×
В социальных сетях
В печатной версии

Как помочь первокласснику справиться со стрессом?

Первые учебные дни несут не только радости, но  и тревоги. Как помочь первокласснику справиться со стрессом, редакция спросила у тюменского психолога, автора книги «Азбука воспитания: от дошкольника до студента» Валентины Морозовой.
Фото Юрия Комолова.

– Валентина Николаевна, стресс от первых учебных нагрузок – это нормальное явление?

– С одной стороны, да. Новая непривычная ситуация требует мобилизации всех ресурсов организма. Возможны нервные перегрузки. Если ребенок не может адаптироваться к школе, вероятны даже проблемы со здоровьем: головные боли, боли в животе. Стресс может быть причиной нарушения школьных правил, агрессии, отказа заниматься или ходить в школу, отвечать учителю. С другой стороны, все родители посещали школу, все это пережили, справились. Давайте относиться к первому сентября как  к дню, открывающему перед ребенком новый путь развития. 

– Итак, что предпринять родителям первоклассника, чтобы минимизировать вредные последствия стресса?

– Самое первое, о чем нужно позаботиться, – об организации рабочего места новоиспеченного школьника, где он будет готовить уроки. А рядом пре-дусмотреть место для себя. Маловероятно, что первоклассник начнет сам делать домашнее задание. Навык формируется постепенно. Но быть рядом – не означает смотреть в тетрадку. Просто первое время нужно осуществлять контроль, потому что самоконтроль у ребенка вырабатывается не сразу. Присутствие родителей помогает ему собраться, не отвлекаться на игрушки. Как только заметите, что ребенок занимается делом, можно отодвинуться, но остаться в комнате. Задача – не брать полный контроль за жизнью взрослеющего человека, не выполнять за него домашнее задание, не собирать за него портфель, не заводить за него будильник, а быть помощником в трудную минуту. Для нас задания по программе первого класса очень простые, родители могут раздражаться, когда ребенок чего-то не понимает. Но малышу действительно сложно, он даже с трудом различает, где кончается одно слово и начинается другое. Можно договориться: «Пять минут думаешь сам, а потом посмотрим, что  у тебя получилось. Пробуй!» Дать возможность для самостоятельной интеллектуальной работы. Не нужно постоянно висеть над ним, не давайте советов сразу.

– Это касается письменных заданий. А как быть с устными?

– Многие задания позволяют сотрудничать с ребенком. Например, в процессе общения можно готовить ответы по предмету «Окружающий мир». Вместе собирать гербарий. Главное – не относиться к урокам как  к наказанию для родителей. Получение знаний дает ученику выход на новый уровень.

– Есть ли рекомендации по питанию первоклассника? Считается, что сладкое дает энергию мозгу.

– Сладостей у детей достаточно. Голова не страдает. А вот чего не хватает первокласснику в школе, так это движения. Он ограничен правилами поведения. Бегать на перемене не разрешается. Так что зависание у телевизора или компьютера дома – это не отдых. Пусть побегает, попрыгает, покувыркается. Помочь прибраться в комнате – лучший отдых, чем мультики. Родители должны позаботиться об организации разных видов деятельности. Спортивная нагрузка особенно нужна мальчикам. И обратите внимание: нельзя наказывать лишением движения!

– А как правильно наказывать?

– Смысл наказания – в научении, в исправлении ошибки, в выработке необходимого навыка. Если написал строчку небрежно, пусть напишет еще одну. Если лишить мультиков или прогулки, дети даже не смогут связать эти два явления. Бессмысленно демонстрировать родительскую силу лишением удовольствий. 

– Стоит ли отдавать первоклассника в кружки, студии, если он не успевает в школе?

– Считаю, что да, потому что хоть где-то он должен быть успешен. Тогда он может перенести это ощущение на учебную деятельность. Некоторым оценки не важны в принципе. Но каждому нужно, чтобы им восхищались. Должны появиться амбиции. Там, где ты успешен, твой ресурс.

– Некоторые родители не хотят, чтобы их сын или дочь общались с плохими, как они думают, сверстниками. А что вы посоветуете?

– Конечно, мы всегда учим детей, что хорошо, что плохо. Мы не сможем быть всегда рядом с ними. Я бы посоветовала сравнивать ребенка не  с другими детьми, а с ним самим. И тогда он будет верно выбирать себе товарищей. А чужих детей мы не можем воспитывать. 

– Неужели нельзя пригласить друзей ребенка к себе домой, покормить их, развлечь без разрешения их родителей?

– Все нужно делать в разумных пределах. Тем более мы учим детей правилам без-
опасности, например, не контактировать с незнакомыми взрослыми. Нужна золотая середина.

– А школьники других возрастов, как показывает практика, испытывают ли стресс в связи с началом учебного года?

– Стресс возможен всегда, когда появляются новые задачи. В первом классе ребенок должен принять правила общества, научиться самостоятельной деятельности. В среднем звене перед ним встает задача построения отношений. В старших классах формируется мировоззрение, происходит самоопределение.

Опубликовано: газета, № 159 (4450). 

Читать больше:

В первый класс пойдут 23 тысячи детей Тюменской области

Льготы на питание школьникам

1153Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Горожане поделятся семейными фотоархивами периода Великой Отечественной войны.
«Тюменская область сегодня» продолжает конкурс «Народный корреспондент».
В Тюменской филармонии 22 апреля вручены награды лучшим организаторам концертных программ. Победители получили золотые призы и путевки на «Российскую Студвесну».
Причина большинства возгораний – человеческий фактор.
Тестирование пройдет с использованием костюма Gert.
Воспитанники оборонно-спортивного экспедиционного центра Дворца творчества и спорта «Пионер» проходят срочную службу в рядах ВС РФ.
Опрос
Чем вы планируете заняться на субботнике 27 апреля?
Буду убирать территорию от мусора и листвы
Займусь покраской лавочек, урн и ограждений
Покрашу и полью деревья и кустарники
Не пойду на субботник