Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого

В рамках медиапроекта института социально-гуманитарных наук и библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета «Год Константина Высоцкого в Тюмени» газета «Тюменская область сегодня» начинает публикацию цикла статей, посвященных 150-летию первой печатной тюменской книги, а также личности и деятельности фотографа, литографа, издателя, создателя первой городской газеты и отца тюменской рекламы Константина Высоцкого.

12:49, 28 января 2019, Наталья ДВОРЦОВА
Слушать новость
В Тюмени отмечают юбилей Константина Высоцкого. В рамках медиапроекта института социально-гуманитарных наук и библиотечно-музейного комплекса Тюменского государственного университета «Год Константина Высоцкого в Тюмени» газета «Тюменская область сегодня» начинает публикацию цикла статей, посвященных 150-летию первой печатной тюменской книги, а также личности и деятельности фотографа, литографа, издателя, создателя первой городской газеты и отца тюменской рекламы Константина Высоцкого.. 150 лет назад, в 1869 году, Константин Николаевич открыл в Тюмени первую типографию и напечатал первую тюменскую книгу. Она называлась «Устав приказчичьего клуба в городе Тюмени: Утв. 14 января 1869 года». Не исключено, что и напечатана она была в январе. Открытие в городе клуба приказчиков краеведы обычно связывают с именем купца-миллионера Николая Чукмалдина, дружеские отношения которого с Высоцким хорошо известны. Факт этот позволяет по-новому понять рождение тюменского книгоиздания: у истоков его по сути два известных тюменца – Высоцкий и Чукмалдин. "Галактика" Гутенберга, возникшая в Европе в 1455 году, включила в себя Россию почти век спустя, в 1563–1564 годах, когда Иван Федоров и Петр Мстиславец по велению царя Ивана Грозного и благословению митрополита всея Руси Макария напечатали первую русскую точно датированную книгу «Апостол». В Сибирь искусство книгопечатания пришло через 225 лет, в 1789 году, благодаря тобольскому купцу и книжнику Василию Корнильеву со товарищи. Еще через 80 лет, в 1869 году, благодаря Константину Высоцкому "Галактика" Гутенберга включила наконец в свои пространства первый русский сибирский город Тюмень. Однако значение личности Высоцкого не исчерпывается тем, что благодаря ему Тюмень превратилась в книжный город. Мы знаем Высоцкого как первого тюменского фотографа, литографа, создателя первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений», а следовательно, и отца тюменской рекламы. Но и это еще не все. Из сегодняшнего дня, когда на наших глазах свершаются цифровая, технологическая, медийная, визуальная революции, а третья промышленная революция грозит смениться четвертой, личность Высоцкого и его место в истории областного центра могут и должны быть поняты по-новому. Открыв в городе первую фотографию (1866), литографию (1867), типографию (1869), газету с ее рекламными объявлениями (1879), Высоцкий по сути совершил медийную революцию и заложил основы тюменской медийной культуры. Важно подчеркнуть, что телеграф появился в Тюмени в 1862 году, до деятельности Высоцкого, а телефон – в 1894 году, после его смерти. Таким образом, в тюменской истории медиа как форма внешнего расширения человека (Маршалл Маклюэн) появление пяти средств коммуникации (фотография, литография, книга, газета, реклама) напрямую связано с именем Высоцкого. Медийная революция, как известно, всегда связана с революцией промышленной, технологической. История Высоцкого – наглядное тому подтверждение. 1860–1870-е годы в России принято называть эпохой великих реформ, начало которым положила крестьянская реформа 1861 года. Вслед за ней – судебная, земельная, военная и, что для нас особенно важно, – реформа печати, связанная с появлением в 1865 году первого в России закона о печати «Временные правила о печати». Все эти либеральные реформы привели к бурному развитию капитализма в России, что, естественно, не могло обойти Тюмень. В середине XIX века в городе, как известно, интенсивно развивалась кожевенная промышленность, а еще салотопенное, свечное, гончарное производство, мыловарение и колокольное дело. Однако драйвером, как теперь говорят, промышленного развития Тюмени, да и всей Сибири, стало судостроение, начало которого положено в 1863 году. В 1864 году купец Иван Игнатов, дядя писателя Михаила Пришвина, начал строить на Мысу судостроительный завод, названный им Жабынским, стены которого, кстати, разрушили в 2019 году. Иван Игнатов, Устин Курбатов и другие пароходчики сделали Тюмень крупнейшим центром российского судостроения. По данным Кружинова, «к 1913 году в Обь-Иртышском бассейне плавало 191 паровое судно, 135 из них собрано в Тюмени». Шесть (а возможно и больше) из 23-х изданных Высоцким книг напечатано при финансовой поддержке купцов Ивана Игнатова, Николая Чукмалдина и Терентия Тимофеенкова, что само по себе свидетельствует о его тесных контактах с теми, кто определял промышленное развитие Тюмени во второй половине XIX века. Кстати, вкус к хорошей технике и новейшим технологиям у Высоцкого явно был, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что печатные станки, один из которых до сих пор хранится в музее истории науки и техники Зауралья Тюменского индустриального университета, Высоцкий купил в фирме Сигла в Вене. Нельзя не отметить и тот факт, что Высоцкий активно участвовал в обсуждении проектов Уральской железной дороги, только один из которых включал Тюмень в «линию железной дороги из Сибири в Москву». Этому вопросу Высоцкий посвятил в 1868 г. «Заметку об Уральской железной дороге», напечатанную в «Тобольских губернских ведомостях». Этой же теме посвящена его совместно с Николаем Чукмалдиным написанная книга «Записка о плавании по реке Туре пароходов и направлении предполагаемой железной дороги» (1869). Так что тем, что первая железная дорога в Сибири прошла через Тюмень (1885–1912) и, следовательно, город получил мощный стимул к промышленному развитию, мы обязаны в какой-то степени и Высоцкому. Высоцкий, кроме того, создал и оставил нам книжную и фотолетопись двух промышленных тюменских выставок 1868 г. и 1871 г., издав две книги о выставке 1871 г. и сделав фотоснимки обеих выставок. Сам факт организации таких выставок, как бы их ни оценивали современники, – важное свидетельство промышленного и культурного развития города. Тема «Константин Высоцкий как свидетель, участник и творец промышленной, технологической, медийной, культурной революции (поворота?) в Тюмени 1860–1870-х гг.» представляется нам необъятной и актуальной для сегодняшнего дня, когда в очередной раз мы в первом сибирском городе за Уралом переживаем новые революции и культурные повороты. 1860-е гг. – время так называемых новых людей в России. Их именуют по-разному: нигилистами, народниками, революционерами-демократами и т.д. В романе «Что делать?», который имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях» и который создавался Чернышевским во время заключения в Петропавловской крепости в 1862–1863 г., автор называет их обыкновенными порядочными людьми нового поколения. В этом контексте – романы Тургенева «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862), «Идиот» Достоевского (1868) и «Обрыв» Гончарова (1869), а также поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876). Уже из этого краткого перечня ясно, что новые люди в России были очень разными и по-разному понимали будущее своей страны. Высоцкий, очевидно, в ряду новых людей 1860–1870-х годов. Сегодня, в условиях очередных реформ и революций, важно понять: кем они были, что хотели создать в России и Тюмени, что им удалось и что не удалось. И особенно актуальный сегодня вопрос: как связаны модернизация и культурное развитие? P.S.: Студенты института социально-гуманитарных наук ТюмГУ создали в социальной сети «ВКонтакте» паблик, посвященный Константину Высоцкому, проблемам тюменского книгоиздания и культурного развития: https://vk.com/kv150. Наталья ДВОРЦОВА, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ Продолжение следует

150 лет назад, в 1869 году, Константин Николаевич открыл в Тюмени первую типографию и напечатал первую тюменскую книгу. Она называлась «Устав приказчичьего клуба в городе Тюмени: Утв. 14 января 1869 года». Не исключено, что и напечатана она была в январе. Открытие в городе клуба приказчиков краеведы обычно связывают с именем купца-миллионера Николая Чукмалдина, дружеские отношения которого с Высоцким хорошо известны. Факт этот позволяет по-новому понять рождение тюменского книгоиздания: у истоков его по сути два известных тюменца – Высоцкий и Чукмалдин.

"Галактика" Гутенберга, возникшая в Европе в 1455 году, включила в себя Россию почти век спустя, в 1563–1564 годах, когда Иван Федоров и Петр Мстиславец по велению царя Ивана Грозного и благословению митрополита всея Руси Макария напечатали первую русскую точно датированную книгу «Апостол». В Сибирь искусство книгопечатания пришло через 225 лет, в 1789 году, благодаря тобольскому купцу и книжнику Василию Корнильеву со товарищи. Еще через 80 лет, в 1869 году, благодаря Константину Высоцкому "Галактика" Гутенберга включила наконец в свои пространства первый русский сибирский город Тюмень.

Однако значение личности Высоцкого не исчерпывается тем, что благодаря ему Тюмень превратилась в книжный город. Мы знаем Высоцкого как первого тюменского фотографа, литографа, создателя первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений», а следовательно, и отца тюменской рекламы. Но и это еще не все. Из сегодняшнего дня, когда на наших глазах свершаются цифровая, технологическая, медийная, визуальная революции, а третья промышленная революция грозит смениться четвертой, личность Высоцкого и его место в истории областного центра могут и должны быть поняты по-новому. Открыв в городе первую фотографию (1866), литографию (1867), типографию (1869), газету с ее рекламными объявлениями (1879), Высоцкий по сути совершил медийную революцию и заложил основы тюменской медийной культуры.

Важно подчеркнуть, что телеграф появился в Тюмени в 1862 году, до деятельности Высоцкого, а телефон – в 1894 году, после его смерти. Таким образом, в тюменской истории медиа как форма внешнего расширения человека (Маршалл Маклюэн) появление пяти средств коммуникации (фотография, литография, книга, газета, реклама) напрямую связано с именем Высоцкого.

Медийная революция, как известно, всегда связана с революцией промышленной, технологической. История Высоцкого – наглядное тому подтверждение. 1860–1870-е годы в России принято называть эпохой великих реформ, начало которым положила крестьянская реформа 1861 года. Вслед за ней – судебная, земельная, военная и, что для нас особенно важно, – реформа печати, связанная с появлением в 1865 году первого в России закона о печати «Временные правила о печати». Все эти либеральные реформы привели к бурному развитию капитализма в России, что, естественно, не могло обойти Тюмень.

В середине XIX века в городе, как известно, интенсивно развивалась кожевенная промышленность, а еще салотопенное, свечное, гончарное производство, мыловарение и колокольное дело. Однако драйвером, как теперь говорят, промышленного развития Тюмени, да и всей Сибири, стало судостроение, начало которого положено в 1863 году. В 1864 году купец Иван Игнатов, дядя писателя Михаила Пришвина, начал строить на Мысу судостроительный завод, названный им Жабынским, стены которого, кстати, разрушили в 2019 году. Иван Игнатов, Устин Курбатов и другие пароходчики сделали Тюмень крупнейшим центром российского судостроения. По данным Кружинова, «к 1913 году в Обь-Иртышском бассейне плавало 191 паровое судно, 135 из них собрано в Тюмени».

Шесть (а возможно и больше) из 23-х изданных Высоцким книг напечатано при финансовой поддержке купцов Ивана Игнатова, Николая Чукмалдина и Терентия Тимофеенкова, что само по себе свидетельствует о его тесных контактах с теми, кто определял промышленное развитие Тюмени во второй половине XIX века.

Кстати, вкус к хорошей технике и новейшим технологиям у Высоцкого явно был, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что печатные станки, один из которых до сих пор хранится в музее истории науки и техники Зауралья Тюменского индустриального университета, Высоцкий купил в фирме Сигла в Вене.

Нельзя не отметить и тот факт, что Высоцкий активно участвовал в обсуждении проектов Уральской железной дороги, только один из которых включал Тюмень в «линию железной дороги из Сибири в Москву». Этому вопросу Высоцкий посвятил в 1868 г. «Заметку об Уральской железной дороге», напечатанную в «Тобольских губернских ведомостях». Этой же теме посвящена его совместно с Николаем Чукмалдиным написанная книга «Записка о плавании по реке Туре пароходов и направлении предполагаемой железной дороги» (1869). Так что тем, что первая железная дорога в Сибири прошла через Тюмень (1885–1912) и, следовательно, город получил мощный стимул к промышленному развитию, мы обязаны в какой-то степени и Высоцкому.

Высоцкий, кроме того, создал и оставил нам книжную и фотолетопись двух промышленных тюменских выставок 1868 г. и 1871 г., издав две книги о выставке 1871 г. и сделав фотоснимки обеих выставок. Сам факт организации таких выставок, как бы их ни оценивали современники, – важное свидетельство промышленного и культурного развития города.

Тема «Константин Высоцкий как свидетель, участник и творец промышленной, технологической, медийной, культурной революции (поворота?) в Тюмени 1860–1870-х гг.» представляется нам необъятной и актуальной для сегодняшнего дня, когда в очередной раз мы в первом сибирском городе за Уралом переживаем новые революции и культурные повороты.

1860-е гг. – время так называемых новых людей в России. Их именуют по-разному: нигилистами, народниками, революционерами-демократами и т.д.

В романе «Что делать?», который имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях» и который создавался Чернышевским во время заключения в Петропавловской крепости в 1862–1863 г., автор называет их обыкновенными порядочными людьми нового поколения. В этом контексте – романы Тургенева «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862), «Идиот» Достоевского (1868) и «Обрыв» Гончарова (1869), а также поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876). Уже из этого краткого перечня ясно, что новые люди в России были очень разными и по-разному понимали будущее своей страны. Высоцкий, очевидно, в ряду новых людей 1860–1870-х годов. Сегодня, в условиях очередных реформ и революций, важно понять: кем они были, что хотели создать в России и Тюмени, что им удалось и что не удалось. И особенно актуальный сегодня вопрос: как связаны модернизация и культурное развитие?

P.S.: Студенты института социально-гуманитарных наук ТюмГУ создали в социальной сети «ВКонтакте» паблик, посвященный Константину Высоцкому, проблемам тюменского книгоиздания и культурного развития: https://vk.com/kv150.

Наталья ДВОРЦОВА, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ

Продолжение следует

Читать больше:

О пророчествах Григория Распутина

В Тюмени издали книгу об Иване Истомине "Каким он был - певец Ямала"?

Читайте также

Новость Тюмени: Природные пожары нанесли ущерб Тюменской области на 30 млн рублей

Природные пожары нанесли ущерб Тюменской области на 30 млн рублей

17:37

Новость Тюмени: Крупный очаг коронавируса зафиксировали в общежитии тюменского вуза

Крупный очаг коронавируса зафиксировали в общежитии тюменского вуза

11:23

Новость Тюмени: В Тюмени подрядчик предложил за проект пробивки улицы Мельникайте 8,6 млн рублей

В Тюмени подрядчик предложил за проект пробивки улицы Мельникайте 8,6 млн рублей

10:42