Ударные силы комсомола
Школой воспитания, коллективизма, дружбы стали комсомольско-молодежные коллективы на стройках Западной Сибири.
Мы привыкли, что об истории создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса обычно вспоминают крупные руководители, представители органов власти, комсомольские работники, журналисты. Но армией, обеспечившей этот прорыв, были рабочие и инженерно-технические работники. Ударной силой среди них являлись комсомольско-молодежные коллективы.
В гуще событий
В начальный период освоения тюменских недр правительство страны при выполнении строительных работ сделало ставку на заключенных. Но жизнь показала, что труд ЗэКа на этих стройках – политическая ошибка.
Альтернативой стали комсомольско-молодежные коллективы. Их появление пришлось на период руководства Тюменской областной комсомольской организацией Геннадием Шмалем. На пленуме Тюменского обкома ВЛКСМ в марте 1966 года при обсуждении вопроса «О повышении роли комсомольских организаций области в освоении нефтяных и газовых богатств» было принято решение о тщательном анализе расстановки комсомольцев и молодежи на самых ответственных участках предприятий и строек нефтяной и газовой промышленности, укреплении этих направлений комсомольско-молодежными бригадами, вахтами, сменами, участками. На старте начинания в области насчитывалось 65 комсомольско-молодежных коллективов.
Благоприятным фактором стала поддержка идеи начальником Главтюменьнефтегаза Виктором Муравленко. Свою трудовую деятельность он начинал в Сызранской конторе бурения с создания комсомольско-молодежной бригады, которую сам и возглавил. Линию на создание комсомольско-молодежных бригад Муравленко продолжил на Тюменской земле. И не случайно разбуривание первой эксплуатационной скважины № 200 на Самотлоре было доверено комсомольско-молодежной бригаде Степана Повха. После этого началась промышленная эксплуатация Самотлорского месторождения. Начальники управлений буровых работ стремились к тому, чтобы у них создавались комсомольско-молодежные бригады. На базе ставших знаменитыми на весь СССР бригад Виктора Китаева и Владимира Глебова проходили семинары по обмену опытом, проводились интернациональные вахты.
Руководители бригад являлись не только примером в труде, но и занимали активную общественную позицию. В 1978 году бригадир комсомольско-молодежной бригады Нижневартовского вышкомонтажного управления № 1 Владимир Дмитриев выступил в газете «Комсомольская правда» с обращением: «Сейчас мы приступаем к монтажу новых буровых станков, изготовленных по заказу тюменских нефтяников на «Уралмаше». Но для ритмичного и качественного монтажа требуются мощные сорокатонные подъемные краны «КП-40», к выпуску которых приступает азербайджанский завод имени Сардарова в Баку. Уралмашевцы уже отправили в Тюменскую область первую партию своих буровых установок, а кранов пока нет: машиностроители Баку запланировали пустить их в серию только в конце года... Такие «ножницы» могут помешать нам выполнить повышенные социалистические обязательства, задержат строительство новых самотлорских скважин. Необходимо ускорить выпуск кранов «КП-40». Надеемся, что отраслевое министерство решит этот вопрос, а комсомольская организация Бакинского завода имени Сардарова возьмет шефство над скорейшим выпуском кранов, так необходимых вышкомонтажникам Тюмени». Как правило, выступления руководителей комсомольско-молодежных коллективов в средствах массовой информации всегда находили действенный отклик в органах власти и в министерствах.
Комсомольско-молодежные бригады хорошо зарекомендовали себя и на строительстве Нижневартовских газоперерабатывающих заводов. Не случайно также в Нижневартовске прославилась бригада строителя Владимира Машкова.
На важнейшем народно-хозяйственном объекте СССР – газопроводе Уренгой – Челябинск в 1978 году трудилось более 20 комсомольско-молодежных коллективов. Девиз их звучал так: «Построить в срок – закон. Ввести досрочно – доблесть!»
В марте 1978 года журналист Валентин Самойлик так увидел трудовые будни одной из бригад: «В тот день, когда мы были в комсомольско-молодежной бригаде потолочной сварки Вячеслава Козловского из СУ-5 сварочно-монтажного треста, ребята читали только что отпечатанный «Листок социалистического соревнования» на строительстве газопровода Вынгапур – Челябинск. В нем говорилось, что бригада Вячеслава Козловского стала победителем.
Перерыв – несколько минут. И снова каждый на рабочем месте. Вячеслав Козловский руководит центровкой очередной плети. Коренной слой шва варят лучшие сварщики бригады Владимир Варакин и Александр Литвинов».
Итоговые впечатления журналиста типичны для всех объектов ударных строек: «Мы побывали в нескольких комсомольско-молодежных бригадах. И везде – четкий, спокойный, неукротимый ритм труда. Хорошо знают здесь цену каждой минуты. Не для того они в тайге, среди болот, чтобы прохлаждаться. И для работы готовы поступиться всем – и сном, и отдыхом».
Позднее комсомольско-молодежные бригады получили права гражданства на предприятиях области в самых различных сферах деятельности.
В 1978 г. комсорг Тюменского филиала института «Гипротрубопровод» рапортовал в главную комсомольскую газету страны о досрочной разработке комсомольскими творческими группами проектно-сметной документации линейной части и нефтеперекачивающих станций трансконтинентального трубопровода Сургут – Полоцк.
Тюменское ноу-хау
Позднее форма комсомольско-молодежных коллективов распространилась и на более крупные производственные структуры – управления и тресты. Это также стало первым опытом в СССР – наряду со многими научными и технологическими новинками. Социально-производственный эксперимент оказался более чем успешным.
Первое комсомольско-молодежное управление № 1 появилось в тресте «Шаимгазстрой», организованном в феврале 1967 года. Тресту ставилась важная задача – построить поселок Светлый (название!) для рабочих Пунгинского газового промысла. Из числа молодых специалистов треста была создана проектная группа, которая практически полностью переработала первоначальный проект поселка с учетом местных условий. Первый начальник управления Анатолий Мандриченко стал активным участником создания первого устава комсомольско-молодежного управления, который предусматривал широкое участие молодежи в управлении производством, расширении прав комитета комсомола. Впоследствии Мандриченко руководил трестом «Севергазстрой». Этот коллектив за четыре года построил один из лучших в области поселков.
«Молодежные коллективы – символ и смысл ударной. Они завоевали в Западной Сибири такой авторитет, что их опыт, сплоченность, трудолюбие брались в расчет, когда начиналось новое и сложное дело», – утверждал в своей книге «Комсомол – шеф Западной Сибири» Виктор Карнюшин, работник ЦК ВЛКСМ, хорошо известный комсомольским активистам Тюменской области.
В результате инициативы Тюменского обкома ВЛКСМ и Главтюменьнефтегазстроя в 1969 году приказом по Министерству газовой промышленности СССР впервые в стране создано два комсомольско-молодежных треста – «Тюменьгазмонтаж» и «Севергазстрой». Обком комсомола в то время возглавлял Геннадий Шмаль.
История треста «Тюменьгазмонтаж» началась с создания в 1965 году в Тюмени специализированного управления № 19, которое вскоре получило статус комсомольско-молодежного. Настоящим мотором этого управления стал Игорь Шаповалов – человек инициативный, целеустремленный, с обостренным восприятием нового. Главным звеном Шаповалов считал организацию действенного соревнования между бригадами, создание эффективной мотивации каждого участника производственного процесса. Трест «Тюменьгазмонтаж» – инициатор внедрения блочного метода в практику строительства объектов нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири. Этот метод стал поистине революционным в обустройстве нефтяных и газовых месторождений области. Достичь таких результатов стало возможным благодаря тому, что руководитель треста Игорь Шаповалов сумел сплотить вокруг себя молодых рабочих и инженеров, мотивировать комсомольско-молодежный коллектив на решение сверхзадачи.
О духе коллективизма в тресте говорит такой факт. Когда ЦК ВЛКСМ решил наградить руководителей треста премией Ленинского комсомола, то Шаповалов вышел с инициативой присудить эту премию всему тресту. Такой практики ранее в стране не было – чтобы премии удостаивался целый коллектив, но в Тюмени многое случалось впервые! Позже к комсомольской награде добавилась и правительственная – орден Трудового Красного Знамени!
Настрой работников треста хорошо передает выступление бригадира комсомольско-молодежной бригады на комсомольском съезде Валерия Машинина, который в числе первых вел монтаж компрессорной на знаменитом газовом месторождении Медвежьем: «Нам, монтажникам, геологам, нефтяникам, строителям, приходится больше летать на самолетах, чем ездить по земле, – настолько велик и необъятен Тюменский край... Нам еще часто приходится говорить о трудностях, но никакой жертвенности в нашей жизни нет. Наоборот, на ударной стройке каждый быстро становится на ноги, растет как специалист...»
Первый секретарь Тюменского обкома КПСС Геннадий Богомяков в одном из своих интервью отметил, что первенец большого тюменского газа – месторождение Медвежье, подшефный комсомолу объект, был выведен в условиях Крайнего Севера на проектную мощность на год раньше срока!
Трест «Севергазстрой» занимался строительством объектов в городе Надыме. Это было одно из самых крупных строительных подразделений на севере области. Молодые труженики комсомольско-молодежного строительного управления № 3 треста стали инициаторами движения «Самому юному городу страны – образцовый облик». И действительно прямо на глазах среди тайги вырастал замечательный город.
В сентябре 1980 года постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ и коллегии Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности за большой вклад комсомольцев и молодежи в освоение и обустройство Самотлорского нефтяного месторождения, строительство объектов соцкультбыта в городе Нижневартовске тресту «Мегионгазстрой» присвоено звание комсомольско-молодежного. В этом тресте родилась замечательная инициатива – строительство жилья методом «народной стройки». Сергей Великопольский, бывший в то время секретарем Нижневартовского горкома партии, вспоминает, что возглавивший трест Виталий Зайченко изменил структуру управления треста. Он пошел на смелый эксперимент – дал значительно больше прав бригадирам в производственных делах. Нагрузка на аппарат треста возросла в разы, но это был добровольный выбор руководителя, и в тех экстремальных условиях он себя оправдал.
Отрывок из письма в редакцию газеты «Комсомольская правда» от 4 марта 1979 года бригадира комсомольско-молодежной бригады треста «Уренгойгазпромстрой» Татьяны Слепуховой, прибывшей на Тюменский Север с XVIII съезда ВЛКСМ, хорошо передает мотивацию тысяч молодых строителей:
«..Мы стремимся быстрее подарить людям новый красивый город. В этом году уренгойцы получат общественный центр с кинотеатром, кафе, учреждения быта, общежитие на 360 мест, медицинскую амбулаторию. А всего за год отряд обязался сдать 15 тысяч квадратных метров жилья – пусть радость новоселий всегда будет с нами!»
Мне довелось побывать в Новом Уренгое в августе 1975 года – в то время там имелось только два недостроенных брусовых двухэтажных дома. Сказка на глазах становилась былью!
В 1980 году руководитель Тюменской области Геннадий Богомяков в беседе с представителем ЦК ВЛКСМ пообещал: «Линию на создание комсомольско-молодежных трестов будем настойчиво продолжать».
К середине 1980-х годов в Тюменской области насчитывалось около трех тысяч комсомольско-молодежных коллективов, в том числе четыре треста, два строительно-монтажных поезда и восемнадцать управлений.
По рельсам железных дорог
По-настоящему комфортной жизнь огромного края невозможно представить без железной дороги. Первый десант высадился на станции Туртас Уватского района в апреле 1970 года. Первопроходцы должны были подготовить место для будущего строительно-монтажного поезда. Уже через год, 1 апреля 1971 года, Министерством путей сообщения был подписан приказ о создании первого в стране комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда № 522 объединения «Тюменьстройпуть». Возглавил его Николай Доровских, бывший комсомольский работник. Позже в том же объединении был создан комсомольско-молодежный поезд № 330.
Сотни молодых людей вместе со строительством железной дороги на Уренгой построили и свои биографии. Один из самых известных – бригадир монтеров пути Виктор Молозин, Герой Социалистического Труда.
Над строительством северной транспортной магистрали шефство взял журнал «Юность». Главный редактор журнала Борис Полевой предложил дать станции название «Юность». В свою очередь, КМСМП № 522 добавил к варианту Полевого слово «Комсомольская». В результате на карте области в июне 1974 года появилось романтичное название – Юность Комсомольская. В № 5 журнала «Юность» за 1974 год отмечалось: «522-й комсомольско-молодежный поезд за год проделал такой объем работ, какой другие строительно-монтажные поезда проделывали за три года».
Среди материалов о комсомольских стройках мне встретилась подборка стихов, написанная работниками СМП № 522 в те годы. Одно из них, Ирины Карловой, вполне можно считать гимном строителей дороги на Уренгой:
Это все не забудется
И навечно останется,
Что не сбылось,
то сбудется,
Мы в мечте не обманемся.
Пусть и ночи тревожные,
Пусть метель
еще взбесится,
В сердце дали таежные
Океанами хлещутся...
Этот край заколдованный,
До конца не разведанный,
Вечно юный и новый он,
Научил спорить с бедами.
Есть в нем сила безвестная,
По тайге нас ведущая.
Стали все мы здесь
местными,
Но в дорогу идущими.
И в работу влюбленные,
И тайгой приворожены,
И пургой побеленные,
И уехать не можем мы...
Что осталось от этой романтики? Полностью преображенный суровый край с хорошей транспортной и социальной инфраструктурой, новые города и поставленные на службу Отечеству недра земли Тюменской – залог нынешнего благополучия России. Главное для каждого участника тех событий – осознание достойно прожитой жизни.
Александр ВЫЧУГЖАНИН, член Российского исторического общества, лауреат премии
Союза писателей России «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.
Читать больше:
На мемориале в тюменском сквере появятся 22 новых фамилии ветеранов Афганской войны
Читайте также