Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменский ветеран железной дороги создает макеты паровозов, на которых работал в молодости

Юрий Селиванов трудился на железной дороге 38 лет и прошел путь от кочегара до машиниста

Общество, 17:48, 31 октября 2024, Сергей Кузнецов
Слушать новость
Тюменский ветеран железной дороги создает макеты паровозов, на которых работал в молодости. Юрий Селиванов трудился на железной дороге 38 лет и прошел путь от кочегара до машиниста.

Макеты паровозов – это образы истории, которые мы отправляем в будущее, чтобы наши внуки знали о прошлом и помнили о заслугах дедов. В этом уверен ветеран железной дороги Юрий Селиванов, который увлечен изготовлением макетов паровозов и исторических реликвий. И первый, макет которого сделал своими руками, – пассажирский паровоз средней мощности СУ, на котором он в молодости работал кочегаром.

Юрий Александрович начал трудиться в паровозном депо станции Тюмень с 1958 года. В следующем году, когда молодой специалист работал слесарем в заготовительном цехе, по договоренности между руководителями предприятий Свердловск пассажирский и депо Тюмени мужчина уехал в Свердловск и работал кочегаром паровоза на протяжении 2,5 года. Пассажирский паровоз средней мощности СУ и стал первой моделью, которую сделал ветеран железной дороги.

– Этим паровозом управляла локомотивная бригада в составе трех человек, – вспоминает Юрий Александрович. – Машинист принимал паровоз на стоянке в депо и простукивал бандажи молотком. Кочегар готовил угольную смесь для подачи. Изобразил на макете всю мою бригаду. С другой стороны у окошка сидит помощник. Каждый из трех членов бригады – машинист, помощник и кочегар – выполняет свою важную функцию.

Спустя годы Юрий Селиванов и сам стал сначала машинистом паровоза, а затем машинистом тепловоза. В 1996 году мужчина завершил работу на железной дороге. Общий стаж составил 38 лет. После выхода на пенсию ветеран начал заниматься военно-патриотической работой и с 2002 по 2006 год руководил организацией ветеранов пограничных войск в Доме офицеров. В молодости он служил в пограничных войсках на линейной заставе.

– В 1970-х годах делал много макетов для школ и железнодорожного колледжа, но мои первые макеты были посвящены пограничной теме, – вспоминает о начале своего увлечения ветеран. – Однажды во время разговора меня попросили сделать макет депо «Верный». Я взялся и сделал. Теперь этот макет хранится в музее во Дворце культуры «Железнодорожник». В то время я узнал, что в наших музеях нет макетов паровозов, и решил изготовить тот паровоз, на котором работал в молодые годы.

Ветеран использовал собственные фотографии, сделанные в молодости «Сменой-8». Работа продолжалась около пяти месяцев, потому что все детали приходилось делать вручную и соблюдать выверенную точность. Иногда он работал с утра и до позднего вечера, тщательно вытачивая каждую деталь. Юрий Александрович даже указал на макете нумерацию своего паровоза.

– Мне повезло – в жизни у меня были учителя и наставники, которые воевали на фронтах Великой Отечественной, – уверен Юрий Селиванов. – На сделанном в 1961 году фото изображены машинист Леня Андрюшин, помощник машиниста Виктор Курдюмов, а кочегаром был я. Поскольку я сам работал на этом паровозе, знал, как сохранить техническую и историческую точность.

На макете воссозданы скаты с бандажами, гребнями и спицами – так железнодорожники называют колеса. Его части сделаны с использованием разных материалов – металла, пластика и древесины. Например, при создании паровоза ветеран использовал части пластиковых труб разных диаметров.

После завершения работы Юрий Селиванов передал макет паровоза СУ в музей локомотивного депо накануне Дня железнодорожника. Торжественная церемония передачи макета проходила во время профессионального праздника, который отмечали на озере Андреевском.

Про музей локомотивного депо, который находится в здании управления Тюменского региона Свердловской железной дороги, знают немногие горожане. Там представлены редкие экспонаты и вещественные свидетельства истории развития железной дороги в регионе. Смотрителем музея является Игорь Бехтер, который работает машинистом локомотива.

По предложению председателя профсоюзного комитета тюменец возглавил музей локомотивного депо. Работа по сохранению наших традиций и истории железной дороги продолжается, большой вклад вносит ветеран Юрий Селиванов, рассказал Игорь Анатольевич. Среди экспонатов музея – изготовленная его руками «шарманка», ящик для инструментов, а также переходящую Звезду героя труда.

– Макет паровоза СУ, который я сделал, – это моя молодость и я ею горжусь, – сделал вывод ветеран. – Тогда была активная и созидательная молодежь. Мы видели смысл жизни в труде и работали на благо страны. Наша молодежь должна знать историю страны. Макеты паровозов – это по сути наглядные образы истории, и каждый человек может прочувствовать, как раньше работали люди старшего поколения.

В настоящее время Юрий Александрович занимается изготовлением макета паровоза модели ОВ – железнодорожники называли ее «овечка». На поездах, управляемых такими паровозами, император Николай II ездил из Санкт-Петербурга до Москвы. Во время гражданской войны такой паровоз одевали в броню и он становился бронепоездом. Ветеран намерен завершить работу к Дню машиниста, который отмечают 30 марта, и передать макет в музей Дворца культуры «Железнодорожник», в котором хранятся и другие его работы.

Председатель Совета ветеранов Тюменского региона Свердловской железной дороги Анатолий Вахтин руководит общественной организацией, которая объединяет около 7,5 тысячи ветеранов. Он рассказал, что история железной дороги в регионе, которая берет начало в 1837 году, с каждым годом получает развитие. Однако интерес к истории железной дороги у современной молодежи сохраняется, потому что людям всегда любопытно, как и в каких условиях пассажиры раньше ездили на поездах. Макеты паровозов, которые делает Юрий Селиванов, наглядно показывают молодым людям тот огромный путь, которые проделал железнодорожный транспорт за почти полтора столетия, сделал вывод ветеран.

  • 

    Макеты паровозов – это образы истории, которые мы отправляем в будущее, чтобы наши внуки знали о прошлом и помнили о заслугах дедов. В этом уверен ветеран железной дороги Юрий Селиванов, который увлечен изготовлением макетов паровозов и исторических реликвий. И первый, макет которого сделал своими руками, – пассажирский паровоз средней мощности СУ, на котором он в молодости работал кочегаром.

    Юрий Александрович начал трудиться в паровозном депо станции Тюмень с 1958 года. В следующем году, когда молодой специалист работал слесарем в заготовительном цехе, по договоренности между руководителями предприятий Свердловск пассажирский и депо Тюмени мужчина уехал в Свердловск и работал кочегаром паровоза на протяжении 2,5 года. Пассажирский паровоз средней мощности СУ и стал первой моделью, которую сделал ветеран железной дороги.

    – Этим паровозом управляла локомотивная бригада в составе трех человек, – вспоминает Юрий Александрович. – Машинист принимал паровоз на стоянке в депо и простукивал бандажи молотком. Кочегар готовил угольную смесь для подачи. Изобразил на макете всю мою бригаду. С другой стороны у окошка сидит помощник. Каждый из трех членов бригады – машинист, помощник и кочегар – выполняет свою важную функцию.

    Спустя годы Юрий Селиванов и сам стал сначала машинистом паровоза, а затем машинистом тепловоза. В 1996 году мужчина завершил работу на железной дороге. Общий стаж составил 38 лет. После выхода на пенсию ветеран начал заниматься военно-патриотической работой и с 2002 по 2006 год руководил организацией ветеранов пограничных войск в Доме офицеров. В молодости он служил в пограничных войсках на линейной заставе.

    – В 1970-х годах делал много макетов для школ и железнодорожного колледжа, но мои первые макеты были посвящены пограничной теме, – вспоминает о начале своего увлечения ветеран. – Однажды во время разговора меня попросили сделать макет депо «Верный». Я взялся и сделал. Теперь этот макет хранится в музее во Дворце культуры «Железнодорожник». В то время я узнал, что в наших музеях нет макетов паровозов, и решил изготовить тот паровоз, на котором работал в молодые годы.

    Ветеран использовал собственные фотографии, сделанные в молодости «Сменой-8». Работа продолжалась около пяти месяцев, потому что все детали приходилось делать вручную и соблюдать выверенную точность. Иногда он работал с утра и до позднего вечера, тщательно вытачивая каждую деталь. Юрий Александрович даже указал на макете нумерацию своего паровоза.

    – Мне повезло – в жизни у меня были учителя и наставники, которые воевали на фронтах Великой Отечественной, – уверен Юрий Селиванов. – На сделанном в 1961 году фото изображены машинист Леня Андрюшин, помощник машиниста Виктор Курдюмов, а кочегаром был я. Поскольку я сам работал на этом паровозе, знал, как сохранить техническую и историческую точность.

    На макете воссозданы скаты с бандажами, гребнями и спицами – так железнодорожники называют колеса. Его части сделаны с использованием разных материалов – металла, пластика и древесины. Например, при создании паровоза ветеран использовал части пластиковых труб разных диаметров.

    После завершения работы Юрий Селиванов передал макет паровоза СУ в музей локомотивного депо накануне Дня железнодорожника. Торжественная церемония передачи макета проходила во время профессионального праздника, который отмечали на озере Андреевском.

    Про музей локомотивного депо, который находится в здании управления Тюменского региона Свердловской железной дороги, знают немногие горожане. Там представлены редкие экспонаты и вещественные свидетельства истории развития железной дороги в регионе. Смотрителем музея является Игорь Бехтер, который работает машинистом локомотива.

    По предложению председателя профсоюзного комитета тюменец возглавил музей локомотивного депо. Работа по сохранению наших традиций и истории железной дороги продолжается, большой вклад вносит ветеран Юрий Селиванов, рассказал Игорь Анатольевич. Среди экспонатов музея – изготовленная его руками «шарманка», ящик для инструментов, а также переходящую Звезду героя труда.

    – Макет паровоза СУ, который я сделал, – это моя молодость и я ею горжусь, – сделал вывод ветеран. – Тогда была активная и созидательная молодежь. Мы видели смысл жизни в труде и работали на благо страны. Наша молодежь должна знать историю страны. Макеты паровозов – это по сути наглядные образы истории, и каждый человек может прочувствовать, как раньше работали люди старшего поколения.

    В настоящее время Юрий Александрович занимается изготовлением макета паровоза модели ОВ – железнодорожники называли ее «овечка». На поездах, управляемых такими паровозами, император Николай II ездил из Санкт-Петербурга до Москвы. Во время гражданской войны такой паровоз одевали в броню и он становился бронепоездом. Ветеран намерен завершить работу к Дню машиниста, который отмечают 30 марта, и передать макет в музей Дворца культуры «Железнодорожник», в котором хранятся и другие его работы.

    Председатель Совета ветеранов Тюменского региона Свердловской железной дороги Анатолий Вахтин руководит общественной организацией, которая объединяет около 7,5 тысячи ветеранов. Он рассказал, что история железной дороги в регионе, которая берет начало в 1837 году, с каждым годом получает развитие. Однако интерес к истории железной дороги у современной молодежи сохраняется, потому что людям всегда любопытно, как и в каких условиях пассажиры раньше ездили на поездах. Макеты паровозов, которые делает Юрий Селиванов, наглядно показывают молодым людям тот огромный путь, которые проделал железнодорожный транспорт за почти полтора столетия, сделал вывод ветеран.

    • 

      Ранее в сюжете

      В Тюмени в историческом парке «Россия – Моя история» открыли выставку «80 фактов о блокаде Ленинграда»

      30

      В Тюмени в историческом парке «Россия – Моя история» открыли выставку «80 фактов о блокаде Ленинграда»

      30

      Пять новых тепловозов пополнят ж/д депо в Тюмени

      14 ноября

      На вокзале Тюмени пассажиров познакомили с работой дежурного по переезду

      24 октября