Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

Тюменскому летчику и Герою России Владимиру Шарпатову исполнится 80 лет

19.03.2020
10:13
Тюменскому летчику и Герою России Владимиру Шарпатову исполнится 80 лет. Владимир Ильич Шарпатов – человек, которого трудно представить в комфортных домашних условиях. Большую часть из своих лет он отдал гражданской авиации – 42 года, налетал 16 500 часов. . Часто его направляли туда, куда другие лететь отказывались. Ему удалось сохранить в себе многие «пережитки» прошлого. Чистоплотность, совестливость – это его неприкосновенный запас. Через эти принципы не переступал, даже находясь в 378-дневном аду – афганском плену. Он удостоен звания Героя России.  Малая родина После Краснокутского училища гражданской авиации в 1965 году по распределению Владимир Шарпатов был направлен в Тюмень, которая стала для молодого летчика второй родиной, но  в череде рабочих дней он не забывает и свою малую родину – марийский поселок Красногорский. Семья Шарпатовых жила своим хозяйством, отец шоферил, мать воспитывала детей – две дочери и два сына. – В 1940-50-е годы все  в одних условиях жили, что тут скажешь. Все  в нашем рабочем поселке жили одинаково бедно, – вспоминает юбиляр. Володя Шарпатов с детства мечтал стать летчиком, а после прочтения книги «Повесть о настоящем человеке» – еще  и военным.  С той поры прошли годы, а в его памяти остался вкус маминого хлеба из печи и парного молока, такого вкуса больше нет... Зато из детства у него есть пастуший колокольчик Зорьки, кормилицы семьи Шарпатовых. Сегодня глухой неяркий голос колокольчика оповещает хозяев загородной дачи о приходе гостей. Каждого из них Владимир Ильич обязательно угостит свежей вишней или вишневым вареньем, а то и вишневой наливочкой. Сладкая ягода – с кустов вишни, привезенных из родительского огорода.  Сын, муж, отец У Шарпатовых гостеприимный дом. Об этом мне рассказывали разные люди и подчеркивали: Владимир Ильич – человек долга и семьи. С  женой Юлией Кирилловной, тогда второкурсницей пединститута, более полувека назад познакомился на танцах в Тюменском доме офицеров. В 1967 году они стали мужем и женой. Кстати, это была первая комсомольская свадьба в аэропорту Плеханово (аэропорт Рощино появился позже. – Прим. автора).  Поселилась молодая семья в общежитии. Закадычный друг и сосед по койко-месту Борис Бабин сделал особый подарок – переехал в другую комнату.  Владимир и Юлия очень разные, но удачно дополняют друг друга. Она  обаятельная и одновременно строгая. Он спокойный, сдержанный. Его любимая теща Екатерина Панфиловна, с которой живут одной семьей почти 50 лет, не раз отмечала, что Владимир Ильич очень обязательный и дисциплинированный человек.  Однажды я не удержалась и спросила Екатерину Панфиловну, какая роль ее зятю лучше удалась – летчика, мужа, отца или сына? Она немного задумалась, а потом ответила: «Самого себя». У супругов Шарпатовых всегда было много забот. Воспитали двух сыновей, которые продолжили дело отца. Сегодня их радуют достижения трех любимых внуков и первые шаги правнучки. Афганский плен и звезда Героя Его жизнь круто изменилась в годы перестройки, начале 1990-х. Один за другим закрывались предприятия и заводы. Безработица росла с каждым днем. Коснулась она  и тюменского летного состава. У Владимира Шарпатова новое место работы – Казанская авиакомпания «Аэростан». Он совершает полеты по миротворческой линии ООН  в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне и другие страны. По договоренности с компанией «Трансавиа» перевозили по воздуху боеприпасы для правительства Афганистана, боровшегося с исламским радикальным движением талибан. – В августе 1995 года на подлете к Кандагару в наушниках прозвучало: идите на посадку. На хвосте висел истребитель МиГ-21, под его крыльями ракеты. Под угрозой огня вынужден был  произвести посадку, – рассказывает Владимир Ильич. На земле его экипажу предъявили обвинение: «Россия интернировала 60 тысяч афганцев в Сибирь»... а далее 378 дней плена.  – Разговоры о суде шариата начались с первых часов заточения. Действия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на техобслуживание самолета, – вспоминает Герой России. В плену Владимир Ильич вел дневник. Вот одна из записей: «Экипаж пал духом. Клянут всех и за все. Начались проблемы со здоровьем. Нервы натянуты так, что можно играть, как на балалайке».  Позже психиатр из института Сербского Зураб Кикелидзе прокомментирует эту запись: «В подобных случаях выяснение отношений становится неизбежным, а проще – поиск виновного. Психологический климат у пленников оздоровил командир Владимир Шарпатов. Сильный духом и отчаянный, он взял основной удар на себя, декомпенсируя тем самым тяжелую обстановку... Именно в этих условиях пленники поняли: надо бежать!». Они разработали план побега, привели в рабочее состояние самолет, узнали пароли для пересечения границ. И вот 16 августа 1996 года дерзкий и авантюрный план побега воплотился в жизнь. Экипаж не повел самолет на север, где его в первую очередь стали бы искать талибы, а через Иран и Объединенные Арабские Эмираты вернулся на Родину. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители авиакомпании «Трансавиа» и полиция.  По данным ЮНЕСКО, побег из талибского плена российского экипажа Ил-76 с бортовым номером 76842 во главе с командиром Владимиром Шарпатовым стал легендой и вошел в десятку важнейших событий, которые произошли на планете в 1996 году.  Правда жизни Эпизоды нахождения российских авиаторов в плену повторит в 2010 году крутой фильм-боевик «Кандагар». Но правда жизни бывает страшнее самого страшного кино.  – В день побега по росийскому Первому каналу сообщили: «Экипаж совершил дерзкий побег при невыясненных обстоятельствах». А фильм «Кандагар»? В нем 20 процентов – вымысел. Но это ведь не документальное кино, а художественное. Есть детали, которые добавлены скорее для большей эффектности сюжета. Например, непонятно, откуда взялся эпизод с гранатой?! Но по правде говоря, я не могу досмотреть этот фильм до конца… – поделился впечатлением Владимир Ильич.  За восемьдесят лет  в жизни Владимира Шарпатова было немало и других препятствий, порогов, но он умело их преодолевал. Никогда не предавал и, что поразительно для сегодняшнего дня, не менял своих принципов. На вопрос: «Важно ли вам то, что  о вас говорят люди?» не раздумывая отвечает: «Раньше воспринимал болезненно какие-то суждения. Сегодня понимаю: каждому мил не будешь. Но  я открыто общаюсь с любым человеком. Никто не сможет меня упрекнуть. Работаю сам  и требую работы от других». Сегодня легендарный земляк продолжает трудовую деятельность: он активный член Российской ассоциации Героев и еще десятка общественных организаций. Слова «пожилой человек» – не про него.  Владимир Шарпатов держит в руках командирский штурвал. Фото Юрия Комолова. Досье Владимир Ильич Шарпатов  Родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской АССР.  По окончании школы работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации. В 1965 году по распределению направлен в Тюмень, где работал в аэропорту Плеханово, в том числе на международных маршрутах. В 1971 году поступил в Ленинградскую ордена Ленина академию гражданской авиации, где  в 1976-м получил диплом по специальности инженер-пилот. В 2002 году в возрасте 62 лет ушел с летной работы. 26 февраля 2015 года имя Владимира Шарпатова присвоено самолету Airbus A320 авиакомпании «Ямал» (бортовой номер VP-BHX). В настоящее время на пенсии. Ведет активную общественную жизнь. Владимир Шарпатов – единственный Герой России, живущий на территории Тюменской области. В 1977 году Владимир Шарпатов первым из тюменских летчиков в качестве второго пилота поднял в небо транспортный самолет Ил-76.  Моя работа всегда была связана со всей большой Тюменской областью. Могу сказать, что без транспортной авиации не произошло бы столь быстрого освоения нефтегазового комплекса. Без авиаторов геологи до сих пор топтали бы болота где-нибудь в окрестностях Тюмени и вряд ли смогли дойти хотя бы до Оби. Не случайно на многих эмблемах и фотостендах нефтяных компаний фигурируют самолеты и вертолеты.
Владимир Ильич Шарпатов – человек, которого трудно представить в комфортных домашних условиях. Большую часть из своих лет он отдал гражданской авиации – 42 года, налетал 16 500 часов.

Часто его направляли туда, куда другие лететь отказывались. Ему удалось сохранить в себе многие «пережитки» прошлого. Чистоплотность, совестливость – это его неприкосновенный запас. Через эти принципы не переступал, даже находясь в 378-дневном аду – афганском плену. Он удостоен звания Героя России. 

Малая родина

После Краснокутского училища гражданской авиации в 1965 году по распределению Владимир Шарпатов был направлен в Тюмень, которая стала для молодого летчика второй родиной, но  в череде рабочих дней он не забывает и свою малую родину – марийский поселок Красногорский. Семья Шарпатовых жила своим хозяйством, отец шоферил, мать воспитывала детей – две дочери и два сына.

– В 1940-50-е годы все  в одних условиях жили, что тут скажешь. Все  в нашем рабочем поселке жили одинаково бедно, – вспоминает юбиляр.

Володя Шарпатов с детства мечтал стать летчиком, а после прочтения книги «Повесть о настоящем человеке» – еще  и военным. 

С той поры прошли годы, а в его памяти остался вкус маминого хлеба из печи и парного молока, такого вкуса больше нет... Зато из детства у него есть пастуший колокольчик Зорьки, кормилицы семьи Шарпатовых. Сегодня глухой неяркий голос колокольчика оповещает хозяев загородной дачи о приходе гостей. Каждого из них Владимир Ильич обязательно угостит свежей вишней или вишневым вареньем, а то и вишневой наливочкой. Сладкая ягода – с кустов вишни, привезенных из родительского огорода. 

Сын, муж, отец

У Шарпатовых гостеприимный дом. Об этом мне рассказывали разные люди и подчеркивали: Владимир Ильич – человек долга и семьи. С  женой Юлией Кирилловной, тогда второкурсницей пединститута, более полувека назад познакомился на танцах в Тюменском доме офицеров. В 1967 году они стали мужем и женой. Кстати, это была первая комсомольская свадьба в аэропорту Плеханово (аэропорт Рощино появился позже. – Прим. автора). 

Поселилась молодая семья в общежитии. Закадычный друг и сосед по койко-месту Борис Бабин сделал особый подарок – переехал в другую комнату. 

Владимир и Юлия очень разные, но удачно дополняют друг друга. Она  обаятельная и одновременно строгая. Он спокойный, сдержанный. Его любимая теща Екатерина Панфиловна, с которой живут одной семьей почти 50 лет, не раз отмечала, что Владимир Ильич очень обязательный и дисциплинированный человек. 

Однажды я не удержалась и спросила Екатерину Панфиловну, какая роль ее зятю лучше удалась – летчика, мужа, отца или сына? Она немного задумалась, а потом ответила: «Самого себя».

У супругов Шарпатовых всегда было много забот. Воспитали двух сыновей, которые продолжили дело отца. Сегодня их радуют достижения трех любимых внуков и первые шаги правнучки.

Афганский плен и звезда Героя

Его жизнь круто изменилась в годы перестройки, начале 1990-х.

Один за другим закрывались предприятия и заводы. Безработица росла с каждым днем. Коснулась она  и тюменского летного состава. У Владимира Шарпатова новое место работы – Казанская авиакомпания «Аэростан». Он совершает полеты по миротворческой линии ООН  в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне и другие страны. По договоренности с компанией «Трансавиа» перевозили по воздуху боеприпасы для правительства Афганистана, боровшегося с исламским радикальным движением талибан.

– В августе 1995 года на подлете к Кандагару в наушниках прозвучало: идите на посадку. На хвосте висел истребитель МиГ-21, под его крыльями ракеты. Под угрозой огня вынужден был  произвести посадку, – рассказывает Владимир Ильич.

На земле его экипажу предъявили обвинение: «Россия интернировала 60 тысяч афганцев в Сибирь»... а далее 378 дней плена. 

– Разговоры о суде шариата начались с первых часов заточения. Действия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на техобслуживание самолета, – вспоминает Герой России.

В плену Владимир Ильич вел дневник. Вот одна из записей: «Экипаж пал духом. Клянут всех и за все. Начались проблемы со здоровьем. Нервы натянуты так, что можно играть, как на балалайке». 

Позже психиатр из института Сербского Зураб Кикелидзе прокомментирует эту запись: «В подобных случаях выяснение отношений становится неизбежным, а проще – поиск виновного. Психологический климат у пленников оздоровил командир Владимир Шарпатов. Сильный духом и отчаянный, он взял основной удар на себя, декомпенсируя тем самым тяжелую обстановку... Именно в этих условиях пленники поняли: надо бежать!».

Они разработали план побега, привели в рабочее состояние самолет, узнали пароли для пересечения границ. И вот 16 августа 1996 года дерзкий и авантюрный план побега воплотился в жизнь. Экипаж не повел самолет на север, где его в первую очередь стали бы искать талибы, а через Иран и Объединенные Арабские Эмираты вернулся на Родину. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители авиакомпании «Трансавиа» и полиция. 

По данным ЮНЕСКО, побег из талибского плена российского экипажа Ил-76 с бортовым номером 76842 во главе с командиром Владимиром Шарпатовым стал легендой и вошел в десятку важнейших событий, которые произошли на планете в 1996 году. 

Правда жизни

Эпизоды нахождения российских авиаторов в плену повторит в 2010 году крутой фильм-боевик «Кандагар». Но правда жизни бывает страшнее самого страшного кино. 

– В день побега по росийскому Первому каналу сообщили: «Экипаж совершил дерзкий побег при невыясненных обстоятельствах». А фильм «Кандагар»? В нем 20 процентов – вымысел. Но это ведь не документальное кино, а художественное. Есть детали, которые добавлены скорее для большей эффектности сюжета. Например, непонятно, откуда взялся эпизод с гранатой?! Но по правде говоря, я не могу досмотреть этот фильм до конца… – поделился впечатлением Владимир Ильич. 

За восемьдесят лет  в жизни Владимира Шарпатова было немало и других препятствий, порогов, но он умело их преодолевал. Никогда не предавал и, что поразительно для сегодняшнего дня, не менял своих принципов. На вопрос: «Важно ли вам то, что  о вас говорят люди?» не раздумывая отвечает: «Раньше воспринимал болезненно какие-то суждения. Сегодня понимаю: каждому мил не будешь. Но  я открыто общаюсь с любым человеком. Никто не сможет меня упрекнуть. Работаю сам  и требую работы от других».

Сегодня легендарный земляк продолжает трудовую деятельность: он активный член Российской ассоциации Героев и еще десятка общественных организаций. Слова «пожилой человек» – не про него. 

Владимир Шарпатов держит в руках командирский штурвал. Фото Юрия Комолова.

Досье

Владимир Ильич Шарпатов 

Родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской АССР. 

По окончании школы работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации.

В 1965 году по распределению направлен в Тюмень, где работал в аэропорту Плеханово, в том числе на международных маршрутах.

В 1971 году поступил в Ленинградскую ордена Ленина академию гражданской авиации, где  в 1976-м получил диплом по специальности инженер-пилот.

В 2002 году в возрасте 62 лет ушел с летной работы.

26 февраля 2015 года имя Владимира Шарпатова присвоено самолету Airbus A320 авиакомпании «Ямал» (бортовой номер VP-BHX).

В настоящее время на пенсии. Ведет активную общественную жизнь.

Владимир Шарпатов – единственный Герой России, живущий на территории Тюменской области.

В 1977 году Владимир Шарпатов первым из тюменских летчиков в качестве второго пилота поднял в небо транспортный самолет Ил-76. 

Моя работа всегда была связана со всей большой Тюменской областью. Могу сказать, что без транспортной авиации не произошло бы столь быстрого освоения нефтегазового комплекса. Без авиаторов геологи до сих пор топтали бы болота где-нибудь в окрестностях Тюмени и вряд ли смогли дойти хотя бы до Оби. Не случайно на многих эмблемах и фотостендах нефтяных компаний фигурируют самолеты и вертолеты.

Читать больше:

На Землю вернулся космонавт Александр Скворцов

В Тюменской области пройдут мероприятия в честь юбилея МЧС

445Просмотров

Читать далее
Здесь будут ремонтировать участок теплосети
Продолжается летняя декада подписки
Александр Моор отметил заслуги главного анестезиолога региона
Возле школы N94 родители выстроилась в очередь на запись в летний лагерь
Лихача доставили в больницу и оставили под наблюдением медиков
В селе Мальково украшают окна и рисуют открытки для соседей

Опрос
Чем вы намерены заняться летом после отмены самоизоляции?
Уеду в деревню
Вернусь к работе в обычном режиме
Буду ходить в кино, в кафе, гулять в парках
Вырвусь с семьей на российский юг
Отправлюсь куда угодно, только подальше от города
Буду готовиться к экзаменам
Собираюсь искать другую работу
Никуда не поеду, останусь в виртуальном мире