Озвучивает пьесу: тифлокомментатор Нестеренко рассказала о работе в тюменских театрах
В России тифлокомментирование развивается уже более десяти лет. В этой области трудятся около 200 специалистов

Культура и искусство в современном мире становятся все более доступными. Так, у людей с особенностями зрения благодаря тифлокомментаторам появилась возможность полноценно воспринимать театральные постановки, выставки и кинофильмы. Подробности об этой профессии узнала «Тюменская область сегодня».
Работать глазами
Тифлокомментирование позволяет зрителям с ограниченными возможностями видеть и воспринимать происходящее на сцене, создавая более полное и глубокое впечатление от спектакля.
Готовится спектакль стандартно. Сначала тифлокомментатору отправляют профессиональное видео с прогона и полный текст сценария. Специалист прописывает свой комментарий между репликами, монологами и диалогами актеров, обсуждает ключевые моменты с режиссером и актерами, чтобы понять, что наиболее важно для описания.
В Тюмени и Тобольске будет работать тифлокомментатор высшей категории из Екатеринбурга – Марина Нестеренко:
– Я готовлю сценарий от начала и до конца. Моя работа состоит из двух составляющих: подготовка тифлокомментария и непосредственно проведение спектакля. Как правило, большой полноразмерный спектакль готовится от двух до трех недель. Дальше текст вычитывается, вычищается, обязательно отслеживается количество секунд.

Тифлокомментатор всегда работает на спектакле вживую. Он находится в специальной комнате и передает информацию через наушники. Его комментарии должны быть лаконичными и не отвлекать от основного действия.
– Мы работаем глазами, описываем то, что видим, – считает специалист из Екатеринбурга. – Ни в коем случае не домысливаем, не додумываем, не высказываем свое личное отношение к происходящему. Зритель должен составить свое собственное мнение. Наша задача – донести режиссерскую задумку, эмоции, действия.
Интервью с Ириной Безруковой
Марина Нестеренко окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности «олигофренопедагогика и логопедия» и на протяжении десяти лет работала логопедом. Тифлокомментированием она занимается уже пять лет. Впервые о данной профессии Марина узнала из интервью с Ириной Безруковой. Известная актриса является одним из первых тифлокомментаторов в России.
– Ирина организовала проект в Московском Губернском театре, где была создана целая служба комментаторов, – продолжила специалист из Екатеринбурга. – У них есть множество репертуарных спектаклей, адаптированных для людей с нарушениями зрения. Я нашла единственный институт в России, который обучает тифлокомментаторов, и подала заявку на грант благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Мне удалось его выиграть. Эта тема мне очень интересна, так как я люблю театр с детства и обладаю хорошей насмотренностью.
С ТКТО Нестеренко начала сотрудничать в 2023 году. Тогда в Тюмени впервые были показаны спектакли с тифлокомментированием.
– Надеюсь, что на этом наше сотрудничество не закончится, – призналась Марина. – Хочется, чтобы у местных зрителей была возможность посетить как можно больше адаптированных спектаклей. Может, в будущем такие проекты появятся даже в Тюменской филармонии.
«Красивая блондинка» под запретом
В России тифлокомментирование развивается уже более десяти лет. В этой области трудятся около 200 специалистов.
– Тифлокомментаторы выступают амбассадорами этой важной социальной услуги в нашей стране. По моим наблюдениям, примерно 80% людей, столкнувшихся с потерей зрения, воспользовались ею во взрослом возрасте. Многие из них ранее вели полноценную жизнь, увлекались театром, но в силу различных обстоятельств утратили зрение.
По словам специалиста, для молодых людей, вернувшихся со специальной военной операции с потерей зрения, тифлокомментирование становится важным элементом адаптации.
Согласно федеральному закону, все художественные фильмы, финансируемые государством через Фонд культуры, должны быть обязательно снабжены тифлокомментариями. На сегодняшний день таких фильмов уже создано немало.
– Преимущество кино заключается в том, что тифлокомментарий записывается один раз и может быть использован многократно. Человек в любой момент может пересмотреть фильм. В театре же такая возможность отсутствует, – объясняет Марина Нестеренко.
Комментатор обязан описывать эмоции на лицах актеров, а не их чувства. Зрители должны сами формировать представление о том, что переживает персонаж. Комментатор не может сказать: «красивая блондинка», поскольку восприятие красоты субъективно – кому-то она может показаться привлекательной, а кому-то нет. Специалист должен учитывать множество нюансов.

В приоритете – классические произведения
Первые показы состоялись еще 1 февраля. Они прошли в Тюменском театре кукол и ТБДТ.
– Мы тщательно выбираем спектакли для тифлокомментирования, отдавая предпочтение классическим произведениям как русских, так и зарубежных авторов, чтобы наши зрители могли наслаждаться великолепной речью великих драматургов, – поделилась и.о. директора ТБДТ Кристина Тихонова.
Следующий показ состоится 28 февраля в театре кукол, где будет представлена премьерная постановка «Мастер и Маргарита».
Петр Фрезе, который с рождения не видит, уже успел посетить несколько спектаклей с тифлокомментированием:
– Это замечательно! Мне очень нравится ходить в театр, это восхитительное ощущение. Огромное спасибо тем удивительным людям, которые помогают нам и делают наш досуг более разнообразным.
Марина Нестеренко подытожила, что всегда запрашивает обратную связь у зрителей после спектаклей:
– Мы внимательно прислушиваемся к мнению людей. Если возникают замечания, всегда корректируем наш тифлокомментарий.
Справка
Тюменское концертно-театральное объединение выиграло грант в рамках проекта, который проводится при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРА «Формула хороших дел». Благодаря этому в регионе в 2025 году покажут девять спектаклей с тифлокомментированием. В инклюзивном проекте «ТифлоТеатр» примут участие ТБДТ, Тюменский театр кукол и Тобольский драматический театр им. П.П. Ершова.
Тифлокомментирование – это важный шаг к созданию инклюзивной среды, где каждый человек имеет возможность наслаждаться искусством. Это не только расширяет аудиторию театров, но и обогащает культурную жизнь общества в целом. Важно продолжать развивать эту практику, чтобы искусство стало доступным для всех, независимо от физических возможностей.