Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

«Мистер «Флитстер» летал в небе Тюмени и Крайнего Севера

11:33, 3 августа 2017, Игорь ЕРМАКОВ
Слушать новость
«Мистер «Флитстер» летал в небе Тюмени и Крайнего Севера. Американский самолет, спасавший челюскинцев, входил в состав Первого Тюменского авиаотряда.. 80 лет назад над нашим городом появился необычный самолет. Моноплан ярко-красного цвета с номером Н-55 и изображением белого медведя на фюзеляже приземлился в аэропорту Плеханово. Такого воздушного гостя тюменцы, не избалованные появлением аэропланов, еще никогда не видели. Крылатая машина оказалась действительно уникальным экземпляром. То был американский воздушный разведчик 17AF Fleetster № С 703Y MS. На этом самолете советский летчик Маврикий Тимофеевич Слепнев (1896–1965) во время спасения челюскинцев вывез из ледового лагеря пять человек на Большую землю, а затем доставил заболевшего академика Отто Шмидта в больницу города Ном на Аляске. За этот подвиг Маврикий Слепнев, бывший штабс-капитан Русской императорской армии и полковник советских ВВС ВМФ, стал Героем Советского Союза № 5, а его американский бортмеханик Вильям Левери получил орден Ленина № 707. После завершения операции по спасению челюскинцев американский самолет передали Управлению Полярной авиации Главсевморпути. Пилот Слепнев лично перегнал его  в Тюмень. 8 февраля 1935 года летчик Серафим Антюшев (1904–1943) и бортмеханик Николай Кекушев (1898–1978) на этом самолете с бортовым номером Н-55 открыли воздушную трассу Тюмень – Салехард. Этот же экипаж совершил первый перелет Тюмень – Самарово и  удачно приземлился в пяти километрах от социалистического городка Остяко-Вогульска (ныне – город Ханты-Мансийск). Приказом Управления Полярной авиации Главсевморпути № 47 от 25 марта 1937 года в  Обской авиалинии сформирован первый линейный отряд в составе 12 машин под командованием Серафима Ивановича Антюшева. Он действовал на линиях Тюмень – Салехард и  Тюмень – Сургут – Ларьяк. Флагманом отряда стал самолет № Н-55, который пилоты называли «мистер Флитстер». Во время Великой Отечественной войны первый пилот «Флитстера» полковник Маврикий Слепнев участвовал в обороне Одессы и Севастополя, возглавлял Главную инспекцию морской авиации ВМФ СССР. Он встретил День Победы, жил  в Москве и скоропостижно скончался во время зимней прогулки на одной из столичных улиц. Маврикий Слепнев, полковник советских ВВС ВМФ. Судьба тюменского экипажа американского самолета оказалась весьма драматичной. Капитан Серафим Антюшев с августа 1941-го воевал в составе второй авиагруппы ВВС Северного флота. В марте 1943-го стал пилотом седьмого перегоночного авиаполка трассы «Лидер-200», известной, как «АлСиб», то есть «Аляска-Сибирь». 16 апреля 1943 года его отозвали для ведения ледовой разведки в интересах Главсевморпути на самолете С-47 «Дуглас». На этой крылатой машине он  и погиб над Карским морем у берегов Новой Земли в 20-х числах ноября 1943-го. Имя пилота увековечено на памятнике тюменским авиаторам, установленном в Тюмени на улице Интернациональной, 179. Николай Львович Кекушев провоевал всю войну на Ленинградском фронте и в Заполярье. 13 июля 1948 года инженер-капитан Кекушев, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красного Знамени Хорезма и боевых медалей, арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорен к десяти годам заключения. Освобожден в 1954-м, а 2 июня 1956 года реабилитирован по ходатайству Маврикия Слепнева, Михаила Водопьянова, Анатолия Ляпидевского, Марка Шевелева и  Бориса Чухновского. Последние годы жил в Москве. Судьба первой в Тюмени американской крылатой машины, к сожалению, до сих пор неизвестна. На фото: Николай Кекушев, инженер-капитан. Опубликовано: газета, №139 (4430).
«Мистер «Флитстер» летал в небе Тюмени и Крайнего Севера

Cамолет «Флитстер» || Фото из личного архива автора.

Американский самолет, спасавший челюскинцев, входил в состав Первого Тюменского авиаотряда.

80 лет назад над нашим городом появился необычный самолет. Моноплан ярко-красного цвета с номером Н-55 и изображением белого медведя на фюзеляже приземлился в аэропорту Плеханово.

Такого воздушного гостя тюменцы, не избалованные появлением аэропланов, еще никогда не видели. Крылатая машина оказалась действительно уникальным экземпляром.

То был американский воздушный разведчик 17AF Fleetster № С 703Y MS. На этом самолете советский летчик Маврикий Тимофеевич Слепнев (1896–1965) во время спасения челюскинцев вывез из ледового лагеря пять человек на Большую землю, а затем доставил заболевшего академика Отто Шмидта в больницу города Ном на Аляске.

За этот подвиг Маврикий Слепнев, бывший штабс-капитан Русской императорской армии и полковник советских ВВС ВМФ, стал Героем Советского Союза № 5, а его американский бортмеханик Вильям Левери получил орден Ленина № 707.

После завершения операции по спасению челюскинцев американский самолет передали Управлению Полярной авиации Главсевморпути. Пилот Слепнев лично перегнал его  в Тюмень.

8 февраля 1935 года летчик Серафим Антюшев (1904–1943) и бортмеханик Николай
Кекушев (1898–1978) на этом самолете с бортовым номером Н-55 открыли воздушную трассу Тюмень – Салехард.

Этот же экипаж совершил первый перелет Тюмень – Самарово и  удачно приземлился в пяти километрах от социалистического городка Остяко-Вогульска (ныне – город Ханты-Мансийск).

Приказом Управления Полярной авиации Главсевморпути № 47 от 25 марта 1937 года в  Обской авиалинии сформирован первый линейный отряд в составе 12 машин под командованием Серафима Ивановича Антюшева. Он действовал на линиях Тюмень – Салехард и  Тюмень – Сургут – Ларьяк. Флагманом отряда стал самолет № Н-55, который пилоты называли «мистер Флитстер».

Во время Великой Отечественной войны первый пилот «Флитстера» полковник Маврикий Слепнев участвовал в обороне Одессы и Севастополя, возглавлял Главную инспекцию морской авиации ВМФ СССР. Он встретил День Победы, жил  в Москве и скоропостижно скончался во время зимней прогулки на одной из столичных улиц.

Маврикий Слепнев, полковник советских ВВС ВМФ.

Судьба тюменского экипажа американского самолета оказалась весьма драматичной.
Капитан Серафим Антюшев с августа 1941-го воевал в составе второй авиагруппы ВВС Северного флота. В марте 1943-го стал пилотом седьмого перегоночного авиаполка трассы «Лидер-200», известной, как «АлСиб», то есть «Аляска-Сибирь».

16 апреля 1943 года его отозвали для ведения ледовой разведки в интересах Главсевморпути на самолете С-47 «Дуглас». На этой крылатой машине он  и погиб над Карским морем у берегов Новой Земли в 20-х числах ноября 1943-го.

Имя пилота увековечено на памятнике тюменским авиаторам, установленном в Тюмени на улице Интернациональной, 179.

Николай Львович Кекушев провоевал всю войну на Ленинградском фронте и в Заполярье. 13 июля 1948 года инженер-капитан Кекушев, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красного Знамени Хорезма и боевых медалей, арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорен к десяти годам заключения.

Освобожден в 1954-м, а 2 июня 1956 года реабилитирован по ходатайству Маврикия Слепнева, Михаила Водопьянова, Анатолия Ляпидевского, Марка Шевелева и  Бориса Чухновского. Последние годы жил в Москве.

Судьба первой в Тюмени американской крылатой машины, к сожалению, до сих пор неизвестна.

На фото: Николай Кекушев, инженер-капитан.

Опубликовано: газета, №139 (4430).

Читать больше:

Бронзовый памятник великому земляку торжественно открыли в Тюмени

История древней Тюмени в рисунках детей

Читайте также

Новость Тюмени: Жителям Тюмени предложили «сыграть в историю»

Жителям Тюмени предложили «сыграть в историю»

16 января

Новость Тюмени: Тюменские поисковики передали медаль красноармейца родственникам

Тюменские поисковики передали медаль красноармейца родственникам

2 декабря

Новость Тюмени: Родом из ханты, или Большая история маленького народа

Родом из ханты, или Большая история маленького народа

10 ноября