×
В социальных сетях
В печатной версии

Год Константина Высоцкого в Тюмени (продолжение)

14.06.2019
16:23
Год Константина Высоцкого в Тюмени (продолжение). Мы продолжаем рассказ о Константине Высоцком – создателе первой тюменской газеты.. Продолжение. Начало: Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение) Путешествие по Тюмени Константина Высоцкого В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого Месседж Константина Высоцкого (продолжение) Новый 1879 год ознаменовался в Тюмени выходом первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (не путать с «Сибирским листком» – тобольской частной газетой, издававшейся в 1890-1919 гг). Небольшая по формату (20х25,5 см) и объему (2 листа или 4 страницы), газета со сквозной постраничной нумерацией выходила по пятницам в течение только одного года и составила 52 номера на 208 страницах. Чем же примечательно это скромное издание? Как следует из названия, основное место в газете отводилось объявлениям, то есть рекламе. По задумке издателя доход должны были приносить рекламные объявления от частных лиц и организаций, публикуемые в газете. Однако такая простая и понятная сегодня формула «реклама – двигатель торговли» была аксиомой не всегда. В наши дни, в век медийной революции, реклама нас окружает повсюду: красочные щиты внешней рекламы на магазинах, бесконечные рекламные ролики, то и дело прерывающие телевещание, толстые яркие каталоги товаров и услуг, реклама на страницах журналов и газет, реклама всего и вся в соцсетях: баннеры, флаеры, видеоролики, селфи, «лайки», просмотры, интернет-магазины. Сейчас это кажется привычным и естественным. Но 140 лет назад это не было таким очевидным. Заставить коммерсанта платить вперед без гарантии, что затраты окупятся, очень сложно. Но издатель (он же редактор) «Сибирского листка объявлений» пошел по этому непроторенному пути. Константин Николаевич Высоцкий, первый тюменский фотограф, литограф, издатель, стал и создателем ПЕРВОЙ тюменской газеты, и отцом тюменской рекламы. Конечно, столичные газеты уже довольно широко использовали рекламу, но в Тюмени это было делом новым и в коммерческом плане рискованным. Газета состояла из 4 отделов: общекалендарные сведения, включающие церковные праздники предстоящей недели, термометрические и барометрические наблюдения (скромная попытка систематизировать метеорологические сведения), наиболее наполненная рубрика «ярмарки и торжки» и обновлявшийся нечасто раздел цен на товары в Тюмени. Заключали каждый выпуск газеты собственно объявления, например, частные о продаже дома и участка земли, открытии магазина или фотомастерской, частных уроках или пошиве дамского белья. Редактор предполагал, что «Листок» сможет «служить официальным учреждениям для объявлений о торгах, собраниях Думы, заседаниях и проч.». Этой возможностью воспользовался только тюменский Общественный банк, который регулярно помещал уведомления о торгах на продажу имущества, принадлежащего несостоятельным должникам банка, среди которых был даже потомственный почетный гражданин Тюмени, купец 2-й гильдии Кондратий Козьмич Шешуков, сделавший в свое время много для города. Объявления управляющего тюменской почтовой конторой, директора реального училища, санитарной комиссии, клуба приказчиков дают представление о каждодневной жизни тюменцев. Читая объявления, читатель может стать свидетелем семейных историй, а порой и личных драм горожан. Так, серия объявлений (одно из них даже с переводом на французский язык!) членов семьи Мусерских  рассказывает нам о проблемах, с которыми столкнулась эта семья. Именно из объявлений становится ясно, что переплетная мастерская Высоцкого сначала размещалась в доме Колесникова и только в июле была перенесена в помещение типографии на Большом Городище. При внимательном изучении раздела объявлений можно узнать много нового, например в объявлении о продаже прииска разъясняется, почему владельцы медных заводов избегали даже признаков серебра в руде, а их работники, обнаружив серебряные руды, «оные нарочито и с великим тщанием опять зарывают». Редактор пытался разнообразить зрительный ряд газеты, меняя вид и размер шрифта, располагая объявления порой даже вертикально, чтобы привлечь внимание читателя. В каждом номере давалась реклама продукции типографии Высоцкого, текст которой, однако, оставался неизменным в течение всего года. Но самым информативным разделом газеты является рубрика «Ярмарки и торжки». По словам редактора, «сведения о ценах и спросе на товары почерпнуты из частных коммерческих писем и телеграмм», но все материалы печатались без указания фамилий корреспондентов. Главное внимание издания сосредоточено на вопросах торговли в Тюмени, Тобольске, Кургане, Ирбите. В 10 номерах издания подробно освещаются не только ассортимент и цены на товары на Ирбитской ярмарке, но и на торжках 30 сел и деревень Ирбитского уезда, число которых доходило до 80 в году: их расположение, время проведения, товарооборот. Несомненно, для купцов была полезна информация о том, сколько и какого товара привезено и продано, каковы денежные обороты торгов, какие товары имеют спрос и т.п. Интересны материалы, присланные из Москвы, авторство которых не указано. Можно предположить, что корреспондентом являлся добрый друг Высоцкого, бывший тюменский, а с 1872 года московский купец Николай Чукмалдин, который, несомненно, имел литературный талант и часто публиковался в прессе. Автор заметок умел заинтересовать и даже удивить читателя, сравнивая цены на дома в Москве и Тюмени, начиная говорить «ну хоть о погоде», он мастерски переводит разговор на торговлю, разъясняет, что такое «курс биржи», называет ведущих московских коммерсантов – владельцев мануфактурных предприятий, проводит анализ состояния мануфактурной промышленности Москвы. К концу года в газете появляется все больше объявлений о московских товарах, о подписке на московские периодические издания (к сожалению, все меньше объявлений тюменских). Вероятно, не без помощи и совета Чукмалдина было начато и само новое дело выпуска «Сибирского листка объявлений» в Тюмени. Постепенно география экономического обзора расширяется. Читатель узнает о ценах на персидские товары в Нижнем Новгороде, популярности кедровых орехов за Уралом, урожае в Поволжье и Сарапуле, торговле мануфактурой на ярмарках Мензелинска, киргизской кожей и пшеницей в Семипалатинске, падении торгового значения Троицка с проведением железной дороги в Оренбург и начале торговых отношений Бийска с Европой, торговом значении Чугучака (Западный Китай) для обмена чая на русские товары. Несомненно, эти материалы экономического характера будут интересны не только специалистам, которые смогут по ним сделать подробный аналитический срез состояния торговли в крае за период в один год, но и всем, кто интересуется прошлым региона.  В таком, казалось бы, сухом материале, как объявления и статистическая информация, тем не менее порой прослеживается позиция редактора, его личностное отношение. На довольно язвительное письмо читателя с указанием ошибок, вкравшихся в печать, редактор «благодарит дружескую руку, которая хотя и не очень ласково, и порядком иронично, но видимо искренно и с участием приветствует наш первый шаг. Постараемся быть акуратнее (так в тексте, забавно, что при обещании «быть аккуратнее» допущена ошибка – В.Л.); корректор наш будет глядеть в оба». Редактор выражает благодарность за «поощрение начинания нового дела», пожелания «хорошего будущего» и принимает письмо «за дружественно-полезный урок». Даже краткие комментарии редактора иллюстрируют его отношение к напечатанному: он осуждает хитроумный «фортель» предприимчивого торговца, искусный «маневр» которого принес ему большую прибыль за счет обмана других; высказывает свое мнение на счет «нижайших заведений» («чем меньше их, тем меньше чумы»); искренне огорчается, получив письмо с пожеланием сообщать в газете, «сколько есть в Тюмене невест и с каким приданым» («ужели только и дела на свете, что искание невест и женихов?»). Кстати, это опубликованное безграмотное письмо само является колоритным образчиком эпистолярного жанра. По истечении первого месяца выхода газеты, то есть после публикации первых 4 номеров, редактор отмечает, что «Листок» имеет к этому времени «только 53 подписчика. Объявлений чужих, или посторонних, помещено до сих пор только 4». Пытаясь проанализировать причины такого слабого интереса к газете тюменского читателя, для которого в газете «мало занимательного», редактор размышляет: «Зависит ли это от новизны дела?.. Или свойство местных дел не нуждается в органе? Или требуется что-то другого?» Тем не менее он остается на прежней позиции, поставив перед газетой «задачу серьезно послужить реальности в самом узком, существенном смысле» – сосредоточившись на экономических вопросах. В 45 номере газеты за 9 ноября появилось уведомление, что «в 1880 году «Сибирский листок объявлений» не будет выходить и подписка на него не принимается». Исследователи, задаваясь вопросом, почему все-таки опыт издания тюменской рекламной газеты оказался неудачным (издание продержалось всего лишь год), видят причину в инертности провинциальных предпринимателей, в «тюленности» – лености тюменцев. Но дело не только в том, что Тюмень оказалась еще не готова – дело в том, что Высоцкий опережал свое время, мыслил перспективно, смело брался за новое дело. Сам редактор, не вдаваясь  «в подробности изложения причин прекращения», сообщает, что «Листок» «начат преждевременно». Тюменские газеты, которые выпускались позже: «Сибирская торговая газета» (1897–1918), «Вестник Западной Сибири» (1910–1915), «Ермак» (1912–1917), отводили рекламе целые полосы, необходимость и коммерческая выгодность размещения рекламы на газетных страницах уже не вызывали сомнения, но для этого должно было пройти несколько десятилетий. Вера Литовченко, специалист по библиотечно-выставочной работе библиотечно-музейного комплекса ТюмГУ
Мы продолжаем рассказ о Константине Высоцком – создателе первой тюменской газеты.
Константин Высоцкий и газета "Сибирский листок".

Продолжение. Начало:

Константин Высоцкий: с верой в силу печатного слова (продолжение)
Путешествие по Тюмени Константина Высоцкого
В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого
Месседж Константина Высоцкого (продолжение)

Новый 1879 год ознаменовался в Тюмени выходом первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (не путать с «Сибирским листком» – тобольской частной газетой, издававшейся в 1890-1919 гг). Небольшая по формату (20х25,5 см) и объему (2 листа или 4 страницы), газета со сквозной постраничной нумерацией выходила по пятницам в течение только одного года и составила 52 номера на 208 страницах.

Чем же примечательно это скромное издание?

Как следует из названия, основное место в газете отводилось объявлениям, то есть рекламе. По задумке издателя доход должны были приносить рекламные объявления от частных лиц и организаций, публикуемые в газете. Однако такая простая и понятная сегодня формула «реклама – двигатель торговли» была аксиомой не всегда.

В наши дни, в век медийной революции, реклама нас окружает повсюду: красочные щиты внешней рекламы на магазинах, бесконечные рекламные ролики, то и дело прерывающие телевещание, толстые яркие каталоги товаров и услуг, реклама на страницах журналов и газет, реклама всего и вся в соцсетях: баннеры, флаеры, видеоролики, селфи, «лайки», просмотры, интернет-магазины. Сейчас это кажется привычным и естественным.

Но 140 лет назад это не было таким очевидным. Заставить коммерсанта платить вперед без гарантии, что затраты окупятся, очень сложно. Но издатель (он же редактор) «Сибирского листка объявлений» пошел по этому непроторенному пути. Константин Николаевич Высоцкий, первый тюменский фотограф, литограф, издатель, стал и создателем ПЕРВОЙ тюменской газеты, и отцом тюменской рекламы. Конечно, столичные газеты уже довольно широко использовали рекламу, но в Тюмени это было делом новым и в коммерческом плане рискованным.

Газета состояла из 4 отделов: общекалендарные сведения, включающие церковные праздники предстоящей недели, термометрические и барометрические наблюдения (скромная попытка систематизировать метеорологические сведения), наиболее наполненная рубрика «ярмарки и торжки» и обновлявшийся нечасто раздел цен на товары в Тюмени.

Заключали каждый выпуск газеты собственно объявления, например, частные о продаже дома и участка земли, открытии магазина или фотомастерской, частных уроках или пошиве дамского белья. Редактор предполагал, что «Листок» сможет «служить официальным учреждениям для объявлений о торгах, собраниях Думы, заседаниях и проч.». Этой возможностью воспользовался только тюменский Общественный банк, который регулярно помещал уведомления о торгах на продажу имущества, принадлежащего несостоятельным должникам банка, среди которых был даже потомственный почетный гражданин Тюмени, купец 2-й гильдии Кондратий Козьмич Шешуков, сделавший в свое время много для города. Объявления управляющего тюменской почтовой конторой, директора реального училища, санитарной комиссии, клуба приказчиков дают представление о каждодневной жизни тюменцев. Читая объявления, читатель может стать свидетелем семейных историй, а порой и личных драм горожан. Так, серия объявлений (одно из них даже с переводом на французский язык!) членов семьи Мусерских  рассказывает нам о проблемах, с которыми столкнулась эта семья. Именно из объявлений становится ясно, что переплетная мастерская Высоцкого сначала размещалась в доме Колесникова и только в июле была перенесена в помещение типографии на Большом Городище. При внимательном изучении раздела объявлений можно узнать много нового, например в объявлении о продаже прииска разъясняется, почему владельцы медных заводов избегали даже признаков серебра в руде, а их работники, обнаружив серебряные руды, «оные нарочито и с великим тщанием опять зарывают».

Редактор пытался разнообразить зрительный ряд газеты, меняя вид и размер шрифта, располагая объявления порой даже вертикально, чтобы привлечь внимание читателя. В каждом номере давалась реклама продукции типографии Высоцкого, текст которой, однако, оставался неизменным в течение всего года.

Но самым информативным разделом газеты является рубрика «Ярмарки и торжки». По словам редактора, «сведения о ценах и спросе на товары почерпнуты из частных коммерческих писем и телеграмм», но все материалы печатались без указания фамилий корреспондентов.

Главное внимание издания сосредоточено на вопросах торговли в Тюмени, Тобольске, Кургане, Ирбите. В 10 номерах издания подробно освещаются не только ассортимент и цены на товары на Ирбитской ярмарке, но и на торжках 30 сел и деревень Ирбитского уезда, число которых доходило до 80 в году: их расположение, время проведения, товарооборот. Несомненно, для купцов была полезна информация о том, сколько и какого товара привезено и продано, каковы денежные обороты торгов, какие товары имеют спрос и т.п.

Интересны материалы, присланные из Москвы, авторство которых не указано. Можно предположить, что корреспондентом являлся добрый друг Высоцкого, бывший тюменский, а с 1872 года московский купец Николай Чукмалдин, который, несомненно, имел литературный талант и часто публиковался в прессе. Автор заметок умел заинтересовать и даже удивить читателя, сравнивая цены на дома в Москве и Тюмени, начиная говорить «ну хоть о погоде», он мастерски переводит разговор на торговлю, разъясняет, что такое «курс биржи», называет ведущих московских коммерсантов – владельцев мануфактурных предприятий, проводит анализ состояния мануфактурной промышленности Москвы. К концу года в газете появляется все больше объявлений о московских товарах, о подписке на московские периодические издания (к сожалению, все меньше объявлений тюменских). Вероятно, не без помощи и совета Чукмалдина было начато и само новое дело выпуска «Сибирского листка объявлений» в Тюмени.

Постепенно география экономического обзора расширяется. Читатель узнает о ценах на персидские товары в Нижнем Новгороде, популярности кедровых орехов за Уралом, урожае в Поволжье и Сарапуле, торговле мануфактурой на ярмарках Мензелинска, киргизской кожей и пшеницей в Семипалатинске, падении торгового значения Троицка с проведением железной дороги в Оренбург и начале торговых отношений Бийска с Европой, торговом значении Чугучака (Западный Китай) для обмена чая на русские товары.

Несомненно, эти материалы экономического характера будут интересны не только специалистам, которые смогут по ним сделать подробный аналитический срез состояния торговли в крае за период в один год, но и всем, кто интересуется прошлым региона. 

В таком, казалось бы, сухом материале, как объявления и статистическая информация, тем не менее порой прослеживается позиция редактора, его личностное отношение.

На довольно язвительное письмо читателя с указанием ошибок, вкравшихся в печать, редактор «благодарит дружескую руку, которая хотя и не очень ласково, и порядком иронично, но видимо искренно и с участием приветствует наш первый шаг. Постараемся быть акуратнее (так в тексте, забавно, что при обещании «быть аккуратнее» допущена ошибка – В.Л.); корректор наш будет глядеть в оба». Редактор выражает благодарность за «поощрение начинания нового дела», пожелания «хорошего будущего» и принимает письмо «за дружественно-полезный урок».

Даже краткие комментарии редактора иллюстрируют его отношение к напечатанному: он осуждает хитроумный «фортель» предприимчивого торговца, искусный «маневр» которого принес ему большую прибыль за счет обмана других; высказывает свое мнение на счет «нижайших заведений» («чем меньше их, тем меньше чумы»); искренне огорчается, получив письмо с пожеланием сообщать в газете, «сколько есть в Тюмене невест и с каким приданым» («ужели только и дела на свете, что искание невест и женихов?»). Кстати, это опубликованное безграмотное письмо само является колоритным образчиком эпистолярного жанра.

По истечении первого месяца выхода газеты, то есть после публикации первых 4 номеров, редактор отмечает, что «Листок» имеет к этому времени «только 53 подписчика. Объявлений чужих, или посторонних, помещено до сих пор только 4». Пытаясь проанализировать причины такого слабого интереса к газете тюменского читателя, для которого в газете «мало занимательного», редактор размышляет: «Зависит ли это от новизны дела?.. Или свойство местных дел не нуждается в органе? Или требуется что-то другого?» Тем не менее он остается на прежней позиции, поставив перед газетой «задачу серьезно послужить реальности в самом узком, существенном смысле» – сосредоточившись на экономических вопросах.

В 45 номере газеты за 9 ноября появилось уведомление, что «в 1880 году «Сибирский листок объявлений» не будет выходить и подписка на него не принимается».

Исследователи, задаваясь вопросом, почему все-таки опыт издания тюменской рекламной газеты оказался неудачным (издание продержалось всего лишь год), видят причину в инертности провинциальных предпринимателей, в «тюленности» – лености тюменцев. Но дело не только в том, что Тюмень оказалась еще не готова – дело в том, что Высоцкий опережал свое время, мыслил перспективно, смело брался за новое дело. Сам редактор, не вдаваясь  «в подробности изложения причин прекращения», сообщает, что «Листок» «начат преждевременно».

Тюменские газеты, которые выпускались позже: «Сибирская торговая газета» (1897–1918), «Вестник Западной Сибири» (1910–1915), «Ермак» (1912–1917), отводили рекламе целые полосы, необходимость и коммерческая выгодность размещения рекламы на газетных страницах уже не вызывали сомнения, но для этого должно было пройти несколько десятилетий.

Вера Литовченко, специалист по библиотечно-выставочной работе библиотечно-музейного комплекса ТюмГУ

557Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Часто девушки думают, что smokey eyes – это нечто темное и им это не подходит. Есть и те, кому вообще неведома эта техника в макияже. А она считается универсальной.
С радостью представляем наш экспериментальный молодежный проект «Молодость today», в котором мы будем рассказывать о вас – подростках, студентах, начинающих специалистах, молодых мамах и папах. О ваших интересах, сложностях, с которыми сталкиваетесь в жизни, учебе, на работе, ну и, конечно, об успехах в маленьких и больших начинаниях.
По народному календарю – Луков день. По виду и качеству луковиц определяли, какой будет зима: если шелухи на корнеплоде много, то зима будет холодной.
Церемония передачи останков родственникам солдата Великой Отечественной войны состоялась на площади Памяти в Тюмени.
Спланируйте свои выходные вместе с нами. Мероприятия на выходные для семейного отдыха в Тюмени и Тюменской области.
Ураган пронесся над регионом вечером 19 сентября.
Проект «Молодость today» стартует 20 сентября.
Опрос
Что вы думаете о платных парковках?
Деньги за парковку идут на развитие дорожной сети
Я против, так как привык парковаться бесплатно
Платные парковки снизят нагрузку на центр города
Я вообще за платный въезд в центр города
Мне все равно. Я езжу на общественном транспорте

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное