Первый житель станции Туринской Сергей Климович отметил 90-летие
На здоровье он не жалуется. Принимает и болячки, и лечение как должное. Весьма благодарен медработникам. И вообще людям. Может быть, именно это чувство благодарности и позволило ему стать долгожителем. В августе вместе с большой дружной семьей Сергей Ефремович отпраздновал 90-летний юбилей!
Поздравляли его двое сыновей с женами, шестеро внуков и целая рота правнуков. Прислал поздравление президент России Владимир Путин, нанесли особый визит представители областного департамента социального развития и администрации Каскаринского сельского поселения.
Судьба – железная дорога
Ровно полвека назад приехал Климович в Тюменскую область. «И не промахнулся! Считаю себя счастливым, что попал сюда», – улыбается мой собеседник. Не без гордости он именует себя первым жителем Туринской, ведь открывал станцию, а немного погодя поселился здесь в самом первом доме. Начинал рабочим пути, стал бригадиром. Следили за движением поездов, чтобы не допустить столкновения – путь в то время был один. До самой пенсии трудился на железной дороге. Ту же стезю избрали и жена, и дочь (к сожалению, обе ушли из жизни раньше Сергея Ефремовича). Стал он открывателем Тобольской дистанции, а Туринский вокзал называет «Вратами Севера»: все поезда, идущие в северном направлении, проходят тут. Руководство Свердловской железной дороги не забыло бывшего работника, тоже поздравило с юбилеем.
Помнить добро, а не зло
Родился наш герой в деревне Власовичи Могилевской области. Трое их было у матери, отец умер, когда Сережа еще даже не родился.
– Родственники, конечно, помогали, – вспоминает Сергей Ефремович, – но мать решила завербоваться в Сибирь. Как у нее хватило силы воли, поразительно! Приехали в 1940 году в деревню Крутоборку Новосибирской области. Я лишь два класса к тому моменту успел закончить – и сразу в поле, учиться некогда. Люди встретили нас хорошие. Очень добрым, заботливым оказался председатель колхоза Никита Тимофеев. Поле было в пяти километрах от деревни, и дневали там, и ночевали. Только помыться в бане приезжали домой. Когда началась война, нас с поля сняли, в деревне митинг провели, мужчинам сразу вручили повестки на фронт.
Рассказывал Сергей Ефремович о военной поре без горечи, так как замечал и хорошее. Подростки заменили в поле взрослых. Эвакуированные ленинградцы тоже трудились не покладая рук. Машин почти не было. Пахали, боронили на лошадях. Помогая друг другу, подростки и женщины грузили неподъемные мешки, по 80 кг каждый, чтобы на быках отвезти урожай в «Заготзерно» за 25 км с поля. Молотили на барабане. Сергея, 16-летнего парня, в 1943 году поставили на этом объекте старшим над женским коллективом. Председателя колхоза в том же году забрали на фронт. Крестьяне лишились руководителя, благодаря которому вне плана засевались площади и уходило на фронт не все – удавалось часть оставить себе и хорошо кормить колхозников. Вернулся Никита Тимофеев без ноги, и райисполком назначил неугодного прежде руководителя бригадиром. Сергею Ефремовичу больно вспоминать, как тот прыгал на костылях по полю. А некогда богатый колхоз после войны потихоньку развалился.
«Мне грустно не бывает!»
Сергея же призвали в армию в октябре 1944 года. Определили в Бердск, запасной 288-й полк, танково-истребительную роту – вместе с сослуживцами осваивали противотанковое ружье. Запомнилось, как ходили по морозу на стрельбище за 10 км. В 1945 году направили в Хабаровск-2 обслуживать правительственную связь. Во время войны с Японией в Николаевске-на-Амуре в задачи Сергея Климовича как линейного надсмотр-щика входила проверка точек связи – проводов и столбов. Какими бы суровыми ни были погодные условия, аварий солдаты не допустили и никто из них не заболел!
Потом Сергей Ефремович в течение трех лет обслуживал пограничный порт на Амуре («Хороша морская жизнь!» – замечает он) и еще три года служил на заставе у реки Хор. Незабываем для него случай, когда на границе арестовал трех китайских шпионов («Страха не было, только смелость!»). Увы, пока передавал сообщение на заставу, главный шпион сбежал («Так я лишился возможности получить знак «Отличник погранслужбы»).
Семь лет отслужил молодой человек в армии, потом вернулся в Крутоборку к матери. Через год дядя переманил в Омск на железную дорогу. Так началась новая веха в биографии Климовича.
С теплотой вспоминает седой уже дед свою маму, благодарен ей, что привезла в Сибирь. Живет он сейчас один, но, конечно, сыновья навещают. Особую радость находит в общении с внуками и правнуками.
– Сергей Ефремович, а что вы делаете, когда вам грустно?
– Мне грустно не бывает!
Опубликовано: газета, №212 (4503).
Читать больше:
Письма читателей: приедет ли врач на дом?
Самый большой в Тюменском регионе каток откроют в начале декабря
Читайте также