Галина Евсеева: Дорога сквозь смерть
Галине Евсеевой говорить о войне тяжело, несмотря на то, что ей исполнился всего год и три месяца, когда началась война. О днях, прожитых в блокадном Ленинграде, она помнит по рассказам родных.
8 сентября 1941 года по радио объявили, что немцы взяли Шлиссельбург, город Ленинград оказался в кольце блокады.
– Мама, работница общепита, пошла работать в госпиталь, отец ушел в народное ополчение. Защищал родной город на Пулковских высотах – последняя возвышенность перед городом. С ее высоты город просматривался как на ладони, – вспоминает Галина Андреевна. – А я, первенец семьи, оставалась с дедушкой и бабушкой. Мы ждали, когда мать придет и принесет что-нибудь поесть.
Для ленинградцев наступила самая суровая зима. Продовольственные запасы закончились. Работающие на производстве получали 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями, от того тяжелого и такого маленького. Всем остальным, в том числе и детям, выдавали 125 граммов такого хлеба. Солдатам на передовой – по 500 граммов.
– Чтобы выжить, бабушка варила студень из столярного клея. Его сдабривали лавровым листом и перцем, – продолжает Галина Евсеева. – А еще делала четверговую соль. Соль в холщовом мешочке бросали в древесную золу, чтобы она пропиталась печным дымом. После этой солью посыпали хлеб, казалось, что ели его с яйцом. Кроме того, мама, истощенная голодом, сдавала кровь для раненых. Этим она спасала и нам жизнь – получала за сдачу крови еду.
Город постоянно бомбили и обстреливали. Надежду на спасение жители города получили в ноябре 1941 года, когда заработала военно-автомобильная дорога № 101, в народе больше известная как Дорога жизни. По ней шли грузы к берегу Ладоги, в блокированный Ленинград. Обратным рейсом везли продукцию, в том числе военную. По льду переправляли даже танки КВ, их в 1941 году выпускали только в Ленинграде, а еще увозили истощенных голодом и тяготами военного времени жителей.
– Это была дорога сквозь смерть, она находилась в нескольких километрах от вражеских позиций, – говорит Галина Андревна. – Нам с мамой повезло, мы остались живы. Нас эвакуировали в Сибирь. После голодного Ленинграда жизнь в Голышманово Тюменской области казалась спокойной и сытой. Вскоре дедушка и бабушка в числе эвакуированных оказались в селе Покур Сургутского района. Мы переехали к ним. Одно беспокоило: от отца так и не было вестей...
Немногим позже семья воссоединилась и узнала, что глава семьи мужественно защищал родной город. В одном из боев получил тяжелое ранение, остался без руки. Долгое время лечился. 27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады – разгрома немцев под Ленинградом.
– Моя семья, согретая Сибирью, осталась в Тюменской области, – говорит Галина Андреевна.
В настоящее время в Тюменской области проживает 90 граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Читать больше:
Читайте также