Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

В Тюмени выйдет альбом фотографий советского периода

Увидит свет реконструированная коллекция старых снимков Сергея Козлова

16:22, 21 мая 2022, Александр Иванов
Слушать новость
В Тюмени выйдет альбом фотографий советского периода. Увидит свет реконструированная коллекция старых снимков Сергея Козлова. К 100-летию СССР к печати готовится альбом фотографий из архива тюменского фотохудожника Сергея Козлова. Самые ранние снимки коллекции сделаны в 1949 году, а самые поздние  относятся к середине 1980-х годов. Кадры тюменской хроники восстановил фотограф Андрей Павлычев. Некоторые снимки уже публиковались на страницах «Тюменской области сегодня». О работе над уникальным альбомом рассказал один из его соавторов, Андрей Павлычев. - Как к вам попал архив Сергея Павловича Козлова? Как он стал открытием? - Позвонил его сын – Сергей, с которым мы давно дружим, он не знал, что делать с сотнями законсервированных его отцом пленок. Этот архив лежал с середины 90-х годов; и Сергей, зная, что там много снимков «по работе», а не только семейные, все же хранил его, как память об отце. И он привез мне для начала его небольшую часть. Несколько банок из-под киноленты, в которых плотно были составлены рулоны пленок, каждая из которых была завернута в бумагу или хранилась в своей коробочке, баночке... Некоторые подписаны – год, место съемок, а сами банки (скотча тогда не было) проклеены лейкопластырем, что обеспечило нужный для длительного хранения режим влажности и температуры. И, когда я развернул первую пленку и начал ее сканировать, я, честно говоря, оторопел, потому что увидел нечто такое, что меня очень сильно тронуло. Я считаю себя достаточно профессиональным фотографом, а тут первая же пленка любителя – и уникальные кадры, очень художественные, профессиональные. А пленок, повторю, сотни. Архивное фото Сергея Козлова - И все пришлось сканировать? Сколько получилось кадров? Сколько на это ушло времени? - Почти три тысячи кадров. При том, что мы сразу договорились отбрасывать неудачные или мертво-производственные, где даже техника мертва. А отсмотреть пришлось свыше 5000 кадров. Для сканирования был использован планшетный сканер для пленок. Было огромное искушение сразу доводить до ума каждую фотографию, но я наступил на горло песне и сначала все отсканировал. Для работы был использован многофункциональный специализированный пленочный сканер, который любезно предоставил тюменский фотограф Игорь Ковалев. Кстати, именно в процессе сканирования я повел разговор о том, что это надо показать людям, а Сергей вспомнил, что в 2022 году нашей Родине – СССР исполняется 100 лет. В процессе работы я настолько увлекся, погружаясь в эпоху – а там представлены снимки от конца 40-х до середины 80-х годов ХХ века, с очень обширной географией; включая снимки, сделанные за границей, что не заметил, как прошло полгода. С июня 2021 года по январь 2022-го. И даже семейные фотографии представляли собой историческую и художественную ценность. И всякую новую пленку я открывал с внутренним содроганием. Как открытие какого-то нового мира, новой книги… Негатив очень сложно отсматривать, нужна специальная аппаратура. Я сразу сказал Сергею, что пусть мы не знаем подавляющего большинства имен людей на этих фотографиях, но это именно они сделали нас. Всем, что мы имели в зрелом возрасте, мы обязаны им. Они творили советскую эпоху. Среди них большинство – это ветераны Великой Отечественной войны. На фото они без орденских планок, только иногда встречаются «скромные» боевые ордена и медали. Это наши отцы и наши деды, мамы и бабушки… Но первое, что меня поразило – это лица. В них не только отражалась душа, но и дух времени. В этот момент я понял, что как бы дело не повернулось, мне придется сидеть и реставрировать эти кадры, чтобы сохранить их для потомков. Некоторые пленки пришлось промывать. Для публикации большинству снимков все же потребовалась цифровая ретушь, хотя производившие в соцсетях «взрывы» публикации, когда Сергей или я выставляли несколько кадров на ленты, вызвали разные мнения именно по этому поводу. Некоторые ценители считали, что царапины на фото надо оставить, как есть, сохранить; другие, в том числе и я сам, говорили, что для зрителя, читателя – нужен все же «чистый образ». Восприятию не должны мешать царапины и другие помехи, тем более что большинство из них наложило время. Пленки были совершенно разных форматов, от «шпионской» микропленки до пластин и пленки каких-то ультрашироких размеров; я даже не могу представить аппараты, которыми велась съемка. Были и первые цветные пленки. На их перфорации даже не стоит дата производства и логотип фирмы, как это делается сейчас. Могу предположить, что это была AGFA, которую Сергей Павлович вместе с реактивами привез в 1962 году из ГДР. Эта пленка передавала очень теплый цвет. Просто уникальный… Он как бы слегка неестественный, но это цвет того времени. Будь то фото семьи или фото первомайской демонстрации в Тюмени – это прекрасно. Были предложения в соцсетях «расцветить» и черно-белые фотографии, но я считаю это просто дурным вкусом, бессмыслицей. Архивное фото Сергея Козлова Во время работы над архивом для меня Сергей Павлович открылся как удивительный человек. Во-первых, я знаю, что такое в домашних условиях заниматься проявкой негативов и печатью фотографий. Я сам когда-то начинал с этого. И у него был очень профессиональный взгляд на фотографию, что признали многие современные коллеги, когда увидели эти работы. Помимо скрупулезной работы с проявкой (а он пользовался составными проявителями, которые делал своими руками), это еще и умелая работа с «моделями», если можно так назвать людей на лесных делянках, на улицах советских городов, на производстве... Сергей Павлович умел расположить их к себе. Хотя в архиве достаточно постановочных снимков с производства, но это более чем профессиональная постановочность, потому что «лица живут». В глазах каждого человека огромный внутренний мир. Фотографу надо быть либо своим в доску, либо за несколько секунд перед щелчком затвора, настроить человека на такой лад. Впрочем, и сама эпоха к этому располагала… Видно, что многие фотографии делались для изданий, стенгазет, отчетов, но люди на этих снимках живые. И видно, что человек не жалел ради этого пленку. Я помню, как ты экономишь, когда у тебя в кассете 36 кадров. Каждый кадр – на вес золота. В те времена потратить на человека 5–6 кадров считалось роскошью, но Сергей Павлович пленку не жалел, а нам вот приходилось выбирать из этих 5–6 кадров, потому на каждом из них человек был раскрыт. Фотограф именно работал, и эта работа мне сразу была видна. Через изображение видна взаимосвязь между фотографом и моделью, а это доступно только талантливым людям. И в то время, когда фотоаппарат и направленный на человека объектив не были так широко распространены как сейчас, когда гаджет у каждого под рукой, расположить к себе человека было в разы сложней. И создать нужную атмосферу. Лесорубы улыбаются, строители смотрят с мечтой в небо; и в этих взглядах, собственно, и открывается эпоха… Удивительно, но у Сергея Павловича взгляд очень современный. Он искал. Искал ракурс, в том числе необычный. А-ля Родченко… Он искал точку, с которой весь снимок обретал совершенно уникальную экспозицию. Например, рабочие идут по стреле крана… Графика металлических конструкций в сочетании с улыбками рабочих просто поражает. Это надо было увидеть до щелчка затвора. Я полагаю, что у Сергея Павловича Козлова была именно школа. Мы все так или иначе кому-то подражаем, но из этого и рождается свой взгляд и свой мир. У нас был когда-то журнал «Советское фото» и редкие учебники по фотографии. Когда я начал заниматься фотографией в 80-е годы, такой учебник передавался из рук в руки, а если и появлялся в магазинах, слух об этом пролетал моментально и книгу сметали с прилавков. Кстати, Сергей сохранил настольную книгу отца «Фотография в 25 уроках», издание 1949 года… Раритет даже в те времена. - Вы ведь смонтировали и ролики о скрупулезной работе по сохранению этого архива? - Да, и в альбоме все будет по-современному. Будет куаркод, под которому каждый сможет их посмотреть. И о том, как происходило сканирование, насколько кропотливое занятие цифровая ретушь и сколько это отнимает времени... Также читатели смогут увидеть фотографии как до ретуши, так и после нее. И бонус – в видео будут фотографии, которые не войдут в альбом «Век СССР. Вид из Тюмени». - Что если, посмотрев эти ролики, жители Тюмени бросятся к Андрею Павлычеву со своими архивами?.. - Я буду только рад. Особенно, если они станут такими открытиями, как этот архив. Я убежден, что в Тюменской области должен быть создан фотоархив, где будут храниться свидетельства прошлого для нашего будущего. - У вас были какие-то споры по поводу обложки альбома? - Тимофей Сайфуллин, который верстал и редактировал альбом, предложил цветную фотографию по своему выбору, где девочка (средняя сестра Сергея) бежит по засыпанной тополиным пухом улице Луначарского. И Сергею Козлову эта идея понравилась. Он тут же осмыслил ее философски: в этом снимке символ убегающей эпохи, но в то же время – движение в будущее. И тот самый теплый цвет и свет… Но главными судьями и ценителями, мы все знаем, будут читатели. Главное, что мы хотели сделать – сохранить несколько страниц истории нашей великой Родины и позволить разным эпохам взглянуть друг на друга. Одна будет смотреть на страницы, другая – со страниц этой книги… Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.
В Тюмени выйдет альбом фотографий советского периода

Коллаж из архивных фото Сергей Козлова

К 100-летию СССР к печати готовится альбом фотографий из архива тюменского фотохудожника Сергея Козлова. Самые ранние снимки коллекции сделаны в 1949 году, а самые поздние  относятся к середине 1980-х годов. Кадры тюменской хроники восстановил фотограф Андрей Павлычев. Некоторые снимки уже публиковались на страницах «Тюменской области сегодня».

О работе над уникальным альбомом рассказал один из его соавторов, Андрей Павлычев.

- Как к вам попал архив Сергея Павловича Козлова? Как он стал открытием?

- Позвонил его сын – Сергей, с которым мы давно дружим, он не знал, что делать с сотнями законсервированных его отцом пленок. Этот архив лежал с середины 90-х годов; и Сергей, зная, что там много снимков «по работе», а не только семейные, все же хранил его, как память об отце. И он привез мне для начала его небольшую часть. Несколько банок из-под киноленты, в которых плотно были составлены рулоны пленок, каждая из которых была завернута в бумагу или хранилась в своей коробочке, баночке... Некоторые подписаны – год, место съемок, а сами банки (скотча тогда не было) проклеены лейкопластырем, что обеспечило нужный для длительного хранения режим влажности и температуры. И, когда я развернул первую пленку и начал ее сканировать, я, честно говоря, оторопел, потому что увидел нечто такое, что меня очень сильно тронуло. Я считаю себя достаточно профессиональным фотографом, а тут первая же пленка любителя – и уникальные кадры, очень художественные, профессиональные. А пленок, повторю, сотни.

Архивное фото Сергея Козлова

- И все пришлось сканировать? Сколько получилось кадров? Сколько на это ушло времени?

- Почти три тысячи кадров. При том, что мы сразу договорились отбрасывать неудачные или мертво-производственные, где даже техника мертва. А отсмотреть пришлось свыше 5000 кадров. Для сканирования был использован планшетный сканер для пленок. Было огромное искушение сразу доводить до ума каждую фотографию, но я наступил на горло песне и сначала все отсканировал. Для работы был использован многофункциональный специализированный пленочный сканер, который любезно предоставил тюменский фотограф Игорь Ковалев.

Кстати, именно в процессе сканирования я повел разговор о том, что это надо показать людям, а Сергей вспомнил, что в 2022 году нашей Родине – СССР исполняется 100 лет. В процессе работы я настолько увлекся, погружаясь в эпоху – а там представлены снимки от конца 40-х до середины 80-х годов ХХ века, с очень обширной географией; включая снимки, сделанные за границей, что не заметил, как прошло полгода. С июня 2021 года по январь 2022-го. И даже семейные фотографии представляли собой историческую и художественную ценность. И всякую новую пленку я открывал с внутренним содроганием. Как открытие какого-то нового мира, новой книги… Негатив очень сложно отсматривать, нужна специальная аппаратура. Я сразу сказал Сергею, что пусть мы не знаем подавляющего большинства имен людей на этих фотографиях, но это именно они сделали нас. Всем, что мы имели в зрелом возрасте, мы обязаны им. Они творили советскую эпоху. Среди них большинство – это ветераны Великой Отечественной войны. На фото они без орденских планок, только иногда встречаются «скромные» боевые ордена и медали. Это наши отцы и наши деды, мамы и бабушки…

Но первое, что меня поразило – это лица. В них не только отражалась душа, но и дух времени. В этот момент я понял, что как бы дело не повернулось, мне придется сидеть и реставрировать эти кадры, чтобы сохранить их для потомков. Некоторые пленки пришлось промывать. Для публикации большинству снимков все же потребовалась цифровая ретушь, хотя производившие в соцсетях «взрывы» публикации, когда Сергей или я выставляли несколько кадров на ленты, вызвали разные мнения именно по этому поводу. Некоторые ценители считали, что царапины на фото надо оставить, как есть, сохранить; другие, в том числе и я сам, говорили, что для зрителя, читателя – нужен все же «чистый образ». Восприятию не должны мешать царапины и другие помехи, тем более что большинство из них наложило время.

Пленки были совершенно разных форматов, от «шпионской» микропленки до пластин и пленки каких-то ультрашироких размеров; я даже не могу представить аппараты, которыми велась съемка. Были и первые цветные пленки. На их перфорации даже не стоит дата производства и логотип фирмы, как это делается сейчас. Могу предположить, что это была AGFA, которую Сергей Павлович вместе с реактивами привез в 1962 году из ГДР. Эта пленка передавала очень теплый цвет. Просто уникальный… Он как бы слегка неестественный, но это цвет того времени. Будь то фото семьи или фото первомайской демонстрации в Тюмени – это прекрасно.

Были предложения в соцсетях «расцветить» и черно-белые фотографии, но я считаю это просто дурным вкусом, бессмыслицей.

Архивное фото Сергея Козлова

Во время работы над архивом для меня Сергей Павлович открылся как удивительный человек. Во-первых, я знаю, что такое в домашних условиях заниматься проявкой негативов и печатью фотографий. Я сам когда-то начинал с этого. И у него был очень профессиональный взгляд на фотографию, что признали многие современные коллеги, когда увидели эти работы. Помимо скрупулезной работы с проявкой (а он пользовался составными проявителями, которые делал своими руками), это еще и умелая работа с «моделями», если можно так назвать людей на лесных делянках, на улицах советских городов, на производстве...

Сергей Павлович умел расположить их к себе. Хотя в архиве достаточно постановочных снимков с производства, но это более чем профессиональная постановочность, потому что «лица живут». В глазах каждого человека огромный внутренний мир. Фотографу надо быть либо своим в доску, либо за несколько секунд перед щелчком затвора, настроить человека на такой лад. Впрочем, и сама эпоха к этому располагала… Видно, что многие фотографии делались для изданий, стенгазет, отчетов, но люди на этих снимках живые. И видно, что человек не жалел ради этого пленку. Я помню, как ты экономишь, когда у тебя в кассете 36 кадров. Каждый кадр – на вес золота. В те времена потратить на человека 5–6 кадров считалось роскошью, но Сергей Павлович пленку не жалел, а нам вот приходилось выбирать из этих 5–6 кадров, потому на каждом из них человек был раскрыт. Фотограф именно работал, и эта работа мне сразу была видна.

Через изображение видна взаимосвязь между фотографом и моделью, а это доступно только талантливым людям. И в то время, когда фотоаппарат и направленный на человека объектив не были так широко распространены как сейчас, когда гаджет у каждого под рукой, расположить к себе человека было в разы сложней. И создать нужную атмосферу. Лесорубы улыбаются, строители смотрят с мечтой в небо; и в этих взглядах, собственно, и открывается эпоха…

Удивительно, но у Сергея Павловича взгляд очень современный. Он искал. Искал ракурс, в том числе необычный. А-ля Родченко… Он искал точку, с которой весь снимок обретал совершенно уникальную экспозицию. Например, рабочие идут по стреле крана… Графика металлических конструкций в сочетании с улыбками рабочих просто поражает. Это надо было увидеть до щелчка затвора. Я полагаю, что у Сергея Павловича Козлова была именно школа. Мы все так или иначе кому-то подражаем, но из этого и рождается свой взгляд и свой мир.

У нас был когда-то журнал «Советское фото» и редкие учебники по фотографии. Когда я начал заниматься фотографией в 80-е годы, такой учебник передавался из рук в руки, а если и появлялся в магазинах, слух об этом пролетал моментально и книгу сметали с прилавков. Кстати, Сергей сохранил настольную книгу отца «Фотография в 25 уроках», издание 1949 года… Раритет даже в те времена.

- Вы ведь смонтировали и ролики о скрупулезной работе по сохранению этого архива?

- Да, и в альбоме все будет по-современному. Будет куаркод, под которому каждый сможет их посмотреть. И о том, как происходило сканирование, насколько кропотливое занятие цифровая ретушь и сколько это отнимает времени... Также читатели смогут увидеть фотографии как до ретуши, так и после нее. И бонус – в видео будут фотографии, которые не войдут в альбом «Век СССР. Вид из Тюмени».

- Что если, посмотрев эти ролики, жители Тюмени бросятся к Андрею Павлычеву со своими архивами?..

- Я буду только рад. Особенно, если они станут такими открытиями, как этот архив. Я убежден, что в Тюменской области должен быть создан фотоархив, где будут храниться свидетельства прошлого для нашего будущего.

- У вас были какие-то споры по поводу обложки альбома?

- Тимофей Сайфуллин, который верстал и редактировал альбом, предложил цветную фотографию по своему выбору, где девочка (средняя сестра Сергея) бежит по засыпанной тополиным пухом улице Луначарского. И Сергею Козлову эта идея понравилась. Он тут же осмыслил ее философски: в этом снимке символ убегающей эпохи, но в то же время – движение в будущее. И тот самый теплый цвет и свет… Но главными судьями и ценителями, мы все знаем, будут читатели. Главное, что мы хотели сделать – сохранить несколько страниц истории нашей великой Родины и позволить разным эпохам взглянуть друг на друга. Одна будет смотреть на страницы, другая – со страниц этой книги…

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.

Читайте также

Новость Тюмени: Полная программа мероприятий «Лето в Тобольском кремле»

Полная программа мероприятий «Лето в Тобольском кремле»

24 июня

Новость Тюмени: «Библионочь-2022»: в Тюмени прошли концерты, выставки, мастер-классы

«Библионочь-2022»: в Тюмени прошли концерты, выставки, мастер-классы

29 мая

Новость Тюмени: Тюменские волонтеры провели субботник на Текутьевском кладбище

Тюменские волонтеры провели субботник на Текутьевском кладбище

28 мая