Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции

11:48, 13 ноября 2017, Александр ЯРКОВ
Слушать новость
500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции. Еще неделю назад стоял у тех дверей Виттенбергского собора, где ровно 500 лет назад – 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов, «перевернувших Европу» и внедривших идею построения мира не только «на небесах», но и для себя – на земле.. Вначале думал иронично: в России мы тоже можем придумать 95 тезисов, но у нас то «гвозди еще не подвезли», то «дверь уже украли»… Попозже пришла мысль посерьезней: у России тоже был великий шанс переустройства страны и личного мира – в 1917 году. Пока же всю совокупность юбилейных событий – столетии российских революций кто-то именует переворотом, кто – мятежом, кто – восстанием, исходя из личных убеждений, но не принимая во внимание позиции других людей. Между тем суть не меняется – то, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов. За последующие годы многие в Европе, а за последние 25 лет и в России поняли, что нет и не должна быть предметом спора тема: какой цвет «настоящий»? Или, переводя на язык мастеров кисти: насколько сочнее изумрудный, травяная зеленая, нефрит, малахит, фисташковый, оливковый, салатовый, кобальт сине-зеленый «морская волна» или светло-зеленый? У каждого художника и зрителя свои цветовые и вкусовые пристрастия, привлекательнее сюжеты, но самое главное – чтобы не доминировал цвет, кому-то импонирующий по схожести с пролитой кровью. Перенесемся из мастерской «художника», рожденной фантазией, к творческому результату – «портрету» россиян. Признаем: ту «живописную композицию» вместе «писали» коренные жители и аборигены – русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, ханты, ненцы и другие – носители идей православия, ислама, язычества и других верований, а затем и мигранты – католики и протестанты, часто оказавшиеся здесь как «путешественники поневоле» – ссыльными, военными, государственными крестьянами, чиновниками. Их, как и рожденных здесь детей, в разной степени успешности духовно окормляли священники, собирая приверженцев в храмах, мечетях, молитвенных домах. Эти институты отражали общее устремление большинства россиян к миру и взаимопониманию с соседями – приверженцами других мировоззрений. При этом многими понималось, что в рожденном усилиями десятков поколений россиян «полотне» не должно быть цветового диссонанса. Для построения колористической цельности каждый должен чем-то поступиться в малом, в бóльшем приходя к гармонии и согласию. У автора есть знакомый. Тот, являясь дальтоником, пишет пронзительные пейзажи. По названию на этикетке тюбика, ориентируясь на зрительные ощущения обычных людей, он пишет, конечно, иллюзорный мир. В том мире грез все прекрасно, но выйдя из мастерской, понимаешь, что реальный мир многообразней... Чем важен мировой опыт после утверждения Реформации в Европы и победы революции в России? Тем, что и в современном мире нельзя быть «дальтоником», видя мир через призму только одного, хотя и благородного, цвета. Подлинным шедевром является то, что отражает духовные идеалы и ценности большинства тех, кому оно представлено. Тогда и следующие поколения людей смогут насладиться красотой как созданного ими, так и Вселенной. СПРАВКА: ■    То, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.
500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции

Картина Бориса Кустодиева «Большевик», 1920 год

Еще неделю назад стоял у тех дверей Виттенбергского собора, где ровно 500 лет назад – 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов, «перевернувших Европу» и внедривших идею построения мира не только «на небесах», но и для себя – на земле.

Вначале думал иронично: в России мы тоже можем придумать 95 тезисов, но у нас то «гвозди еще не подвезли», то «дверь уже украли»…

Попозже пришла мысль посерьезней: у России тоже был великий шанс переустройства страны и личного мира – в 1917 году. Пока же всю совокупность юбилейных событий – столетии российских революций кто-то именует переворотом, кто – мятежом, кто – восстанием, исходя из личных убеждений, но не принимая во внимание позиции других людей.

Между тем суть не меняется – то, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.

За последующие годы многие в Европе, а за последние 25 лет и в России поняли, что нет и не должна быть предметом спора тема: какой цвет «настоящий»? Или, переводя на язык мастеров кисти: насколько сочнее изумрудный, травяная зеленая, нефрит, малахит, фисташковый, оливковый, салатовый, кобальт сине-зеленый «морская волна» или светло-зеленый?

У каждого художника и зрителя свои цветовые и вкусовые пристрастия, привлекательнее сюжеты, но самое главное – чтобы не доминировал цвет, кому-то импонирующий по схожести с пролитой кровью.

Перенесемся из мастерской «художника», рожденной фантазией, к творческому результату – «портрету» россиян. Признаем: ту «живописную композицию» вместе «писали» коренные жители и аборигены – русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, ханты, ненцы и другие – носители идей православия, ислама, язычества и других верований, а затем и мигранты – католики и протестанты, часто оказавшиеся здесь как «путешественники поневоле» – ссыльными, военными, государственными крестьянами, чиновниками. Их, как и рожденных здесь детей, в разной степени успешности духовно окормляли священники, собирая приверженцев в храмах, мечетях, молитвенных домах. Эти институты отражали общее устремление большинства россиян к миру и взаимопониманию с соседями – приверженцами других мировоззрений.

При этом многими понималось, что в рожденном усилиями десятков поколений россиян «полотне» не должно быть цветового диссонанса. Для построения колористической цельности каждый должен чем-то поступиться в малом, в бóльшем приходя к гармонии и согласию.

У автора есть знакомый. Тот, являясь дальтоником, пишет пронзительные пейзажи. По названию на этикетке тюбика, ориентируясь на зрительные ощущения обычных людей, он пишет, конечно, иллюзорный мир. В том мире грез все прекрасно, но выйдя из мастерской, понимаешь, что реальный мир многообразней...

Чем важен мировой опыт после утверждения Реформации в Европы и победы революции в России? Тем, что и в современном мире нельзя быть «дальтоником», видя мир через призму только одного, хотя и благородного, цвета. Подлинным шедевром является то, что отражает духовные идеалы и ценности большинства тех, кому оно представлено. Тогда и следующие поколения людей смогут насладиться красотой как созданного ими, так и Вселенной.

СПРАВКА:

■    То, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.

Читать больше:

Юные тюменские циркачи попали в эфир Первого канала

Тюменские кинематографисты-любители сняли фильм ужасов

Читайте также

Новость Тюмени: Тюменцы смогут посмотреть празднование Дня Победы по телевидению и онлайн

Тюменцы смогут посмотреть празднование Дня Победы по телевидению и онлайн

8 мая

Новость Тюмени: В Тюмени на билбордах появятся лучшие детские рисунки о Великой Победе

В Тюмени на билбордах появятся лучшие детские рисунки о Великой Победе

8 мая

Новость Тюмени: Тюменцев приглашают на танцевальную прогулку в Гилевской роще

Тюменцев приглашают на танцевальную прогулку в Гилевской роще

8 мая