Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Тюменский ас сражался один против семи "мессеров"

12:40, 24 августа 2017, Игорь ЕРМАКОВ
Слушать новость
Тюменский ас сражался один против семи "мессеров" . Морской летчик Владимир Михайлович Янковский – единственный из уроженцев Тюмени и области получил за подвиги  в Великой Отечественной войне редкую награду – флотоводческий орден Нахимова II степени.. По  архивным документам и воспоминаниям  внучки  фронтовика Веры  Дроздовой, живущей в столице, мне удалось воссоздать биографию этого незаурядного человека. Владимир Янковский родился в Тюмени в 1910 году в семье паровозного машиниста, приехавшего в наш город накануне открытия железнодорожной ветки Тюмень – Омск. Семья Янковских сначала снимала две меблированные комнаты на улице Голицынской (ныне Первомайской), а затем купила частный дом на улице  Второй Монастырской – на территории нынешнего Калининского  административного округа областного центра. В доме № 42, на улице, получившей в ноябре 1922 года новое гордое наименование улицы Свободы, прошло детство и юность Владимира и его сестер Марии и Клары. В Тюмени он окончил школу № 26, начал работать в одной из промышленных артелей, в 1930 году  стал членом ВКП(б).  1 ноября 1932 года Владимира Янковского призвали в Красную армию. Срочную службу он начал в кавалерии. В 1933-м окончил дивизионную партшколу 7-й Самарской кавалерийской дивизии имени английского пролетариата Белорусского военного округа и в том же году получил партийное направление на учебу в Ейское военно-морское авиационное училище. С этого момента вся дальнейшая служба Владимира Михайловича оказалась тесно связанной с морем и небом. В декабре 1935 года он получил первое персональное воинское звание  младшего полит- рука ВВС ВМФ и назначение на Балтику. Однако в марте 1938 года комсорга истребительной эскадрильи ВВС КБФ направили в «строго секретную» правительственную командировку. В составе группы пилотов и техников под командованием Алексея Благовещенского Янковский в качестве пассажира  совершил дальний перелет на бомбардировщике ТБ-3 из-под Ленинграда в Алма-Ату, а из столицы Казахстана – в китайский город Ланьчжоу провинции Ганьсу. Здесь, на аэродроме Нанчан, он провел пять месяцев, оказывая интернациональную помощь  народу Китая в борьбе против японских милитаристов. Данные о  командировке  Владимира Михайловича в Поднебесную крайне скупы и по сей день. Известно, что за образцовое выполнение задания правительства по укреплению обороноспособности Союза ССР 14 ноября 1938 года политрук Янковский получил первую боевую награду – орден Красного Знамени. После возвращения из Китая орденоносец вновь оказался на берегах Балтики и принял участие в советско-финской войне 1939–1940 годов. Комиссар 1-й эскадрильи 61-й авиабригады ВВС КБФ старший политрук Янковский отличился и в ходе незнаменитой «зимней войны». Он совершил 17 боевых вылетов на истребителе И-16, сбил один финский «бристоль-бульдог» и получил 21 апреля 1940 года орден Красной Звезды. В мае 1940-го батальонный комиссар Янковский начал  службу на Черном море. Комиссар 4-й учебной эскадрильи 63-й авиабригады Черноморского флота  передавал боевой опыт молодым пилотам на аэродромах Княжевичи и Бельбек. 22 июня 1941 года он поднял в небо свою «чайку» – истребитель И-153, совершив первый боевой вылет над Черным морем. В августе 1941-го Владимир Янковский стал «летающим комиссаром» 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. Он дрался в небе Одессы и Севастополя. 4 июля 1942-го в числе трех последних пилотов покинул на Як-1 пылающий мыс Херсонес. 30 октября 1942 года он в одиночку бился против семи «мессеров». Сбил 1 Ме-109, получил тяжелое ранение – 20 осколков и сильные ожоги. Покинул самолет на парашюте. После лечения вновь поднялся в небо 23 апреля 1943 года. 14 августа 1943 года получил орден Отечественной войны 1-й степени за 94 боевых вылета (боевое время – 114 часов и 12 минут) и отражение самого мощного гитлеровского налета на Поти 23 апреля 1943 года. Батальонного комиссара Янковского переаттестовали в майоры и назначили начальником штаба «родного» 7-го истребительного авиаполка. 3 октября 1943-го  он принял командование этим полком от своего боевого друга, Героя Советского Союза  Константина Денисова (1915–1988), посвятившего Янковскому страницы своих мемуаров «Под нами – Черное море». 20 августа 1944 года майор Янковский во главе 15 истребителей Р-40 «Киттихаук» прикрывал имитационные полеты черноморских бомбардировщиков А-20g «Бостон» Христофора Рождественского (1904–1987) над румынским портом Констанцей за полтора часа до сокрушительного разгрома немецко-румынского флота силами морской авиации в этом порту. Противник потерял 26 кораблей и судов потопленными, 50 поврежденными, а советские летчики потеряли только 2 самолета из 221-го, бомбившего Констанцу. 27 сентября 1944 года Владимир Янковский получил  еще один орден Красного Знамени. К этому времени боевые действия на Черном море и в Крыму закончились. 7-й авиаполк получил наименование Севастопольский. Его командир подвел личные итоги: 118 боевых вылетов, 5 самолетов сбито лично и 2 – в групповых боях. Боевая служба продолжалась.  Подполковник Янковский получил личный приказ командующего ВВС ВМФ СССР  Семена Жаворонкова о передаче четырех истребителей «Спитфайр»VB  для испытаний корабельной катапульты на борту крейсера «Молотов».  Это задание он выполнил, лично доставив на трофейной барже «Зибель» английские самолеты 3-й эскадрильи своего полка из-под Новороссийска в район реки Альмы близ Севастополя. В ноябре 1945-го  Владимир Михайлович окончил академические курсы при военно-морской академии и вернулся в родной полк. 22 февраля 1946 года он получил флотоводческий орден Нахимова II степени № 884 вместе со своим другом Христофором Рождественским (знак ордена № 882) – «За Констанцу и Сулину». За выслугу лет на его мундире появился еще один орден Красной Звезды. С 1947-го по 1955-й полковник Янковский командовал учебным полком ВВС ВМФ на аэродроме Клопицы в Волосовском районе Ленинградской области, освоил бомбардировщик Ил-28, а с мая 1955-го до декабря 1960 года  возглавлял  16-е Камышинское минно-торпедное военно-морское авиаучилище.  Оно успело сделать всего один выпуск  морских летчиков и попало  под известное армейское сокращение «1 200 000»  времен  правления Никиты Хрущева. В январе 1961 года полковник Янковский уволился в запас и до конца своих дней в середине 70-х годов прошлого века жил в Ленинградской области. Опубликовано: газета, №154 (4445).
Тюменский ас сражался один против семи "мессеров"

Владимир Янковский и самолет "Спитфайр" на катапульте крейсера.

Морской летчик Владимир Михайлович Янковский – единственный из уроженцев Тюмени и области получил за подвиги  в Великой Отечественной войне редкую награду – флотоводческий орден Нахимова II степени.

По  архивным документам и воспоминаниям  внучки  фронтовика Веры  Дроздовой, живущей в столице, мне удалось воссоздать биографию этого незаурядного человека.

Владимир Янковский родился в Тюмени в 1910 году в семье паровозного машиниста, приехавшего в наш город накануне открытия железнодорожной ветки Тюмень – Омск. Семья Янковских сначала снимала две меблированные комнаты на улице Голицынской (ныне Первомайской), а затем купила частный дом на улице  Второй Монастырской – на территории нынешнего Калининского  административного округа областного центра.

В доме № 42, на улице, получившей в ноябре 1922 года новое гордое наименование улицы Свободы, прошло детство и юность Владимира и его сестер Марии и Клары. В Тюмени он окончил школу № 26, начал работать в одной из промышленных артелей, в 1930 году  стал членом ВКП(б).  1 ноября 1932 года Владимира Янковского призвали в Красную армию. Срочную службу он начал в кавалерии. В 1933-м окончил дивизионную партшколу 7-й Самарской кавалерийской дивизии имени английского пролетариата Белорусского военного округа и в том же году получил партийное направление на учебу в Ейское военно-морское авиационное училище. С этого момента вся дальнейшая служба Владимира Михайловича оказалась тесно связанной с морем и небом.

В декабре 1935 года он получил первое персональное воинское звание  младшего полит-
рука ВВС ВМФ и назначение на Балтику. Однако в марте 1938 года комсорга истребительной эскадрильи ВВС КБФ направили в «строго секретную» правительственную командировку. В составе группы пилотов и техников под командованием Алексея Благовещенского Янковский в качестве пассажира  совершил дальний перелет на бомбардировщике ТБ-3 из-под Ленинграда в Алма-Ату, а из столицы Казахстана – в китайский город Ланьчжоу провинции Ганьсу.

Здесь, на аэродроме Нанчан, он провел пять месяцев, оказывая интернациональную помощь  народу Китая в борьбе против японских милитаристов. Данные о  командировке  Владимира Михайловича в Поднебесную крайне скупы и по сей день. Известно, что за образцовое выполнение задания правительства по укреплению обороноспособности Союза ССР 14 ноября 1938 года политрук Янковский получил первую боевую награду – орден Красного Знамени. После возвращения из Китая орденоносец вновь оказался на берегах Балтики и принял участие в советско-финской войне 1939–1940 годов.

Комиссар 1-й эскадрильи 61-й авиабригады ВВС КБФ старший политрук Янковский отличился и в ходе незнаменитой «зимней войны». Он совершил 17 боевых вылетов на истребителе И-16, сбил один финский «бристоль-бульдог» и получил 21 апреля 1940 года орден Красной Звезды.

В мае 1940-го батальонный комиссар Янковский начал  службу на Черном море. Комиссар 4-й учебной эскадрильи 63-й авиабригады Черноморского флота  передавал боевой опыт молодым пилотам на аэродромах Княжевичи и Бельбек. 22 июня 1941 года он поднял в небо свою «чайку» – истребитель И-153, совершив первый боевой вылет над Черным морем. В августе 1941-го Владимир Янковский стал «летающим комиссаром» 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. Он дрался в небе Одессы и Севастополя. 4 июля 1942-го в числе трех последних пилотов покинул на Як-1 пылающий мыс Херсонес.

30 октября 1942 года он в одиночку бился против семи «мессеров». Сбил 1 Ме-109, получил тяжелое ранение – 20 осколков и сильные ожоги. Покинул самолет на парашюте. После лечения вновь поднялся в небо 23 апреля 1943 года.

14 августа 1943 года получил орден Отечественной войны 1-й степени за 94 боевых вылета (боевое время – 114 часов и 12 минут) и отражение самого мощного гитлеровского налета на Поти 23 апреля 1943 года. Батальонного комиссара Янковского переаттестовали в майоры и назначили начальником штаба «родного» 7-го истребительного авиаполка.

3 октября 1943-го  он принял командование этим полком от своего боевого друга, Героя Советского Союза  Константина Денисова (1915–1988), посвятившего Янковскому страницы своих мемуаров «Под нами – Черное море».

20 августа 1944 года майор Янковский во главе 15 истребителей Р-40 «Киттихаук» прикрывал имитационные полеты черноморских бомбардировщиков А-20g «Бостон» Христофора Рождественского (1904–1987) над румынским портом Констанцей за полтора часа до сокрушительного разгрома немецко-румынского флота силами морской авиации в этом порту. Противник потерял 26 кораблей и судов потопленными, 50 поврежденными, а советские летчики потеряли только 2 самолета из 221-го, бомбившего Констанцу.

27 сентября 1944 года Владимир Янковский получил  еще один орден Красного Знамени.
К этому времени боевые действия на Черном море и в Крыму закончились. 7-й авиаполк получил наименование Севастопольский. Его командир подвел личные итоги: 118 боевых вылетов, 5 самолетов сбито лично и 2 – в групповых боях.

Боевая служба продолжалась.  Подполковник Янковский получил личный приказ командующего ВВС ВМФ СССР  Семена Жаворонкова о передаче четырех истребителей «Спитфайр»VB  для испытаний корабельной катапульты на борту крейсера «Молотов».  Это задание он выполнил, лично доставив на трофейной барже «Зибель» английские самолеты 3-й эскадрильи своего полка из-под Новороссийска в район реки Альмы близ Севастополя.
В ноябре 1945-го  Владимир Михайлович окончил академические курсы при военно-морской академии и вернулся в родной полк.

22 февраля 1946 года он получил флотоводческий орден Нахимова II степени № 884 вместе со своим другом Христофором Рождественским (знак ордена № 882) – «За Констанцу и Сулину». За выслугу лет на его мундире появился еще один орден Красной Звезды.

С 1947-го по 1955-й полковник Янковский командовал учебным полком ВВС ВМФ на аэродроме Клопицы в Волосовском районе Ленинградской области, освоил бомбардировщик Ил-28, а с мая 1955-го до декабря 1960 года  возглавлял  16-е Камышинское минно-торпедное военно-морское авиаучилище.  Оно успело сделать всего один выпуск  морских летчиков и попало  под известное армейское сокращение «1 200 000»  времен  правления Никиты Хрущева.

В январе 1961 года полковник Янковский уволился в запас и до конца своих дней в середине 70-х годов прошлого века жил в Ленинградской области.

Опубликовано: газета, №154 (4445).

Читать больше:

Казанский предприниматель делится молоком с нуждающимися семьями района

Тюменские пенсионеры побывали в гостях у журналистов

Читайте также

Новость Тюмени: На жилье для тюменских сирот в 2021 году выделили 500 млн рублей

На жилье для тюменских сирот в 2021 году выделили 500 млн рублей

12:29

Новость Тюмени: Школьница из Тобольска изобрела проект быстрой зарядки гаджетов

Школьница из Тобольска изобрела проект быстрой зарядки гаджетов

11:42

Новость Тюмени: По Тюмени проехала колонна автомобилей военных лет

По Тюмени проехала колонна автомобилей военных лет

08:19