Не говори аферисту «да». О новых схемах мошенничества и способах защиты
О телефонных мошенниках мы уже знаем почти всё. Их отличает терпение, настойчивость, артистизм и сила убеждения

Чтобы преодолеть сопротивление «клиентов», мошенники обращаются к специфической терминологии, создают иллюзию срочности или безотлагательности конкретных действий. Чаще всего грозят мнимой уголовной ответственностью за разглашение банковской тайны, а за отказ сообщить личные сведения – блокированием счета и арестом денежных средств. Но с ростом технологий аферисты практически ежедневно обновляют схемы обмана и прибегают к методам социальной инженерии.
Полицейские называют характерные ее признаки. В частности, ведение диалога по типу суфлера, использование заученных фраз, смена ролей: от представителей кредитных организаций до сотрудников правоохранительных органов и даже призывы к помощи поймать преступников.
Если человек выражает недоверие или отказывается сообщить какие-либо сведения, то это вызывает прямое раздражение или наигранное удивление – тоже психологический ход. Преступников иногда выдает говор, акцент, безграмотная речь, низкая общая осведомленность или сниженная интеллектуальная функция, угрозы или шантаж. Разочарованный неудачей мошенник в телефонном разговоре может перейти на крик и даже нецензурную брань.
Свежая схема
А вот и свежайшая, недавно опробованная в Тюмени схема. Звонок: «Здравствуйте, меня зовут…». Связь якобы прерывается. Мошеннику вскоре «удается» дозвониться: «Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Алло, вас плохо слышно. Вы меня слышите?» Потом опять сбрасывается вызов. Вот тут и начинается прямая манипуляция собеседником, когда человека вынуждают произнести слово «Да». Цель жулика – собрать образцы голоса с привязкой к номеру мобильного телефона. А это не безопасно. Звонок афериста делается с одноразового мобильного телефона с одноразовой сим-картой.
Если в телефонном разговоре с неизвестным встретилось сочетание слов «вы меня слышите?» (или каких-то других фраз, требующих ответа «да!»), то разговор явно подозрительный. Человека должны насторожить наборы слов типа «служба безопасности», «CVC-код», «прокуратура», «счет», «зеркальный кредит», «безопасная ячейка»…
«Авторитетная» угроза и группа риска
Потенциальной жертве мошенник может грозить от имени авторитетных граждан, не позволяющих безразлично относиться к их словам. Например, из регионального правительства и даже (!) администрации президента России.
Используя эффект неожиданности и образы попавших в беду близких людей, злодеи вызывают у нормального человека сильные эмоции и чувство сопереживания. А ссылаясь на ограничение времени для принятия решения, применяют конструкции «или-или». Например, фраза: «Если сейчас не переведете деньги, то внука посадят в тюрьму». Что, естественно, вызывает растерянность, допустим, у бабушки, взявшей трубку.

Жертва афериста – наивный оптимист
Полицейские составили примерный психологический портрет жертв телефонного мошенничества. По их мнению, группу риска, подверженную манипулятивному воздействию, составляют люди от 50 лет, с выраженными ценностями безопасности, образом мышления наивного оптимиста и высоким самоконтролем, ставящие интересы общества выше собственных и склонные к сотрудничеству.
На чем их ловят жулики? Эксперты считают, что основная доля звонков от мошенников основана на страхе человека потерять, что имеешь, а не на стремлении обогатиться. Жулики быстро вычисляют в разговоре уязвимые точки собеседника и начинают на них давить. Ставка делается на страх за собственные сбережения, близких и свою репутацию.
Деньги не любят суеты
Мошенники, маскирующиеся под видом сотрудников банков, требуют установить в мобильниках или компьютерах некие приложения или программы, которые якобы предназначены для защиты от несанкционированного списания денег со счетов. Они предлагают вам, в общем-то, вполне разумные вещи: защиту от несанкционированного оформления кредитов, списания денег со счетов и многое другое, направленное на защиту ваших средств. Но рано или поздно запросят банковские или какие угодно реквизиты или данные. Для пущей важности злоумышленники могут даже прислать фото своего «служебного удостоверения».
Помните: сотрудники банков, госорганов и правоохранительных органов никогда не запрашивают по телефону или через мессенджеры подобную информацию. Поэтому просто положите трубку. Точно так же надо поступать, когда запрашивают сведения об оформлении кредита, предлагают отвечать односложно «да» или «нет», требуют перечисления счетов с одного на другой, оформления кредитов, оставляют мало времени для раздумья, требуют быстрого выполнения операций. Деньги не любят суеты. Особенно если кто-то кричит, настаивает и угрожает.
В пику аферистам
Комиссия правительства по законопроектной деятельности рассматривает пакет поправок в несколько десятков законов и нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с кибермошенничеством.
Для сотрудников госорганов, кредитных организаций, ЦБ, операторов связи, владельцев социальных сетей, агрегаторов товаров и услуг и сервисов размещения объявлений планируется ввести запрет на использование зарубежных мессенджеров для служебной коммуникации или общения с гражданами, клиентами или пользователями. Их перечень сформирует Роскомнадзор.
Сотрудники этих организаций смогут использовать российские мессенджеры для служебной коммуникации только после того, как подтвердят свою личность через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Предлагается обязать владельцев маркетплейсов и агрегаторов товаров и услуг с аудиторией более 200 тысяч пользователей из России проводить идентификацию через ЕСИА тех, кто намерен разместить объявление о продаже товаров или услуг.

Сотрудник банка или мошенник
Среди других мер безопасности: обязательная маркировка звонков от организаций, вызовов с международных номеров и звонков, инициируемых с виртуальных АТС. Абоненты сотовых операторов получат право отказаться от рекламных, спам-рассылок и звонков. Если абонент во время телефонного разговора запрашивает код для идентификации в ЕСИА или пытается сменить ключ простой электронной подписи, оператор обязан присылать такие СМС только после окончания вызова.
Госорганы, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью и отвечающие за безопасность, смогут по запросу получать сведения из информационных систем операторов связи. На экране телефона пользователя будет отображаться соответствующая информация, чтобы понять, звонит ли сотрудник банка или мошенник.
Кроме того, запретят ввозить, продавать, покупать, хранить и использовать в России абонентские терминалы иностранных спутниковых систем, чья работа запрещена или ограничена в стране или Евразийском экономическом союзе. Станет возможна досудебная блокировка сайтов, распространяющих информацию о незаконной реализации и использовании таких устройств. Вводится обязательная биометрическая идентификация для оформления выписок из бюро кредитных историй и дистанционного оформления микрозаймов. Запретят через «Госуслуги» онлайн (без личного присутствия гражданина) заключать договоры на оказание услуг сотовой связи. Банки, операторы связи, маркетплейсы, агрегаторы, социальные сети должны обеспечить пользователям возможность установить (добровольную) авторизацию через биометрическую систему.
Эти меры планируется внедрить в течение 2025–2026 годов.
Они не дремлют
Как ранее писала «Тюменская область сегодня», за прошлую неделю кибермошенники обманули 93 жителя региона и похитили у них более 31,5 млн рублей. Наибольшая сумма переведенных средств составила 5 млн рублей.
На днях в России приняли закон, который вводит «период охлаждения» при выдаче кредитов. Теперь при оформлении займа более 50 тысяч рублей потребуется подождать от 4 часов. Новый метод призван защитить граждан от необдуманных кредитов по воле мошенников.