Осенний экзамен для политиков
Выборы-2010: что ожидает избирателей?
компетентно
14 марта 2010 года на территории региона состоялись дополнительные выборы в органы представительной власти двух муниципальных образований. Возможно, первый в нынешнем году единый день голосования прошел практически незамеченным для значительной части населения Тюменской области. Вместе с тем состоявшиеся выборы ознаменовали важный этап в политической жизни региона. Об этом, равно как и о задачах участников выборного процесса в преддверии очередных избирательных кампаний, корреспонденту газеты рассказал председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.
– Игорь Николаевич, хотелось бы попросить вас напомнить нашим читателям основные итоги выборов, состоявшихся в марте текущего года.
– Прежде всего необходимо отметить, что в единый избирательный день на территории Тюменской области проведены не основные, а дополнительные выборы: в Думу Викуловского муниципального района по двум избирательным округам и выборы по двадцать второму избирательному округу в Тюмени. В областном центре выборы проводились, в частности, в связи с тем, что депутат Тюменской городской Думы Сергей Роженцев перешел на работу в органы исполнительной власти.
В выборах по трем избирательным округам должно было принять участие 13 568 человек, из них в Тюмени зарегистрировано 11 873 избирателя.
Поскольку институт дополнительного голосования сохранен законодательством для муниципальных выборов, данным правом воспользовалось 214 человек.
Жители сельских районов традиционно голосовали более активно, чем горожане. В результате большее число голосов избирателей было отдано двум кандидатам от партии «Единая Россия» – они победили с большим отрывом от соперников. Считаю, что в данном случае большую роль сыграла активность самих кандидатов, которые неоднократно проводили встречи с избирателями.
В избирательном округе на территории областного центра граждане проявили значительно меньшую активность. Если в Викуловском районе проголосовало 70,74 процента от общего числа избирателей, то в Тюмени – лишь 12,74 процента. Считаю, что причиной тому были как объективные, так и субъективные факторы. Возможно, сказалось и восприятие гражданами выборов как дополнительных, а не основных – когда избирается весь состав органов представительной власти.
В числе субъективных назову то обстоятельство, что в Тюмени кандидаты ограничились лишь публикациями в прессе; встреч с избирателями они практически не проводили.
В результате общая явка избирателей по трем округам составила менее двадцати процентов.
В целом избирательная кампания прошла достаточно спокойно, хотя, конечно, были и жалобы представителей избирательных объединений. В основном жалобы касались нарушений кандидатами правил ведения предвыборной агитации.
– Скажите, какие выборы ожидают жителей Тюменской области еще в текущем году?
– Необходимо отметить, что в текущем году нас ожидает серьезная избирательная кампания, которая завершится в единый выборный день 10 октября 2010 года. В 251 избирательном округе распределению путем выборов подлежит около 2493 депутатских мандата. При этом нашим землякам предстоит принять участие в выборах депутатов городских округов, таких, как Ишим, Заводоуковск, Тобольск. Также 10 октября 2010 года состоятся выборы депутатов Дум двух муниципальных районов – Тюменского и Уватского. Остальные выборы состоятся на уровне сельских поселений.
В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах также состоятся большие выборные кампании, а в 2011 году пройдут выборы в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
– Расскажите, пожалуйста, о текущей и о предстоящей работе избирательных комиссий по подготовке грядущих выборов.
– В данной связи совершенно справедливо высказывание о том, что подготовка к следу-ющим выборам начинается на следующий день после завершения выборов предыдущих. Уже сейчас избирательными комиссиями ведется большая подготовительная работа к выборам в октябре 2010 года. Так, основное внимание в работе избирательной комиссии Тюменской области и территориальных избиркомов обращено на подготовку методических рекомендаций, разъясняющих такие положения избирательного законодательства, как статус наблюдателей, уполномоченных и доверенных лиц на выборах, финансовой деятельности участковых и муниципальных комиссий.
Также проводится, можно без преувеличения сказать, самая главная работа – так называемая нарезка избирательных округов, то есть разделение территории того или иного муниципального образования в зависимости от того количества депутатов, которое будет избрано в соответствующую Думу. Например, в Тобольской городской Думе в настоящее время 25 депутатских мест, а в поселениях, как правило, посредством выборов распределяется по семь-пятнадцать депутатских мандатов. Необходимо отметить, что в настоящее время проводится унификация количества депутатских мест и в Думах субъектов Федерации, и в органах представительной власти в муниципалитетах и сельских поселениях. Количество депутатских мандатов будет четко увязано с численностью населения в территориях.
Важно, чтобы в соответствии с законодательством отклонение по численности избирателей в каждом округе не превышало десяти, а в отдаленных и труднодоступных местностях – тридцати процентов. Областной избирательной комиссии необходимо очень внимательно подходить к вопросу деления территорий на избирательные округа, поскольку от этого во многом зависит качество и легитимность проведенных выборов – не говоря уже о необходимости соблюдения норм избирательного законодательства.
Работа по делению территорий на избирательные округа уже ведется: она практически завершена по Тюменскому району, в последних числах марта велась аналогичная работа в Уватском районе. И, несомненно, мы оказываем практическую помощь коллегам в территориальных комиссиях практически в каждом из муниципальных районов, в которых осенью намечены выборы.
Предстоит работа по переформированию территориальных избирательных комиссий. На юге Тюменской области их двадцать девять. Поскольку они формируются на четырехлетний срок, в подавляющем большинстве территориальных комиссий состав будет меняться в октябре-ноябре 2010 года – до декабря включительно. Осуществляется большая подготовительная работа с тем, чтобы сохранить в комиссиях основу – опытных профессионалов и в то же время привлечь к работе активных молодых людей, желающих работать в избиркомах. Для этих целей совместно с Тюменской областной Думой и молодежной общественной палатой реализуем проект «Кадровый резерв избирательной комиссии Тюменской области». В ходе него на конкурсной основе подбираются кандидатуры для последующего назначения в состав территориальных и участковых комиссий – по два человека в каждом из муниципальных образований и по три в городских округах.
– Не усложнит ли предстоящее переформирование работу избиркомов в «горячий» период выборного процесса?
– Учитываем данный фактор и ориентируемся на сохранение основного состава комиссий. Сейчас в составе большинства комиссий работает по девять человек. В ряде городских избиркомов состав достигает двенадцати человек. Думаю, что со сложностями переформирования избирательных комиссий в выборный период мы успешно справимся: тем более избирательное законодательство прямо указывает на то, что после официального назначения выборов переформирование комиссий завершается, и они сохраняют полномочия до завершения выборной кампании. Переформируются лишь те комиссии, полномочия которых истекают до объявления даты выборов, все остальные будут работать в неизменном составе до завершения избирательного процесса.
В работе областной избирательной комиссии в ближайшие месяцы необходимо учитывать и изменения в законодательстве. Основа избирательного законодательства сохранена, сами законы действуют и оправдали себя на практике. Вместе с тем недавно президентом России внесены в Государственную Думу РФ новые законодательные инициативы. Они предусматривают более четкое упорядочение численности избирательных комиссий в зависимости от количества избирателей. Далее, в соответствии с новеллами в федеральном избирательном законодательстве, будет сводиться к минимуму институт досрочного голосования, поскольку данная практика вызывает недоверие у политических партий.
Представители партий неоднократно высказывали сомнение, что процедура проводится с соблюдением всех законодательных норм и правил. Институт досрочного голосования будет сохранен лишь для референдумов – как местных, так и проводящихся на уровне субъектов РФ. Во всех остальных случаях, в том числе и в ходе муниципальных выборов, от него будут отказываться. Исключением, и это хотелось бы подчеркнуть, является лишь сохранение практики досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях.
На юге Тюменской области, конечно же, нет полярных станций или судов, находящихся в плавании. Однако для труднодоступных местностей региона, например, районов тюменского Заболотья, институт досрочного голосования будет сохранен. Речь идет о Тобольском, Вагайском и Ярковском районах. Таким образом, мы не ожидаем каких-либо революций в избирательной практике в масштабах нашего субъекта РФ, хотя, несомненно, необходимо будет учитывать указанные изменения в законодательстве.
– Скажите, какая работа будет проводиться по завершении подготовительного этапа осенних выборов – в конце весны, летом и ближе к осени?
– Схемы избирательных округов, после их разработки, представят на обсуждение действующих муниципальных Дум для утверждения. Данная работа должна быть проведена в июне-июле текущего года. Поскольку выборы основные, а не дополнительные, назначат их проведение именно Думы муниципальных образований. Ожидается, что выборы, намеченные на 10 октября 2010 года, будут назначены органами представительной власти в первой половине июля. Далее начнется процесс выдвижения кандидатов. Соответственно, период предвыборной агитации начнется в печатных и электронных СМИ с 10 сентября 2010 года и продолжится в течение 30 дней. Все действия избирательных комиссий будут расписаны в календарных планах, основа которых уже сформирована к последним числам марта.
– Игорь Николаевич, какие выводы должны сделать все участники избирательного процесса в связи с состоявшимися выборами?
Думается, октябрьские выборы 2010 года еще более ярко покажут срез электоральных, общественных и политических предпочтений в преддверии большого избирательного цикла, который ожидается в ближайшие годы – как на территории нашего региона, так и в Российской Федерации в целом. Напомню, что в 2011 году должны состояться выборы депутатов Государственной Думы РФ и депутатов Тюменской городской Думы. В марте 2012 года состоятся выборы президента РФ, а также выборы нового состава Тюменской областной Думы. Выборы в октябре 2010 года без преувеличения можно назвать генеральной репетицией электорального цикла 2011—2012 годов.
Другая важная тенденция – обострение политической конкуренции в период выборов всех уровней. Данная тенденция, в частности, проявилась в ходе избирательной кампании, завершившейся выборами 11 октября минувшего года. Усиливается активность партий, и, как следствие, их политическое соперничество обостряется. Этот фактор является закономерным: ведь выборы – это серьезный процесс, итогом которого является распределение властных полномочий между политическими силами как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления.
Поэтому у всех участников выборов, не исключая и самих избирателей, должно быть четкое понимание того обстоятельства, что легких выборов больше не будет. Избирательное законодательство отнюдь не упрощается, оно остается и объемным, и четко регламентированным по содержанию. «Черного пиара» стало, конечно, меньше, но он и далее будет сохраняться, мимикрируя, становясь все изощренней.
В данных условиях избирательные комиссии должны работать еще более ответственно, организованно и четко. Самое главное, не допускать в работе отступлений от тех правовых норм, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве. Повторюсь, на грядущих выборах «легкой прогулки на лужайке» ни для кого из участников выборного процесса не получится. Поэтому всем необходимо настроиться на очень непростую и ответственную работу.
– Какие факторы влияют на уровень явки избирателей в день выборов? На ваш взгляд, что необходимо сделать для повышения интереса граждан к муниципальным выборам?
– Вопрос очень непростой, и в данном случае опрометчиво предлагать какие-либо однозначные решения проблемы явки. Несомненно, что многое зависит от территории, на которой проходят выборы. Все муниципальные образования самобытны, не похожи друг на друга. Многое зависит от политических партий и кандидатов, соперничающих на выборах. Практика показывает, что победу на выборах, как правило, завоевывает тот кандидат, который известен избирателям, узнаваем ими. Этот политик, как минимум, должен жить на территории, где он баллотируется. Он должен знать особенности, нужды и проблемы всей территории и ее жителей. Пусть пути развития территории, проблемы граждан в том или ином муниципалитете не такие глобальные, как задачи регионального или тем более федерального масштаба. Однако именно они определяют жизнь людей в данном муниципальном образовании, формируют настроение жителей.
Для людей важно качество дорог, сделан ли ремонт домов, есть ли освещение на улицах – данный перечень можно продолжить. Изменился и менталитет граждан: люди уже не верят красивым словам и громким лозунгам – они верят практическим делам. Они не избирают кандидатов по принципу «проголосовал – и забыл». Граждане готовы спрашивать с избранных ими депутатов реальные результаты деятельности.
Уже минувшие в марте этого года выборы показали, что кандидаты активно встречаются с населением, рассказывают людям о своих программах действий в случае избрания на пост депутата. Конечно, в крупных городах, таких как Тюмень, с «узнаваемостью» кандидата порой сложнее. Значит, необходимо не ограничиваться информационными листовками, а конкретно и доходчиво разъяснять, убеждать. Говорить о том, что изменится для жителей данного муниципалитета в случае избрания кандидата от той или иной партии на депутатский пост. Это требует серьезной и повседневной работы.
Кандидат должен заинтересовать избирателей, а для этого необходимо искреннее внимание к людям.