Пять чудес Беларуси
Страна-соседка, которую мы не знали, но хотели открыть
Далее в сюжете: Голышманово: край русской культуры
НАРОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
Что я знала о Беларуси до этой осени? Что «славянская сестрица» России-матушки – это царство бульбы и драников (перевожу: картохи и кулинарного шедевра из нее), рай вышиванок (снова перевожу: вышитых с использованием национального орнамента рубах и блуз), чистоголосые «Песняры», Беловежская пуща, удобная и красивая одежда, которая до сих пор шьется по советскому ГОСТу, натуральная косметика, которая по итогам тестов получает самые высокие оценки. Пожалуй, таким коротким списком и ограничивались мои познания о соседнем государстве. В начале ноября, попав в команду пресс-тура «Актуальные вопросы сотрудничества Минской области с регионами России», организованного постоянным комитетом Союзного государства и национальным пресс-центром Республики Беларусь, открыла совершенно другую страну. Вернее, открыла вообще – наяву, а не по слухам и сомнительным познаниям. Удивилась. Влюбилась. А сейчас попытаюсь заинтересовать читателей, которые там еще не были, но планируют побывать.
Слуцку – 900 лет! В Великую Отечественную войну город сильно пострадал. Отстраивали его, конечно, заново, но прежней уютности нисколько не убавили. Теперь Слуцк – «игрушечка» всем на загляденье. Кстати, местная улица Ленина – самая длинная в Беларуси: она растянулась на 9,7 километра. Больше двух лет в этих местах жил легендарный маршал Победы Георгий Жуков.
Пожалуй, наиглавнейшая знаменитость Слуцка и один из рукотворных брендов Беларуси – пояс, во славу которого работает республиканское унитарное предприятие художественных изделий и в честь которого открыт музей. Пояс несколько веков назад считался аксессуаром для избранных. Все знали: если мужчина носит его повязанным вокруг талии, то занимает высокий чин. Мода на такие изделия в славянские страны пришла из Персии. Поэтому первые фабрики, ткавшие пояса, называли персиарнями.
удивления беларуси
В Слуцком государственном колледже, который изначально готовил маслоделов и сыроделов, а сейчас выпускает специалистов по многим направлениям общепита, есть свой зимний сад. Он признан самым чистым не только на территории Беларуси. Кроме множества растений (тут даже кофе выращивают, а потом и варят для гостей), в саду живут птицы и хищные рыбы – питаются такие сырым мясом, а доверяют кормить себя только одному педагогу.
– Ткать пояса в больших масштабах в 1750-х годах в Слуцке решился князь Михаил Казимир Радзивилл – кстати, он меньше преследовал коммерческую цель, просто хотел обойти в мастерстве специалистов Востока, – рассказала экскурсовод Лариса Лемеза.
Ткали в Беларуси мужчины. Каждый новый мастер прежде должен был отучиться 6-7 лет. Работа тяжелая: 16 часов за станком почти без перерыва, на один пояс – несколько сезонов. Не всякий выдерживал такой режим. Слабые бежали с мануфактуры, их ловили и возвращали на место – не приведи господь, разболтают секреты чужакам. Зато за отличную работу хороший ткач мог получить в подарок две усадьбы. Нить для пояса – мудреная: на шелковую основу навита золотая или серебряная проволока. В солидных по длине поясах могло содержаться до килограмма ценного металла. Настали худые времена – сжег изделие, выплавил золотишко…
Сейчас на современной фабрике, руководит которой Лариса Тарасова, больше изготавливают сценические костюмы, национальную одежду, постельное белье, столовые наборы, рушники, полушерстяные пледы, стеганые одеяла, подушки, игрушки… Пояса – только под заказ и для пополнения подарочного фонда администрации президента Александра Лукашенко. На единственном в мире ткацком станке Mageba, сконструированном инженерами из Франкфурта-на-Майне, пояса готовят за четыре дня. Стоят они так же дорого, как и прежде: цена начинается от 1 000 американских долларов. А носят их по большому счету шейхи Арабских Эмиратов, демонстрируя свое благосостояние и уважительное отношение к мастерам Беларуси.
В начале сентября Полоцку, колыбели белорусской культуры и государственности, исполнилось 1 155 лет. Как тут говорят: «Ад Полацка пачаўся Свет!» Есть правда в этих словах. Хотя бы потому, что старинный город на берегу Западной Двины дал разных странам и континентам немало талантливых людей. Отсюда – книгопечатник Франциск Скорина, основатель русского драматического театра Симеон Полоцкий, зодчий Иоанн, святая Ефросиния Полоцкая, генерал Роман Кондратенко, кинорежиссер Юрий Тарич… Сейчас в городе проживают 85 тысяч человек. Каждый сезон в Полоцк приезжают любители то средневековой ауры и рыцарских турниров, то духовной и камерной музыки. Летом – раздолье чемпионатов: по ловле раков, медовый, банный, яблочный, черничный, арбузный.
удивления беларуси
В Жодино в июле 2017 года открыли аллею фонарей. 25 совершенно разных «экспонатов» вдоль пешеходной дорожки на проспекте Мира придумали и воплотили самые мощные предприятия города – от «БелАЗа» до кузнечного завода тяжелых штамповок и трикотажной фабрики «Свитанак». Здесь – фонарь со швейной машинкой, в виде Эйфелевой башни, печки, бильярдного стола, роботов, кузнеца, экскаватора, подъемного крана… В общем, нет предела человеческой фантазии!
Софийский собор изначально построили в XI веке. Долгое время тут была уния – то есть местное духовенство подчинялось Риму, службы велись православные, но на белорусском языке. После разных трагических событий восстанавливали собор уже в XVIII веке. Из прежнего осталась только ширина – 24,6 метра. Стиль внутри – белорусское барокко (это фрески, позолота, амвон в виде нераспустившегося тюльпана). Ныне собор – музей архитектуры и по совместительству концертный зал для вечеров органной музыки. Орган в Софии уникальный: состоит из 48 регистров, сконструировали его чехи. Именно здесь проводят фестивали органной и камерной музыки, на которые съезжаются музыканты и любители из разных стран Европы. Но раз в год – 5 июня, в день Софии Полоцкой – в соборе все же ведется праздничная служба.
Спасо-Ефросиниевский женский монастырь – это святая обитель, известная своими чудесами. Тот, кто уверует, да будет исцелен. Монахини любят открывать истории, как в храм в разное время привозили и даже приносили безнадежных больных и после приложения к святым мощам и частицам, а также веригам они выходили на своих ногах, без болячек, полные сил и жажды жизни. Одно скажу: в этом месте трудно сдержать слезы, слушая историю про Софию Полоцкую, в миру – княжну Предиславу, которая отреклась от отцовского титула в 12 лет и жила в молитвах в своей маленькой келье пять десятилетий – переписывала и переводила книги, строила храмы, основывала монастыри. Но это не только слезы искреннего удивления, но и слезы обновления и понимания иных смыслов бытия.
Минск – столица Беларуси. Город, который хочет походить на хороший европейский и при этом не теряет национальной самобытности. Чистота, порядок, прямолинейность, перспективность… В войну Минск тоже сильно пострадал. Его возводили заново в духе сталинского классицизма. Поэтому – монументальные здания с высокими потолками внутри, колонны, балконы, не крикливо-яркие, но все равно торжественные фасады. Каждый квадратный метр тут дышит историей. Добрососедствуют разные религии. Хорошо здесь! Правильно!
удивления беларуси
С 2005 года село Алесино, что в Смолевичском районе Минской области, живет в статусе агрогородка. В регионе таких городков 328, а в республике – больше тысячи. Жители трудятся на местном предприятии АСК «Шипяны» – занимаются молоком и зерном. Жителей в Алесино всего 580. Но для них – амбулатория, баня, школа, детсад, клуб, почта, церковь и прекрасное транспортное сообщение с Минском. Чтобы выкупить в собственность хорошенький домик с приусадебным участком, нужно отработать в хозяйстве десять лет.
Полгода по Минску курсируют два желтеньких модных электробуса с экспресс-зарядкой на базе суперкондексаторов. Олег Быцко, главный конструктор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», заявляет:
– Это самый экономичный и безопасный для окружающей среды транспорт. Электробус экономит электроэнергию на 14 процентов, а затраты на обслуживание снижает на 3,8 процента.
Делают их на заводе в трех модификациях: Е433 длиной 18,735 метра, Е420 – 12,090 метра и Е490 – 9,500 метра. Каждый заправляется всего шесть минут. Одной зарядки хватает на маршрут длиной до 20 километров со всеми остановками. Цена билета – 65 белорусских копеек. Снабжен такой не только розетками для планшетов и смартфонов, двумя портами USB, но и пандусом для инвалидов, а также… черным ящиком, как в самолете. Конструктор уверяет, что черный ящик электробуса технологичнее, чем в летающей машине. Предприятие «Белкоммунмаш» (оно также производит трамваи и троллейбусы, а ведет свою историю с середины 70-х годов) работает только под заказ – заключило контракты с шестью странами мира. В России белорусские автобусы на электричестве скоро поедут по магистралям Москвы и Петербурга.
Жодино – город сравнительно молодой (с 1963-го года) и небольшой – в нем около 64 000 жителей. Основная часть населения трудится на градообразующих предприятиях. Самое знаменитое – Белорусский автомобильный завод, который сейчас активно поддерживает республиканскую программу промышленного туризма.
удивления беларуси
Если приедете в Полоцкий государственный университет, вам первым делом покажут два необычных экспоната. Это башенные часы, фигурки в которых движутся и исполняют «Гаудеамус» – гимн всех студентов, и механическая голова Сократа, восстановленная по образцу прежнего мастера Габриэля Грубера современными учащимися. Подойдите к ней со словами «Уважаемый старец, позвольте обратиться...» и смело задавайте самые каверзные вопросы. На мои «актуальные» «Что делать? Как быть?» Сократ ответил, не моргнув: «Строить дороги и избавляться от дураков».
За 70-летнюю историю «БелАЗ» выпустил в мир более 500 модификаций карьерных самосвалов и машин специального назначения, в том числе для домостроения, собрал 146 000 единиц техники, которая ушла в 72 страны мира!
Завод не развалился в 90-е годы прошлого века – в честь этого мудрые японцы подарили руководству шлем самурая. У всех на слуху сейчас карьерный самосвал БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн. Высотой он, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, с трехэтажку.
– Когда мы увеличиваем грузоподъемность, многие полагают, что гонимся за рекордами. Рекорд рекордом, но главное отличие карьерного самосвала – чем выше грузоподъемность, тем ниже стоимость перевозки тонны груза, да и сервис дешевле, – рассказал заместитель директора завода Станислав Якубович.
Завод сделал пока три таких самосвала. Один работает на Кузбассе, второй готовится к отправке, третий еще собирают. Стоит чудо-машина от 6 миллионов долларов. Работает в разных погодных условиях и ситуациях: от -50 до +50 градусов по Цельсию, на глубине 500 метров и высоте 4 000 метра.
«БелАЗ» по-хорошему удивляет своей социальной политикой, отношением к рабочим. Кстати, только в Жодино их 10 000 человек! 501 женщина находится в отпуске по уходу за ребенком. Выплаты в полном объеме каждая «декретница» получает, пока малышу не исполнится три года. А зарплату на заводе поднимают по три раза в год. Сейчас она доведена до уровня 700 долларов в месяц.
Опубликовно: газета №214(4505)
Читайте больше: