Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

Эффект трех «да»: почему мы добровольно отдаем аферистам свои деньги?

19.12.2019
16:01
Эффект трех «да»: почему мы добровольно отдаем аферистам свои деньги?. Практикующий тюменский психолог Марина Антонова рассказала о психологии мошенничества, о том, почему на удочку злоумышленников попадаются даже самые осторожные граждане и как противостоять мошенническим атакам.. – Марина Владимировна, почему люди добровольно отдают деньги преступникам? – Мошенники умеют входить в доверие, расположить к себе, сыграть на сокровенном: слабостях, страданиях, наивности, доброте людей. Они смотрят в глаза, выражают сочувствие, заинтересованность, желание помочь, а на самом деле цинично обманывают жертву. – Какие психологические приемы используют злоумышленники? – Неожиданность, эмоции и быстрота действий. Аферисты сначала повергают вас  в панику, а потом «спасают», забирая себе ваши деньги. Под влиянием эмоций невозможно рационально мыслить. Преступники концентрируют внимание на событии, которое спровоцировало бурные чувства, и человек уже плохо оценивает все остальное. Действия преступников нацелены на то, чтобы жертва не успела сообразить, одуматься. Они одурманивают напором, словами, действиями, взглядом, голосом.  Телефонные аферисты предпочитают звонить поздним вечером или ранним утром. Мошенники, которые ходят по квартирам, выбирают рабочее время, когда пожилые дома одни, а их родственники на работе. Преступники используют различные приемы манипуляции. Например, задают вопросы, на которые человек скорее всего ответит «да». Известно, если на три вопроса подряд получено «да», то и остальные ответы будут по инерции такими же, а за ответами и действия.  Те, кто ходит по квартирам, заговаривают человека, берут уверенным тоном, прямым взглядом в глаза, киваниями и поддакиваниями. Если повторять жесты и позы человека, можно вызвать доверие, симпатию, расположить к себе. В этом случае отказать мошеннику  гораздо сложнее.  – Кто чаще всего становится жертвой обмана? – Эмоциональному влиянию подвержены пожилые. Принимая решения, они чаще руководствуются порывом души, а не разумом. Уязвимы также мамочки с детьми. – Как можно заподозрить неладное? Какие признаки должны насторожить? – Первый признак – звонящий ввергает вас в тревогу или панику и требует прямо сейчас действовать, когда вам сообщают о подарках, призах и тому подобном и нужно выполнять какие-то действия прямо сейчас. Что еще должно остановить: вас просят сообщить персональные данные, номер карты, пин-код или одноразовый код  в смс.  – Как защититься? – Возьмите за правило не принимать быстрых решений. Берите паузу. Даже если эта пауза будет длиться всего минуту – это возможность сориентироваться, что вообще происходит, не подозрительно ли все это? По возможности привлеките к разговору родственника, коллегу, соседа. Другой человек эмоционально затронут меньше, у него более критический взгляд на происходящее.  Мошенники всегда настаивают на немедленном принятии решения, быстрых действиях, дают пошаговую инструкцию. Если им удалось преодолеть ваши сомнения и вы сделали первые шаги, чтобы перечислить им деньги, дальше все действия совершаются по инерции.  Никогда не сообщайте незнакомцам персональные данные. Если вы доверчивы и теряетесь в разговоре с людьми, не умеете говорить «нет», напишите себе памятку: чего нельзя никому сообщать, куда звонить, что делать. Памятка поможет вернуться в адекватное состояние и не поддаться манипуляции. Прикрепите памятку на видное место или  к мобильному телефону. – Если человек все же стал жертвой мошенника… Как не заклевать самого себя упреками и не перестать доверять людям? – Действительно, пострадать от действий мошенника – значит потерять деньги и получить психологическое потрясение. Это вызывает сильные чувства: обиду, стыд, вину, злость, бессилие… Могут активизироваться негативные убеждения о себе: «я слабый, глупый, беспомощный, невезучий», о мире и людях вокруг: «мир враждебен, вокруг предатели и обманщики, ни на кого нельзя положиться». Если человек и до этой ситуации был не очень уверен в себе, его вера в себя и других просто подкашивается. Тут поможет уход от обобщений к конкретике, к реалистичным мыслям. Например: «То, что  я один раз поверил мошеннику и потерял деньги, не делает меня вообще глупым, невезучим, никчемным. У меня было множество ситуаций, когда мне везло, я принимал взвешенные решения, успешно решал проблемы. Эта ситуация очень неприятна, но моя жизнь на этом не заканчивается. Я потерял не смысл жизни или свои способности, желания и мечты, а всего лишь деньги. Мне придется отложить покупку, начать экономить или взять в долг, но это решаемые проблемы».
Практикующий тюменский психолог Марина Антонова рассказала о психологии мошенничества, о том, почему на удочку злоумышленников попадаются даже самые осторожные граждане и как противостоять мошенническим атакам.
Мошенничество с банковскими картами – наиболее распространенный вид обмана || Фото с сайта: ao123.ru.

– Марина Владимировна, почему люди добровольно отдают деньги преступникам?

– Мошенники умеют входить в доверие, расположить к себе, сыграть на сокровенном: слабостях, страданиях, наивности, доброте людей. Они смотрят в глаза, выражают сочувствие, заинтересованность, желание помочь, а на самом деле цинично обманывают жертву.

– Какие психологические приемы используют злоумышленники?

– Неожиданность, эмоции и быстрота действий. Аферисты сначала повергают вас  в панику, а потом «спасают», забирая себе ваши деньги. Под влиянием эмоций невозможно рационально мыслить. Преступники концентрируют внимание на событии, которое спровоцировало бурные чувства, и человек уже плохо оценивает все остальное. Действия преступников нацелены на то, чтобы жертва не успела сообразить, одуматься. Они одурманивают напором, словами, действиями, взглядом, голосом. 

Телефонные аферисты предпочитают звонить поздним вечером или ранним утром. Мошенники, которые ходят по квартирам, выбирают рабочее время, когда пожилые дома одни, а их родственники на работе.

Преступники используют различные приемы манипуляции. Например, задают вопросы, на которые человек скорее всего ответит «да». Известно, если на три вопроса подряд получено «да», то и остальные ответы будут по инерции такими же, а за ответами и действия. 

Те, кто ходит по квартирам, заговаривают человека, берут уверенным тоном, прямым взглядом в глаза, киваниями и поддакиваниями. Если повторять жесты и позы человека, можно вызвать доверие, симпатию, расположить к себе. В этом случае отказать мошеннику 
гораздо сложнее. 

– Кто чаще всего становится жертвой обмана?

– Эмоциональному влиянию подвержены пожилые. Принимая решения, они чаще руководствуются порывом души, а не разумом. Уязвимы также мамочки с детьми.

– Как можно заподозрить неладное? Какие признаки должны насторожить?

– Первый признак – звонящий ввергает вас в тревогу или панику и требует прямо сейчас действовать, когда вам сообщают о подарках, призах и тому подобном и нужно выполнять какие-то действия прямо сейчас. Что еще должно остановить: вас просят сообщить персональные данные, номер карты, пин-код или одноразовый код  в смс. 

– Как защититься?

– Возьмите за правило не принимать быстрых решений. Берите паузу. Даже если эта пауза будет длиться всего минуту – это возможность сориентироваться, что вообще происходит, не подозрительно ли все это? По возможности привлеките к разговору родственника, коллегу, соседа. Другой человек эмоционально затронут меньше, у него более критический взгляд на происходящее. 

Мошенники всегда настаивают на немедленном принятии решения, быстрых действиях, дают пошаговую инструкцию. Если им удалось преодолеть ваши сомнения и вы сделали первые шаги, чтобы перечислить им деньги, дальше все действия совершаются по инерции. 

Никогда не сообщайте незнакомцам персональные данные. Если вы доверчивы и теряетесь в разговоре с людьми, не умеете говорить «нет», напишите себе памятку: чего нельзя никому сообщать, куда звонить, что делать. Памятка поможет вернуться в адекватное состояние и не поддаться манипуляции. Прикрепите памятку на видное место или  к мобильному телефону.

– Если человек все же стал жертвой мошенника… Как не заклевать самого себя упреками и не перестать доверять людям?

– Действительно, пострадать от действий мошенника – значит потерять деньги и получить психологическое потрясение. Это вызывает сильные чувства: обиду, стыд, вину, злость, бессилие… Могут активизироваться негативные убеждения о себе: «я слабый, глупый, беспомощный, невезучий», о мире и людях вокруг: «мир враждебен, вокруг предатели и обманщики, ни на кого нельзя положиться».

Если человек и до этой ситуации был не очень уверен в себе, его вера в себя и других просто подкашивается. Тут поможет уход от обобщений к конкретике, к реалистичным мыслям. Например: «То, что  я один раз поверил мошеннику и потерял деньги, не делает меня вообще глупым, невезучим, никчемным. У меня было множество ситуаций, когда мне везло, я принимал взвешенные решения, успешно решал проблемы. Эта ситуация очень неприятна, но моя жизнь на этом не заканчивается. Я потерял не смысл жизни или свои способности, желания и мечты, а всего лишь деньги. Мне придется отложить покупку, начать экономить или взять в долг, но это решаемые проблемы».

Читать больше:
Одаренные тюменские дети отпраздновали Новый год в музее
Ялуторовская прокуратура прикрыла сеть липовых техосмотров
475Просмотров

Читать далее
Мнения подписчиков урбаниста разделились
На странице в социальных сетях губернатор Тюменской области привел пример воинской доблести земляков
Россельхознадзор не счел за удобрение отходы КРС
Розыгрыш призов среди подписчиков на ежедневный и четверговый комплекты газеты «Тюменская область сегодня»
Задать вопрос можно во время работы горячей линии Росреестра
Правительство региона проработало вопрос об альтернативных мерах соцподдержки

Опрос
Устраивает ли вас формат удаленной работы?
Да, ведь можно трудиться без привязки к офису или дому
Не совсем, у меня дома нет рабочего места
Удаленно трудиться мне не позволяет плохая связь
Нет, члены семьи мне мешают сосредоточиться
Да, это прекрасная экономия средств на поездки в офис
Нет, мне не хватает живого общения с коллегами
Меня устраивает любой формат работы