Легок ли учительский хлеб?
профессия
Нынешний год приковал общественные интересы к представителям самоотверженной профессии. Чуть ранее Ишимский государственный педагогический институт им. Ершова справил 55‑летний юбилей. Сколько же его выпускников несет просвещение в массы? Не всем выбранная стезя пришлась по душе. Только это не о двух моих героинях сказано будет. Если суммировать их педстаж, получится цифра, без малого идентичная вузовскому юбилею. Не случайно обе имеют высшую категорию, всякий раз подтверждая ее приличными показателями ЕГЭ у своих учеников и прочими профдостижениями.
Какими бы званиями и регалиями ни награждала нас жизнь, встречаясь с сокурсниками, всегда найдется, что вспомнить из студенчества, о чем посмеяться, что рассказать и что обсудить, о чем поспорить. (Избегая при этом «английских» тем о погоде, самочувствии, настроении.) Вопрос «о хлебе» ребром, разумеется, не ставила. Раскусили бы тогда некрасовский подтекст «Кому живется весело, вольготно на Руси?» О своем же становлении в профессии поведала каждая.
К заветной цели
Светлана Пятилетова шла к цели долго и упорно. Незаметно «голубая мечта» детских фантазий и грез стала приобретать реальные очертания. Признается с гордостью: из двадцати семи одноклассников пятеро — основательно в педагогической профессии. Помогли и направили учителя родной Готопутовской школы Сорокинского района Любовь Голозубова и Ольга Федянкина.
А жить с мечтой не просто легче, сразу семимильными шагами во что бы то ни стало торопишься ее приблизить. И профориентирование кстати пришлось. Школа хоть и сельская, но выбор был. Парни тракторами увлеклись. Девчата же на ферму и в детсад устремились. Излишне объяснять, почему Светлана (тогда еще Кухтина) в дошкольное учреждение с радостью отправилась. В выпускном классе заочно школу юного педагога в педвузе окончила. И – полный ход! Да здравствует желанная профессия!
– Учителя агитировали поступать на факультет педагогики и методики начального обучения, – признается Светлана Александровна. – Но для меня до сих пор загадка и тайна, как можно научить ребенка читать, писать, считать.
И поскольку заговорили о да-ющих азы знаний, собеседница не преминула рассказать, как брала два выпуска из рук Надежды Чащиной. Радовалась незакомплексованности ребят, свободе мыслей и полету фантазии, умению облечь мысли в грамотную словесную форму. Что не раз покоряло на открытых уроках. Ведь второй десяток лет Светлана работает по технологии педагогических мастерских, позволяющей выслушать каждого, ненавязчиво вести процесс обучения. Дети самостоятельно пытаются сформулировать цели, задачи урока. Старший наставник, разумеется, стимулирует интерес. К примеру, рисует на доске огромную «двойку» и выслушивает, какие ассоциации это изображение вызывает. Что бы вы думали? Оказывается, если правильно продолжить рисунок, получится изображение раскрытой книги.
Достижениями и результатами Светлана Александровна козырять не любит. Действительно, зачем? Солидное «портфолио» все без слов расскажет. Дважды лидировала на городском конкурсе стендовых уроков. Блеснула методической разработкой в год ершовского юбилея. Ученики преуспевают на олимпиадах федерального уровня, разрабатывают проекты к научно-практической конференции «Шаг в будущее». Нередко и призовые места случаются! Так, совместные с Татьяной Плотниковой наработки обобщили в брошюру «Словарь фамилий моих одноклассников», а в минувшем году победили на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи в Москве.
О творческой лаборатории и методических находках педагог рассказывает увлеченно и обстоятельно. Охотно верю сказанному. В противном случае не искрились бы теплотой и признанием глаза ее восьмиклашек, когда они говорили о классном руководителе: «Она у нас заботливая, внимательная. С ней, знаете, как интересно! Классные часы, походы... Любим фотографировать разные времена года. Со снимками побеждаем на экологических фестивалях «Зеленый мир». Около нашей школы за каждым классом закреплена своя ель. Вместе ухаживаем, утепляем, наряжаем».
Жизненный девиз педагога: чем больше отдаешь, тем больше получаешь, приносит свои плоды. Одну из ее выпускниц, Юлию Зайкову застала на активной педпрактике. Преемница охотно вспоминает школьные годы, «расчудесить» которые помогли уроки Светланы Александровны. Поэтому и за секретами мастерства к любимой учительнице ринулась.
Кропотливая, неутомимая, добросовестная и доброжелательная. Каждый комплимент в адрес моей сокурсницы, уверяю, заслуженный!
– Дома у меня – надежный тыл. Два Андрея (муж и сын), дочь Елена (студентка ИГПИ) и две мамы Вали, – улыбается собеседница. – Все они радуются моим успехам. Зачем так много трудиться? (На секунду задумывается.) Недавно на пробном ЕГЭ как раз был текст о счастье и смысле жизни. Когда проверяли работы, рассуждали с коллегами: кто считает себя счастливым? Решили, если бы мы превозносили материальные блага, ставили их во главу угла, наверное, здесь не работали.
«Связанные одной цепью»
Иначе о Светлане Ефремовой и восьмой школе Ишима, в которой она третий десяток лет учительствует и четвертый год является заместителем директора по учебно-воспитательной работе, не скажешь. Мало того, в 2006‑м и Светлана Семеновна, и горячо любимая ею школа первыми в Ишиме награждены президентскими грантами. Излишне говорить о великолепных успехах ее учеников на итоговом аттестационном экзамене в формате ЕГЭ, призовых местах на городских и зональных олимпиадах. Что скажешь? Мастер! Уроки- исследования, лаборатории, литературные гостиные.
– Брала за правило – проводить каждую четверть такие мероприятия, чтобы запомнились ребятам на всю жизнь, – делится секретами дела. – Если это КВН, то мифологический костюмированный. Задействованы все: и ученики, и родители... С детьми педагог должен быть искренним, мудрым. Профессию люблю за то, что работаю среди замечательных людей. В первый год доверили восьмой сборный класс. Тяжело было! Сомневалась: мое ли это? Когда получила пятиклашек, сомнения улетучились. У нас (и тогда, и сейчас) очень сильное школьное методическое объединение учителей-словесников. Шагать уверенно помогли Любовь Бочарова, Клавдия Котельникова, Зоя Шарапова.
Светлана Ефремова отвечает за успешную работу экспериментальной площадки ТОГИРРО «Формирование образовательной компетентности школьников на основе интегральных технологий» на базе школы. Каждое составляющее слово в названии площадки с легкостью комментирует, оперируя цифрами, фактами, находками:
– Мы ежегодно выступаем на городском экспертном совете, участвуем в научно-практических конференциях, публикуем работы в сборниках. В прошлом году выпустили методички по обобщению опыта работы с лучшими уроками.
Беседовали долго. О влиянии на школьников века информационных технологий, об извечных проблемах «отцов и детей» и способах их разрешения, о насущных проблемах и заботах. Вспоминали незабываемых вузовских преподавателей-эрудитов: Татьяну Лукошкову, Зою Селицкую, Юрия и Нину Дворяшиных... Кумиры! На них равнение держим!
– О чем сердце болит? – переспрашивает Светлана Семеновна. – Осознаю огромную ответственность за своих учеников: от успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку во многом зависит выбор их будущей профессии. Хочу, чтобы выпускники максимально реализовали свои способности, выбрав правильный курс, и утвердились в профессии.
[gallery link="file" columns="7"]
Фото автора