Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Раз игрушка, два игрушка

Слушать новость
Раз игрушка, два игрушка. .

Родителям
Те, кому приходилось воспитывать детей (а их, согласитесь, большинство), знают, что рано или поздно в жизни малыша наступает время, когда он начинает проявлять упрямство и перестает подчиняться родителям. Не в каждой семье такие периоды в развитии ребенка проходят гладко.

Вот строки из письма читательницы: «Моему сыну три года. Каждый вечер он отказывается собирать игрушки. Доходит до скандалов, нередко до слез. Подскажите, как справиться с непослушанием ребенка. Марина, г. Тюмень».

Ситуация типичная, все справляются по-разному. Что можно порекомендовать с позиций психологии?
Отметим, что в возрасте двух-трех лет малыш порой просто не знает, с чего нужно начать, когда слышит: «Собери игрушки». Не каждый родитель дает себе труд научить его этому. Взрослые нередко забывают, что ребенок всему учится, прежде чем начнет делать что-либо уверенно. Поэтому перед вами, Марина, две задачи: обучить ребенка прибирать за собой и привить с малых лет любовь к чистоте и порядку.

Давайте разбираться. Что именно вас раздражает? Что он не такой, как старший ребенок, который уже умеет прибираться? Или в ваших глазах он повторяет мужа, поскольку тот привык разбрасывать вещи и не склонен наводить порядок? Не сравнивайте и не навешивайте ярлыков на своего малыша.

Первое – научить. А учат так: сначала показывают, потом делают вместе, затем «доверяют» делать одному и обязательно хвалят, чтобы подкрепить желание делать это впредь. Кроме того, можно придумать определенные правила, которые будут дисциплинировать и приучать ребенка к реалиям жизни. Например, другую игрушку можно взять только тогда, когда пре-дыдущая будет убрана на место. У нас ведь немало правил, на которые ориентируемся: переходим дорогу по сигналу светофора, ходим на работу к определенному часу, да и собственно юридические законы – суть те же правила в жизни.

Второе. Переводите для себя любую подобную ситуацию в положительное русло: никого не надо обвинять. Скажите себе:
я хочу научить ребенка любить чистоту и порядок, мне просто нужно проявить терпение, потому что знаю, что некоторым вещам научиться непросто.
Но при этом не следует забывать, что ребенок всегда важнее любого самого желанного порядка. Если чувствуете, как внутри зарождается гнев, лучше сделайте паузу, но постарайтесь не кричать на малыша. Уловки могут быть разные: попросите его показать, как он умеет сложить кубики в коробку, чтобы вошли все. Или поставить машинки на полку «по росту». Для него это тоже будет элемент игры, а в результате – порядок. Можно воспользоваться таймером: успеем убрать до звонка или нет? Успехи следует обязательно отметить похвалой, а лучше – совместной радостью, что все получилось.

Третье. Избегайте угроз: не уберешь – выброшу. Ребенок обязательно захочет проверить правдивость утверждения и, если вы не приведете его в исполнение, в душе малыша поселится сомнение в вашей искренности.

Можно прибегнуть к технике «присоединения»: я знаю, что раскладывать игрушки намного интереснее, чем убирать их, но чтобы можно было доставать, их приходится складывать на место. Ребенку ясно, что вы понимаете его чувства и готовы разделить с ним «тяготы» жизни.

Четвертое. Вряд ли нужно мотивировать материальным вознаграждением: уберешь – куплю тебе новую игрушку. Такой подкуп не сформирует правильного отношения к соблюдению чистоты и порядка. Вместо этого можно предложить: давай уберем, а потом поиграем еще в одну игру. И, конечно, выполнить обещание.
И напоследок. Есть смысл акцентировать внимание на процессе: давай вот эти машинки поставим на полочку, ты ими еще завтра поиграешь, а эти игрушки уберем в коробку, если захочешь, потом достанешь. Кстати, и полки, и коробки должны быть под стать малышу – невысокими, доступными для него. Но результат все равно заслуживает того, чтобы вместе порадоваться.

Родителям
Те, кому приходилось воспитывать детей (а их, согласитесь, большинство), знают, что рано или поздно в жизни малыша наступает время, когда он начинает проявлять упрямство и перестает подчиняться родителям. Не в каждой семье такие периоды в развитии ребенка проходят гладко.

Вот строки из письма читательницы: «Моему сыну три года. Каждый вечер он отказывается собирать игрушки. Доходит до скандалов, нередко до слез. Подскажите, как справиться с непослушанием ребенка. Марина, г. Тюмень».

Ситуация типичная, все справляются по-разному. Что можно порекомендовать с позиций психологии?
Отметим, что в возрасте двух-трех лет малыш порой просто не знает, с чего нужно начать, когда слышит: «Собери игрушки». Не каждый родитель дает себе труд научить его этому. Взрослые нередко забывают, что ребенок всему учится, прежде чем начнет делать что-либо уверенно. Поэтому перед вами, Марина, две задачи: обучить ребенка прибирать за собой и привить с малых лет любовь к чистоте и порядку.

Давайте разбираться. Что именно вас раздражает? Что он не такой, как старший ребенок, который уже умеет прибираться? Или в ваших глазах он повторяет мужа, поскольку тот привык разбрасывать вещи и не склонен наводить порядок? Не сравнивайте и не навешивайте ярлыков на своего малыша.

Первое – научить. А учат так: сначала показывают, потом делают вместе, затем «доверяют» делать одному и обязательно хвалят, чтобы подкрепить желание делать это впредь. Кроме того, можно придумать определенные правила, которые будут дисциплинировать и приучать ребенка к реалиям жизни. Например, другую игрушку можно взять только тогда, когда пре-дыдущая будет убрана на место. У нас ведь немало правил, на которые ориентируемся: переходим дорогу по сигналу светофора, ходим на работу к определенному часу, да и собственно юридические законы – суть те же правила в жизни.

Второе. Переводите для себя любую подобную ситуацию в положительное русло: никого не надо обвинять. Скажите себе:
я хочу научить ребенка любить чистоту и порядок, мне просто нужно проявить терпение, потому что знаю, что некоторым вещам научиться непросто.
Но при этом не следует забывать, что ребенок всегда важнее любого самого желанного порядка. Если чувствуете, как внутри зарождается гнев, лучше сделайте паузу, но постарайтесь не кричать на малыша. Уловки могут быть разные: попросите его показать, как он умеет сложить кубики в коробку, чтобы вошли все. Или поставить машинки на полку «по росту». Для него это тоже будет элемент игры, а в результате – порядок. Можно воспользоваться таймером: успеем убрать до звонка или нет? Успехи следует обязательно отметить похвалой, а лучше – совместной радостью, что все получилось.

Третье. Избегайте угроз: не уберешь – выброшу. Ребенок обязательно захочет проверить правдивость утверждения и, если вы не приведете его в исполнение, в душе малыша поселится сомнение в вашей искренности.

Можно прибегнуть к технике «присоединения»: я знаю, что раскладывать игрушки намного интереснее, чем убирать их, но чтобы можно было доставать, их приходится складывать на место. Ребенку ясно, что вы понимаете его чувства и готовы разделить с ним «тяготы» жизни.

Четвертое. Вряд ли нужно мотивировать материальным вознаграждением: уберешь – куплю тебе новую игрушку. Такой подкуп не сформирует правильного отношения к соблюдению чистоты и порядка. Вместо этого можно предложить: давай уберем, а потом поиграем еще в одну игру. И, конечно, выполнить обещание.
И напоследок. Есть смысл акцентировать внимание на процессе: давай вот эти машинки поставим на полочку, ты ими еще завтра поиграешь, а эти игрушки уберем в коробку, если захочешь, потом достанешь. Кстати, и полки, и коробки должны быть под стать малышу – невысокими, доступными для него. Но результат все равно заслуживает того, чтобы вместе порадоваться.



В Госдуме принят закон о запрете пропаганды чайлдфри

12 ноября

Александр Моор: у нас достаточно примеров эффективного решения сложных управленческих задач

12 ноября