Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Вместо колбасы – домашний йогурт

Общество, 10:45, 02 апреля 2010,
Слушать новость
Вместо колбасы – домашний йогурт. .

Привычка правильно питаться настраивает на отличную учебу


Стакан чая  и кусочек сладкого хлеба – так нас кормили в сельской школе пятнадцать лет назад… По-хорошему завидую сегодняшним школярам. Первое, второе и компот! Обогащенный витаминами хлеб с отрубями, на любителя хлеб с морской капустой, сочные фрукты, свежие овощи, йогурты! Это не баловство, а здоровое полноценное питание – залог прекрасного самочувствия и хороших отметок. О нем говорили участники «прямой линии», организованной газетами «Тюменская область сегодня» и «Комсомольская правда. Тюмень», – заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь и детский эндокринолог Тюменской областной клинической больницы Анна Шайтарова.

Овсянка, сэр!


– Правда ли, что нельзя кормить детей сырыми овощами прошлогоднего урожая?

Марина Цветцых, г. Тобольск


Анна Шайтарова:
– При хранении овощей содержание витаминов и микроэлементов в них снижается (особенно неустойчивым считается витамин С). С другой стороны, даже в прошлогоднем урожае остается оптимальное количество полезной и необходимой в рационе ребенка клетчатки (норма – 25 грамм на килограмм тела ребенка). Она нужна, чтобы поддерживать постоянный уровень сахара в крови, а также продлять чувство сытости. Для того чтобы лучше сохранить витамины и микроэлементы в овощах, желательно их замораживать, а при приготовлении
подвергать минимальной термической обработке, используя микроволновую печь… Со свежих огурцов кожицу лучше снимать, потому как  в ней содержатся вещества, которые могут спровоцировать у детей заболевания желудочно-кишечного тракта. С привозными томатами нужно быть осторожными… Детям, склонным к аллергии, овощи прошлогоднего урожая лучше не давать, так как они могут вызвать обострение заболевания.

Людмила Чеботарь:
– Согласно предписанию управления Роспотребнадзора по Тюменской области в целях профилактики заболевания детей псевдотуберкулезом в школах и детских садах категорически запрещено использовать овощи прошлогоднего урожая для приготовления салатов.

– Как часто детям можно давать пельмени и макароны?

Ольга Сафронова, Бердюжский район


Анна Шайтарова:
– Пельмени – это продукт, который сочетает легко усваиваемые углеводы и тугоплавкие жиры. Существует мнение, что кормить ими ребенка младше трех лет нежелательно, а детей 5‑6 лет  и младшего школьного возраста – не чаще, чем 1‑2 раза в месяц. Частое употребление данного продукта детьми может привести к расстройству функций поджелудочной железы и нарастанию массы тела. Что касается макарон, то среднесуточная норма школьника – не более 15 грамм.

Полезно – не полезно...


– Какие продукты и в каком количестве необходимы ребенку? Настолько ли полезны йогурты, как  о том говорит реклама?

Нина Киндер, Ишимский район


Анна Шайтарова:

– Существуют среднесуточные нормативы потребления часто встречающихся продуктов, разработанные Институтом питания РАМН. Для ребенка младшего и среднего школьного возраста они таковы: мясо – 85 грамм (4‑5 раз  в неделю), рыба – 60 грамм (3‑4 раза в неделю), пшеничный хлеб – 150 грамм, ржаной хлеб – 60 грамм, макаронные изделия – 15 грамм, крупяные изделия – 30 грамм, яйцо – третья часть, молоко и молокосодержащие продукты – 500 грамм (в том числе творог – 50 грамм, кефир – 120‑125 грамм, сметана – 20 грамм, сыр – 12 грамм, масло – 30 грамм). А вот детский йогурт с искусственными красителями, подсластителями и эмульгаторами давать нельзя – он может спровоцировать аллергическую реакцию или функциональное расстройство желудочно-кишечного тракта. В пищевой промышленности при производстве йогуртов используются некоторые пищевые добавки. Добавки, одобренные в детском питании, это Е101 – витамин В2 и витамин Е – естественный антиокислитель; Е160а – каротин (витамин А); Е300 – аскорбиновая кислота, Е406 – агар-агар; Е440 – пектин. Допустимо содержание ванилина и лецитина. Еще нужно помнить, что любой йогурт содержит определенную долю жиров. Их норма для ребенка – не более 2,5 процента. Обращайте внимание на срок реализации товара и целостность упаковки. Перед тем как давать этот продукт малышу, попробуйте его сами…

– Мой ребенок склонен к полноте. От каких продуктов нужно отказаться?

Лилия Егорова, с. Омутинское


Анна Шайтарова:
– Во-первых, откажитесь от продуктов с высоким содержанием жиров: свинины, говядины, баранины второй категории. С птицы перед приготовлением убирайте кожу. Обращайте внимание на содержание жиров в молочных продуктах. Исключите продукты со скрытыми жирами: кондитерские изделия с масляными кремами, колбасы.
Во-вторых, не употребляйте продукты с высоким содержанием углеводов (варенье, кондитерские изделия, консервированные компоты, мед), а также консервы и копчености. Из способов приготовления пищи предпочтительней запекание, тушение, приготовление на пару.

Полностью ограничивать ребенка в сладком не стоит. Пару раз  в неделю в первой половине дня ему можно предложить зефир или пастилу, мармелад (предварительно смыв с него сахар) или мороженое без наполнителей (пломбир «Забава»). Сахар поддерживает работу мозга. Готовя выпечку, предпочтение отдайте бездрожжевому слоеному тесту. Нужно помнить, что привычки, в том числе и в питании, формируются с детства, а закрепляются в подростковом возрасте...

Диетическое меню – за свой счет


– Сына-первоклассника водят в столовую после первого урока. Нужно ли кормить ребенка завтраком дома?

Юрий Морозов, г. Тюмень


Анна Шайтарова:
– При рациональном подходе к питанию ребенок младшего школьного возраста должен получать в сутки завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Если питание в школе устраивает ребенка и родителей по качеству и количеству, дома можно предложить ему легкий перекус в виде молочного коктейля собственного приготовления, печенья из злаков, блюда из творога. Основной же утренний прием пищи он получит в школе.

Людмила Чеботарь:
– Все-таки первый прием пищи, пусть даже очень «легкий» завтрак, должен быть дома. Хотя бы для форми, е во все школы индивидуальное гипоаллергенное меню не совсем целесообразно: в группе элементарнозависимых (связанных с пищей) заболеваний тюменских школьников большая часть приходится на хроническую патологию желудочно-кишечного тракта и ожирение, а не на аллергии. К тому же на базе многих детских поликлиник города функционируют специальные образовательные программы «Аллергошкола» – к первому классу ребенок обучен принципам гипоаллергенного питания.

Людмила Чеботарь:
– По положению о питании родители первоклассника должны предупредить классного руководителя об аллергии своего ребенка. В принципе школы имеют возможность при необходимости предоставлять диетическое меню, но это может потребовать дополнительных расходов со стороны родителей.
– Что делать, если в школьной столовой кормят ужасно, но когда по жалобам приходят проверяющие, порции становятся больше в три раза? Как заставить администрацию школы кормить наших детей хорошо каждый день?

Елена Мокроусова, Тюменский район


Людмила Чеботарь:
– Прежде всего надо выстраивать конструктивный разговор с организаторами питания, с администрацией. В настоящее время существуют механизмы такого взаимодействия. С 2005 года в школах региона созданы управляющие советы, которые наряду с другими функциями могут и должны контролировать работу столовых. Для этого они обладают реальными правами, нормативно закрепленными в локальных актах школы и утвержденными распоряжением правительства Тюменской области.

Все начинается с семьи


– Мой сын скоро пойдет в первый класс. Как сегодня в школах Тюмени организовано питание? Из своего детства помню, что родители ежедневно давали деньги на буфет…

Татьяна Тихонова, г. Тюмень


Людмила Чеботарь:
– Сегодня деньги за обеды нужно отдавать организатору питания в школе. Как правило, в его роли выступает классный руководитель. Именно он отвечает за то, чтобы средства были потрачены на столовую.

В Тюменской области в зависимости от количества учеников в школах и пропускной способности столовых организовано три типа питания. К первому относится около ста образовательных учреждений: это крупные городские и сельские базовые школы, в которых дети могут быть охвачены питанием не менее чем за 4‑5 перемен. Организовать в них горячее двухразовое питание из нескольких блюд сложно из-за низкой пропускной мощности столовых и пищеблоков, нехватки времени для обеспечения приготовления продуктов... В связи с этим такие школы реально могут предоставить только одноразовое горячее питание (завтрак или обед) и дополнительно – буфетную продукцию (чай с выпечкой, кисломолочные продукты и т. п.).

Наличие буфета особенно необходимо для учащихся старших классов, остающихся на консультации и дополнительные занятия. Ко второму типу организации питания относится около двухсот школ, из них примерно 40 – городские и 160 – сельские. Это школы, расположенные в больших типовых зданиях, но имеющие сравнительно небольшой контингент учащихся и работающие в одну смену. Вместимость столовых в них позволяет охватить питанием всех учащихся за одну-две перемены. Поэтому здесь можно организовать не только однократное горячее питание и продажу буфетной продукции, но  и двухразовый полноценный прием пищи. Самым многочисленным для области является третий тип организации школьного питания, который объединяет около трехсот малокомплектных школ. Они расположены в отдаленных населенных пунктах, численность детей в них составляет от четырех до пятидесяти человек. Питание в малокомплектных, как правило, начальных, школах предоставляется один раз.

Запомните: если во время пребывания в школе промежуток между приемом пищи у ребенка больше трех с половиной часов, желательно, чтобы он кушал два раза. Часть стоимости питания в школе оплачивает областной бюджет, часть – родители. В ряде учебных заведений есть возможность удешевления питания за счет приусадебных участков. Главное, чтобы сами родители понимали важность полноценного рациона. Сумма обеда в разных территориях области составляет от 22 до 60 рублей в день. Это немного.

Привычка правильно питаться настраивает на отличную учебу


Стакан чая  и кусочек сладкого хлеба – так нас кормили в сельской школе пятнадцать лет назад… По-хорошему завидую сегодняшним школярам. Первое, второе и компот! Обогащенный витаминами хлеб с отрубями, на любителя хлеб с морской капустой, сочные фрукты, свежие овощи, йогурты! Это не баловство, а здоровое полноценное питание – залог прекрасного самочувствия и хороших отметок. О нем говорили участники «прямой линии», организованной газетами «Тюменская область сегодня» и «Комсомольская правда. Тюмень», – заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь и детский эндокринолог Тюменской областной клинической больницы Анна Шайтарова.

Овсянка, сэр!


– Правда ли, что нельзя кормить детей сырыми овощами прошлогоднего урожая?

Марина Цветцых, г. Тобольск


Анна Шайтарова:
– При хранении овощей содержание витаминов и микроэлементов в них снижается (особенно неустойчивым считается витамин С). С другой стороны, даже в прошлогоднем урожае остается оптимальное количество полезной и необходимой в рационе ребенка клетчатки (норма – 25 грамм на килограмм тела ребенка). Она нужна, чтобы поддерживать постоянный уровень сахара в крови, а также продлять чувство сытости. Для того чтобы лучше сохранить витамины и микроэлементы в овощах, желательно их замораживать, а при приготовлении
подвергать минимальной термической обработке, используя микроволновую печь… Со свежих огурцов кожицу лучше снимать, потому как  в ней содержатся вещества, которые могут спровоцировать у детей заболевания желудочно-кишечного тракта. С привозными томатами нужно быть осторожными… Детям, склонным к аллергии, овощи прошлогоднего урожая лучше не давать, так как они могут вызвать обострение заболевания.

Людмила Чеботарь:
– Согласно предписанию управления Роспотребнадзора по Тюменской области в целях профилактики заболевания детей псевдотуберкулезом в школах и детских садах категорически запрещено использовать овощи прошлогоднего урожая для приготовления салатов.

– Как часто детям можно давать пельмени и макароны?

Ольга Сафронова, Бердюжский район


Анна Шайтарова:
– Пельмени – это продукт, который сочетает легко усваиваемые углеводы и тугоплавкие жиры. Существует мнение, что кормить ими ребенка младше трех лет нежелательно, а детей 5‑6 лет  и младшего школьного возраста – не чаще, чем 1‑2 раза в месяц. Частое употребление данного продукта детьми может привести к расстройству функций поджелудочной железы и нарастанию массы тела. Что касается макарон, то среднесуточная норма школьника – не более 15 грамм.

Полезно – не полезно...


– Какие продукты и в каком количестве необходимы ребенку? Настолько ли полезны йогурты, как  о том говорит реклама?

Нина Киндер, Ишимский район


Анна Шайтарова:

– Существуют среднесуточные нормативы потребления часто встречающихся продуктов, разработанные Институтом питания РАМН. Для ребенка младшего и среднего школьного возраста они таковы: мясо – 85 грамм (4‑5 раз  в неделю), рыба – 60 грамм (3‑4 раза в неделю), пшеничный хлеб – 150 грамм, ржаной хлеб – 60 грамм, макаронные изделия – 15 грамм, крупяные изделия – 30 грамм, яйцо – третья часть, молоко и молокосодержащие продукты – 500 грамм (в том числе творог – 50 грамм, кефир – 120‑125 грамм, сметана – 20 грамм, сыр – 12 грамм, масло – 30 грамм). А вот детский йогурт с искусственными красителями, подсластителями и эмульгаторами давать нельзя – он может спровоцировать аллергическую реакцию или функциональное расстройство желудочно-кишечного тракта. В пищевой промышленности при производстве йогуртов используются некоторые пищевые добавки. Добавки, одобренные в детском питании, это Е101 – витамин В2 и витамин Е – естественный антиокислитель; Е160а – каротин (витамин А); Е300 – аскорбиновая кислота, Е406 – агар-агар; Е440 – пектин. Допустимо содержание ванилина и лецитина. Еще нужно помнить, что любой йогурт содержит определенную долю жиров. Их норма для ребенка – не более 2,5 процента. Обращайте внимание на срок реализации товара и целостность упаковки. Перед тем как давать этот продукт малышу, попробуйте его сами…

– Мой ребенок склонен к полноте. От каких продуктов нужно отказаться?

Лилия Егорова, с. Омутинское


Анна Шайтарова:
– Во-первых, откажитесь от продуктов с высоким содержанием жиров: свинины, говядины, баранины второй категории. С птицы перед приготовлением убирайте кожу. Обращайте внимание на содержание жиров в молочных продуктах. Исключите продукты со скрытыми жирами: кондитерские изделия с масляными кремами, колбасы.
Во-вторых, не употребляйте продукты с высоким содержанием углеводов (варенье, кондитерские изделия, консервированные компоты, мед), а также консервы и копчености. Из способов приготовления пищи предпочтительней запекание, тушение, приготовление на пару.

Полностью ограничивать ребенка в сладком не стоит. Пару раз  в неделю в первой половине дня ему можно предложить зефир или пастилу, мармелад (предварительно смыв с него сахар) или мороженое без наполнителей (пломбир «Забава»). Сахар поддерживает работу мозга. Готовя выпечку, предпочтение отдайте бездрожжевому слоеному тесту. Нужно помнить, что привычки, в том числе и в питании, формируются с детства, а закрепляются в подростковом возрасте...

Диетическое меню – за свой счет


– Сына-первоклассника водят в столовую после первого урока. Нужно ли кормить ребенка завтраком дома?

Юрий Морозов, г. Тюмень


Анна Шайтарова:
– При рациональном подходе к питанию ребенок младшего школьного возраста должен получать в сутки завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Если питание в школе устраивает ребенка и родителей по качеству и количеству, дома можно предложить ему легкий перекус в виде молочного коктейля собственного приготовления, печенья из злаков, блюда из творога. Основной же утренний прием пищи он получит в школе.

Людмила Чеботарь:
– Все-таки первый прием пищи, пусть даже очень «легкий» завтрак, должен быть дома. Хотя бы для форми, е во все школы индивидуальное гипоаллергенное меню не совсем целесообразно: в группе элементарнозависимых (связанных с пищей) заболеваний тюменских школьников большая часть приходится на хроническую патологию желудочно-кишечного тракта и ожирение, а не на аллергии. К тому же на базе многих детских поликлиник города функционируют специальные образовательные программы «Аллергошкола» – к первому классу ребенок обучен принципам гипоаллергенного питания.

Людмила Чеботарь:
– По положению о питании родители первоклассника должны предупредить классного руководителя об аллергии своего ребенка. В принципе школы имеют возможность при необходимости предоставлять диетическое меню, но это может потребовать дополнительных расходов со стороны родителей.
– Что делать, если в школьной столовой кормят ужасно, но когда по жалобам приходят проверяющие, порции становятся больше в три раза? Как заставить администрацию школы кормить наших детей хорошо каждый день?

Елена Мокроусова, Тюменский район


Людмила Чеботарь:
– Прежде всего надо выстраивать конструктивный разговор с организаторами питания, с администрацией. В настоящее время существуют механизмы такого взаимодействия. С 2005 года в школах региона созданы управляющие советы, которые наряду с другими функциями могут и должны контролировать работу столовых. Для этого они обладают реальными правами, нормативно закрепленными в локальных актах школы и утвержденными распоряжением правительства Тюменской области.

Все начинается с семьи


– Мой сын скоро пойдет в первый класс. Как сегодня в школах Тюмени организовано питание? Из своего детства помню, что родители ежедневно давали деньги на буфет…

Татьяна Тихонова, г. Тюмень


Людмила Чеботарь:
– Сегодня деньги за обеды нужно отдавать организатору питания в школе. Как правило, в его роли выступает классный руководитель. Именно он отвечает за то, чтобы средства были потрачены на столовую.

В Тюменской области в зависимости от количества учеников в школах и пропускной способности столовых организовано три типа питания. К первому относится около ста образовательных учреждений: это крупные городские и сельские базовые школы, в которых дети могут быть охвачены питанием не менее чем за 4‑5 перемен. Организовать в них горячее двухразовое питание из нескольких блюд сложно из-за низкой пропускной мощности столовых и пищеблоков, нехватки времени для обеспечения приготовления продуктов... В связи с этим такие школы реально могут предоставить только одноразовое горячее питание (завтрак или обед) и дополнительно – буфетную продукцию (чай с выпечкой, кисломолочные продукты и т. п.).

Наличие буфета особенно необходимо для учащихся старших классов, остающихся на консультации и дополнительные занятия. Ко второму типу организации питания относится около двухсот школ, из них примерно 40 – городские и 160 – сельские. Это школы, расположенные в больших типовых зданиях, но имеющие сравнительно небольшой контингент учащихся и работающие в одну смену. Вместимость столовых в них позволяет охватить питанием всех учащихся за одну-две перемены. Поэтому здесь можно организовать не только однократное горячее питание и продажу буфетной продукции, но  и двухразовый полноценный прием пищи. Самым многочисленным для области является третий тип организации школьного питания, который объединяет около трехсот малокомплектных школ. Они расположены в отдаленных населенных пунктах, численность детей в них составляет от четырех до пятидесяти человек. Питание в малокомплектных, как правило, начальных, школах предоставляется один раз.

Запомните: если во время пребывания в школе промежуток между приемом пищи у ребенка больше трех с половиной часов, желательно, чтобы он кушал два раза. Часть стоимости питания в школе оплачивает областной бюджет, часть – родители. В ряде учебных заведений есть возможность удешевления питания за счет приусадебных участков. Главное, чтобы сами родители понимали важность полноценного рациона. Сумма обеда в разных территориях области составляет от 22 до 60 рублей в день. Это немного.



Тюменку разбил инсульт в салоне красоты

25 апреля

Более 500 тюменских семей направили маткапитал на оплату детских садов

25 апреля