Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Почему общественный транспорт Тюмени превратился в поле битвы?

Психолог рассказала тюменцам о том, как избежать конфликтов в общественном транспорте

Слушать новость
Почему общественный транспорт Тюмени превратился в поле битвы?. Психолог рассказала тюменцам о том, как избежать конфликтов в общественном транспорте .

Частая история – утренний час пик, все спешат, толкаются, чтобы успеть зайти в автобус. А внутри людей встречает человек, который стремится просто выполнить свою работу – взять оплату и вовремя отъехать от остановки. Казалось бы, в интересах каждой стороны сделать все без конфликтов и согласно графику.

Но существует большое НО, которое перевешивает то в одну, то в другую сторону. Настроение отдельно взятого человека, которого можно зарядить неосторожным словом или действием.

Тюменка Мария ежедневно добирается до работы 17-м маршрутом. И за полчаса поездки становится невольной свидетельницей множества случаев.

– Утро – всегда тяжелое время суток. А когда в автобусе толкучка и негатив, вынести поездку становится в разы сложнее. Летом несколько проще – в транспорте нет школьников с огромными рюкзаками. Зачастую дети не снимают их и постоянно толкаются, – поясняет девушка. – Однажды при мне был случай, когда водитель пригрозил пассажиру, что высадит его, потому что тот пил пиво в салоне, и я считаю, что это было правильно. Хотя слушать ругань всегда неприятно. Иногда у кондукторов плохое настроение, но я стараюсь не переносить это на себя, ведь главная задача для меня – добраться до точки Б.

Фото Екатерины Христозовой

О том, как бороться с агрессией в общественном транспорте, корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» рассказала психолог-психоаналитик регионального центра «Семья» Екатерина Быкова.

– Агрессия в транспорте часто становится результатом накопившихся эмоций, а не только непосредственных конфликтов. Подобно химическому осадку, она проявляется как реакция на различные раздражители – личные переживания, внутренние противоречия. Механизм возникновения агрессии прост: кондуктор просит оплатить проезд, пассажир воспринимает это как нарушение границ, а дальше в дело вступает наше восприятие – оно может интерпретировать взгляд, тон голоса или жест как провокацию, – считает психолог.

Специалист уверена: если общественный транспорт и его пространство регулярно вызывают злость, для начала стоит разобраться в себе.

– Возможно, вами управляют бессознательные процессы, – продолжает Екатерина Быкова. – Такие как подавленный стресс или тревога, чувство потери контроля, гиперчувствительность к нарушению личных границ, проекция собственного дискомфорта, перфекционизм или высокие ожидания. Если вы бессознательно ждете, что все должно быть удобно и быстро, реальность вызывает фрустрацию.

Как можно помочь себе? Злость обязательно найдет выход, если она уже возникла. То есть в моменте ее лучше сразу куда-то спроецировать адаптивным способом: порвать листок бумаги, например, взятый из своей сумки, особенно раздражительным можно носить в кармане шарик су-джок, покалывание на ладонях даст разрядку. Если раздражение слишком сильное, возможно, стоит разобраться с тревожностью или внутренними конфликтами у психолога.

Фото Екатерины Христозовой

– И все же, почему пассажиры переносят свое плохое настроение на кондукторов и наоборот? Ведь это совершенно неправильно.

– Как я уже рассказала выше, транспорт может быть не причиной, а «удобным экраном» для других переживаний. То есть оба участника движения используют его, чтобы разрядиться и избавиться от накопившихся негативных чувств, эмоций, переживаний.

– А как можно справиться со стрессом, когда пассажир нагрубил на пустом месте? И что делать, если кондуктор не был вежлив?

– Выбирать выгодные для себя стили поведения в конфликте. Их бывает пять: соперничество, приспособление, уклонение, компромисс, сотрудничество. Лучше всего разрешить конфликт игнорированием или использованием метода «серой скалы»: отвечайте сухо, избегайте подробностей, не говорите о личностях, сохраняйте спокойствие. Так вы не просто избегаете конфликта – вы защищаете свои границы, не позволяя другому человеку втянуть вас в свою игру. Это не слабость, а осознанный выбор не подпитывать чужую агрессию.

Уйти от конфликта – это не бегство, а здоровый эгоизм: вы отказываетесь быть участником токсичного взаимодействия. В этот момент вы ставите себя выше ситуации, а не выше оппонента.

Рекомендации психолога, как можно улучшить обстановку в общественном транспорте

  1. Четкие правила (все знают, где входить/выходить, как платить, кому уступать);
  2. Контроль (если кто-то нарушает порядок, водитель или охрана реагируют);
  3. Понимание общей цели (все хотят доехать быстро и без проблем, а не толкаться);
  4. Вознаграждение за культуру (например, скидки (одна бесплатная поездка в неделю) тем, кто ведет себя особенно вежливо).

Важно помнить, если каждый будет чуть терпимее, ездить станет легче. А если не получается не реагировать – наушники в уши и взгляд в окно.

Фото Екатерины Христозовой

Частая история – утренний час пик, все спешат, толкаются, чтобы успеть зайти в автобус. А внутри людей встречает человек, который стремится просто выполнить свою работу – взять оплату и вовремя отъехать от остановки. Казалось бы, в интересах каждой стороны сделать все без конфликтов и согласно графику.

Но существует большое НО, которое перевешивает то в одну, то в другую сторону. Настроение отдельно взятого человека, которого можно зарядить неосторожным словом или действием.

Тюменка Мария ежедневно добирается до работы 17-м маршрутом. И за полчаса поездки становится невольной свидетельницей множества случаев.

– Утро – всегда тяжелое время суток. А когда в автобусе толкучка и негатив, вынести поездку становится в разы сложнее. Летом несколько проще – в транспорте нет школьников с огромными рюкзаками. Зачастую дети не снимают их и постоянно толкаются, – поясняет девушка. – Однажды при мне был случай, когда водитель пригрозил пассажиру, что высадит его, потому что тот пил пиво в салоне, и я считаю, что это было правильно. Хотя слушать ругань всегда неприятно. Иногда у кондукторов плохое настроение, но я стараюсь не переносить это на себя, ведь главная задача для меня – добраться до точки Б.

Фото Екатерины Христозовой

О том, как бороться с агрессией в общественном транспорте, корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» рассказала психолог-психоаналитик регионального центра «Семья» Екатерина Быкова.

– Агрессия в транспорте часто становится результатом накопившихся эмоций, а не только непосредственных конфликтов. Подобно химическому осадку, она проявляется как реакция на различные раздражители – личные переживания, внутренние противоречия. Механизм возникновения агрессии прост: кондуктор просит оплатить проезд, пассажир воспринимает это как нарушение границ, а дальше в дело вступает наше восприятие – оно может интерпретировать взгляд, тон голоса или жест как провокацию, – считает психолог.

Специалист уверена: если общественный транспорт и его пространство регулярно вызывают злость, для начала стоит разобраться в себе.

– Возможно, вами управляют бессознательные процессы, – продолжает Екатерина Быкова. – Такие как подавленный стресс или тревога, чувство потери контроля, гиперчувствительность к нарушению личных границ, проекция собственного дискомфорта, перфекционизм или высокие ожидания. Если вы бессознательно ждете, что все должно быть удобно и быстро, реальность вызывает фрустрацию.

Как можно помочь себе? Злость обязательно найдет выход, если она уже возникла. То есть в моменте ее лучше сразу куда-то спроецировать адаптивным способом: порвать листок бумаги, например, взятый из своей сумки, особенно раздражительным можно носить в кармане шарик су-джок, покалывание на ладонях даст разрядку. Если раздражение слишком сильное, возможно, стоит разобраться с тревожностью или внутренними конфликтами у психолога.

Фото Екатерины Христозовой

– И все же, почему пассажиры переносят свое плохое настроение на кондукторов и наоборот? Ведь это совершенно неправильно.

– Как я уже рассказала выше, транспорт может быть не причиной, а «удобным экраном» для других переживаний. То есть оба участника движения используют его, чтобы разрядиться и избавиться от накопившихся негативных чувств, эмоций, переживаний.

– А как можно справиться со стрессом, когда пассажир нагрубил на пустом месте? И что делать, если кондуктор не был вежлив?

– Выбирать выгодные для себя стили поведения в конфликте. Их бывает пять: соперничество, приспособление, уклонение, компромисс, сотрудничество. Лучше всего разрешить конфликт игнорированием или использованием метода «серой скалы»: отвечайте сухо, избегайте подробностей, не говорите о личностях, сохраняйте спокойствие. Так вы не просто избегаете конфликта – вы защищаете свои границы, не позволяя другому человеку втянуть вас в свою игру. Это не слабость, а осознанный выбор не подпитывать чужую агрессию.

Уйти от конфликта – это не бегство, а здоровый эгоизм: вы отказываетесь быть участником токсичного взаимодействия. В этот момент вы ставите себя выше ситуации, а не выше оппонента.

Рекомендации психолога, как можно улучшить обстановку в общественном транспорте

  1. Четкие правила (все знают, где входить/выходить, как платить, кому уступать);
  2. Контроль (если кто-то нарушает порядок, водитель или охрана реагируют);
  3. Понимание общей цели (все хотят доехать быстро и без проблем, а не толкаться);
  4. Вознаграждение за культуру (например, скидки (одна бесплатная поездка в неделю) тем, кто ведет себя особенно вежливо).

Важно помнить, если каждый будет чуть терпимее, ездить станет легче. А если не получается не реагировать – наушники в уши и взгляд в окно.