×
В социальных сетях
В печатной версии

Владимир Владимиров: «Вопросы нужно не «решать», а разрешать в соответствии с законом»

28.06.2019
10:47
Владимир Владимиров: «Вопросы нужно не «решать», а разрешать в соответствии с законом» . Коррупция – одно из зол, подрывающих принципы верховенства закона, нарушающее общественный порядок и разрушающее доверие общества к власти. И борьба с коррупцией должна вестись последовательно и системно. . Об этой  кропотливой работе рассказал прокурор Тюменской области Владимир Владимиров.  – Владимир Александрович, каковы причины возникновения коррупции?    – Главной причиной коррупции является корысть конкретного должностного лица, желание наживы любой ценой для себя, родственников и друзей. И в этом стремлении  таких людей  не останавливают законные запреты и ограничения, клятвы данной когда-то присяги и обычные моральные принципы.  – Каковы формы проявления коррупции? – Формы проявления коррупции различны. Это злоупотребление  служебным положением, взяточничество, хищения с использования должностного положения и т.д. Коррупцией является  и иное незаконное использование своего служебного положения вопреки интересам службы в целях получения материальной выгоды. – Каковы последствия коррупции и ответственность за эти преступления? – Последствия имеет любое коррупционное деяние. В первую очередь это причинение имущественного и репутационного ущерба государству, нарушение прав организаций и граждан. Однако в случае выявления коррупционного деяния последствия наступают уже для совершившего его человека. Последствия в виде уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, а также материальной в виде возмещения ущерба. За совершение коррупционных преступлений уголовный закон предусмат-ривает строгое наказание вплоть до пятнадцати лет лишения свободы (к примеру, за получение взятки в особо крупном размере). Однако могут назначаться и другие наказания. Допустим, в виде штрафа, кратного сумме полученной взятки или подкупа. – Каковы меры противодействия коррупции? – Их можно разбить на три группы. Во-первых, это профилактика, которая в том числе заключается в антикоррупционном просвещении и обучении граждан, в антикоррупционной экспертизе нормативных актов и их проектов для исключения норм, которые могут способствовать коррупции.  Во-вторых, борьба с помощью сотрудников правоохранительных органов, непосредственно выявляющих и пресекающих коррупционные правонарушения и преступления. В-третьих, устранение или минимизация последствий коррупции. Иногда журналисты задают мне вопрос: каким же из перечисленных направлений занимается прокуратура? Всеми! Более того, исходя из обширного круга полномочий органов прокуратуры и возложенных на нас обязанностей, прокуратура фактически является координатором борьбы с коррупцией и в значительной степени организатором и исполнителем мер по профилактике и ликвидации ее последствий.    – Традиционный вопрос: стало ли меньше коррупционных преступлений? Сколько их выявлено с начала года? – За пять месяцев этого года выявлено 271 коррупционное преступление, что уже выше прошлогодних показателей. От общего количества этих преступлений 120 пришлось на факты взяточничества, в том числе 60 случаев получения взяток. К уголовной ответственности привлечено более 100 граждан.  В этом году тюменские суды вынесли решения по громким коррупционным уголовным делам: экс-руководителя областного управления Федеральной налоговой службы и бывшего первого заместителя начальника УФСИН РФ по Тюменской области (за злоупотребления и превышение должностными полномочиями), бывшего начальника УГИБДД УМВД России по Тюменской области (превышение должностных полномочий) и другие. За получение взятки 100 тысяч рублей к реальному лишению свободы осужден бывший начальник ФКУ «Областная больница УФСИН России по Тюменской области». Уместно сказать, что рост количества выявленных коррупционных преступлений наблюдался и в 2018 году. Однако не стоит делать кардинальные выводы – уровень коррупции в нашей области на уровне других регионов страны, он примерно одинаков. Это подтверждают результаты прокурорских проверок и деятельности правоохранительных органов. – Можно ли считать, что в России имеются благоприятные условия для коррупции? – Полагаю, что не приходится говорить о каких-то особо благоприятных условиях по сравнению с другими государствами. Но у наших граждан часто складывается мнение о том, что при наличии какого-либо вопроса к государственным структурам его необходимо «решать», а не реализовать по закону. Этим часто пользуются недобросовестные чиновники. Поэтому своей работой должны изменить это мнение и убедить людей в том, что вопросы нужно не «решать», а разрешать в соответствии с требованиями закона.     – Не станет ли гуманизация уголовного законодательства поводом для безнаказанности за преступления коррупционной направленности? – В последние годы не происходит гуманизации уголовного законодательства к преступлениям коррупционной направленности. А выделение в отдельный состав преступ- лений статьи 291.2 УК РФ – «мелкое взяточничество» (получение и дача взятки в размере, не превышающем десять тысяч рублей) считаю правильным решением, принятым на основании сложившейся судебной практики. Ранее, до введения этой статьи, одинаковые меры наказания были предусмотрены, к примеру, для чиновника, получившего 100 и более тысяч рублей за откровенно незаконные действия по службе, и для преподавателя, получившего тысячу от студента.   – На ваш взгляд, нуждается ли в совершенствовании антикоррупционное законодательство в отношении муниципальных служащих или необходимо совершенствовать практику его применения? Ведь под общую гребенку могут попасть служащие, неумышленно допустившие незначительные нарушения, к примеру, при заполнении справки о доходах и имуществе. – В федеральное законодательство о противодействии коррупции и о государственной и муниципальной службе постоянно вносятся изменения. Даже по нескольку в год. Зачас-тую это вызвано складывающейся правоприменительной практикой. Законы дополняются и совершенствуются.   Что же касается ответственности за незначительные нарушения, то при выборе меры ответственности значимость правонарушения учитывается в каждом конкретном случае. Но одно дело не указанные «копейки» в справке о доходах, другое  – «забытые» должностным лицом. к примеру, 20 миллионов, которые он уже потратил, вторая квартира, дорогой автомобиль или счет в иностранном банке. В таких случаях ведем речь уже о предоставлении заведомо неполных сведений о доходах, имуществе и наличии оснований для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия.  По представлениям прокуратуры только в этом году за нарушения в справках о доходах досрочно прекращены полномочия пяти депутатов муниципальных Дум.    – Какими методами можно бороться с проявлением коррупции на государственной службе? – В теории и на практике предлагаются различные пути. Это продуманная кадровая политика при приеме на государственную и муниципальную службу, введение дополнительных запретов и одновременно повышение материального стимулирования служащих, ужесточение наказания за коррупционные проступки и преступления, а также активное антикоррупционное просвещение. – Вправе ли муниципальный служащий совмещать основную деятельность с другой оплачиваемой работой? – Подобный запрет законом установлен только для глав местных администраций, которым запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой. Для остальных муниципальных служащих предусмотрен запрет только на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями. Однако несмотря на отсутствие прямого запрета, служащим необходимо помнить о наличии у них других обязанностей и ограничений, в том числе избегать конфликта интересов и на муниципальной службе добросовестно исполнять должностные обязанности. – Если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять? – Во-первых, не совершать либо прекратить действия,  создающие личную заинтересованность и приводящие к конфликту интересов. Во-вторых, сообщить о личной заинтересованности непосредственному руководителю. И все это сделать незамедлительно, предотвратив наступление конфликта интересов. В противном случае он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. – Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают? – Если это касается органов прокуратуры, установлен единый порядок рассмотрения обращений, в том числе о фактах коррупции. Принимаем и проверяем все сообщения, в том числе анонимные.  При наличии в них конкретных сведений о готовящемся либо совершенном коррупционном преступлении они немедленно передаются в органы правоохраны для проверки, в том числе в рамках оперативно-разыскной деятельности. При этом мы оставляем на контроле результаты таких проверок.  По анонимным обращениям с информацией о возможных нарушениях закона  организуем прокурорские проверки. ни одно обращение не остается без внимания. – Спасибо, Владимир Александрович, за содержательные ответы. Успехов вам и вашему ведомству. Вопросы задавал Виталий ЛАЗАРЕВ
Коррупция – одно из зол, подрывающих принципы верховенства закона, нарушающее общественный порядок и разрушающее доверие общества к власти. И борьба с коррупцией должна вестись последовательно и системно.
Владимир Владимиров || Фото Валерия БЫЧКОВА.

Об этой  кропотливой работе рассказал прокурор Тюменской области Владимир Владимиров.

 – Владимир Александрович, каковы причины возникновения коррупции?   

– Главной причиной коррупции является корысть конкретного должностного лица, желание наживы любой ценой для себя, родственников и друзей.

И в этом стремлении  таких людей  не останавливают законные запреты и ограничения, клятвы данной когда-то присяги и обычные моральные принципы. 

– Каковы формы проявления коррупции?

– Формы проявления коррупции различны. Это злоупотребление  служебным положением, взяточничество, хищения с использования должностного положения и т.д. Коррупцией является  и иное незаконное использование своего служебного положения вопреки интересам службы в целях получения материальной выгоды.

– Каковы последствия коррупции и ответственность за эти преступления?

– Последствия имеет любое коррупционное деяние. В первую очередь это причинение имущественного и репутационного ущерба государству, нарушение прав организаций и граждан. Однако в случае выявления коррупционного деяния последствия наступают уже для совершившего его человека. Последствия в виде уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, а также материальной в виде возмещения ущерба.

За совершение коррупционных преступлений уголовный закон предусмат-ривает строгое наказание вплоть до пятнадцати лет лишения свободы (к примеру, за получение взятки в особо крупном размере). Однако могут назначаться и другие наказания. Допустим, в виде штрафа, кратного сумме полученной взятки или подкупа.

– Каковы меры противодействия коррупции?

– Их можно разбить на три группы. Во-первых, это профилактика, которая в том числе заключается в антикоррупционном просвещении и обучении граждан, в антикоррупционной экспертизе нормативных актов и их проектов для исключения норм, которые могут способствовать коррупции. 

Во-вторых, борьба с помощью сотрудников правоохранительных органов, непосредственно выявляющих и пресекающих коррупционные правонарушения и преступления.

В-третьих, устранение или минимизация последствий коррупции.
Иногда журналисты задают мне вопрос: каким же из перечисленных направлений занимается прокуратура? Всеми! Более того, исходя из обширного круга полномочий органов прокуратуры и возложенных на нас обязанностей, прокуратура фактически является координатором борьбы с коррупцией и в значительной степени организатором и исполнителем мер по профилактике и ликвидации ее последствий.   

– Традиционный вопрос: стало ли меньше коррупционных преступлений? Сколько их выявлено с начала года?

– За пять месяцев этого года выявлено 271 коррупционное преступление, что уже выше прошлогодних показателей. От общего количества этих преступлений 120 пришлось на факты взяточничества, в том числе 60 случаев получения взяток. К уголовной ответственности привлечено более 100 граждан. 

В этом году тюменские суды вынесли решения по громким коррупционным уголовным делам: экс-руководителя областного управления Федеральной налоговой службы и бывшего первого заместителя начальника УФСИН РФ по Тюменской области (за злоупотребления и превышение должностными полномочиями), бывшего начальника УГИБДД УМВД России по Тюменской области (превышение должностных полномочий) и другие. За получение взятки 100 тысяч рублей к реальному лишению свободы осужден бывший начальник ФКУ «Областная больница УФСИН России по Тюменской области».

Уместно сказать, что рост количества выявленных коррупционных преступлений наблюдался и в 2018 году. Однако не стоит делать кардинальные выводы – уровень коррупции в нашей области на уровне других регионов страны, он примерно одинаков. Это подтверждают результаты прокурорских проверок и деятельности правоохранительных органов.

– Можно ли считать, что в России имеются благоприятные условия для коррупции?

– Полагаю, что не приходится говорить о каких-то особо благоприятных условиях по сравнению с другими государствами. Но у наших граждан часто складывается мнение о том, что при наличии какого-либо вопроса к государственным структурам его необходимо «решать», а не реализовать по закону. Этим часто пользуются недобросовестные чиновники. Поэтому своей работой должны изменить это мнение и убедить людей в том, что вопросы нужно не «решать», а разрешать в соответствии с требованиями закона.    

– Не станет ли гуманизация уголовного законодательства поводом для безнаказанности за преступления коррупционной направленности?

– В последние годы не происходит гуманизации уголовного законодательства к преступлениям коррупционной направленности. А выделение в отдельный состав преступ-
лений статьи 291.2 УК РФ – «мелкое взяточничество» (получение и дача взятки в размере, не превышающем десять тысяч рублей) считаю правильным решением, принятым на основании сложившейся судебной практики. Ранее, до введения этой статьи, одинаковые меры наказания были предусмотрены, к примеру, для чиновника, получившего 100 и более тысяч рублей за откровенно незаконные действия по службе, и для преподавателя, получившего тысячу от студента.  

– На ваш взгляд, нуждается ли в совершенствовании антикоррупционное законодательство в отношении муниципальных служащих или необходимо совершенствовать практику его применения? Ведь под общую гребенку могут попасть служащие, неумышленно допустившие незначительные нарушения, к примеру, при заполнении справки о доходах
и имуществе.

– В федеральное законодательство о противодействии коррупции и о государственной и муниципальной службе постоянно вносятся изменения. Даже по нескольку в год. Зачас-тую это вызвано складывающейся правоприменительной практикой. Законы дополняются и совершенствуются.  

Что же касается ответственности за незначительные нарушения, то при выборе меры ответственности значимость правонарушения учитывается в каждом конкретном
случае.

Но одно дело не указанные «копейки» в справке о доходах, другое  – «забытые» должностным лицом. к примеру, 20 миллионов, которые он уже потратил, вторая квартира, дорогой автомобиль или счет в иностранном банке. В таких случаях ведем речь уже о предоставлении заведомо неполных сведений о доходах, имуществе и наличии оснований для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия. 

По представлениям прокуратуры только в этом году за нарушения в справках о доходах досрочно прекращены полномочия пяти депутатов муниципальных Дум.   

– Какими методами можно бороться с проявлением коррупции на государственной службе?

– В теории и на практике предлагаются различные пути. Это продуманная кадровая политика при приеме на государственную и муниципальную службу, введение дополнительных запретов и одновременно повышение материального стимулирования служащих, ужесточение наказания за коррупционные проступки и преступления, а также активное антикоррупционное просвещение.

– Вправе ли муниципальный служащий совмещать основную деятельность с другой оплачиваемой работой?

– Подобный запрет законом установлен только для глав местных администраций, которым запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой.

Для остальных муниципальных служащих предусмотрен запрет только на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.

Однако несмотря на отсутствие прямого запрета, служащим необходимо помнить о наличии у них других обязанностей и ограничений, в том числе избегать конфликта интересов и на муниципальной службе добросовестно исполнять должностные обязанности.

– Если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять?

– Во-первых, не совершать либо прекратить действия,  создающие личную заинтересованность и приводящие к конфликту интересов. Во-вторых, сообщить о личной заинтересованности непосредственному руководителю. И все это сделать незамедлительно, предотвратив наступление конфликта интересов. В противном случае он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

– Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

– Если это касается органов прокуратуры, установлен единый порядок рассмотрения обращений, в том числе о фактах коррупции. Принимаем и проверяем все сообщения, в том числе анонимные. 

При наличии в них конкретных сведений о готовящемся либо совершенном коррупционном преступлении они немедленно передаются в органы правоохраны для проверки, в том числе в рамках оперативно-разыскной деятельности. При этом мы оставляем на контроле результаты таких проверок. 

По анонимным обращениям с информацией о возможных нарушениях закона  организуем прокурорские проверки. ни одно обращение не остается без внимания.

– Спасибо, Владимир Александрович, за содержательные ответы. Успехов вам и вашему ведомству.

Вопросы задавал Виталий ЛАЗАРЕВ

Читать больше:

Массовый танцевальный флешмоб против наркотиков провели в Тюмени

Из-за пуха и детского баловства загорелась школа в Тюмени

320Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Это стало возможным благодаря субсидии из областного бюджета.
Личность Константина Высоцкого и его роль в истории тюменской культуры невозможно понять вне контекста его связей с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым, с их идеями сибирского обновления.
Вниманию читателей анонс очередного номера.
Они расположены в местах, где горожане больше всего нарушают правила движения.
Правительство РФ утвердило перенос дней отдыха.
По народному календарю – Берегиня. Если в этот день примечали первую желтизну на деревьях, то готовились к ранним холодам осенью.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное