Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

«Мы вместе»: Новые технологии меняют жизнь уральцев и сибиряков

29.11.2019
13:05
«Мы вместе»: Новые технологии меняют жизнь уральцев и сибиряков. Еще несколько лет назад словосочетание «цифровая экономика» казалось абстрактным и имеющим очень отдаленное отношение к реальной жизни, а сегодня оно как-то незаметно стало частью нашего жизненного уклада. . В режиме онлайн сейчас можно сделать практически все – заплатить за газ, выяснить, почему задержался автобус, записать ребенка в школу, зарегистрировать бизнес. Современные технологии проникают в градостроительство и сельское хозяйство, образование и здравоохранение, бизнес и государственное управление. Расскажем о цифровом настоящем и будущем Свердловской и Тюменской областей. Smart по-уральски На пленарном заседании общероссийского форума «Города России 2030», который проходил на прошлой неделе в Екатеринбурге, цифровая экономика и инфраструктура умных городов стали главной темой обсуждения. – В Уральском федеральном округе есть успешные практики применения умных технологий, которые внедряются не только на территориях административных центров, но  и в небольших муниципальных городах, – отметил полномочный представитель Президента РФ  в Уральском федеральном округе Николай Цуканов. – Эти технологии обеспечивают системное и эффективное решение типичных для большинства городов проблем: это  и сокращение потерь в коммунальных сетях, и оптимизация работы городского транспорта и уличного движения, и повышение доступности и качества социальных услуг. Сегодня в базе цифровых решений Свердловской области – больше 200 сервисов, предлагаемых к реализации экспертами и разработчиками. Часть из них уже используется. В числе крупных проектов – навигационно-информационная система на базе технологий ГЛОНАСС, которая позволяет оптимизировать работу перевозчиков на междугородних и пригородных маршрутах. Теперь региональные власти намерены решить вопрос с тем, чтобы отслеживать движение автобусов могли и сами пассажиры – для этого создано специальное мобильное приложение. Есть проекты, которые пока внедряются точечно. Например, многофункциональные автобусные остановки в Екатеринбурге и Нижней Туре. Или умное уличное освещение в Качканаре, которое позволяет удаленно регулировать режим включения и выключения ламп. Четыре города – Екатеринбург, Новоуральск, Каменск-Уральский и Полевской – этой весной были выбраны «пилотами» по реализации проекта «Умный город». Smart-решения в них будут внедряться комплексно – это системы управления дорожным движением и общественным транспортом, видеонаблюдения и оповещения, интеллектуального учета коммунальных ресурсов. Пока – в тестовом режиме. Главным же примером умной территории остается будущий восьмой район уральской столицы – Академический. Здесь внедрены системы регулирования тепла и диспетчеризация, которые позволяют удаленно получать показания приборов учета, следить за безаварийной работой всех внутридомовых систем, и в конечном счете экономить на оплате жилищно-коммунальных услуг. Район оснащен системой тревожных кнопок и видеонаблюдения, а в рамках соглашения, подписанного на нынешнем ИННОПРОМе, в Академическом внедряют систему видео-аналитики – сети устройств, которые умеют распознавать лица, номера автомобилей и выявлять девиантное поведение – например, если кто-то полез в драку. В конце октября в Академический приезжал министр строительства России Владимир Якушев. – Подобный опыт необходимо распространять в регионах страны, – заявил он. «Я решаю!» Как рассказывает глава Тюмени Руслан Кухарук, все цифровые проекты, которые реализуются на территории региона, сначала проходят проверку в областном центре, а уже потом их внедряют и в других муниципалитетах. Кроме того, в Тюменской области собрана единая база жителей, которые пользуются теми или иными цифровыми услугами – среди них медицина, образование и ЖКХ. В ней значится 367 тысяч человек. Для сравнения: в 2017 году их было 219 тысяч, в 2018-м количество выросло до 350 тысяч. – Прежде всего мы взяли одно из самых главных направлений – систему здравоохранения.  На сегодняшний день в Тюмени и других муниципальных образованиях области в электронную форму переведены карточки пациентов, оцифрована деятельность всех поликлиник. Все больше тех, кто записывается на прием к врачу через мобильное приложение – сейчас у нас 143 тысячи таких пользователей. Кроме того, у жителей отдаленных территорий региона с помощью Интернета есть возможность получить консультацию узких специалистов (телемедицина), – отметил Руслан Кухарук. С 2015 года в Тюмени работает сервис электронных опросов «Я решаю!». Администрация привлекает жителей к управлению городом, вынося важные темы на обсуждение и голосование || Скриншот сервиса электронных опросов «Я решаю!» Другое направление – информатизация образования. В Тюмени реализуется проект «Электронная школа», которой ежедневно пользуется более 80 тысяч человек. Она позволяет отслеживать расписание занятий в образовательных учреждениях, узнавать, какие новые дисциплины будут введены. Работает система «Учет питания» (у нее сейчас 30 тысяч пользователей). По словам главы Тюмени, с помощью нее каждый родитель на две недели вперед может выбрать блюда для своего ребенка и сделать платеж. В регионе также уделяется внимание цифровому образованию старшего поколения. Действует программа «Расширяя горизонты». В специально сформированных классах тюменцы обуча­ются робототехнике и программированию. Участниками программы уже стало 104 тысячи человек (40 процентов из них – люди пожилого возраста). Технологии умного города используются в Тюмени и в сфере градостроительства. Так, при планировании строительства жилых микрорайонов, развязок и автомагистралей ведется анализ с помощью программ, позволяющих прогнозировать интенсивность пассажирских и транспортных потоков и рассчитать спрос на транспорт. – То есть прежде чем разрабатывать проектную документацию или вносить изменения в уже существующую, мы сначала моделируем, как изменится ситуация в том или ином районе, – объяснил Руслан Кухарук. Одним из главных помощников горожан, по словам мэра, является мобильное приложение «Тюмень. Транспорт» (85 тысяч пользователей). Жители города имеют возможность отследить, где идет нужный маршрут общественного транспорта, просчитать, сколько времени займет путь, посмот-реть, на каких улицах из-за ремонта и аварий перекрыто движение. – Автоматизированная система диспетчеризации – еще один блок, который позволяет улучшать качество транспортных услуг. К этой системе контроля подключены все городские автобусы – в контрактах у нас прописано, что машины должны быть оснащены системой ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система. – Прим. ред.). Это позволило улучшить исполнение рейсов и их регулярность, – сказал мэр. Комфорт в пользовании общественным транспортом добавляет автоматизированная система оплаты проезда. Приобрести билет можно с помощью карты тюменской транспортной системы (аналог Екарты), смартфона с поддержкой технологии NFC (технология беспроводной передачи данных. – Прим. ред.) и банковских карт (к слову, в этом случае проезд обойдется на рубль дешевле – 25 рублей). Через Интернет тюменцы могут проследить не только за работой общественного транспорта, но  и за тем, как ведется уборка города. По словам главы города, если в работе какого-то транспортного средства будут отклонения, сигнал об этом сразу же поступит в администрацию. Если Екатеринбург с прошлого года ждет портал «Активный гражданин», где жители смогут обсуждать городские вопросы, то  в Тюмени такой ресурс уже есть, и называется он «Я решаю!». – Через него мы принимаем обращения от граждан, проводим опросы, например, в сфере благоустройства. Это источник информации, позволяющий оперативно узнавать о проблемах, которые существуют в Тюмени. Ответ жители нашего города получают в течение восьми дней. Количество пользователей этого портала – 30 тысяч, но интерес к нему постоянно растет. Мы понимаем, чтобы горожанам было удобнее им пользоваться, необходимо разработать мобильное приложение, чем сейчас занимаемся. Оно уже проходит тестирование, – подытожил Руслан Кухарук. – Цифровые технологии сегодня позволяют изменить систему управления городом, быть в более тесной связи с горожанами. Ольга Кошкина, Анна Позднякова
Еще несколько лет назад словосочетание «цифровая экономика» казалось абстрактным и имеющим очень отдаленное отношение к реальной жизни, а сегодня оно как-то незаметно стало частью нашего жизненного уклада.
Идеи о том, чтобы внедрить техническую новинку в том или ином свердловском городе, часто рождаются на полях Иннопрома. Предмет повышенного интереса мэров – инновационные светофоры. После нынешней выставки такое ноу-хау решено опробовать в следующем году в Нижнем Тагиле || Фото Павла Ворожцова.

В режиме онлайн сейчас можно сделать практически все – заплатить за газ, выяснить, почему задержался автобус, записать ребенка в школу, зарегистрировать бизнес. Современные технологии проникают в градостроительство и сельское хозяйство, образование и здравоохранение, бизнес и государственное управление. Расскажем о цифровом настоящем и будущем Свердловской и Тюменской областей.

Smart по-уральски

На пленарном заседании общероссийского форума «Города России 2030», который проходил на прошлой неделе в Екатеринбурге, цифровая экономика и инфраструктура умных городов стали главной темой обсуждения.

– В Уральском федеральном округе есть успешные практики применения умных технологий, которые внедряются не только на территориях административных центров, но  и в небольших муниципальных городах, – отметил полномочный представитель Президента РФ  в Уральском федеральном округе Николай Цуканов. – Эти технологии обеспечивают системное и эффективное решение типичных для большинства городов проблем: это  и сокращение потерь в коммунальных сетях, и оптимизация работы городского транспорта и уличного движения, и повышение доступности и качества социальных услуг.

Сегодня в базе цифровых решений Свердловской области – больше 200 сервисов, предлагаемых к реализации экспертами и разработчиками. Часть из них уже используется. В числе крупных проектов – навигационно-информационная система на базе технологий ГЛОНАСС, которая позволяет оптимизировать работу перевозчиков на междугородних и пригородных маршрутах. Теперь региональные власти намерены решить вопрос с тем, чтобы отслеживать движение автобусов могли и сами пассажиры – для этого создано специальное мобильное приложение. Есть проекты, которые пока внедряются точечно. Например, многофункциональные автобусные остановки в Екатеринбурге и Нижней Туре. Или умное уличное освещение в Качканаре, которое позволяет удаленно регулировать режим включения и выключения ламп.

Четыре города – Екатеринбург, Новоуральск, Каменск-Уральский и Полевской – этой весной были выбраны «пилотами» по реализации проекта «Умный город». Smart-решения в них будут внедряться комплексно – это системы управления дорожным движением и общественным транспортом, видеонаблюдения и оповещения, интеллектуального учета коммунальных ресурсов. Пока – в тестовом режиме.

Главным же примером умной территории остается будущий восьмой район уральской столицы – Академический.

Здесь внедрены системы регулирования тепла и диспетчеризация, которые позволяют удаленно получать показания приборов учета, следить за безаварийной работой всех внутридомовых систем, и в конечном счете экономить на оплате жилищно-коммунальных услуг. Район оснащен системой тревожных кнопок и видеонаблюдения, а в рамках соглашения, подписанного на нынешнем ИННОПРОМе, в Академическом внедряют систему видео-аналитики – сети устройств, которые умеют распознавать лица, номера автомобилей и выявлять девиантное поведение – например, если кто-то полез в драку.

В конце октября в Академический приезжал министр строительства России Владимир Якушев.

– Подобный опыт необходимо распространять в регионах страны, – заявил он.

«Я решаю!»

Как рассказывает глава Тюмени Руслан Кухарук, все цифровые проекты, которые реализуются на территории региона, сначала проходят проверку в областном центре, а уже потом их внедряют и в других муниципалитетах. Кроме того, в Тюменской области собрана единая база жителей, которые пользуются теми или иными цифровыми услугами – среди них медицина, образование и ЖКХ. В ней значится 367 тысяч человек. Для сравнения: в 2017 году их было 219 тысяч, в 2018-м количество выросло до 350 тысяч.

– Прежде всего мы взяли одно из самых главных направлений – систему здравоохранения. 

На сегодняшний день в Тюмени и других муниципальных образованиях области в электронную форму переведены карточки пациентов, оцифрована деятельность всех поликлиник. Все больше тех, кто записывается на прием к врачу через мобильное приложение – сейчас у нас 143 тысячи таких пользователей. Кроме того, у жителей отдаленных территорий региона с помощью Интернета есть возможность получить консультацию узких специалистов (телемедицина), – отметил Руслан Кухарук.

С 2015 года в Тюмени работает сервис электронных опросов «Я решаю!». Администрация привлекает жителей к управлению городом, вынося важные темы на обсуждение и голосование || Скриншот сервиса электронных опросов «Я решаю!»

Другое направление – информатизация образования. В Тюмени реализуется проект «Электронная школа», которой ежедневно пользуется более 80 тысяч человек. Она позволяет отслеживать расписание занятий в образовательных учреждениях, узнавать, какие новые дисциплины будут введены. Работает система «Учет питания» (у нее сейчас 30 тысяч пользователей). По словам главы Тюмени, с помощью нее каждый родитель на две недели вперед может выбрать блюда для своего ребенка и сделать платеж.

В регионе также уделяется внимание цифровому образованию старшего поколения. Действует программа «Расширяя горизонты». В специально сформированных классах тюменцы обуча­ются робототехнике и программированию. Участниками программы уже стало 104 тысячи человек (40 процентов из них – люди пожилого возраста).

Технологии умного города используются в Тюмени и в сфере градостроительства. Так, при планировании строительства жилых микрорайонов, развязок и автомагистралей ведется анализ с помощью программ, позволяющих прогнозировать интенсивность пассажирских и транспортных потоков и рассчитать спрос на транспорт.

– То есть прежде чем разрабатывать проектную документацию или вносить изменения в уже существующую, мы сначала моделируем, как изменится ситуация в том или ином районе, – объяснил Руслан Кухарук.

Одним из главных помощников горожан, по словам мэра, является мобильное приложение «Тюмень. Транспорт» (85 тысяч пользователей). Жители города имеют возможность отследить, где идет нужный маршрут общественного транспорта, просчитать, сколько времени займет путь, посмот-реть, на каких улицах из-за ремонта и аварий перекрыто движение.

– Автоматизированная система диспетчеризации – еще один блок, который позволяет улучшать качество транспортных услуг. К этой системе контроля подключены все городские автобусы – в контрактах у нас прописано, что машины должны быть оснащены системой ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система. – Прим. ред.). Это позволило улучшить исполнение рейсов и их регулярность, – сказал мэр.

Комфорт в пользовании общественным транспортом добавляет автоматизированная система оплаты проезда. Приобрести билет можно с помощью карты тюменской транспортной системы (аналог Екарты), смартфона с поддержкой технологии NFC (технология беспроводной передачи данных. – Прим. ред.) и банковских карт (к слову, в этом случае проезд обойдется на рубль дешевле – 25 рублей).

Через Интернет тюменцы могут проследить не только за работой общественного транспорта, но  и за тем, как ведется уборка города. По словам главы города, если в работе какого-то транспортного средства будут отклонения, сигнал об этом сразу же поступит в администрацию.

Если Екатеринбург с прошлого года ждет портал «Активный гражданин», где жители смогут обсуждать городские вопросы, то  в Тюмени такой ресурс уже есть, и называется он «Я решаю!».

– Через него мы принимаем обращения от граждан, проводим опросы, например, в сфере благоустройства. Это источник информации, позволяющий оперативно узнавать о проблемах, которые существуют в Тюмени. Ответ жители нашего города получают в течение восьми дней. Количество пользователей этого портала – 30 тысяч, но интерес к нему постоянно растет. Мы понимаем, чтобы горожанам было удобнее им пользоваться, необходимо разработать мобильное приложение, чем сейчас занимаемся. Оно уже проходит тестирование, – подытожил Руслан Кухарук. – Цифровые технологии сегодня позволяют изменить систему управления городом, быть в более тесной связи с горожанами.

Ольга Кошкина, Анна Позднякова

Читать больше:

Тюменские предприятия-экспортеры выпускают уникальную продукцию

В Тюменской области проходит Неделя признаний

495Просмотров

Читать далее
Праздник отмечается в России 8 июля
Мнения подписчиков урбаниста разделились
На странице в социальных сетях губернатор Тюменской области привел пример воинской доблести земляков
Если за окном солнце печет, то жара еще сорок дней продержится
Розыгрыш призов среди подписчиков на ежедневный и четверговый комплекты газеты «Тюменская область сегодня»
Задать вопрос можно во время работы горячей линии Росреестра

Опрос
Устраивает ли вас формат удаленной работы?
Да, ведь можно трудиться без привязки к офису или дому
Не совсем, у меня дома нет рабочего места
Удаленно трудиться мне не позволяет плохая связь
Нет, члены семьи мне мешают сосредоточиться
Да, это прекрасная экономия средств на поездки в офис
Нет, мне не хватает живого общения с коллегами
Меня устраивает любой формат работы