×
В социальных сетях
В печатной версии

500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции

13.11.2017
11:48
500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции. Еще неделю назад стоял у тех дверей Виттенбергского собора, где ровно 500 лет назад – 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов, «перевернувших Европу» и внедривших идею построения мира не только «на небесах», но и для себя – на земле.. Вначале думал иронично: в России мы тоже можем придумать 95 тезисов, но у нас то «гвозди еще не подвезли», то «дверь уже украли»… Попозже пришла мысль посерьезней: у России тоже был великий шанс переустройства страны и личного мира – в 1917 году. Пока же всю совокупность юбилейных событий – столетии российских революций кто-то именует переворотом, кто – мятежом, кто – восстанием, исходя из личных убеждений, но не принимая во внимание позиции других людей. Между тем суть не меняется – то, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.  За последующие годы многие в Европе, а за последние 25 лет и в России поняли, что нет и не должна быть предметом спора тема: какой цвет «настоящий»? Или, переводя на язык мастеров кисти: насколько сочнее изумрудный, травяная зеленая, нефрит, малахит, фисташковый, оливковый, салатовый, кобальт сине-зеленый «морская волна» или светло-зеленый?  У каждого художника и зрителя свои цветовые и вкусовые пристрастия, привлекательнее сюжеты, но самое главное – чтобы не доминировал цвет, кому-то импонирующий по схожести с пролитой кровью.  Перенесемся из мастерской «художника», рожденной фантазией, к творческому результату – «портрету» россиян. Признаем: ту «живописную композицию» вместе «писали» коренные жители и аборигены – русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, ханты, ненцы и другие – носители идей православия, ислама, язычества и других верований, а затем и мигранты – католики и протестанты, часто оказавшиеся здесь как «путешественники поневоле» – ссыльными, военными, государственными крестьянами, чиновниками. Их, как и рожденных здесь детей, в разной степени успешности духовно окормляли священники, собирая приверженцев в храмах, мечетях, молитвенных домах. Эти институты отражали общее устремление большинства россиян к миру и взаимопониманию с соседями – приверженцами других мировоззрений.  При этом многими понималось, что в рожденном усилиями десятков поколений россиян «полотне» не должно быть цветового диссонанса. Для построения колористической цельности каждый должен чем-то поступиться в малом, в бóльшем приходя к гармонии и согласию.  У автора есть знакомый. Тот, являясь дальтоником, пишет пронзительные пейзажи. По названию на этикетке тюбика, ориентируясь на зрительные ощущения обычных людей, он пишет, конечно, иллюзорный мир. В том мире грез все прекрасно, но выйдя из мастерской, понимаешь, что реальный мир многообразней... Чем важен мировой опыт после утверждения Реформации в Европы и победы революции в России? Тем, что и в современном мире нельзя быть «дальтоником», видя мир через призму только одного, хотя и благородного, цвета. Подлинным шедевром является то, что отражает духовные идеалы и ценности большинства тех, кому оно представлено. Тогда и следующие поколения людей смогут насладиться красотой как созданного ими, так и Вселенной. СПРАВКА: ■    То, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.   
Еще неделю назад стоял у тех дверей Виттенбергского собора, где ровно 500 лет назад – 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов, «перевернувших Европу» и внедривших идею построения мира не только «на небесах», но и для себя – на земле.
Картина Бориса Кустодиева «Большевик», 1920 год

Вначале думал иронично: в России мы тоже можем придумать 95 тезисов, но у нас то «гвозди еще не подвезли», то «дверь уже украли»…

Попозже пришла мысль посерьезней: у России тоже был великий шанс переустройства страны и личного мира – в 1917 году. Пока же всю совокупность юбилейных событий – столетии российских революций кто-то именует переворотом, кто – мятежом, кто – восстанием, исходя из личных убеждений, но не принимая во внимание позиции других людей.

Между тем суть не меняется – то, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов. 

За последующие годы многие в Европе, а за последние 25 лет и в России поняли, что нет и не должна быть предметом спора тема: какой цвет «настоящий»? Или, переводя на язык мастеров кисти: насколько сочнее изумрудный, травяная зеленая, нефрит, малахит, фисташковый, оливковый, салатовый, кобальт сине-зеленый «морская волна» или светло-зеленый? 

У каждого художника и зрителя свои цветовые и вкусовые пристрастия, привлекательнее сюжеты, но самое главное – чтобы не доминировал цвет, кому-то импонирующий по схожести с пролитой кровью. 

Перенесемся из мастерской «художника», рожденной фантазией, к творческому результату – «портрету» россиян. Признаем: ту «живописную композицию» вместе «писали» коренные жители и аборигены – русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, ханты, ненцы и другие – носители идей православия, ислама, язычества и других верований, а затем и мигранты – католики и протестанты, часто оказавшиеся здесь как «путешественники поневоле» – ссыльными, военными, государственными крестьянами, чиновниками. Их, как и рожденных здесь детей, в разной степени успешности духовно окормляли священники, собирая приверженцев в храмах, мечетях, молитвенных домах. Эти институты отражали общее устремление большинства россиян к миру и взаимопониманию с соседями – приверженцами других мировоззрений. 

При этом многими понималось, что в рожденном усилиями десятков поколений россиян «полотне» не должно быть цветового диссонанса. Для построения колористической цельности каждый должен чем-то поступиться в малом, в бóльшем приходя к гармонии и согласию. 

У автора есть знакомый. Тот, являясь дальтоником, пишет пронзительные пейзажи. По названию на этикетке тюбика, ориентируясь на зрительные ощущения обычных людей, он пишет, конечно, иллюзорный мир. В том мире грез все прекрасно, но выйдя из мастерской, понимаешь, что реальный мир многообразней...

Чем важен мировой опыт после утверждения Реформации в Европы и победы революции в России? Тем, что и в современном мире нельзя быть «дальтоником», видя мир через призму только одного, хотя и благородного, цвета. Подлинным шедевром является то, что отражает духовные идеалы и ценности большинства тех, кому оно представлено. Тогда и следующие поколения людей смогут насладиться красотой как созданного ими, так и Вселенной.

СПРАВКА:

■    То, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов. 
 

Читать больше:

Юные тюменские циркачи попали в эфир Первого канала

Тюменские кинематографисты-любители сняли фильм ужасов

857Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
17 июля в 15 часов в студии онлайн-трансляций редакции газеты «Тюменская область сегодня» начнется прямая линия с председателем благотворительного общественного фонда «Возрождение Тобольска», книгоиздателем, историком, коллекционером Аркадием Елфимовым.
Летом 1991 года редакция газеты «Известия» совместно с представителями международной организации «Гринпис» и группой иностранных журналистов организовала экологическую экспедицию, которая взяла старт вблизи истока реки Томь, а завершилась в Салехарде. Точнее, даже еще севернее – в Салемале.
Рассказ о Эмме Генриховне Редозубовой, коренной жительнице Тюменской области, которую можно назвать талантливым человеком с активной жизненной позицией.
По народному календарю – Андрей Налива. По этому дню судили о том, какой погода будет 11 августа.
Представляем анонс номера газеты за среду.
Десятилетия сквер у гостиницы «Восток», которой более 45 лет, считался безымянным.
Мобильным бригадам 23 комплексных центров соцобслуживания населения выделены микроавтобусы Ford Transit.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное