Особая экспедиция Федора Наянова
70 лет назад, в сентябре 1947 года, в обстановке строжайшей секретности по личному указанию Сталина началась подготовка к походу речных колесных судов по маршруту Архангельск – Салехард.
Главной целью первой послевоенной морской экспедиции являлась рекогносцировка Северного морского пути и навигационное исследование Карского моря, а также пополнение судов в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах для транспортировки народнохозяйственных грузов.
впечатления участников
Сегодня, 28 сентября, Игорь Иванович Ермаков отмечает 60-летие.
Редакция сердечно поздравляет внештатного автора с юбилеем! Героями его публикаций становятся уважаемые люди страны и патриоты, труженики, безумно увлеченные своим делом, – словом, те уроженцы или гости региона, кем Родина может гордиться! Редакция и читатели благодарны историку-краеведу Ермакову за уникальные авторские публикации, проливающие свет на тайны времен. Чтобы погрузить нас в историю Отечества и Тюменской области, он работает в архивах, осмысливает события давно минувших дней и ищет параллели с настоящим. Редакция желает юбиляру крепкого здоровья, радости и новых ярких публикаций!
Ответственность за подготовку предстоящего перехода возлагалась на министра речного флота, генерал-директора речного флота первого ранга Зосиму Шашкова и командующего Беломорской военной флотилией капитана первого ранга Николая Богуславского.
По обоюдному согласию гражданских речников и военных моряков поход на Салехард и Новый Порт возглавил начальник отдела плавсредств и гаваней Кронштадтского морского оборонительного района Балтийского флота капитан третьего ранга Федор Наянов (1902–1986). Кадровый офицер флота на время экспедиционного рейда прикреплялся к Министерству речного флота РСФСР.
Уроженец Тамбовской губернии, бывший почтальон и выпускник гидрографического отделения Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе, Наянов имел богатый опыт проводки обычных транспортных судов в ледовых и боевых условиях во время советско-финской и Великой Отечественной войн.
По его требованию каждое судно экспедиции, будь то сейнер, лихтер или буксир, получило по дополнительному штурману из числа офицеров ВМФ. Старшим похода стал командующий Беломорской военной флотилией, кавалер ордена Нахимова Николай Богуславский (1902–1993).
Брейд-вымпел флагмана перехода взвился над американским буксиром ледового класса с русским названием «Победа». Полученный по ленд-лизу в годы войны, он имел дизельный двигатель мощностью 800 лошадиных сил.
Экспедиция Наянова в составе 22 речных и озерных судов вышла в открытое море 23 августа 1949 года. Переход успешно завершился 7 сентября. Все суда экспедиции, по словам Федора Наянова, благополучно добрались до реки Оби и встали на якорь у центра западносибирской тундры – в Салехарде.
На имя Наянова в Салехард 9 сентября 1949 года поступила приветственная телеграмма за подписью Сталина с пожеланием успехов в освоении новых типов судов на сибирских реках.
На Федора Васильевича пролился золотой дождь. Он получил звание капитана первого ранга, орден Ленина и стал лауреатом Сталинской премии. Денежную составляющую премии бывалый моряк перечислил в детские дома Тамбовской области.
Звание контр-адмирала получил и Николай Богуславский.
Федор Наянов побывал и в Тюмени. В 1949-м он прилетел в наш город на летающей лодке «Каталина» и, как истинный моряк, не приземлился, а приводнился на озеро Андреевское.
Вся дальнейшая судьба Федора Васильевича оказалась прочно связанной с отделом экспедиций спецморпроводок Министерства речного флота страны. Он вновь побывал и на Крайнем Севере земли Тюменской, в бассейнах Енисея, Дуная и Днепра.
Имя Федора Наянова получил буксир-толкач РТ-600, построенный на Тюменском судостроительном заводе в 1991 году, а в составе Енисейского речного пароходства до сих пор остается в строю сухогруз «Федор Наянов», сошедший со стапелей верфи румынского города Галац.
Опубликовно: газета №179(4470)
Читайте больше:
Тест на «народность»: об идеологии и национальной идее
День в календаре: первый русский рекорд по продолжительности полета на самолете