×
В социальных сетях
В печатной версии

Ударные силы комсомола

22.10.2018
11:56
Ударные силы комсомола. Школой воспитания, коллективизма, дружбы стали комсомольско-молодежные коллективы на стройках Западной Сибири.. Мы привыкли, что об истории создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса обычно вспоминают крупные руководители, представители органов власти, комсомольские работники, журналисты. Но армией, обеспечившей этот прорыв, были рабочие и инженерно-технические работники. Ударной силой среди них являлись комсомольско-молодежные коллективы. В гуще событий В начальный период освоения тюменских недр правительство страны при выполнении строительных работ сделало ставку на заключенных. Но жизнь показала, что труд ЗэКа на этих стройках – политическая ошибка.  Альтернативой стали комсомольско-молодежные коллективы. Их появление пришлось на период руководства Тюменской областной комсомольской организацией Геннадием Шмалем. На пленуме Тюменского обкома ВЛКСМ в марте 1966 года при обсуждении вопроса «О повышении роли комсомольских организаций области в освоении нефтяных и газовых богатств» было принято решение о тщательном анализе расстановки комсомольцев и молодежи на самых ответственных участках предприятий и строек нефтяной и газовой промышленности, укреплении этих направлений комсомольско-молодежными бригадами, вахтами, сменами, участками. На старте начинания в области насчитывалось 65 комсомольско-молодежных коллективов.  Благоприятным фактором стала поддержка идеи начальником Главтюменьнефтегаза Виктором Муравленко. Свою трудовую деятельность он начинал в Сызранской конторе бурения с создания комсомольско-молодежной бригады, которую сам  и возглавил. Линию на создание комсомольско-молодежных бригад Муравленко продолжил на Тюменской земле. И не случайно разбуривание первой эксплуатационной скважины № 200 на Самотлоре было доверено комсомольско-молодежной бригаде Степана Повха. После этого началась промышленная эксплуатация Самотлорского месторождения. Начальники управлений буровых работ стремились к тому, чтобы у них создавались комсомольско-молодежные бригады. На базе ставших знаменитыми на весь СССР бригад Виктора Китаева и Владимира Глебова проходили семинары по обмену опытом, проводились интернациональные вахты. Руководители бригад являлись не только примером в труде, но  и занимали активную общественную позицию. В 1978 году бригадир комсомольско-молодежной бригады Нижневартовского вышкомонтажного управления № 1 Владимир Дмитриев выступил в газете «Комсомольская правда» с обращением: «Сейчас мы приступаем к монтажу новых буровых станков, изготовленных по заказу тюменских нефтяников на «Уралмаше». Но для ритмичного и качественного монтажа требуются мощные сорокатонные подъемные краны «КП-40», к выпуску которых приступает азербайджанский завод имени Сардарова в Баку. Уралмашевцы уже отправили в Тюменскую область первую партию своих буровых установок, а кранов пока нет: машиностроители Баку запланировали пустить их  в серию только в конце года... Такие «ножницы» могут помешать нам выполнить повышенные социалистические обязательства, задержат строительство новых самотлорских скважин. Необходимо ускорить выпуск кранов «КП-40». Надеемся, что отраслевое министерство решит этот вопрос, а комсомольская организация Бакинского завода имени Сардарова возьмет шефство над скорейшим выпуском кранов, так необходимых вышкомонтажникам Тюмени». Как правило, выступления руководителей комсомольско-молодежных коллективов в средствах массовой информации всегда находили действенный отклик в органах власти и в министерствах.  Комсомольско-молодежные бригады хорошо зарекомендовали себя и на строительстве Нижневартовских газоперерабатывающих заводов. Не случайно также в Нижневартовске прославилась бригада строителя Владимира Машкова.  На важнейшем народно-хозяйственном объекте СССР – газопроводе Уренгой – Челябинск в 1978 году трудилось более 20 комсомольско-молодежных коллективов. Девиз их звучал так: «Построить в срок – закон. Ввести досрочно – доблесть!»  В марте 1978 года журналист Валентин Самойлик так увидел трудовые будни одной из бригад: «В тот день, когда мы были в комсомольско-молодежной бригаде потолочной сварки Вячеслава Козловского из СУ-5 сварочно-монтажного треста, ребята читали только что отпечатанный «Листок социалистического соревнования» на строительстве газопровода Вынгапур – Челябинск. В нем говорилось, что бригада Вячеслава Козловского стала победителем.  Перерыв – несколько минут. И снова каждый на рабочем месте. Вячеслав Козловский руководит центровкой очередной плети. Коренной слой шва варят лучшие сварщики бригады Владимир Варакин и Александр Литвинов».  Итоговые впечатления журналиста типичны для всех объектов ударных строек: «Мы побывали в нескольких комсомольско-молодежных бригадах. И везде – четкий, спокойный, неукротимый ритм труда. Хорошо знают здесь цену каждой минуты. Не для того они в тайге, среди болот, чтобы прохлаждаться. И для работы готовы поступиться всем – и сном, и отдыхом».  Позднее комсомольско-молодежные бригады получили права гражданства на предприятиях области в самых различных сферах деятельности.  В 1978 г. комсорг Тюменского филиала института «Гипротрубопровод» рапортовал в главную комсомольскую газету страны о досрочной разработке комсомольскими творческими группами проектно-сметной документации линейной части и нефтеперекачивающих станций трансконтинентального трубопровода Сургут – Полоцк.  Тюменское ноу-хау  Позднее форма комсомольско-молодежных коллективов распространилась и на более крупные производственные структуры – управления и тресты. Это также стало первым опытом в СССР – наряду со многими научными и технологическими новинками. Социально-производственный эксперимент оказался более чем успешным.  Первое комсомольско-молодежное управление № 1 появилось в тресте «Шаимгазстрой», организованном в феврале 1967 года. Тресту ставилась важная задача – построить поселок Светлый (название!) для рабочих Пунгинского газового промысла. Из числа молодых специалистов треста была создана проектная группа, которая практически полностью переработала первоначальный проект поселка с учетом местных условий. Первый начальник управления Анатолий Мандриченко стал активным участником создания первого устава комсомольско-молодежного управления, который предусматривал широкое участие молодежи в управлении производством, расширении прав комитета комсомола. Впоследствии Мандриченко руководил трестом «Севергазстрой». Этот коллектив за четыре года построил один из лучших в области поселков.  «Молодежные коллективы – символ и смысл ударной. Они завоевали в Западной Сибири такой авторитет, что их опыт, сплоченность, трудолюбие брались в расчет, когда начиналось новое и сложное дело», – утверждал в своей книге «Комсомол – шеф Западной Сибири» Виктор Карнюшин, работник ЦК ВЛКСМ, хорошо известный комсомольским активистам Тюменской области. В результате инициативы Тюменского обкома ВЛКСМ и Главтюменьнефтегазстроя в 1969 году приказом по Министерству газовой промышленности СССР впервые в стране создано два комсомольско-молодежных треста – «Тюменьгазмонтаж» и «Севергазстрой». Обком комсомола в то время возглавлял Геннадий Шмаль.  История треста «Тюменьгазмонтаж» началась с создания в 1965 году в Тюмени специализированного управления № 19, которое вскоре получило статус комсомольско-молодежного. Настоящим мотором этого управления стал Игорь Шаповалов – человек инициативный, целеустремленный, с обостренным восприятием нового. Главным звеном Шаповалов считал организацию действенного соревнования между бригадами, создание эффективной мотивации каждого участника производственного процесса. Трест «Тюменьгазмонтаж» – инициатор внедрения блочного метода в практику строительства объектов нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири. Этот метод стал поистине революционным в обустройстве нефтяных и газовых месторождений области. Достичь таких результатов стало возможным благодаря тому, что руководитель треста Игорь Шаповалов сумел сплотить вокруг себя молодых рабочих и инженеров, мотивировать комсомольско-молодежный коллектив на решение сверхзадачи.  О духе коллективизма в тресте говорит такой факт. Когда ЦК ВЛКСМ решил наградить руководителей треста премией Ленинского комсомола, то Шаповалов вышел с инициативой присудить эту премию всему тресту. Такой практики ранее в стране не было – чтобы премии удостаивался целый коллектив, но  в Тюмени многое случалось впервые! Позже к комсомольской награде добавилась и правительственная – орден Трудового Красного Знамени!  Настрой работников треста хорошо передает выступление бригадира комсомольско-молодежной бригады на комсомольском съезде Валерия Машинина, который в числе первых вел монтаж компрессорной на знаменитом газовом месторождении Медвежьем: «Нам, монтажникам, геологам, нефтяникам, строителям, приходится больше летать на самолетах, чем ездить по земле, – настолько велик и необъятен Тюменский край... Нам еще часто приходится говорить о трудностях, но никакой жертвенности в нашей жизни нет. Наоборот, на ударной стройке каждый быстро становится на ноги, растет как специалист...»  Первый секретарь Тюменского обкома КПСС Геннадий Богомяков в одном из своих интервью отметил, что первенец большого тюменского газа – месторождение Медвежье, подшефный комсомолу объект, был выведен в условиях Крайнего Севера на проектную мощность на год раньше срока!  Трест «Севергазстрой» занимался строительством объектов в городе Надыме. Это было одно из самых крупных строительных подразделений на севере области. Молодые труженики комсомольско-молодежного строительного управления № 3 треста стали инициаторами движения «Самому юному городу страны – образцовый облик». И действительно прямо на глазах среди тайги вырастал замечательный город.  В сентябре 1980 года постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ и коллегии Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности за большой вклад комсомольцев и молодежи в освоение и обустройство Самотлорского нефтяного месторождения, строительство объектов соцкультбыта в городе Нижневартовске тресту «Мегионгазстрой» присвоено звание комсомольско-молодежного. В этом тресте родилась замечательная инициатива – строительство жилья методом «народной стройки». Сергей Великопольский, бывший в то время секретарем Нижневартовского горкома партии, вспоминает, что возглавивший трест Виталий Зайченко изменил структуру управления треста. Он пошел на смелый эксперимент – дал значительно больше прав бригадирам в производственных делах. Нагрузка на аппарат треста возросла в разы, но это был добровольный выбор руководителя, и в тех экстремальных условиях он себя оправдал.  Отрывок из письма в редакцию газеты «Комсомольская правда» от 4 марта 1979 года бригадира комсомольско-молодежной бригады треста «Уренгойгазпромстрой» Татьяны Слепуховой, прибывшей на Тюменский Север с XVIII съезда ВЛКСМ, хорошо передает мотивацию тысяч молодых строителей: «..Мы стремимся быстрее подарить людям новый красивый город. В этом году уренгойцы получат общественный центр с кинотеатром, кафе, учреждения быта, общежитие на 360 мест, медицинскую амбулаторию. А всего за год отряд обязался сдать 15 тысяч квадратных метров жилья – пусть радость новоселий всегда будет с нами!» Мне довелось побывать в Новом Уренгое в августе 1975 года – в то время там имелось только два недостроенных брусовых двухэтажных дома. Сказка на глазах становилась былью!  В 1980 году руководитель Тюменской области Геннадий Богомяков в беседе с представителем ЦК ВЛКСМ пообещал: «Линию на создание комсомольско-молодежных трестов будем настойчиво продолжать».  К середине 1980-х годов в Тюменской области насчитывалось около трех тысяч комсомольско-молодежных коллективов, в том числе четыре треста, два строительно-монтажных поезда и восемнадцать управлений.  По рельсам железных дорог По-настоящему комфортной жизнь огромного края невозможно представить без железной дороги. Первый десант высадился на станции Туртас Уватского района в апреле 1970 года. Первопроходцы должны были подготовить место для будущего строительно-монтажного поезда. Уже через год, 1 апреля 1971 года, Министерством путей сообщения был подписан приказ о создании первого в стране комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда № 522 объединения «Тюменьстройпуть». Возглавил его Николай Доровских, бывший комсомольский работник. Позже в том же объединении был создан комсомольско-молодежный поезд № 330.  Сотни молодых людей вместе со строительством железной дороги на Уренгой построили и свои биографии. Один из самых известных – бригадир монтеров пути Виктор Молозин, Герой Социалистического Труда.  Над строительством северной транспортной магистрали шефство взял журнал «Юность». Главный редактор журнала Борис Полевой предложил дать станции название «Юность». В свою очередь, КМСМП № 522 добавил к варианту Полевого слово «Комсомольская». В результате на карте области в июне 1974 года появилось романтичное название – Юность Комсомольская. В № 5 журнала «Юность» за 1974 год отмечалось: «522-й комсомольско-молодежный поезд за год проделал такой объем работ, какой другие строительно-монтажные поезда проделывали за три года». Среди материалов о комсомольских стройках мне встретилась подборка стихов, написанная работниками СМП № 522 в те годы. Одно из них, Ирины Карловой, вполне можно считать гимном строителей дороги на Уренгой: Это все не забудется И навечно останется, Что не сбылось,      то сбудется, Мы в мечте не обманемся. Пусть и ночи тревожные, Пусть метель      еще взбесится, В сердце дали таежные  Океанами хлещутся... Этот край заколдованный, До конца не разведанный, Вечно юный и новый он, Научил спорить с бедами. Есть в нем сила безвестная, По тайге нас ведущая. Стали все мы здесь      местными, Но в дорогу идущими. И в работу влюбленные, И тайгой приворожены, И пургой побеленные,  И уехать не можем мы... Что осталось от этой романтики? Полностью преображенный суровый край с хорошей транспортной и социальной инфраструктурой, новые города и поставленные на службу Отечеству недра земли Тюменской – залог нынешнего благополучия России. Главное для каждого участника тех событий – осознание достойно прожитой жизни. Александр ВЫЧУГЖАНИН, член Российского исторического общества, лауреат премии  Союза писателей России «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.
Школой воспитания, коллективизма, дружбы стали комсомольско-молодежные коллективы на стройках Западной Сибири.
На коллаже: Бригадир строителей Владимир Машков. Бригада отделочниц, которой руководит комсомолка Вера Панасевич, лучшая среди молодежных коллективов Сургута. Из книги «Тюмень. Комсомольские ударные». 1974 год. Надымчанин Евгений Мамин, участник комсомольской стройки. Фото из книги Виктора Карнюшина «Комсомол – шеф Западной Сибири», 1981 год.

Мы привыкли, что об истории создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса обычно вспоминают крупные руководители, представители органов власти, комсомольские работники, журналисты. Но армией, обеспечившей этот прорыв, были рабочие и инженерно-технические работники. Ударной силой среди них являлись комсомольско-молодежные коллективы.

В гуще событий

В начальный период освоения тюменских недр правительство страны при выполнении строительных работ сделало ставку на заключенных. Но жизнь показала, что труд ЗэКа на этих стройках – политическая ошибка. 

Альтернативой стали комсомольско-молодежные коллективы. Их появление пришлось на период руководства Тюменской областной комсомольской организацией Геннадием Шмалем. На пленуме Тюменского обкома ВЛКСМ в марте 1966 года при обсуждении вопроса «О повышении роли комсомольских организаций области в освоении нефтяных и газовых богатств» было принято решение о тщательном анализе расстановки комсомольцев и молодежи на самых ответственных участках предприятий и строек нефтяной и газовой промышленности, укреплении этих направлений комсомольско-молодежными бригадами, вахтами, сменами, участками. На старте начинания в области насчитывалось 65 комсомольско-молодежных коллективов. 

Благоприятным фактором стала поддержка идеи начальником Главтюменьнефтегаза Виктором Муравленко. Свою трудовую деятельность он начинал в Сызранской конторе бурения с создания комсомольско-молодежной бригады, которую сам  и возглавил. Линию на создание комсомольско-молодежных бригад Муравленко продолжил на Тюменской земле. И не случайно разбуривание первой эксплуатационной скважины № 200 на Самотлоре было доверено комсомольско-молодежной бригаде Степана Повха. После этого началась промышленная эксплуатация Самотлорского месторождения. Начальники управлений буровых работ стремились к тому, чтобы у них создавались комсомольско-молодежные бригады. На базе ставших знаменитыми на весь СССР бригад Виктора Китаева и Владимира Глебова проходили семинары по обмену опытом, проводились интернациональные вахты.

Руководители бригад являлись не только примером в труде, но  и занимали активную общественную позицию. В 1978 году бригадир комсомольско-молодежной бригады Нижневартовского вышкомонтажного управления № 1 Владимир Дмитриев выступил в газете «Комсомольская правда» с обращением: «Сейчас мы приступаем к монтажу новых буровых станков, изготовленных по заказу тюменских нефтяников на «Уралмаше». Но для ритмичного и качественного монтажа требуются мощные сорокатонные подъемные краны «КП-40», к выпуску которых приступает азербайджанский завод имени Сардарова в Баку. Уралмашевцы уже отправили в Тюменскую область первую партию своих буровых установок, а кранов пока нет: машиностроители Баку запланировали пустить их  в серию только в конце года... Такие «ножницы» могут помешать нам выполнить повышенные социалистические обязательства, задержат строительство новых самотлорских скважин. Необходимо ускорить выпуск кранов «КП-40». Надеемся, что отраслевое министерство решит этот вопрос, а комсомольская организация Бакинского завода имени Сардарова возьмет шефство над скорейшим выпуском кранов, так необходимых вышкомонтажникам Тюмени». Как правило, выступления руководителей комсомольско-молодежных коллективов в средствах массовой информации всегда находили действенный отклик в органах власти и в министерствах. 

Комсомольско-молодежные бригады хорошо зарекомендовали себя и на строительстве Нижневартовских газоперерабатывающих заводов. Не случайно также в Нижневартовске прославилась бригада строителя Владимира Машкова. 

На важнейшем народно-хозяйственном объекте СССР – газопроводе Уренгой – Челябинск в 1978 году трудилось более 20 комсомольско-молодежных коллективов. Девиз их звучал так: «Построить в срок – закон. Ввести досрочно – доблесть!» 

В марте 1978 года журналист Валентин Самойлик так увидел трудовые будни одной из бригад: «В тот день, когда мы были в комсомольско-молодежной бригаде потолочной сварки Вячеслава Козловского из СУ-5 сварочно-монтажного треста, ребята читали только что отпечатанный «Листок социалистического соревнования» на строительстве газопровода Вынгапур – Челябинск. В нем говорилось, что бригада Вячеслава Козловского стала победителем. 

Перерыв – несколько минут. И снова каждый на рабочем месте. Вячеслав Козловский руководит центровкой очередной плети. Коренной слой шва варят лучшие сварщики бригады Владимир Варакин и Александр Литвинов». 

Итоговые впечатления журналиста типичны для всех объектов ударных строек: «Мы побывали в нескольких комсомольско-молодежных бригадах. И везде – четкий, спокойный, неукротимый ритм труда. Хорошо знают здесь цену каждой минуты. Не для того они в тайге, среди болот, чтобы прохлаждаться. И для работы готовы поступиться всем – и сном, и отдыхом». 

Позднее комсомольско-молодежные бригады получили права гражданства на предприятиях области в самых различных сферах деятельности. 

В 1978 г. комсорг Тюменского филиала института «Гипротрубопровод» рапортовал в главную комсомольскую газету страны о досрочной разработке комсомольскими творческими группами проектно-сметной документации линейной части и нефтеперекачивающих станций трансконтинентального трубопровода Сургут – Полоцк. 

Тюменское ноу-хау 

Позднее форма комсомольско-молодежных коллективов распространилась и на более крупные производственные структуры – управления и тресты. Это также стало первым опытом в СССР – наряду со многими научными и технологическими новинками. Социально-производственный эксперимент оказался более чем успешным. 

Первое комсомольско-молодежное управление № 1 появилось в тресте «Шаимгазстрой», организованном в феврале 1967 года. Тресту ставилась важная задача – построить поселок Светлый (название!) для рабочих Пунгинского газового промысла. Из числа молодых специалистов треста была создана проектная группа, которая практически полностью переработала первоначальный проект поселка с учетом местных условий. Первый начальник управления Анатолий Мандриченко стал активным участником создания первого устава комсомольско-молодежного управления, который предусматривал широкое участие молодежи в управлении производством, расширении прав комитета комсомола. Впоследствии Мандриченко руководил трестом «Севергазстрой». Этот коллектив за четыре года построил один из лучших в области поселков. 

«Молодежные коллективы – символ и смысл ударной. Они завоевали в Западной Сибири такой авторитет, что их опыт, сплоченность, трудолюбие брались в расчет, когда начиналось новое и сложное дело», – утверждал в своей книге «Комсомол – шеф Западной Сибири» Виктор Карнюшин, работник ЦК ВЛКСМ, хорошо известный комсомольским активистам Тюменской области.

В результате инициативы Тюменского обкома ВЛКСМ и Главтюменьнефтегазстроя в 1969 году приказом по Министерству газовой промышленности СССР впервые в стране создано два комсомольско-молодежных треста – «Тюменьгазмонтаж» и «Севергазстрой». Обком комсомола в то время возглавлял Геннадий Шмаль. 

История треста «Тюменьгазмонтаж» началась с создания в 1965 году в Тюмени специализированного управления № 19, которое вскоре получило статус комсомольско-молодежного. Настоящим мотором этого управления стал Игорь Шаповалов – человек инициативный, целеустремленный, с обостренным восприятием нового. Главным звеном Шаповалов считал организацию действенного соревнования между бригадами, создание эффективной мотивации каждого участника производственного процесса. Трест «Тюменьгазмонтаж» – инициатор внедрения блочного метода в практику строительства объектов нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири. Этот метод стал поистине революционным в обустройстве нефтяных и газовых месторождений области. Достичь таких результатов стало возможным благодаря тому, что руководитель треста Игорь Шаповалов сумел сплотить вокруг себя молодых рабочих и инженеров, мотивировать комсомольско-молодежный коллектив на решение сверхзадачи. 

О духе коллективизма в тресте говорит такой факт. Когда ЦК ВЛКСМ решил наградить руководителей треста премией Ленинского комсомола, то Шаповалов вышел с инициативой присудить эту премию всему тресту. Такой практики ранее в стране не было – чтобы премии удостаивался целый коллектив, но  в Тюмени многое случалось впервые! Позже к комсомольской награде добавилась и правительственная – орден Трудового Красного Знамени! 

Настрой работников треста хорошо передает выступление бригадира комсомольско-молодежной бригады на комсомольском съезде Валерия Машинина, который в числе первых вел монтаж компрессорной на знаменитом газовом месторождении Медвежьем: «Нам, монтажникам, геологам, нефтяникам, строителям, приходится больше летать на самолетах, чем ездить по земле, – настолько велик и необъятен Тюменский край... Нам еще часто приходится говорить о трудностях, но никакой жертвенности в нашей жизни нет. Наоборот, на ударной стройке каждый быстро становится на ноги, растет как специалист...» 

Первый секретарь Тюменского обкома КПСС Геннадий Богомяков в одном из своих интервью отметил, что первенец большого тюменского газа – месторождение Медвежье, подшефный комсомолу объект, был выведен в условиях Крайнего Севера на проектную мощность на год раньше срока! 

Трест «Севергазстрой» занимался строительством объектов в городе Надыме. Это было одно из самых крупных строительных подразделений на севере области. Молодые труженики комсомольско-молодежного строительного управления № 3 треста стали инициаторами движения «Самому юному городу страны – образцовый облик». И действительно прямо на глазах среди тайги вырастал замечательный город. 

В сентябре 1980 года постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ и коллегии Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности за большой вклад комсомольцев и молодежи в освоение и обустройство Самотлорского нефтяного месторождения, строительство объектов соцкультбыта в городе Нижневартовске тресту «Мегионгазстрой» присвоено звание комсомольско-молодежного. В этом тресте родилась замечательная инициатива – строительство жилья методом «народной стройки». Сергей Великопольский, бывший в то время секретарем Нижневартовского горкома партии, вспоминает, что возглавивший трест Виталий Зайченко изменил структуру управления треста. Он пошел на смелый эксперимент – дал значительно больше прав бригадирам в производственных делах. Нагрузка на аппарат треста возросла в разы, но это был добровольный выбор руководителя, и в тех экстремальных условиях он себя оправдал. 

Отрывок из письма в редакцию газеты «Комсомольская правда» от 4 марта 1979 года бригадира комсомольско-молодежной бригады треста «Уренгойгазпромстрой» Татьяны Слепуховой, прибывшей на Тюменский Север с XVIII съезда ВЛКСМ, хорошо передает мотивацию тысяч молодых строителей:

«..Мы стремимся быстрее подарить людям новый красивый город. В этом году уренгойцы получат общественный центр с кинотеатром, кафе, учреждения быта, общежитие на 360 мест, медицинскую амбулаторию. А всего за год отряд обязался сдать 15 тысяч квадратных метров жилья – пусть радость новоселий всегда будет с нами!»

Мне довелось побывать в Новом Уренгое в августе 1975 года – в то время там имелось только два недостроенных брусовых двухэтажных дома. Сказка на глазах становилась былью! 

В 1980 году руководитель Тюменской области Геннадий Богомяков в беседе с представителем ЦК ВЛКСМ пообещал: «Линию на создание комсомольско-молодежных трестов будем настойчиво продолжать». 

К середине 1980-х годов в Тюменской области насчитывалось около трех тысяч комсомольско-молодежных коллективов, в том числе четыре треста, два строительно-монтажных поезда и восемнадцать управлений. 

По рельсам железных дорог

По-настоящему комфортной жизнь огромного края невозможно представить без железной дороги. Первый десант высадился на станции Туртас Уватского района в апреле 1970 года. Первопроходцы должны были подготовить место для будущего строительно-монтажного поезда. Уже через год, 1 апреля 1971 года, Министерством путей сообщения был подписан приказ о создании первого в стране комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда № 522 объединения «Тюменьстройпуть». Возглавил его Николай Доровских, бывший комсомольский работник. Позже в том же объединении был создан комсомольско-молодежный поезд № 330. 

Сотни молодых людей вместе со строительством железной дороги на Уренгой построили и свои биографии. Один из самых известных – бригадир монтеров пути Виктор Молозин, Герой Социалистического Труда. 

Над строительством северной транспортной магистрали шефство взял журнал «Юность». Главный редактор журнала Борис Полевой предложил дать станции название «Юность». В свою очередь, КМСМП № 522 добавил к варианту Полевого слово «Комсомольская». В результате на карте области в июне 1974 года появилось романтичное название – Юность Комсомольская. В № 5 журнала «Юность» за 1974 год отмечалось: «522-й комсомольско-молодежный поезд за год проделал такой объем работ, какой другие строительно-монтажные поезда проделывали за три года».

Среди материалов о комсомольских стройках мне встретилась подборка стихов, написанная работниками СМП № 522 в те годы. Одно из них, Ирины Карловой, вполне можно считать гимном строителей дороги на Уренгой:

Это все не забудется
И навечно останется,
Что не сбылось, 
    то сбудется,
Мы в мечте не обманемся.

Пусть и ночи тревожные,
Пусть метель 
    еще взбесится,
В сердце дали таежные 
Океанами хлещутся...

Этот край заколдованный,
До конца не разведанный,
Вечно юный и новый он,
Научил спорить с бедами.

Есть в нем сила безвестная,
По тайге нас ведущая.
Стали все мы здесь
     местными,
Но в дорогу идущими.

И в работу влюбленные,
И тайгой приворожены,
И пургой побеленные, 
И уехать не можем мы...

Что осталось от этой романтики? Полностью преображенный суровый край с хорошей транспортной и социальной инфраструктурой, новые города и поставленные на службу Отечеству недра земли Тюменской – залог нынешнего благополучия России. Главное для каждого участника тех событий – осознание достойно прожитой жизни.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член Российского исторического общества, лауреат премии 
Союза писателей России «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.

Читать больше:

На мемориале в тюменском сквере появятся 22 новых фамилии ветеранов Афганской войны

Молодых тюменцев приглашают на День занятости молодежи

Справка

Перечень комсомольско-молодежных коллективов, награжденных в 1983 году переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ

■ «Герои пятилеток – лучшему комсомольско-молодежному коллективу», является хорошим подтверждением работы комсомольско-молодежных бригад на самых важных объектах Тюменской области: бригада бурильщиков Уренгойской нефтегазоразведочной экспедиции (бригадир Деменков, комсорг Синников), комплексная бригада СУ-24 треста «Мегионгазстрой» (руководитель Нежданов, комсорг Иванов), бригада слесарей-монтажников монтажного управления № 1 объединения «Сибкомплектмонтаж» (руководитель Кильдюшов, комсорг Косарев), бригада плотников СУ-40 треста «Надымгазпромстрой» (руководитель Солодухин, комсорг Молчанов), комплексная бригада СМУ-2 треста «Севергазстрой» (руководитель Гоцин, комсорг Абрамов), буровая бригада Сургутского управления буровых работ № 2 объединения «Сургутнефтегаз» (руководитель Шукюров, комсорг Гафаров), бригада Ишимского ДРСУ «Тюменьавтодор» (руководитель и комсорг Волков), бригада штукатуров-маляров СМП-280 объединения «Тюменьстройпуть» (руководитель Мелинг, комсорг Осман), коллектив Вынгапуровской оперативно-производственной службы объединения «Сургуттрансгаз» (руководитель Помиркованный, комсорг Крицкий), участок по изготовлению кровоостанавливающих зажимов Тюменского завода медоборудования и инструментов (руководитель Кадыкова, комсорг Пекозина). 

■ И не случайно труды комсомольцев нашли отражение в названиях месторождений – одно названо именем 60-летия комсомола, другое – Комсомольским. 

■ Имена руководителей комсомольско-молодежных бригад геологов Владимира Соловьева и Владимира Макара, нефтяников Виктора Китаева и Владимира Глебова, сварщиков Бориса Дидука, строителей Павла Баряева и Любови Мазер, транспортных строителей Ивана Мариненкова и Виктора Молозина и по сей день остаются легендарными.

1035Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
25 августа – день самоанализа. Посмотрите на свои возможности, разберитесь в желаниях. Что для вас принципиально важно? День пройдет удачно, если других вы не будете провоцировать на ссоры.
В сквере Комсомольском отметили 100-летие тюменского комсомола.
Он состоится 29 августа в мультицентре «Моя территория».
Принимаются учебники и канцтовары. Пункты приема открыты в выходные дни.
С 18 по 24 августа – обо всем самом интересном.
В Каменском детсаду ремонтные работы подойдут 30 августа, а в Переваловском и Успенском – в начале сентября.
Идти 1 сентября в школу с букетом – традиция, которую сложно переломить. Большой ассортимент в канун праздника не только в цветочных магазинах, но и в рядах уличных торговцев.
24 августа по народному календарю – Белый конь. Считалось, что если в этот день солнце светит ярко, то в сентябре почти не будет дождей.
Опрос
По вашему мнению, гордость Тюменской области - это:
люди
история
экономика
дороги
нефть и газ
природа
архитектурные объекты
горячие источники
все перечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное