.  Стандартная предпринимательская задачка.

— Это не «задачка», а экстрим! Неужели всегда так нужно работать?

— В жизни периоды спокойного развития чередуются с сильными сдвигами. Мы находимся сейчас не только на этапе изменений, а именно в фазе перелома, в точке бифуркации, причем на всех «этажах» общественной жизни. И потому именно сейчас жизненно нужны предприниматели.

О кукле Барби и шестом этаже


— Какие этажи, по вашему мнению, нужно перестраивать?

— Все поле конкуренции можно представить в форме пирамиды из шести вертикальных слоев. На первом этаже создается материально-энергетический «субстрат»: энергия и конструкционные материалы. Здесь у нас неплохие позиции, но есть прогнозы, что в XXI веке мир сменит углеводородную энергетику на альтернативную и заменит металлы и нефтехимию на нечто, что родится в сфере нанотехнологий.

На втором этаже конкуренции энергия и материалы превращаются в товары. Здесь, по всей видимости, в текущем веке главным будет Китай. Необходимо сохранить жизненно важные товарные цепочки, а также те, где работа лучше получается. Но вот третий этаж конкуренции отдавать никак нельзя. Речь идет о производстве технологий, прежде всего базовых. В прошлом веке наша страна «держала» как минимум с десяток ключевых технологических укладов, первенство в которых обеспечили такие великие предприниматели, как Королев (в космической сфере), Курчатов (в атомной), Туполев и Сухой (в авиастроении) и другие.

Следующий технологический рывок, связанный с компьютерами и коммуникациями, мы вчистую проиграли, да и «старые» позиции теряем. Сейчас речь идет не просто о смене одного уклада на другой, а о переходе к новой технологической парадигме. Почти все предшеству-ющие технологии направлены на работу с неживой природой. Бурное развитие биотехнологий, генной инженерии, гуманитарных технологий — это переход к манипулированию живой природой. Огромное поле для размышлений и действий для предпринимателей...

— А что находится на четвертом этаже?

— Перечисленные первые три этажа относятся к реальной экономике. Дальше начинается «мистика», за которую, кстати, платят реальные деньги. Речь идет о хозяйственной мифологии — брендинге. Приведу пример. Обычная кукла, произведенная в Китае, стоит чуть больше доллара. Но как только получает имя «Барби», ее цена удесятеряется. Это и есть так называемая символическая экономика — здесь тоже огромное поле для предпринимательских битв...

Самое интересное начинается с пятого этажа — сферы «производства» культурных стандартов и институтов. Институты — это общественные привычки, которым следуем, почти не задумываясь. Кто задает правила, тот контролирует наше поведение. Пример — производство «героев нашего времени». Если образы Печорина или Онегина в качестве героев «складывались» сами собой, то нынешние Шварценеггеры и Ксюши разных фамилий — продукт сознательного проектирования. Или другой пример: превращение доллара в мировую резервную валюту — выдающийся предпринимательский проект, реализованный на пятом этаже. Еще пример. Многие бизнесмены стремятся получить диплом МВА, определенный стандарт делового образования, созданный «гарвардской традицией». Стоимость программ МВА в десятки тысяч долларов — дань владельцам этого стандарта...

— Интересно, что скрывается на шестом этаже?

— Мы дожили до времен, когда самые фундаментальные основы  бытия тоже могут стать объектом проектирования. Религии, системы ценностей, моральные нормы — все то, что мы, казалось бы, впитываем с молоком матери. Это закваска, которой заквашен язык, школьные программы, культурные стандарты и институты общества. Именно эти корни за ХХ век сильно подкопаны, если не изрублены. Но человек не может жить без корней, поэтому вместо традиционных ценностей  стал впитывать то, что ему дают, какого бы качества оно ни было. Начиная с мадам Блаватской (она одна из первых сознательно сделала микс из разных религиозных систем) и кончая современными сочинителями «корпоративных религий» — все это примеры сознательного проектирования на шестом религиозно-ценностном этаже...

Заведем будильник


— Вы считаете, что мы находимся в фазе серьезных изменений на каждом этаже?

— Именно так. Смена углеводородного цикла, нанотехнологический переворот в конструкционных материалах, мировое перераспределение производительных сил («фактор Китая»), сдвиг технологической парадигмы в сторону био- и гуманитарных технологий, стремительный рост символической экономики бренда, смена культурных стандартов, наконец, сложнейшие процессы на ортодоксальном «этаже»... Наверное, никогда перед нами не стоял такой комплекс вызовов. Для ответа на них нужны не отдельные предприниматели, а целый класс таких людей. Думаю, что он и будет ведущим классом в текущем веке, подобно тому, как в ХХ веке гегемоном были буржуа и пролетариат. Это по природе своей одинокие души, которые в силу деловой логики объединяются в корпорации.

Главная задача не столько в образовании сообществ предпринимателей, сколько в образовании самого предпринимателя. Проблема в том, что при всей востребованности жизнью этих людей мимо нас ходит много потенциальных гегемонов, не подозревающих о своем призвании. В каждом из нас живет предприниматель: неравнодушный искатель путей творческого улучшения  жизни. Но есть и те, кто обильнее других осыпан предпринимательскими дарами. Россия — гигантская поляна деятельности предпринимателей на ближайшие лет триста, а мы ходим с поникшими носами...

— Каким образом можно «разбудить» предпринимателя?

— В «деле пробуждения» начинать, конечно, нужно с молодых людей. Рассказать им о предпринимательском призвании, которого требует жизнь. Важно, чтобы молодой человек увидел себя в этом «зеркале» и получил более-менее системную карту для жизненного самоопределения. Не надо будить весь народ. Задача проще: нужно воспитать тысячу настоящих предпринимателей. Найти одаренных ребят и воспитать. Они и станут закваской для всех других.

— Но за последние годы на программах МВА подготовлена не одна тысяча предпринимателей. Где они?

— На МВА готовят администраторов, а не предпринимателей.  Администратор — тоже важная социальная роль. Его задача — обеспечить эффективную работу предприятия.

Подготовка администратора основано на изучении лучшей практики или кейсов, то есть какого-то стандартизированного успешного опыта других людей. Какая «лучшая практика» была у Муравленко или Королева? Хлюпающее болото у первого и безмолвные небеса у второго. Всю «практику» пришлось нарабатывать слету. Никто толком не знает, что будет твориться на шести этажах конкуренции в ближайшие десятилетия. Потому никакая МВА здесь не поможет...

Человек  человеку — радость


— Сложилось мнение, что русские люди по природе не предприимчивы...

— Почти все мифы о характере русского народа почерпнуты из гениальных текстов русских писателей Золотого и Серебряного века. Вечный сплин рефлексирующих типов от Онегина до героев Чехова — вот откуда мир узнавал русскую душу. Непонятно только, как такой народ-«слюнтяй» смог за сто лет отхватить территорию от Волги до Тихого океана, последовательно добивать самые мощные армии мира в их логове, да, в конце концов, за десяток лет освоить тюменскую нефтяную провинцию и вывести страну в мировую энергодержаву... Странно, но тот же Чехов во время  путешествия на Сахалин в письмах восхищался стойкостью и деловой хваткой сибирских купцов, а в пьесах воспевал интеллигентскую хандру...

Уверен, что герои появляются тогда, когда они нужны. ХХ век надорвал наш народ. Самоистреб-ление и войны выкосили лучших, мы разочаровались во всем, в чем только можно: в монархии, коммунизме, капитализме, в элите, в самих себе... Главное разочарование — от сложившейся при позднем социализме лукавой привычки думать одно, говорить другое, делать третье... Наверное, самое большое достижение последних лет — искреннее желание первых лиц страны восстановить у народа доверие к  словам и начинаниям. Если это произойдет, то русского предпринимателя не остановить...

— У русского предпринимателя есть какие-либо особенности?

— Сначала нужно успокоить тех, кто пугается определения «русский» или, наоборот, сильно гордится им. Это понятие не зоологическое, а культурное. Русскость меряется не количеством русской крови в жилах, а уровнем восприятия человеком русских культурных доминант. Давно известен феномен народного архетипа: совокупности установок, которые впитываем незаметно с молоком матери, которые «зашиты» в национальном алфавите, разлиты в самом воздухе родины. Именно проявленность этих установок в наше время будет источником конкурентной силы. Проще говоря, китаец будет побеждать не потому, что у него лучшие промышленные технологии, а потому, что он — китаец. Русские будут побеждать только в тех сферах, где сильнее других проявляются именно русские доминанты.

— Можете привести примеры?

— Назову формулу одной из русских культурных доминант, которую услышал от нынешних предпринимателей: «Если русский заговорил о морали, то денежки лучше перепрятать». Западная деловая культура основана на формальной морали и законе. В русской культуре все будет выстроено на личных отношениях и личном доверии. Какие законы и адвокаты стояли между Муравленко и Щербиной, когда они тут воевали со всеми возможными чертями? Если стоит задача серьезных изменений во всех сферах жизни, когда нет ничего типового, то есть того, что можно подсмотреть в прошлом управленческом или адвокатском опыте, то на первый план выходят личные отношения партнеров, по-товарищески  согласующих действия. Нет такого закона, который учел бы все богатство жизни. Только личная репутация — знаменитое купеческое «слово» — может быть гарантом.

— Нынешние отношения между предпринимателями трудно назвать доверительными...

— Сейчас никто не верит друг другу. Только «верным» залогам, да и здесь в последнее время стали мухлевать. Что говорить о предпринимателях, если еще до свадьбы люди в брачных контрактах делят то, что не нажили. Поглядите на центры мировых городов, заселенные адвокатскими конторами, которые «разруливают» вечные конфликты между людьми: выстроена целая цивилизация недоверия. У Френсиса Фукуямы есть книга «Доверие», где он в цифрах показывает фундаментальность этого фактора для успешного развития хозяйства. Доверие — одно из проявлений веры, а вера — основная доминанта культуры. Мы не верим друг другу, потому что... доверились определенному правилу: человек человеку волк. А один из лучших людей нашей родины, возведенный в архетип народной святости, — преподобный Серафим Саровский утверждал обратное: человек человеку — радость. Что хочешь, то и выбирай. Можно жить друг с другом волками, а можно — в доверии и радости.

[gallery link="file" columns="7"]

Далее в сюжете: Как вырастить настоящего предпринимателя?

Совместный проект газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты»


перспективы
В конце прошлого года на страницах издания стартовал цикл публикаций в рамках совместного проекта газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты». Проект — это встречи наиболее активных людей Урало-Сибирского региона с выдающимися интеллектуалами России и русской диаспоры, площадка для обсуждения прорывных направлений и проектов долгосрочного развития Урала и Сибири, общественные, деловые и научно-технологические идеи, способные составить новую культурную и экономическую платформу, на базе которой в ближайшие десятилетия должен осваиваться Урало-Сибирский регион. Это взрыв делового и научного творчества предпринимателей, активной и талантливой молодежи.

Кто они, предприниматели? За небольшой период отношение к этим людям претерпело изрядную трансформацию. На смену презрительному:   «Кулак, спекулянт, нэпман, делец» пришло понимание — да это же трудяги, денно и нощно радеющие не только о благе своей семьи, но и всей страны. Теперь малый и средний бизнес в почете. Что нужно развивать в себе, чтобы успешно трудиться на данной ниве?

Благодаря совместному проекту читатели встретились на страницах газеты с президентом фонда «Русские университеты», известным политиком и интеллектуалом Виктором Аксючицем, с председателем «Движения развития», председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (Москва) Юрием Крупновым. В феврале опубликована беседа с академиком РАЕН, директором Института опережающих исследований Юрием Громыко. В марте читатели познакомились с советником Управления президента РФ по внутренней политике, профессором Высшей школы экономики Олегом Матвейчевым.

На этот раз предлагаем газетную версию прошедшего в Тюмени мастер-класса председателя совета директоров фонда «Русские университеты», исследователя в области философии бизнеса Олега Банных.

Первооткрыватели


— Олег Васильевич, тезис о том, что стране и миру предприниматели жизненно необходимы, думаю, доказательств не требует, поскольку сама жизнь это доказала. А кто же такой предприниматель?

— Лучший способ освоить какое-то явление — как в школе, разобрать по слогам само слово, которым оно обозначается. Приставка «пред» (перед) свидетельствует о том, что эти люди находятся всегда впереди, делают что-то раньше других и т.п. Корень слова говорит, что предприниматель всегда «принимает участие» в чем-то, то есть он человек прежде всего не безучастный. Он участвует во всей полноте жизни и притом делает это впереди всех. «Принимать» можно не только «на грудь», но и «близко к сердцу». То есть предприниматель — человек неравнодушный, он все происходящее в жизни воспринимает всерьез. Наконец, третий смысл корня находим у Даля: принимать — это хватать даваемое, не упускать случая.

Итак, предприниматель — это тот, кто всем сердцем участвует в потоке жизни и чутко следит за малейшими ее сигналами с целью ухватить случай и превратить его в нечто большее... Если еще красивее сказать, то предприниматель — это неравнодушный первооткрыватель путей творческого совершенствования жизни. В нашей действительности нужно многое творчески менять. Потому нужны предприниматели.

— Определение пафосное. Можно привести конкретные примеры таких предпринимателей?

— Чтобы далеко не ходить от Тюмени — Виктор Муравленко. Только человек, желающий всем сердцем творчески улучшить жизнь, мог за 12 лет превратить болота Западной Сибири в мировой энергетический центр. Причем в суровых природных условиях и при почти полном отсутствии коммуникаций. Или Сергей Королев. Он и его товарищи мечтали о космосе в то время, когда подобные мысли вообще были делом сумасшедших, да и мечтали они, сидя в лагере, что как минимум не добавляло их стремлениям  реалистичности. К тому же тогда не существовало ни одной базовой «космической» технологии, все нужно было строить самим и с нуля. Наконец, в случае неудачи их могли поставить к стенке.

Резюмируем: цель — космически высока, как ее достичь — неясно, позади —   «стенка». И только в сердце — горячее желание отдать жизнь за мечту.  Стандартная предпринимательская задачка.

— Это не «задачка», а экстрим! Неужели всегда так нужно работать?

— В жизни периоды спокойного развития чередуются с сильными сдвигами. Мы находимся сейчас не только на этапе изменений, а именно в фазе перелома, в точке бифуркации, причем на всех «этажах» общественной жизни. И потому именно сейчас жизненно нужны предприниматели.

О кукле Барби и шестом этаже


— Какие этажи, по вашему мнению, нужно перестраивать?

— Все поле конкуренции можно представить в форме пирамиды из шести вертикальных слоев. На первом этаже создается материально-энергетический «субстрат»: энергия и конструкционные материалы. Здесь у нас неплохие позиции, но есть прогнозы, что в XXI веке мир сменит углеводородную энергетику на альтернативную и заменит металлы и нефтехимию на нечто, что родится в сфере нанотехнологий.

На втором этаже конкуренции энергия и материалы превращаются в товары. Здесь, по всей видимости, в текущем веке главным будет Китай. Необходимо сохранить жизненно важные товарные цепочки, а также те, где работа лучше получается. Но вот третий этаж конкуренции отдавать никак нельзя. Речь идет о производстве технологий, прежде всего базовых. В прошлом веке наша страна «держала» как минимум с десяток ключевых технологических укладов, первенство в которых обеспечили такие великие предприниматели, как Королев (в космической сфере), Курчатов (в атомной), Туполев и Сухой (в авиастроении) и другие.

Следующий технологический рывок, связанный с компьютерами и коммуникациями, мы вчистую проиграли, да и «старые» позиции теряем. Сейчас речь идет не просто о смене одного уклада на другой, а о переходе к новой технологической парадигме. Почти все предшеству-ющие технологии направлены на работу с неживой природой. Бурное развитие биотехнологий, генной инженерии, гуманитарных технологий — это переход к манипулированию живой природой. Огромное поле для размышлений и действий для предпринимателей...

— А что находится на четвертом этаже?

— Перечисленные первые три этажа относятся к реальной экономике. Дальше начинается «мистика», за которую, кстати, платят реальные деньги. Речь идет о хозяйственной мифологии — брендинге. Приведу пример. Обычная кукла, произведенная в Китае, стоит чуть больше доллара. Но как только получает имя «Барби», ее цена удесятеряется. Это и есть так называемая символическая экономика — здесь тоже огромное поле для предпринимательских битв...

Самое интересное начинается с пятого этажа — сферы «производства» культурных стандартов и институтов. Институты — это общественные привычки, которым следуем, почти не задумываясь. Кто задает правила, тот контролирует наше поведение. Пример — производство «героев нашего времени». Если образы Печорина или Онегина в качестве героев «складывались» сами собой, то нынешние Шварценеггеры и Ксюши разных фамилий — продукт сознательного проектирования. Или другой пример: превращение доллара в мировую резервную валюту — выдающийся предпринимательский проект, реализованный на пятом этаже. Еще пример. Многие бизнесмены стремятся получить диплом МВА, определенный стандарт делового образования, созданный «гарвардской традицией». Стоимость программ МВА в десятки тысяч долларов — дань владельцам этого стандарта...

— Интересно, что скрывается на шестом этаже?

— Мы дожили до времен, когда самые фундаментальные основы  бытия тоже могут стать объектом проектирования. Религии, системы ценностей, моральные нормы — все то, что мы, казалось бы, впитываем с молоком матери. Это закваска, которой заквашен язык, школьные программы, культурные стандарты и институты общества. Именно эти корни за ХХ век сильно подкопаны, если не изрублены. Но человек не может жить без корней, поэтому вместо традиционных ценностей  стал впитывать то, что ему дают, какого бы качества оно ни было. Начиная с мадам Блаватской (она одна из первых сознательно сделала микс из разных религиозных систем) и кончая современными сочинителями «корпоративных религий» — все это примеры сознательного проектирования на шестом религиозно-ценностном этаже...

Заведем будильник


— Вы считаете, что мы находимся в фазе серьезных изменений на каждом этаже?

— Именно так. Смена углеводородного цикла, нанотехнологический переворот в конструкционных материалах, мировое перераспределение производительных сил («фактор Китая»), сдвиг технологической парадигмы в сторону био- и гуманитарных технологий, стремительный рост символической экономики бренда, смена культурных стандартов, наконец, сложнейшие процессы на ортодоксальном «этаже»... Наверное, никогда перед нами не стоял такой комплекс вызовов. Для ответа на них нужны не отдельные предприниматели, а целый класс таких людей. Думаю, что он и будет ведущим классом в текущем веке, подобно тому, как в ХХ веке гегемоном были буржуа и пролетариат. Это по природе своей одинокие души, которые в силу деловой логики объединяются в корпорации.

Главная задача не столько в образовании сообществ предпринимателей, сколько в образовании самого предпринимателя. Проблема в том, что при всей востребованности жизнью этих людей мимо нас ходит много потенциальных гегемонов, не подозревающих о своем призвании. В каждом из нас живет предприниматель: неравнодушный искатель путей творческого улучшения  жизни. Но есть и те, кто обильнее других осыпан предпринимательскими дарами. Россия — гигантская поляна деятельности предпринимателей на ближайшие лет триста, а мы ходим с поникшими носами...

— Каким образом можно «разбудить» предпринимателя?

— В «деле пробуждения» начинать, конечно, нужно с молодых людей. Рассказать им о предпринимательском призвании, которого требует жизнь. Важно, чтобы молодой человек увидел себя в этом «зеркале» и получил более-менее системную карту для жизненного самоопределения. Не надо будить весь народ. Задача проще: нужно воспитать тысячу настоящих предпринимателей. Найти одаренных ребят и воспитать. Они и станут закваской для всех других.

— Но за последние годы на программах МВА подготовлена не одна тысяча предпринимателей. Где они?

— На МВА готовят администраторов, а не предпринимателей.  Администратор — тоже важная социальная роль. Его задача — обеспечить эффективную работу предприятия.

Подготовка администратора основано на изучении лучшей практики или кейсов, то есть какого-то стандартизированного успешного опыта других людей. Какая «лучшая практика» была у Муравленко или Королева? Хлюпающее болото у первого и безмолвные небеса у второго. Всю «практику» пришлось нарабатывать слету. Никто толком не знает, что будет твориться на шести этажах конкуренции в ближайшие десятилетия. Потому никакая МВА здесь не поможет...

Человек  человеку — радость


— Сложилось мнение, что русские люди по природе не предприимчивы...

— Почти все мифы о характере русского народа почерпнуты из гениальных текстов русских писателей Золотого и Серебряного века. Вечный сплин рефлексирующих типов от Онегина до героев Чехова — вот откуда мир узнавал русскую душу. Непонятно только, как такой народ-«слюнтяй» смог за сто лет отхватить территорию от Волги до Тихого океана, последовательно добивать самые мощные армии мира в их логове, да, в конце концов, за десяток лет освоить тюменскую нефтяную провинцию и вывести страну в мировую энергодержаву... Странно, но тот же Чехов во время  путешествия на Сахалин в письмах восхищался стойкостью и деловой хваткой сибирских купцов, а в пьесах воспевал интеллигентскую хандру...

Уверен, что герои появляются тогда, когда они нужны. ХХ век надорвал наш народ. Самоистреб-ление и войны выкосили лучших, мы разочаровались во всем, в чем только можно: в монархии, коммунизме, капитализме, в элите, в самих себе... Главное разочарование — от сложившейся при позднем социализме лукавой привычки думать одно, говорить другое, делать третье... Наверное, самое большое достижение последних лет — искреннее желание первых лиц страны восстановить у народа доверие к  словам и начинаниям. Если это произойдет, то русского предпринимателя не остановить...

— У русского предпринимателя есть какие-либо особенности?

— Сначала нужно успокоить тех, кто пугается определения «русский» или, наоборот, сильно гордится им. Это понятие не зоологическое, а культурное. Русскость меряется не количеством русской крови в жилах, а уровнем восприятия человеком русских культурных доминант. Давно известен феномен народного архетипа: совокупности установок, которые впитываем незаметно с молоком матери, которые «зашиты» в национальном алфавите, разлиты в самом воздухе родины. Именно проявленность этих установок в наше время будет источником конкурентной силы. Проще говоря, китаец будет побеждать не потому, что у него лучшие промышленные технологии, а потому, что он — китаец. Русские будут побеждать только в тех сферах, где сильнее других проявляются именно русские доминанты.

— Можете привести примеры?

— Назову формулу одной из русских культурных доминант, которую услышал от нынешних предпринимателей: «Если русский заговорил о морали, то денежки лучше перепрятать». Западная деловая культура основана на формальной морали и законе. В русской культуре все будет выстроено на личных отношениях и личном доверии. Какие законы и адвокаты стояли между Муравленко и Щербиной, когда они тут воевали со всеми возможными чертями? Если стоит задача серьезных изменений во всех сферах жизни, когда нет ничего типового, то есть того, что можно подсмотреть в прошлом управленческом или адвокатском опыте, то на первый план выходят личные отношения партнеров, по-товарищески  согласующих действия. Нет такого закона, который учел бы все богатство жизни. Только личная репутация — знаменитое купеческое «слово» — может быть гарантом.

— Нынешние отношения между предпринимателями трудно назвать доверительными...

— Сейчас никто не верит друг другу. Только «верным» залогам, да и здесь в последнее время стали мухлевать. Что говорить о предпринимателях, если еще до свадьбы люди в брачных контрактах делят то, что не нажили. Поглядите на центры мировых городов, заселенные адвокатскими конторами, которые «разруливают» вечные конфликты между людьми: выстроена целая цивилизация недоверия. У Френсиса Фукуямы есть книга «Доверие», где он в цифрах показывает фундаментальность этого фактора для успешного развития хозяйства. Доверие — одно из проявлений веры, а вера — основная доминанта культуры. Мы не верим друг другу, потому что... доверились определенному правилу: человек человеку волк. А один из лучших людей нашей родины, возведенный в архетип народной святости, — преподобный Серафим Саровский утверждал обратное: человек человеку — радость. Что хочешь, то и выбирай. Можно жить друг с другом волками, а можно — в доверии и радости.

[gallery link="file" columns="7"]



Ранее в сюжете

«Зеленая революция» как выход из кризиса

31

В Тюмени неделю искали 60-летнюю автоледи, которая сбила ребенка и скрылась

20 ноября

Совет Федерации одобрил закон о запрете пропаганды чайлдфри

20 ноября