Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В тюменской Школе инженерного резерва обучаются 400 ребят

Все они создают перспективные проекты, способные выйти на рынок страны

Образование, 17:28, 02 марта 2023, Нина Ланик
Слушать новость
В тюменской Школе инженерного резерва обучаются 400 ребят. Все они создают перспективные проекты, способные выйти на рынок страны.

Школа инженерного резерва на базе Тюменского индустриального университета была основана в 2016 году. Сегодня, 2 марта, состоялось открытие уникального пространства после капитального ремонта при поддержке главного партнера учреждения ПАО «Газпром». В школе обучаются около 400 ребят 1-11 классов по 25 инженерно-техническим направлениям. Все они делятся на три основных блока: проектная, академическая и олимпиадная деятельность.

В рамках единого образовательного пространства ребята могут не только углубленно изучать профильные университетские и общеобразовательные дисциплины, но также направленно готовиться к олимпиадам разного уровня, создавать и воплощать в жизнь проекты, которые могут получить поддержку представителей крупнейших предприятий региона и страны, а значит – выйти на рынок с последующим масштабированием.

Сейчас в здании Школы инженерного резерва завершен ремонт помещений на двух этажах. Второй является зоной теоретической разработки проектов, где располагаются учебные аудитории, на первом этаже открыты лаборатории, в условиях которых воспитанники школы создают до 80% от производства реализуемого проекта. Все кабинеты оснащены современной техникой.

В зоне лабораторий есть свой цех по дерево- и металлообработке, токарные и фрезерные станки, позволяющие обрабатывать различные материалы: искусственные и натуральные камни, металлы и карбон. К цехам ребята не имеют свободного доступа в соответствии с техникой безопасности. Они могут лишь присутствовать в помещении во время их работы для наблюдения и изучения принципа, но непосредственно с установками взаимодействуют только преподаватели.

Фото Нины Ланик

Второй этаж разделен на цветные зоны. Зеленая является зоной отдыха, где ребята могут провести время как до, так и после занятий. Красная относится к административной части, и синяя – основная зона, где расположены все аудитории. Их на сегодняшний день две лекционные и пять, оснащенных компьютерами. В классе робототехники занимаются самые младшие воспитанники школы, ребята с 1 по 4 класс. Они изучают конструирование, сборку и программирование роботов. Все части проекта выполняют самостоятельно, под руководством преподавателя Дарьи Русских.

Все наставники Школы инженерного резерва – студенты и выпускники ТИУ.

– Такое решение было принято для того, чтобы сократить возрастной разрыв между школьниками и наставниками. Мы специально отобрали лучших студентов нашего университета, которым интересна деятельность ментора и которые в дальнейшем готовы связать свою жизнь с работой на кафедрах вуза и уже преподавать более старшему поколению, – прокомментировал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» руководитель Школы инженерного резерва Дмитрий Русских.

Среди наставников есть и вчерашние воспитанники школы. Так, первокурсница ТИУ, победительница проекта от Росмолодежь 2022 года «Большая перемена» Карина Разумова ранее обучалась в ШИР, а уже в этом году является преподавателем по направлению графический дизайн. Она помогает группе ребят с разработкой логотипа для чат-бота – перспективного проекта, завершить работу над которым планируют уже в следующем месяце.

Фото информационного центра правительства Тюменской области

– В классе программирования ребята занимаются на языке Python. В течение учебного года они разрабатывают совместный проект, работают с нейросетями, базами данных, графическими программами. Сейчас они разрабатывают бота в мессенджере телеграм, который сможет стать альтернативой утренней программе Яндекс.Станции от голосового помощника Алисы, – рассказал преподаватель программирования ШИР Сергей Ведянин.

Для программирования бота достаточно указать свое имя, геолокацию, дату рождения и выбрать перечень тем, которые хотелось бы прослушивать ежедневно. К сегодняшнему дню ребята разработали разделы погоды, пробок, новостей, гороскопа и курса валют. Рассказать о событиях дня бот может пятью разными голосами. После завершения технической части проекта ребятам предстоит проработать экономическую составляющую. Ведь разработки воспитанников ШИР – это своего рода стартапы.

– В конце каждого учебного года ребята защищают свои проекты перед компетентным жюри, в которое входят представители предприятий-партнеров школы и вуза и администрация университета. Их ключевая задача – продать этот продукт. Они защищают перед жюри экономическую часть проекта в том числе – через какое время смогут выйти на самоокупаемость, прибыль и так далее, – прокомментировал Дмитрий Русских.

Недавний успешный стартап воспитанников ШИР – комплексная обучающая система электроники SAMSON – в настоящее время находится в массовом производстве и готовится выйти на маркетплейсы страны. Разработка учеников 7-9 классов представляет собой обучающий конструктор по пайке.

Фото информационного центра правительства Тюменской области

ШИР на постоянной основе взаимодействует и обменивается опытом с общеобразовательными школами города, региона, а также ХМАО и ЯНАО, где уже есть свои филиалы учреждения. География сотрудничества Школы инженерного резерва сегодня охватывает школы вплоть до побережья Обской губы. С какими-то учреждениями работа ведется дистанционно, с какими-то в очно-заочном формате. Администрация школы старается подходить индивидуально к каждому учебному учреждению.

Школа инженерного резерва принимает участие в двух крупных всероссийских событиях – межрегиональной межпрофильной программе «Менделеев» по индустриальному профилю и Всероссийском научном конкурсе научно-технических проектов «Инженерный резерв России». В рамках олимпиады «Менделеев» ребята в течение семидневной смены в лагере проходят обучение и пишут работы. Победителям гарантированы баллы при поступлении в ТИУ и ряд других вузов, которые включают данную олимпиаду.

На базе загородного лагеря «Ребячья республика» ШИР проводит первый этап «Инженерного резерва России». Те участники, которые справились с ним успешно, отправляются по квоте в международный детский центр «Артек», с которым Школа инженерного резерва сотрудничает с 2016 года.

Фото Нины Ланик

Фото информационного центра правительства Тюменской области

Школа инженерного резерва на базе Тюменского индустриального университета была основана в 2016 году. Сегодня, 2 марта, состоялось открытие уникального пространства после капитального ремонта при поддержке главного партнера учреждения ПАО «Газпром». В школе обучаются около 400 ребят 1-11 классов по 25 инженерно-техническим направлениям. Все они делятся на три основных блока: проектная, академическая и олимпиадная деятельность.

В рамках единого образовательного пространства ребята могут не только углубленно изучать профильные университетские и общеобразовательные дисциплины, но также направленно готовиться к олимпиадам разного уровня, создавать и воплощать в жизнь проекты, которые могут получить поддержку представителей крупнейших предприятий региона и страны, а значит – выйти на рынок с последующим масштабированием.

Сейчас в здании Школы инженерного резерва завершен ремонт помещений на двух этажах. Второй является зоной теоретической разработки проектов, где располагаются учебные аудитории, на первом этаже открыты лаборатории, в условиях которых воспитанники школы создают до 80% от производства реализуемого проекта. Все кабинеты оснащены современной техникой.

В зоне лабораторий есть свой цех по дерево- и металлообработке, токарные и фрезерные станки, позволяющие обрабатывать различные материалы: искусственные и натуральные камни, металлы и карбон. К цехам ребята не имеют свободного доступа в соответствии с техникой безопасности. Они могут лишь присутствовать в помещении во время их работы для наблюдения и изучения принципа, но непосредственно с установками взаимодействуют только преподаватели.

Фото Нины Ланик

Второй этаж разделен на цветные зоны. Зеленая является зоной отдыха, где ребята могут провести время как до, так и после занятий. Красная относится к административной части, и синяя – основная зона, где расположены все аудитории. Их на сегодняшний день две лекционные и пять, оснащенных компьютерами. В классе робототехники занимаются самые младшие воспитанники школы, ребята с 1 по 4 класс. Они изучают конструирование, сборку и программирование роботов. Все части проекта выполняют самостоятельно, под руководством преподавателя Дарьи Русских.

Все наставники Школы инженерного резерва – студенты и выпускники ТИУ.

– Такое решение было принято для того, чтобы сократить возрастной разрыв между школьниками и наставниками. Мы специально отобрали лучших студентов нашего университета, которым интересна деятельность ментора и которые в дальнейшем готовы связать свою жизнь с работой на кафедрах вуза и уже преподавать более старшему поколению, – прокомментировал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» руководитель Школы инженерного резерва Дмитрий Русских.

Среди наставников есть и вчерашние воспитанники школы. Так, первокурсница ТИУ, победительница проекта от Росмолодежь 2022 года «Большая перемена» Карина Разумова ранее обучалась в ШИР, а уже в этом году является преподавателем по направлению графический дизайн. Она помогает группе ребят с разработкой логотипа для чат-бота – перспективного проекта, завершить работу над которым планируют уже в следующем месяце.

Фото информационного центра правительства Тюменской области

– В классе программирования ребята занимаются на языке Python. В течение учебного года они разрабатывают совместный проект, работают с нейросетями, базами данных, графическими программами. Сейчас они разрабатывают бота в мессенджере телеграм, который сможет стать альтернативой утренней программе Яндекс.Станции от голосового помощника Алисы, – рассказал преподаватель программирования ШИР Сергей Ведянин.

Для программирования бота достаточно указать свое имя, геолокацию, дату рождения и выбрать перечень тем, которые хотелось бы прослушивать ежедневно. К сегодняшнему дню ребята разработали разделы погоды, пробок, новостей, гороскопа и курса валют. Рассказать о событиях дня бот может пятью разными голосами. После завершения технической части проекта ребятам предстоит проработать экономическую составляющую. Ведь разработки воспитанников ШИР – это своего рода стартапы.

– В конце каждого учебного года ребята защищают свои проекты перед компетентным жюри, в которое входят представители предприятий-партнеров школы и вуза и администрация университета. Их ключевая задача – продать этот продукт. Они защищают перед жюри экономическую часть проекта в том числе – через какое время смогут выйти на самоокупаемость, прибыль и так далее, – прокомментировал Дмитрий Русских.

Недавний успешный стартап воспитанников ШИР – комплексная обучающая система электроники SAMSON – в настоящее время находится в массовом производстве и готовится выйти на маркетплейсы страны. Разработка учеников 7-9 классов представляет собой обучающий конструктор по пайке.

Фото информационного центра правительства Тюменской области

ШИР на постоянной основе взаимодействует и обменивается опытом с общеобразовательными школами города, региона, а также ХМАО и ЯНАО, где уже есть свои филиалы учреждения. География сотрудничества Школы инженерного резерва сегодня охватывает школы вплоть до побережья Обской губы. С какими-то учреждениями работа ведется дистанционно, с какими-то в очно-заочном формате. Администрация школы старается подходить индивидуально к каждому учебному учреждению.

Школа инженерного резерва принимает участие в двух крупных всероссийских событиях – межрегиональной межпрофильной программе «Менделеев» по индустриальному профилю и Всероссийском научном конкурсе научно-технических проектов «Инженерный резерв России». В рамках олимпиады «Менделеев» ребята в течение семидневной смены в лагере проходят обучение и пишут работы. Победителям гарантированы баллы при поступлении в ТИУ и ряд других вузов, которые включают данную олимпиаду.

На базе загородного лагеря «Ребячья республика» ШИР проводит первый этап «Инженерного резерва России». Те участники, которые справились с ним успешно, отправляются по квоте в международный детский центр «Артек», с которым Школа инженерного резерва сотрудничает с 2016 года.

Фото Нины Ланик

Тюменские студенты получили полмиллиона рублей на создание устройства, способного распылять металл

23 апреля

Тюменские студенты одержали победу на Международном конкурсе выпускных квалификационных работ

11 апреля