Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как заставить себя заниматься делами?

Психолог поделилась методиками с теми, кто чувствует, что ничего не успевает, а дел много, но браться за них не очень хочется

Общество, 07:38, 01 ноября 2022, Нина Баринова
Слушать новость
Как заставить себя заниматься делами?. Психолог поделилась методиками с теми, кто чувствует, что ничего не успевает, а дел много, но браться за них не очень хочется.

У каждого случаются такие моменты в жизни, когда заставить себя заниматься делами очень сложно. И речь может идти как о бытовых домашних заботах, так и о связанных с трудовой деятельностью. Почему так происходит и как справиться с ситуацией, рассказала педагог-психолог, специалист отделения профилактики центра «Семья» Ирина Легкая.

По словам эксперта, такой вопрос возникает в двух случаях. Один из них встречается, когда наблюдается депрессивный эпизод. Эта ситуация намного сложнее, и без помощи специалиста уже трудно обойтись. Другой вариант, когда человек не может справиться с собой, но при этом эмоциональный фон никак не меняется: не нарушен ни сон, ни питание, ни режим дня, и жизнь идет своим чередом.

–Есть такие дела, которые не выгодны, их придется сделать без желания. Человек корит себя: «А что люди подумают, если я это не сделаю?». От этого становится тяжелее, а дела не продвигаются. В первую очередь нужно заглянуть в глубь проблемы, чтобы понять истинную причину того, почему дела отодвигаются «на потом», – советует психолог.

Если человек «заряжен» на выполнение задачи, он хватается за дело без сомнений. Все зависит от отношения к «работе». Для начала важно понять, для чего это нужно делать. Возможно, правильная формулировка и станет побуждающим фактором. Хорошо, если появится душевный отклик.

Главное осознать, что время – невосполнимый ресурс человека, поэтому нужно решить, готов ли он на это дело тратить такую ценность. В этот период и происходит шаг выбора: идти дальше либо забыть о задаче навсегда.

Работаем со списком дел

Современный человек живет в окружении информационного шума. Кроме того, внутренняя речь с придуманными отговорками тоже мешает разобраться в проблеме.

Ирина Легкая поделилась полезными методиками для тех, кто чувствует, что ничего не успевает, а дел много, но браться за них не очень хочется.

  • Нужно взять лист формата А4 и выписать за 5 минут все проблемы, которые в данный момент тяготят. Это могут быть дела, задачи, планы, цели и просто вопросы. Они волнуют, тревожат, не дают покоя.
  • Далее нужно разобрать этот список по темам. Ведь есть домашние заботы, а есть внешние: сделать звонок, заполнить форму документов, связаться с партнером, сходить в МФЦ. Иногда они пересекаются, их можно объединить. Порой решение одного вопроса может подтолкнуть к осуществлению другого пункта из этого списка.
  • Необходимо в ближайшее время выделить час. За это время попробовать выполнить максимальное количество этих дел, не отвлекаясь на другие. Важно сосредоточиться на моменте – не откладываем на поздний срок, делаем здесь и сейчас, чтобы освободить «оперативную память» в голове.
  • Если в процессе возникли еще задачи, их нужно тоже записать, чтобы визуализировать. Список помогает структурировать дела, выбрать важные, понять их объем. Между прочим, во время анализа списка от каких-то пунктов можно отказаться.
  • За час, конечно, все не успеть, поэтому теперь нужно поставить срок для тех дел, которые вы не завершили. Важно придерживаться этого плана. Дата может быть гибкой, она нужна для собственного комфорта, чтобы важное дело не ушло вновь в необозримое будущее.
  • После этого нужно из этих пунктов составить список «быстрых» дел. На них не нужно выделять особый час. Тут будет работать принцип: «Если у меня появилось свободное время, я выполню эту задачу».
  • Из перечисленного может появиться отдельный список дел, которые зависят не от вас, когда выполнение задачи зависит еще от кого-то.

–Этот список поможет избавиться от мыслей на тему: успею или не успею, но одновременно позволит увидеть этот багаж вопросов, которые роятся в голове. Он покажет, что вы деятельны, ведь уже много сделали. Это поднимет самооценку и добавит энергии, – уверена специалист.

Съедим и слона

Есть еще одна методика, используемая в тайм-менеджменте, которая подсказывает, «как съесть слона» – то есть справиться с масштабной работой, когда не знаешь, с какой стороны за нее браться.

  • Делим «слона» на части.
  • Сначала нужно заняться неприятными задачами. Они важны, но не радуют.
  • Только потом приступать к тем, которые можно растягивать, они сами по себе вас воодушевляют.

– Можно начать и с приятных, но только вы знаете, хватит  ли у вас энергии на те, что не вдохновляют. Ведь силы уже потрачены, – говорит Ирина Легкая.

Свобода  выбора

Существует методика, которая заставит человека вернуться в реальность. Если бы вы полностью были свободными, чем бы вы занялись? Тем делом, которое вы не можете довести до конца? Ответ на этот вопрос поможет человеку осознать суть и подтолкнуть к ответу, что он хочет вообще, считает психолог. Вероятно, что проблема вовсе не в том, что нет времени.

Кроме того, важно понять, можно ли одно из дел делегировать или выполнить вместе с кем-то. Нельзя забывать, что выполняя любимую работу, человек заряжается энергией, которой может делиться с другими.

– Один из вопросов, о которых не стоит забывать и нужно задавать каждый день: что ты сегодня можешь сделать, чтобы от этого списка избавиться. Понятно, что закрывая одну задачу, возникает другая – это нормально, ведь жизнь – это процесс. Но чтобы не появился снежный ком проблем, который тяготит, работать нужно постоянно. Однако важно выделять и разгрузочный день. Это бывает сложно, но надо понимать его смысл. Чтобы появилась энергия что-то делать, ее нужно где-то брать. Умение перезарядиться и отдохнуть так, чтобы захотелось работать, дорогого стоит, – уверена Ирина Легкая.

Фото Юрия Комолова из архива редакции Фото Юрия Комолова из архива редакции

У каждого случаются такие моменты в жизни, когда заставить себя заниматься делами очень сложно. И речь может идти как о бытовых домашних заботах, так и о связанных с трудовой деятельностью. Почему так происходит и как справиться с ситуацией, рассказала педагог-психолог, специалист отделения профилактики центра «Семья» Ирина Легкая.

По словам эксперта, такой вопрос возникает в двух случаях. Один из них встречается, когда наблюдается депрессивный эпизод. Эта ситуация намного сложнее, и без помощи специалиста уже трудно обойтись. Другой вариант, когда человек не может справиться с собой, но при этом эмоциональный фон никак не меняется: не нарушен ни сон, ни питание, ни режим дня, и жизнь идет своим чередом.

–Есть такие дела, которые не выгодны, их придется сделать без желания. Человек корит себя: «А что люди подумают, если я это не сделаю?». От этого становится тяжелее, а дела не продвигаются. В первую очередь нужно заглянуть в глубь проблемы, чтобы понять истинную причину того, почему дела отодвигаются «на потом», – советует психолог.

Если человек «заряжен» на выполнение задачи, он хватается за дело без сомнений. Все зависит от отношения к «работе». Для начала важно понять, для чего это нужно делать. Возможно, правильная формулировка и станет побуждающим фактором. Хорошо, если появится душевный отклик.

Главное осознать, что время – невосполнимый ресурс человека, поэтому нужно решить, готов ли он на это дело тратить такую ценность. В этот период и происходит шаг выбора: идти дальше либо забыть о задаче навсегда.

Работаем со списком дел

Современный человек живет в окружении информационного шума. Кроме того, внутренняя речь с придуманными отговорками тоже мешает разобраться в проблеме.

Ирина Легкая поделилась полезными методиками для тех, кто чувствует, что ничего не успевает, а дел много, но браться за них не очень хочется.

  • Нужно взять лист формата А4 и выписать за 5 минут все проблемы, которые в данный момент тяготят. Это могут быть дела, задачи, планы, цели и просто вопросы. Они волнуют, тревожат, не дают покоя.
  • Далее нужно разобрать этот список по темам. Ведь есть домашние заботы, а есть внешние: сделать звонок, заполнить форму документов, связаться с партнером, сходить в МФЦ. Иногда они пересекаются, их можно объединить. Порой решение одного вопроса может подтолкнуть к осуществлению другого пункта из этого списка.
  • Необходимо в ближайшее время выделить час. За это время попробовать выполнить максимальное количество этих дел, не отвлекаясь на другие. Важно сосредоточиться на моменте – не откладываем на поздний срок, делаем здесь и сейчас, чтобы освободить «оперативную память» в голове.
  • Если в процессе возникли еще задачи, их нужно тоже записать, чтобы визуализировать. Список помогает структурировать дела, выбрать важные, понять их объем. Между прочим, во время анализа списка от каких-то пунктов можно отказаться.
  • За час, конечно, все не успеть, поэтому теперь нужно поставить срок для тех дел, которые вы не завершили. Важно придерживаться этого плана. Дата может быть гибкой, она нужна для собственного комфорта, чтобы важное дело не ушло вновь в необозримое будущее.
  • После этого нужно из этих пунктов составить список «быстрых» дел. На них не нужно выделять особый час. Тут будет работать принцип: «Если у меня появилось свободное время, я выполню эту задачу».
  • Из перечисленного может появиться отдельный список дел, которые зависят не от вас, когда выполнение задачи зависит еще от кого-то.

–Этот список поможет избавиться от мыслей на тему: успею или не успею, но одновременно позволит увидеть этот багаж вопросов, которые роятся в голове. Он покажет, что вы деятельны, ведь уже много сделали. Это поднимет самооценку и добавит энергии, – уверена специалист.

Съедим и слона

Есть еще одна методика, используемая в тайм-менеджменте, которая подсказывает, «как съесть слона» – то есть справиться с масштабной работой, когда не знаешь, с какой стороны за нее браться.

  • Делим «слона» на части.
  • Сначала нужно заняться неприятными задачами. Они важны, но не радуют.
  • Только потом приступать к тем, которые можно растягивать, они сами по себе вас воодушевляют.

– Можно начать и с приятных, но только вы знаете, хватит  ли у вас энергии на те, что не вдохновляют. Ведь силы уже потрачены, – говорит Ирина Легкая.

Свобода  выбора

Существует методика, которая заставит человека вернуться в реальность. Если бы вы полностью были свободными, чем бы вы занялись? Тем делом, которое вы не можете довести до конца? Ответ на этот вопрос поможет человеку осознать суть и подтолкнуть к ответу, что он хочет вообще, считает психолог. Вероятно, что проблема вовсе не в том, что нет времени.

Кроме того, важно понять, можно ли одно из дел делегировать или выполнить вместе с кем-то. Нельзя забывать, что выполняя любимую работу, человек заряжается энергией, которой может делиться с другими.

– Один из вопросов, о которых не стоит забывать и нужно задавать каждый день: что ты сегодня можешь сделать, чтобы от этого списка избавиться. Понятно, что закрывая одну задачу, возникает другая – это нормально, ведь жизнь – это процесс. Но чтобы не появился снежный ком проблем, который тяготит, работать нужно постоянно. Однако важно выделять и разгрузочный день. Это бывает сложно, но надо понимать его смысл. Чтобы появилась энергия что-то делать, ее нужно где-то брать. Умение перезарядиться и отдохнуть так, чтобы захотелось работать, дорогого стоит, – уверена Ирина Легкая.