Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Основоположник классического стихосложения

Василий Тредиаковский занимает достойное место среди гениев XVIII века

Общество, 15:48, 13 июля 2018,
Слушать новость
Основоположник классического стихосложения. Василий Тредиаковский занимает достойное место среди гениев XVIII века.

Сей муж был великого разума, многого учения,
обширного знания
и беспримерного
трудолюбия.

Николай Новиков


Василий Тредиаковский (1703-1769) происходил из семьи астраханского священника. Окончил духовное училище по настоянию родителей, но не стал духовным иерархом. Как Ломоносов, Василий отправился в Москву за знаниями. Отличное знание латыни позволило ему без труда стать студентом Славяно-греко-латинской академии.

Трудолюбивый юноша успешно освоил все курсы и устремился в Петербург, но Академия наук не удовлетворила потребности в знаниях любознательного даровитого студента и его путь продолжился в Голландию, а затем во Францию.

В Париже в Сорбонне Василий в течение трех лет изучал математику и философию, прослушал курс лекций по богословию и, получив обширные познания в различных областях наук, в 1730 году возвращается в Россию.

Тредиаковский пробует себя в стихосложении, переводит роман с французского Таллемана «Поездка на остров любви», наполняя его своими стихотворениями. Это был первый любовный роман, с которым познакомился русский читатель и который имел огромный успех.

В 1735 году Василий Кириллович издает «Новый и краткий способ изложения российских стихов», где выступает с реформой стихосложения (силлабо-тоническая система стиха).

В книге имелось приложение, содержавшее экспериментальные образцы новых в России поэтических жанров – оды, мадригала, сонета, любовной лирики. С этого трактата и с работы «О древнем, среднем и новом стихотворстве российском» началась реформа в стихосложении, она продолжилась во второй половине XVIII и всего ХIХ столетия. Споры и даже ссоры между выдающимися литераторами XVIII века не стихали почти на протяжении всей их жизни.

В 1745 году Тредиаковский стал первым русским академиком. На торжественной церемонии он произнес программное «Слово о богатом, различном и искусном витийстве», где впервые изложил свои идеи, касающиеся освобождения русского языка от славянизмов. Проработал сей мудрый муж в академии 14 лет (пока его не уволили за конфликт с начальством), наставляя студентов по латинскому и русскому красноречию. Он написал небольшую работу «Разговор об орфографии», в которой впервые дает систематизированное изложение русской фонетики.

Последние десять лет жизни Тредиаковский посвятил переводческой литературе и философии. Он опубликовал поэму «Телемахида» – переложение произведения французского писателя Фенелона о Телемаке, сыне героя античного эпоса Одиссея. Весь прозаический текст Тредиаковский перевел стихами, общий объем которых составил огромный том, выдержавший десятки изданий. Он перевел десять томов «Древней истории» и шестнадцать томов «Римской истории» Роллена, ознакомил русского читателя с некоторыми произведениями европейской философской мысли.

На философских воззрениях Тредиаковского остановлюсь особо. В трактате «Слово о премудрости, благоразумии и добродетели» он выказывает свое понимание философии, пытается унифицировать гуманитарную дисциплину. Традиционное деление философии на умственную, нравственную и естественную его не устраивает. Мыслитель предпочитает различать в ней учения «предуготовляющие» (пропедевтические) и «главнейшие» (основные).

К первым он относит логику, онтологию, арифметику, алгебру, геометрию и историю философии.

Главнейшие  дисциплины предназначаются к тому, чтобы делать человека мудрым и добродетельным, а потому среди них должно различать теоретические знания и практические или деятельные учения.

К теоретическим философским дисциплинам относятся теология или «Богословия естественная», основная задача которой – представить доказательства бытия Божия средствами «врожденного света разума», пневматология, или учение о тварных духах (здесь же рассматривается вопрос о корреляции души и тела). Просветитель связывает практическую философию с естественным правом, этикой как учение о страстях и добродетелях. Гражданская философия рассматривает как социум (семья, город, государство), так и четыре основные формы правления: демократию, олигархию, аристократию, монархию. Последняя форма правления наиболее предпочтительна, ибо «всех лучше, выгоднее, полезнее и преславнее обществу».

До последнего часа трудился великий труженик, умирая в нищете и  забвении. Приходят на память строчки поэтессы Евдокии Растопчиной, посвященные гению русской поэзии Михаилу Лермонтову: «Поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой». Удивителен XVIII век – столетие огромного числа гениев, среди которых достойное место занимает Василий Тредиаковский.

Опубликовано: газета №121(4655)

Читайте больше:

Тюмень, как много в этом звуке…

Продолжается конкурс "История Тюмени - наша история"

Сей муж был великого разума, многого учения,
обширного знания
и беспримерного
трудолюбия.

Николай Новиков


Василий Тредиаковский (1703-1769) происходил из семьи астраханского священника. Окончил духовное училище по настоянию родителей, но не стал духовным иерархом. Как Ломоносов, Василий отправился в Москву за знаниями. Отличное знание латыни позволило ему без труда стать студентом Славяно-греко-латинской академии.

Трудолюбивый юноша успешно освоил все курсы и устремился в Петербург, но Академия наук не удовлетворила потребности в знаниях любознательного даровитого студента и его путь продолжился в Голландию, а затем во Францию.

В Париже в Сорбонне Василий в течение трех лет изучал математику и философию, прослушал курс лекций по богословию и, получив обширные познания в различных областях наук, в 1730 году возвращается в Россию.

Тредиаковский пробует себя в стихосложении, переводит роман с французского Таллемана «Поездка на остров любви», наполняя его своими стихотворениями. Это был первый любовный роман, с которым познакомился русский читатель и который имел огромный успех.

В 1735 году Василий Кириллович издает «Новый и краткий способ изложения российских стихов», где выступает с реформой стихосложения (силлабо-тоническая система стиха).

В книге имелось приложение, содержавшее экспериментальные образцы новых в России поэтических жанров – оды, мадригала, сонета, любовной лирики. С этого трактата и с работы «О древнем, среднем и новом стихотворстве российском» началась реформа в стихосложении, она продолжилась во второй половине XVIII и всего ХIХ столетия. Споры и даже ссоры между выдающимися литераторами XVIII века не стихали почти на протяжении всей их жизни.

В 1745 году Тредиаковский стал первым русским академиком. На торжественной церемонии он произнес программное «Слово о богатом, различном и искусном витийстве», где впервые изложил свои идеи, касающиеся освобождения русского языка от славянизмов. Проработал сей мудрый муж в академии 14 лет (пока его не уволили за конфликт с начальством), наставляя студентов по латинскому и русскому красноречию. Он написал небольшую работу «Разговор об орфографии», в которой впервые дает систематизированное изложение русской фонетики.

Последние десять лет жизни Тредиаковский посвятил переводческой литературе и философии. Он опубликовал поэму «Телемахида» – переложение произведения французского писателя Фенелона о Телемаке, сыне героя античного эпоса Одиссея. Весь прозаический текст Тредиаковский перевел стихами, общий объем которых составил огромный том, выдержавший десятки изданий. Он перевел десять томов «Древней истории» и шестнадцать томов «Римской истории» Роллена, ознакомил русского читателя с некоторыми произведениями европейской философской мысли.

На философских воззрениях Тредиаковского остановлюсь особо. В трактате «Слово о премудрости, благоразумии и добродетели» он выказывает свое понимание философии, пытается унифицировать гуманитарную дисциплину. Традиционное деление философии на умственную, нравственную и естественную его не устраивает. Мыслитель предпочитает различать в ней учения «предуготовляющие» (пропедевтические) и «главнейшие» (основные).

К первым он относит логику, онтологию, арифметику, алгебру, геометрию и историю философии.

Главнейшие  дисциплины предназначаются к тому, чтобы делать человека мудрым и добродетельным, а потому среди них должно различать теоретические знания и практические или деятельные учения.

К теоретическим философским дисциплинам относятся теология или «Богословия естественная», основная задача которой – представить доказательства бытия Божия средствами «врожденного света разума», пневматология, или учение о тварных духах (здесь же рассматривается вопрос о корреляции души и тела). Просветитель связывает практическую философию с естественным правом, этикой как учение о страстях и добродетелях. Гражданская философия рассматривает как социум (семья, город, государство), так и четыре основные формы правления: демократию, олигархию, аристократию, монархию. Последняя форма правления наиболее предпочтительна, ибо «всех лучше, выгоднее, полезнее и преславнее обществу».

До последнего часа трудился великий труженик, умирая в нищете и  забвении. Приходят на память строчки поэтессы Евдокии Растопчиной, посвященные гению русской поэзии Михаилу Лермонтову: «Поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой». Удивителен XVIII век – столетие огромного числа гениев, среди которых достойное место занимает Василий Тредиаковский.

Опубликовано: газета №121(4655)

Читайте больше:

Тюмень, как много в этом звуке…

Продолжается конкурс "История Тюмени - наша история"