Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Спам-звонков станет меньше: о новых штрафах и как бороться с незаконной рекламой

Теперь рекламодатели несколько раз подумают перед рассылкой

Слушать новость
Спам-звонков станет меньше: о новых штрафах и как бороться с незаконной рекламой. Теперь рекламодатели несколько раз подумают перед рассылкой.

С 17 апреля 2024 года вступил в силу подписанный президентом РФ закон об увеличении штрафов за спам-рассылку и нарушения в рекламе финансовых услуг. Статья 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена частью 4.1, согласно которой соответствующие нарушения будут караться штрафами: для граждан – до 20 тысяч рублей, должностных лиц (к ним в том числе приравнены индивидуальные предприниматели) – до 100 тысяч рублей и юридических лиц – до 1 млн рублей.

Ранее за распространение по сетям электросвязи без согласия абонента применялась общая норма Кодекса за нарушение законодательства о рекламе. Для сравнения: для недобросовестного гражданина-рекламодателя штраф составлял всего 2,5 тысячи рублей, что достаточно мало, учитывая, сколько он мог заработать на рекламной рассылке. Для должностных лиц штрафы составляли до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – до 500 тысяч рублей. То есть новая норма увеличила штрафы в разы.

Кроме того, изменены положения ч. 6 этой же статьи, которая устанавливает административную ответственность за ненадлежащую рекламу финансовых услуг: кредиты, займы и так далее. В новой редакции она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 100 тысяч рублей, на юридических – до 1 млн 600 тысяч рублей.

– Цель понятна – повысить эффективность мер контроля на рынке рекламы. Нововведения будут способствовать защите потребителей от навязчивой рекламы и введения их в заблуждение относительно стоимости финансовых услуг, – прокомментировал новацию руководитель Тюменского УФАС Игорь Веретенников на пресс-конференции. – На самом деле диапазон спам-рекламы очень широкий. Рекламируется вообще все: не только займы и кредиты, но и установка пластиковых окон, медицинские услуги, массаж. И штрафы за это были небольшие. Сейчас мы ожидаем, что рынок отреагирует на их увеличение, и компаниям, которые, возможно, закладывали стоимость штрафов в рекламные рассылки, станет это делать намного тяжелее, невыгодно.

Фото Екатерины Христозовой

Иной раз, если гражданин не сбрасывает спам-звонок до самого конца, он может услышать фразу из разряда «Если вы не хотите получать подобные предложения, нажмите цифру 2». Отвечая на вопрос корреспондента издания «Тюменская область сегодня», обязывает ли закон вводить такого рода опции и есть ли смысл ими пользоваться, Игорь Веретенников ответил, что это все – личные идеи рекламодателей, потому что спам-звонки в целом запрещены.

– Если вы не давали предварительно свое согласие на получение таких звонков – например, при заключении договора с банком, – то их вообще не должно быть. То, что каждый рекламодатель или рекламораспространитель устанавливает в своем сообщении куда-то нажать и прочее – это его выдумка. Работает это или нет, мы не отслеживаем. Если у нас есть достаточно данных для возбуждения дела, мы сразу это делаем. Цепочка участников длинная, отслеживаем всех. В большинстве случаев никаких документов о том, что заявитель дал согласие на получение такой рекламы, они предоставить не могут, – объяснил глава ведомства.

ВАЖНО: Как бороться со спам-звонками

С правовой точки зрения, лучшим вариантом будет подать заявление на спамеров в ФАС. Однако если гражданин не хочет привлекать компанию к административной ответственности или просто желает побыстрее избавиться от надоедливой рекламы, он может воспользоваться новым специальным сервисом на сайте ФАС для подачи обращения операторам связи напрямую. Нужно оставить заявление по установленной форме, и в течение 72 часов нежелательная реклама будет заблокирована. В соглашении участвуют пять крупных операторов сотовой связи.

Фото Екатерины Христозовой

С 17 апреля 2024 года вступил в силу подписанный президентом РФ закон об увеличении штрафов за спам-рассылку и нарушения в рекламе финансовых услуг. Статья 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена частью 4.1, согласно которой соответствующие нарушения будут караться штрафами: для граждан – до 20 тысяч рублей, должностных лиц (к ним в том числе приравнены индивидуальные предприниматели) – до 100 тысяч рублей и юридических лиц – до 1 млн рублей.

Ранее за распространение по сетям электросвязи без согласия абонента применялась общая норма Кодекса за нарушение законодательства о рекламе. Для сравнения: для недобросовестного гражданина-рекламодателя штраф составлял всего 2,5 тысячи рублей, что достаточно мало, учитывая, сколько он мог заработать на рекламной рассылке. Для должностных лиц штрафы составляли до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – до 500 тысяч рублей. То есть новая норма увеличила штрафы в разы.

Кроме того, изменены положения ч. 6 этой же статьи, которая устанавливает административную ответственность за ненадлежащую рекламу финансовых услуг: кредиты, займы и так далее. В новой редакции она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 100 тысяч рублей, на юридических – до 1 млн 600 тысяч рублей.

– Цель понятна – повысить эффективность мер контроля на рынке рекламы. Нововведения будут способствовать защите потребителей от навязчивой рекламы и введения их в заблуждение относительно стоимости финансовых услуг, – прокомментировал новацию руководитель Тюменского УФАС Игорь Веретенников на пресс-конференции. – На самом деле диапазон спам-рекламы очень широкий. Рекламируется вообще все: не только займы и кредиты, но и установка пластиковых окон, медицинские услуги, массаж. И штрафы за это были небольшие. Сейчас мы ожидаем, что рынок отреагирует на их увеличение, и компаниям, которые, возможно, закладывали стоимость штрафов в рекламные рассылки, станет это делать намного тяжелее, невыгодно.

Фото Екатерины Христозовой

Иной раз, если гражданин не сбрасывает спам-звонок до самого конца, он может услышать фразу из разряда «Если вы не хотите получать подобные предложения, нажмите цифру 2». Отвечая на вопрос корреспондента издания «Тюменская область сегодня», обязывает ли закон вводить такого рода опции и есть ли смысл ими пользоваться, Игорь Веретенников ответил, что это все – личные идеи рекламодателей, потому что спам-звонки в целом запрещены.

– Если вы не давали предварительно свое согласие на получение таких звонков – например, при заключении договора с банком, – то их вообще не должно быть. То, что каждый рекламодатель или рекламораспространитель устанавливает в своем сообщении куда-то нажать и прочее – это его выдумка. Работает это или нет, мы не отслеживаем. Если у нас есть достаточно данных для возбуждения дела, мы сразу это делаем. Цепочка участников длинная, отслеживаем всех. В большинстве случаев никаких документов о том, что заявитель дал согласие на получение такой рекламы, они предоставить не могут, – объяснил глава ведомства.

ВАЖНО: Как бороться со спам-звонками

С правовой точки зрения, лучшим вариантом будет подать заявление на спамеров в ФАС. Однако если гражданин не хочет привлекать компанию к административной ответственности или просто желает побыстрее избавиться от надоедливой рекламы, он может воспользоваться новым специальным сервисом на сайте ФАС для подачи обращения операторам связи напрямую. Нужно оставить заявление по установленной форме, и в течение 72 часов нежелательная реклама будет заблокирована. В соглашении участвуют пять крупных операторов сотовой связи.