Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как возрождается золотное шитье в Тюменской области

Золотное шитье является древнейшим видом декоративно-прикладного искусства

Культура, 20:01, 09 декабря 2022, Юлия Репина
Слушать новость
Как возрождается золотное шитье в Тюменской области. Золотное шитье является древнейшим видом декоративно-прикладного искусства.

Возрождение промысла золотного шитья и интеграция этого ремесла в современное искусство – такую миссию несет школа креативных индустрий «Золотая нить Сибири». Откуда берет начало уникальная сибирская техника шитья, как создаются рукотворные шедевры и почему золотное шитье является брендом Тюменской области – на эти и другие вопросы ответили спикеры в ходе интервью на площадке издания «Тюменская область сегодня». Встреча посвящена грядущему открытию выставки «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации».

Золотное шитье является древнейшим видом декоративно-прикладного искусства с богатейшими национальными традициями. Технику золотного шитья с успехом применяют как в церковном, так и в светском шитье. В Тюменской школе креативных индустрий «Золотая нить Сибири» бережно хранят традиции, а главное – передают их подрастающему поколению мастериц. О зарождении идеи школы креативных индустрий «Золотая нить Сибири» рассказала руководитель проекта Елена Сулейманова.

Фото Михаила Голянского

Рождению проекта послужило написание моей магистерской диссертации. Когда я побывала в Ханты-Мансийске на международном конгрессе, который проходил под эгидой ЮНЕСКО, я познакомилась с темой: «Фундаментальное исследование народных промыслов»; в конгрессе принимали участие более 50 мастериц из разных стран.

Меня вдохновило стремление людей сделать культуру более многогранной. Вернувшись с конгресса, я стала искать тему для исследований. Узнала, что крестьянские мастерицы в старину вышивали золотом и серебром, так и определилась с темой. Я получила благословение у митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия и занялась экспедиционной деятельностью. По приглашению матушки Анны Иоанно-Введенского Тобольского монастыря, три года я ездила и обучалась там в качестве послушницы, потом я училась в Торжке, в единственном государственном колледже по золотному шитью – так все и сложилось, – поделилась Елена Сулейманова.

Фото Михаила Голянского

Техника отличается от обычной вышивки тем, что присутствует в ней две нити. В золотном шитье используют «витеечки». Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью в старину называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания. В монастырях и храмах и по сей день используют нити с 3-5% содержанием золота, при контакте с руками нити могут потускнеть, а витеечки дают возможность не касаться золотной нити, сохраняя сияние «золота». Вторая (вспомогательная) нить выбирается в цвет ткани, чтобы ее присутствия не было заметно на полотне.

–​ Золотное шитье потому и называют «живопись иглой»: такое ощущение, что мастерица нарисовала, выложила рисунок. При этом мы не видим нити прикрепа. Чтобы контролировать кропотливый процесс, золотошвейка использует лупу. В современном использовании это не очень затратный промысел. Сейчас доступно большое разнообразие искусственных нитей и по цветовой гамме, и по качеству. Поэтому наш проект именно для студентов, чтобы они смогли изучить и применять эти техники при создании аксессуаров и коллекций одежды, – добавила Елена Гертрудовна.

Фото Михаила Голянского

Почему золотное шитье можно назвать брендом региона, как использовать этот промысел для развития туристического потенциала Тюменской области рассказал Сергей Путильцев – руководитель медиагруппы Общественной палаты города Тюмени.

–​ Я думаю, многим в России известны оренбуржские пуховые платки и промыслы из таких населенных пунктов, как Палех, деревня Жостово. В этом случае платки и подносы являются фирменной карточкой региона. Я бы очень хотел, чтобы о Тюмени стало известно на всю страну, и город ассоциировался с золотным шитьем. Тем более, что тюменской мастерской золотошвей был присвоен международный статус, поэтому бренд может быть заявлен не только на уровне страны, но и всего мира, – отметил Сергей Путильцев.

Клуб ЮНЕСКО признал тюменцев единственными в мире хранителями нематериального наследия народов. Сейчас коллектив «Золотой нити Сибири» активно работает над тем, чтобы попасть в государственный реестр и представлять изделия в музеях, на выставках и экспозициях.

В процесс создания коллекций одежды и аксессуаров активно вовлекаются студенты. Так, например, 16 декабря в музее «Дом Машарова» откроется выставка «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации», где будут представлены результаты коллективной работы «Золотой нити Сибири». Ангелина Хохлова и Лада Муравьева – студентки 3-го курса Института архитектуры и дизайна ТИУ, отмечают, что участие в проекте подарило не только бесценный опыт, победы во всевозможных фестивалях и конкурсах, но и позволило получить губернаторскую стипендию.

Фото Михаила Голянского

–​ Наша основная задача заключалась в том, чтобы разработать дизайн, учитывая национальные особенности каждого народа. Мы совместили новые идеи, свои «фишки» и на выходе получили не реконструкцию нарядов, а новый взгляд на исторические образы. У нас создалась коллекция из пяти костюмов, она продолжает расти.

Это очень интересный опыт; мы занимались не только золотным шитьем, но и совмещали всю эту красоту с современными технологиями. Много знаний мы получили лично от Елены Гертрудовны. Например, она проводила для нас различные мастер-классы, где обучала нас техникам золотного шитья. Благодаря этому мы смогли получить и призовые и первые места международного фестиваля «Подиум»; сейчас мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем участвовать; это помогает и в студенческой деятельности. Также благодаря участию в конкурсе мы смогли получать повышенную стипендию, – делится Ангелина Хохлова, студентка 3-го курса Института архитектуры и дизайна ТИУ.

Фото Михаила Голянского

В заключении встречи Елена Сулейманова пригласила зрителей и читателей на выставку «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации».

–​ Уважаемые жители Тюмени и гости города! Будем рады видеть вас на нашей выставке, которая откроется 16 декабря в музее «Дом Машарова» и продлится до конца марта. Вход на выставку «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации» – свободный. Вы узнаете больше о наших сибирских промыслах, а в частности о золотном шитье. Мы рады, что можем не просто сохранить это сибирское ремесло, но и интегрировать в современное креативное пространство, – резюмировала Елена Сулейманова.

Смотреть интервью (Видео подготовили Юлия Репина и Сергей Мжельский):

Фото Михаила Голянского Фото Михаила Голянского

Возрождение промысла золотного шитья и интеграция этого ремесла в современное искусство – такую миссию несет школа креативных индустрий «Золотая нить Сибири». Откуда берет начало уникальная сибирская техника шитья, как создаются рукотворные шедевры и почему золотное шитье является брендом Тюменской области – на эти и другие вопросы ответили спикеры в ходе интервью на площадке издания «Тюменская область сегодня». Встреча посвящена грядущему открытию выставки «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации».

Золотное шитье является древнейшим видом декоративно-прикладного искусства с богатейшими национальными традициями. Технику золотного шитья с успехом применяют как в церковном, так и в светском шитье. В Тюменской школе креативных индустрий «Золотая нить Сибири» бережно хранят традиции, а главное – передают их подрастающему поколению мастериц. О зарождении идеи школы креативных индустрий «Золотая нить Сибири» рассказала руководитель проекта Елена Сулейманова.

Фото Михаила Голянского

Рождению проекта послужило написание моей магистерской диссертации. Когда я побывала в Ханты-Мансийске на международном конгрессе, который проходил под эгидой ЮНЕСКО, я познакомилась с темой: «Фундаментальное исследование народных промыслов»; в конгрессе принимали участие более 50 мастериц из разных стран.

Меня вдохновило стремление людей сделать культуру более многогранной. Вернувшись с конгресса, я стала искать тему для исследований. Узнала, что крестьянские мастерицы в старину вышивали золотом и серебром, так и определилась с темой. Я получила благословение у митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия и занялась экспедиционной деятельностью. По приглашению матушки Анны Иоанно-Введенского Тобольского монастыря, три года я ездила и обучалась там в качестве послушницы, потом я училась в Торжке, в единственном государственном колледже по золотному шитью – так все и сложилось, – поделилась Елена Сулейманова.

Фото Михаила Голянского

Техника отличается от обычной вышивки тем, что присутствует в ней две нити. В золотном шитье используют «витеечки». Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью в старину называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания. В монастырях и храмах и по сей день используют нити с 3-5% содержанием золота, при контакте с руками нити могут потускнеть, а витеечки дают возможность не касаться золотной нити, сохраняя сияние «золота». Вторая (вспомогательная) нить выбирается в цвет ткани, чтобы ее присутствия не было заметно на полотне.

–​ Золотное шитье потому и называют «живопись иглой»: такое ощущение, что мастерица нарисовала, выложила рисунок. При этом мы не видим нити прикрепа. Чтобы контролировать кропотливый процесс, золотошвейка использует лупу. В современном использовании это не очень затратный промысел. Сейчас доступно большое разнообразие искусственных нитей и по цветовой гамме, и по качеству. Поэтому наш проект именно для студентов, чтобы они смогли изучить и применять эти техники при создании аксессуаров и коллекций одежды, – добавила Елена Гертрудовна.

Фото Михаила Голянского

Почему золотное шитье можно назвать брендом региона, как использовать этот промысел для развития туристического потенциала Тюменской области рассказал Сергей Путильцев – руководитель медиагруппы Общественной палаты города Тюмени.

–​ Я думаю, многим в России известны оренбуржские пуховые платки и промыслы из таких населенных пунктов, как Палех, деревня Жостово. В этом случае платки и подносы являются фирменной карточкой региона. Я бы очень хотел, чтобы о Тюмени стало известно на всю страну, и город ассоциировался с золотным шитьем. Тем более, что тюменской мастерской золотошвей был присвоен международный статус, поэтому бренд может быть заявлен не только на уровне страны, но и всего мира, – отметил Сергей Путильцев.

Клуб ЮНЕСКО признал тюменцев единственными в мире хранителями нематериального наследия народов. Сейчас коллектив «Золотой нити Сибири» активно работает над тем, чтобы попасть в государственный реестр и представлять изделия в музеях, на выставках и экспозициях.

В процесс создания коллекций одежды и аксессуаров активно вовлекаются студенты. Так, например, 16 декабря в музее «Дом Машарова» откроется выставка «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации», где будут представлены результаты коллективной работы «Золотой нити Сибири». Ангелина Хохлова и Лада Муравьева – студентки 3-го курса Института архитектуры и дизайна ТИУ, отмечают, что участие в проекте подарило не только бесценный опыт, победы во всевозможных фестивалях и конкурсах, но и позволило получить губернаторскую стипендию.

Фото Михаила Голянского

–​ Наша основная задача заключалась в том, чтобы разработать дизайн, учитывая национальные особенности каждого народа. Мы совместили новые идеи, свои «фишки» и на выходе получили не реконструкцию нарядов, а новый взгляд на исторические образы. У нас создалась коллекция из пяти костюмов, она продолжает расти.

Это очень интересный опыт; мы занимались не только золотным шитьем, но и совмещали всю эту красоту с современными технологиями. Много знаний мы получили лично от Елены Гертрудовны. Например, она проводила для нас различные мастер-классы, где обучала нас техникам золотного шитья. Благодаря этому мы смогли получить и призовые и первые места международного фестиваля «Подиум»; сейчас мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем участвовать; это помогает и в студенческой деятельности. Также благодаря участию в конкурсе мы смогли получать повышенную стипендию, – делится Ангелина Хохлова, студентка 3-го курса Института архитектуры и дизайна ТИУ.

Фото Михаила Голянского

В заключении встречи Елена Сулейманова пригласила зрителей и читателей на выставку «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации».

–​ Уважаемые жители Тюмени и гости города! Будем рады видеть вас на нашей выставке, которая откроется 16 декабря в музее «Дом Машарова» и продлится до конца марта. Вход на выставку «Живопись иглой: российские традиции и сибирские инновации» – свободный. Вы узнаете больше о наших сибирских промыслах, а в частности о золотном шитье. Мы рады, что можем не просто сохранить это сибирское ремесло, но и интегрировать в современное креативное пространство, – резюмировала Елена Сулейманова.

Смотреть интервью (Видео подготовили Юлия Репина и Сергей Мжельский):