×
В социальных сетях
В печатной версии

О проблемах зрителя, студента и будущего рассказала Таисия Погодаева

26.01.2018
12:42
О проблемах зрителя, студента и будущего рассказала Таисия Погодаева. В рамках цикла встреч «Прикосновение к будущему», посвященных развитию новых технологий в регионе, очередным гостем редакции газеты «Тюменская область сегодня» стала проректор по образовательной деятельности Тюменского государственного университета Таисия Погодаева.. Как заметил главный редактор издания Александр Скорбенко, задачи, стоящие перед регионом и страной, непосредственно связаны с вопросами кадров. Именно поэтому для обсуждения роли вузовского образования в цифровой экономике приглашен человек, который знает об этом не понаслышке. Один из руководителей университета не первый год занимается трансформацией образования в Тюменской области. Проблема зрителя Однако не успел прозвучать первый вопрос, как  в студию интернет-вещания дозвонился зритель Юрий Григорьевич из Тюмени. Его внучка увлекается биологией и программированием. Какую специальность ей получить в ТюмГУ? – Ваша внучка находится на фронтире тех направлений, которые нужны сейчас и принесут наибольшую капитализацию в будущем, потому что прямым следствием цифровой экономики является персонификация всех сторон жизни, – ответила Таисия Погодаева. – Все, что находится на стыке биологии и программирования – мейнстрим будущего. Ни  в коем случае не надо делать выбор между биологией и программированием. Вашей внучке нужно изучать и то и другое, потому что только совместно эти компетенции позволят получить специалиста, который будет определять развитие человека и человечества. Проректор ТюмГУ пояснила, что  в вузе есть два проекта, которые могут быть интересны девушке. Первый – школа перспективных исследований, построенная по формату свободного образования, где есть направления биологии и информационных технологий. Второй вариант – поступить в институт биологии и выбрать вторым профилем ИТ, потому что университет меняет образовательный формат и поднимает образовательные стандарты. Без этого регион не сможет обеспечить развитие ни  в одном направлении, не только в цифровой экономике. Сила – в индивидуальности Александр Скорбенко попросил рассказать подробнее о получении образования по определенному запросу. По словам Таисии Погодаевой, вызов, стоящий перед системой образования, заключается в том, что если индустриальная экономика требовала подготовки под рабочее место, то теперь бурно развиваются технологии, «цифра» меняет все сферы деятельности. Образовательный процесс достаточно длинный, и если ориентироваться на рабочее место, то за шесть лет оно может измениться до неузнаваемости. – Сейчас сила в индивидуальности, в уникальности компетенций, – пояснила проректор по образовательной деятельности ТюмГУ. – И плюс общие базовые навыки, общая базовая грамотность – то, что называется социокультурными, общепрофессиональными компетенциями. Поэтому система образования должна меняться, университет должен готовить специалиста не под рабочее место, а под образ будущего. Только тогда имеем шанс не опоздать. Бежать за автобусом, который уезжает с остановки, бесполезно. Так  и здесь. Как сообщила Таисия Погодаева, вуз дает студентам возможность самим формировать свой учебный план. Если раньше вузовцы четыре года находились в одной группе, учили одни и те же предметы при их минимальной выборности, то сейчас ТюмГУ отходит от форматов, которые не позволяют быть современными. Какой же диплом получает студент? Преподаватели поддерживают баланс между формированием базовых профессиональных и общекультурных компетенций. У студента существует определенный путь, который он не может пропустить, – обязательные дисциплины. Но они сведены до того минимума, который отвечает за основу подготовки. И у обучаемого есть свободное пространство. Вечные вопросы Главный редактор газеты поинтересовался, каким гостья видит учебный процесс в будущем. Это присутствие в аудитории, выбор нужных учебных курсов в Интернете, сдача экзаменов в сети или какие-то другие возможности? Доцент ТюмГУ заметила, что уже сейчас можно находиться в Тюмени и слушать курсы Гарварда, Йеля, Высшей школы экономики. Причем это не трансформация образования, а его форматы, которые позволяют обеспечить доступность учебы. Например, в университете есть институт дистанционного образования, на базе которого активно развиваются онлайн-форматы. Со следующего учебного года вуз начинает политику перезачитывания ряда курсов, полученных онлайн у аккредитованных провайдеров. Скажем, можно прослушать курсы экономики ВШЭ  и их перезачтут. Индивидуализация же касается не только того, что ты можешь выбрать предметы, – это  в первую очередь индивидуальные форматы работы с материалом. Если кому-то из студентов онлайн-формат более удобен и позволяет качественно для себя организовать учебный процесс, почему нет? Александр Скорбенко спросил, какое вообще будущее ждет человечество, ведь некоторые эксперты говорят, что развитие «цифры» ведет к контролю над человеком и обществом, исключает свободу воли. Другие, наоборот, заявляют о расцвете возможностей совершенствования. – Свобода воли в истинном понимании была только в религиозном дискурсе, – ответила Таисия Погодаева. – Но если подумать, то свобода воли в рамках религиозного дискурса – явление, которое дается богом. То есть формально это свобода, которая нам кем-то дарована. Тогда свобода ли это? Но считаю: то, что мы можем ставить вопросы духовности и бездуховности, нравственности и безнравственности, и то, как это будет развиваться в цифровом мире, говорит о существовании свободы воли. Мы не детерминированы до конца, потому что задаем эти вечные вопросы. Досье: Таисия ПОГОДАЕВА, проректор по образовательной деятельности ТюмГУ. Окончила Тюменский государственный университет (мировая экономика, экономист). Общий стаж работы – 15 лет, научно-педагогический стаж – 8 лет. Защитила кандидатскую диссертацию по экономике, доцент. Награждена благодарственным письмом администрации г. Тюмени (2015). Повышала квалификацию в университете Индианы (программа повышения качества преподавания экономики в российских университетах, 2015), Московской школе управления «Сколково» (анализ ситуации и целевая модель исследовательской деятельности ТюмГУ, ключевые шаги по трансформации исследовательской деятельности ТюмГУ, 2015, и перспективы Тюменского региона: новые индустрии и кадровый потенциал, 2014), ТюмГУ (инновационные процессы и современные образовательные технологии в высшем образовании в условиях реализации ФГОС, 2013), Международная академия управления и технологий (европейские университеты – центры развития науки и инноваций, практика привлечения студентов и докторантов к научной и инновационной деятельности, 2013). Опубликовано: газета, №13 (4548).
В рамках цикла встреч «Прикосновение к будущему», посвященных развитию новых технологий в регионе, очередным гостем редакции газеты «Тюменская область сегодня» стала проректор по образовательной деятельности Тюменского государственного университета Таисия Погодаева.

Как заметил главный редактор издания Александр Скорбенко, задачи, стоящие перед регионом и страной, непосредственно связаны с вопросами кадров. Именно поэтому для обсуждения роли вузовского образования в цифровой экономике приглашен человек, который знает об этом не понаслышке. Один из руководителей университета не первый год занимается трансформацией образования в Тюменской области.

Проблема зрителя

Однако не успел прозвучать первый вопрос, как  в студию интернет-вещания дозвонился зритель Юрий Григорьевич из Тюмени. Его внучка увлекается биологией и программированием. Какую специальность ей получить в ТюмГУ?

– Ваша внучка находится на фронтире тех направлений, которые нужны сейчас и принесут наибольшую капитализацию в будущем, потому что прямым следствием цифровой экономики является персонификация всех сторон жизни, – ответила Таисия Погодаева. – Все, что находится на стыке биологии и программирования – мейнстрим будущего. Ни  в коем случае не надо делать выбор между биологией и программированием. Вашей внучке нужно изучать и то и другое, потому что только совместно эти компетенции позволят получить специалиста, который будет определять развитие человека и человечества.

Проректор ТюмГУ пояснила, что  в вузе есть два проекта, которые могут быть интересны девушке. Первый – школа перспективных исследований, построенная по формату свободного образования, где есть направления биологии и информационных технологий. Второй вариант – поступить в институт биологии и выбрать вторым профилем ИТ, потому что университет меняет образовательный формат и поднимает образовательные стандарты. Без этого регион не сможет обеспечить развитие ни  в одном направлении, не только в цифровой экономике.

Сила – в индивидуальности

Александр Скорбенко попросил рассказать подробнее о получении образования по определенному запросу. По словам Таисии Погодаевой, вызов, стоящий перед системой образования, заключается в том, что если индустриальная экономика требовала подготовки под рабочее место, то теперь бурно развиваются технологии, «цифра» меняет все сферы деятельности. Образовательный процесс достаточно длинный, и если ориентироваться на рабочее место, то за шесть лет оно может измениться до неузнаваемости.

– Сейчас сила в индивидуальности, в уникальности компетенций, – пояснила проректор по образовательной деятельности ТюмГУ. – И плюс общие базовые навыки, общая базовая грамотность – то, что называется социокультурными, общепрофессиональными компетенциями. Поэтому система образования должна меняться, университет должен готовить специалиста не под рабочее место, а под образ будущего. Только тогда имеем шанс не опоздать. Бежать за автобусом, который уезжает с остановки, бесполезно. Так  и здесь.

Как сообщила Таисия Погодаева, вуз дает студентам возможность самим формировать свой учебный план. Если раньше вузовцы четыре года находились в одной группе, учили одни и те же предметы при их минимальной выборности, то сейчас ТюмГУ отходит от форматов, которые не позволяют быть современными.

Какой же диплом получает студент?

Преподаватели поддерживают баланс между формированием базовых профессиональных и общекультурных компетенций. У студента существует определенный путь, который он не может пропустить, – обязательные дисциплины. Но они сведены до того минимума, который отвечает за основу подготовки. И у обучаемого есть свободное пространство.

Вечные вопросы

Главный редактор газеты поинтересовался, каким гостья видит учебный процесс в будущем. Это присутствие в аудитории, выбор нужных учебных курсов в Интернете, сдача экзаменов в сети или какие-то другие возможности?

Доцент ТюмГУ заметила, что уже сейчас можно находиться в Тюмени и слушать курсы Гарварда, Йеля, Высшей школы экономики. Причем это не трансформация образования, а его форматы, которые позволяют обеспечить доступность учебы. Например, в университете есть институт дистанционного образования, на базе которого активно развиваются онлайн-форматы.

Со следующего учебного года вуз начинает политику перезачитывания ряда курсов, полученных онлайн у аккредитованных провайдеров. Скажем, можно прослушать курсы экономики ВШЭ  и их перезачтут. Индивидуализация же касается не только того, что ты можешь выбрать предметы, – это  в первую очередь индивидуальные форматы работы с материалом. Если кому-то из студентов онлайн-формат более удобен и позволяет качественно для себя организовать учебный процесс, почему нет?

Александр Скорбенко спросил, какое вообще будущее ждет человечество, ведь некоторые эксперты говорят, что развитие «цифры» ведет к контролю над человеком и обществом, исключает свободу воли. Другие, наоборот, заявляют о расцвете возможностей совершенствования.

– Свобода воли в истинном понимании была только в религиозном дискурсе, – ответила Таисия Погодаева. – Но если подумать, то свобода воли в рамках религиозного дискурса – явление, которое дается богом. То есть формально это свобода, которая нам кем-то дарована. Тогда свобода ли это? Но считаю: то, что мы можем ставить вопросы духовности и бездуховности, нравственности и безнравственности, и то, как это будет развиваться в цифровом мире, говорит о существовании свободы воли. Мы не детерминированы до конца, потому что задаем эти вечные вопросы.

Досье:

Таисия ПОГОДАЕВА, проректор по образовательной деятельности ТюмГУ.

Окончила Тюменский государственный университет (мировая экономика, экономист). Общий стаж работы – 15 лет, научно-педагогический стаж – 8 лет. Защитила кандидатскую диссертацию по экономике, доцент.

Награждена благодарственным письмом администрации г. Тюмени (2015).

Повышала квалификацию в университете Индианы (программа повышения качества преподавания экономики в российских университетах, 2015), Московской школе управления «Сколково» (анализ ситуации и целевая модель исследовательской деятельности ТюмГУ, ключевые шаги по трансформации исследовательской деятельности ТюмГУ, 2015, и перспективы Тюменского региона: новые индустрии и кадровый потенциал, 2014), ТюмГУ (инновационные процессы и современные образовательные технологии в высшем образовании в условиях реализации ФГОС, 2013), Международная академия управления и технологий (европейские университеты – центры развития науки и инноваций, практика привлечения студентов и докторантов к научной и инновационной деятельности, 2013).

Опубликовано: газета, №13 (4548).

Читать больше:

В Тюмени открывается фестиваль «Рождественские звоны»

Тюменцев призывают не покупать билеты на биатлон у спекулянтов

1551Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Время, проведенное здесь в задушевных дружеских беседах, пролетает незаметно.
Игры адаптивного вида спорта доступны для спортсменов всех возрастов, социальных групп, физиологических особенностей. 
По народному календарю – Прокопий Жнец. По погоде в этот лень определяли, какой будет зима: если шли дожди и было прохладно, то готовились к суровой зиме, а вот ясный день предвещал теплую зимнюю пору.
26 июля тюменцы узнают, как развиваться в профессии фотографа и работать с коммерческими проектами. Спикером станет Максим Борисов, профессиональный фотограф.
По народному календарю – день Панкратия и Кирилла. Если черника еще не дозрела, значит, осень будет холодной.
Работники металлургической сферы принимают поздравления.
С 14 по 20 июня – обо всем самом интересном
С начала летнего сезона в Тюменской области сотрудники МЧС провели освидетельствование 13 пляжей, из которых шесть находятся на территории детских оздоровительных лагерей.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное