×
В социальных сетях
В печатной версии

500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции

13.11.2017
11:48
500 лет протестантской Реформации и 100 лет российской революции. Еще неделю назад стоял у тех дверей Виттенбергского собора, где ровно 500 лет назад – 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов, «перевернувших Европу» и внедривших идею построения мира не только «на небесах», но и для себя – на земле.. Вначале думал иронично: в России мы тоже можем придумать 95 тезисов, но у нас то «гвозди еще не подвезли», то «дверь уже украли»… Попозже пришла мысль посерьезней: у России тоже был великий шанс переустройства страны и личного мира – в 1917 году. Пока же всю совокупность юбилейных событий – столетии российских революций кто-то именует переворотом, кто – мятежом, кто – восстанием, исходя из личных убеждений, но не принимая во внимание позиции других людей. Между тем суть не меняется – то, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.  За последующие годы многие в Европе, а за последние 25 лет и в России поняли, что нет и не должна быть предметом спора тема: какой цвет «настоящий»? Или, переводя на язык мастеров кисти: насколько сочнее изумрудный, травяная зеленая, нефрит, малахит, фисташковый, оливковый, салатовый, кобальт сине-зеленый «морская волна» или светло-зеленый?  У каждого художника и зрителя свои цветовые и вкусовые пристрастия, привлекательнее сюжеты, но самое главное – чтобы не доминировал цвет, кому-то импонирующий по схожести с пролитой кровью.  Перенесемся из мастерской «художника», рожденной фантазией, к творческому результату – «портрету» россиян. Признаем: ту «живописную композицию» вместе «писали» коренные жители и аборигены – русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, ханты, ненцы и другие – носители идей православия, ислама, язычества и других верований, а затем и мигранты – католики и протестанты, часто оказавшиеся здесь как «путешественники поневоле» – ссыльными, военными, государственными крестьянами, чиновниками. Их, как и рожденных здесь детей, в разной степени успешности духовно окормляли священники, собирая приверженцев в храмах, мечетях, молитвенных домах. Эти институты отражали общее устремление большинства россиян к миру и взаимопониманию с соседями – приверженцами других мировоззрений.  При этом многими понималось, что в рожденном усилиями десятков поколений россиян «полотне» не должно быть цветового диссонанса. Для построения колористической цельности каждый должен чем-то поступиться в малом, в бóльшем приходя к гармонии и согласию.  У автора есть знакомый. Тот, являясь дальтоником, пишет пронзительные пейзажи. По названию на этикетке тюбика, ориентируясь на зрительные ощущения обычных людей, он пишет, конечно, иллюзорный мир. В том мире грез все прекрасно, но выйдя из мастерской, понимаешь, что реальный мир многообразней... Чем важен мировой опыт после утверждения Реформации в Европы и победы революции в России? Тем, что и в современном мире нельзя быть «дальтоником», видя мир через призму только одного, хотя и благородного, цвета. Подлинным шедевром является то, что отражает духовные идеалы и ценности большинства тех, кому оно представлено. Тогда и следующие поколения людей смогут насладиться красотой как созданного ими, так и Вселенной. СПРАВКА: ■    То, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов.   
Еще неделю назад стоял у тех дверей Виттенбергского собора, где ровно 500 лет назад – 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов, «перевернувших Европу» и внедривших идею построения мира не только «на небесах», но и для себя – на земле.
Картина Бориса Кустодиева «Большевик», 1920 год

Вначале думал иронично: в России мы тоже можем придумать 95 тезисов, но у нас то «гвозди еще не подвезли», то «дверь уже украли»…

Попозже пришла мысль посерьезней: у России тоже был великий шанс переустройства страны и личного мира – в 1917 году. Пока же всю совокупность юбилейных событий – столетии российских революций кто-то именует переворотом, кто – мятежом, кто – восстанием, исходя из личных убеждений, но не принимая во внимание позиции других людей.

Между тем суть не меняется – то, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов. 

За последующие годы многие в Европе, а за последние 25 лет и в России поняли, что нет и не должна быть предметом спора тема: какой цвет «настоящий»? Или, переводя на язык мастеров кисти: насколько сочнее изумрудный, травяная зеленая, нефрит, малахит, фисташковый, оливковый, салатовый, кобальт сине-зеленый «морская волна» или светло-зеленый? 

У каждого художника и зрителя свои цветовые и вкусовые пристрастия, привлекательнее сюжеты, но самое главное – чтобы не доминировал цвет, кому-то импонирующий по схожести с пролитой кровью. 

Перенесемся из мастерской «художника», рожденной фантазией, к творческому результату – «портрету» россиян. Признаем: ту «живописную композицию» вместе «писали» коренные жители и аборигены – русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, ханты, ненцы и другие – носители идей православия, ислама, язычества и других верований, а затем и мигранты – католики и протестанты, часто оказавшиеся здесь как «путешественники поневоле» – ссыльными, военными, государственными крестьянами, чиновниками. Их, как и рожденных здесь детей, в разной степени успешности духовно окормляли священники, собирая приверженцев в храмах, мечетях, молитвенных домах. Эти институты отражали общее устремление большинства россиян к миру и взаимопониманию с соседями – приверженцами других мировоззрений. 

При этом многими понималось, что в рожденном усилиями десятков поколений россиян «полотне» не должно быть цветового диссонанса. Для построения колористической цельности каждый должен чем-то поступиться в малом, в бóльшем приходя к гармонии и согласию. 

У автора есть знакомый. Тот, являясь дальтоником, пишет пронзительные пейзажи. По названию на этикетке тюбика, ориентируясь на зрительные ощущения обычных людей, он пишет, конечно, иллюзорный мир. В том мире грез все прекрасно, но выйдя из мастерской, понимаешь, что реальный мир многообразней...

Чем важен мировой опыт после утверждения Реформации в Европы и победы революции в России? Тем, что и в современном мире нельзя быть «дальтоником», видя мир через призму только одного, хотя и благородного, цвета. Подлинным шедевром является то, что отражает духовные идеалы и ценности большинства тех, кому оно представлено. Тогда и следующие поколения людей смогут насладиться красотой как созданного ими, так и Вселенной.

СПРАВКА:

■    То, что произошло в Германии в 1517 году и в России в 1917-м, являются событиями, если не «перевернувшими мир», то однозначно показавшими многоцветную палитру политических взглядов. 
 

Читать больше:

Юные тюменские циркачи попали в эфир Первого канала

Тюменские кинематографисты-любители сняли фильм ужасов

839Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
По народному календарю – Федот Страж. Если в этот день услышать раскаты грома, то в течение нескольких дней будет прохладно.
Коллектив редакции выдал замуж обозревателя газеты Евгению Суворову. 
За день до старта первой смены форума, который, как и в 2015 году, придет на территорию Тюменского президентского кадетского училища, журналистам местных СМИ продемонстрировали готовность площадок.
Несколько дней осталось до старта экспедиции «Сибиряки: дорогами побед», посвященной 75-летию Великой Победы и подвигам наших земляков в годы войны. Продолжаем знакомить читателей с организаторами и участниками экспедиции. 
В Казанском районе похоронили гвардии ефрейтора Ивана Васильевича Бурашова, без вести пропавшего в 1942 году.
Уже два гранта президента России реализовали в минувшем году преподаватели, магистранты и студенты Тюменского госуниверситета совместно с ТРОО «Ишимское землячество». 
20 июня с 10 до 11 часов в Центре занятости населения Тюмени и Тюменского района (ул. Республики, 204в, корп. 3) пройдет ярмарка вакансий предприятий сферы обслуживания.
Опрос
Сколько времени вам необходимо для полноценного отдыха?
Одна неделя
Две недели
Один месяц
Два месяца
Я могу трудиться без отпуска
Для меня отдых — это работа
Я все время отдыхаю

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное