Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Скандалы в автобусе: за что мы платим в общественном транспорте

Эксперт рассказала, кто прав в конфликтах кондукторов и пассажиров

Транспорт, 09:42, 22 марта 2022, Нина Баринова
Слушать новость
Скандалы в автобусе: за что мы платим в общественном транспорте. Эксперт рассказала, кто прав в конфликтах кондукторов и пассажиров.

Споры в общественном транспорте, перерастающие в скандалы, часто основываются на столкновении прав и этики. Скандалы становятся достоянием общественности, когда в их обсуждение включаются пользователи Сети. Один из самых распространенных поводов для выяснения отношений — это уверенность дерзких и, как правило, молодых пассажиров, что покупая билет, они непременно должны сидеть, поэтому уступать место не собираются никому ни при каких условиях.

Тогда в противовес этому утверждению — людям, которые добираются до места назначения стоя, можно не платить за проезд вовсе? Отдельный вопрос, касающийся детей. Что делать, если родитель едет с двумя малолетними детьми: двоих посадить на колени явно не получится.

- Сегодня утром ехал в автобусе с двумя детьми до семи лет, зашел, оплатил все, как положено, увидел два свободных места. Взял одного на руки, второй сидел рядом до момента пока не подошла кондуктор с вопросом: второе место оплачивать будете? На что я ответил - «нет». Ответ последовал незамедлительно и от кондуктора: «Тогда вставайте!». Чтобы не было конфликта, мы стояли всю дорогу. И вопросов об оплате проезда ребенка не было. Тогда следует вопрос: почему я должен оплатить проезд ребенка до семи лет в городском автобусе, если один на руках, а другой сидит рядом в тот момент, когда стоять бесплатно могут, а сиденья занимать нельзя, - спросил возмущенный отец двоих детей в тобольском паблике.

Оплатите проезд!

Кто же прав в такой ситуации, читателям издания «Тюменская область сегодня» помогла разобраться адвокат Олеся Евсеева.

- Если техническая характеристика транспортного средства предусматривает проезд свободных мест «сидя и стоя», то ехать на месте для сидения возможно при наличии свободных мест. Потребитель, приобретая билет в городском транспорте, оплачивает именно проезд, а не место. Исключение составит только общественный транспорт, оборудованный только местами для сидения, - пояснила юрист.

Для тех, кто сомневается в правомерности требований кондуктора, в салонах автобусов размещены памятки. Согласно «Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022) при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения.

Получается, если пассажир не платит за ребенка, то и сажать на отдельное место не имеет права. Значит, если детей двое, то одного берем на колени, а за второго, который сидит рядом, придется все-таки платить. Если же автобус едет полупустым и свободных мест в нем достаточно, то оплата сидящего на свободном месте ребенка - это все равно обязанность пассажира. Однако, уверена юрист, здесь уже может повлиять человеческий фактор и принципиальность кондуктора.

Сдачи нет! Кто виноват?

Сейчас все чаще в общественном транспорте расплачиваются именно безналичным способом, поэтому и денег у кондуктора для сдачи не так уж и много. Необходимость в мелочи, а тем более в банкнотах отпала. У читателя, обратившегося к нам, который столкнулся с такой ситуацией, возник вопрос, могут ли высадить пассажира с крупной купюрой, если у кондуктора не нашлось достаточно средств для сдачи?

- Отсутствие сдачи не может расцениваться как уважительная причина отказа от заключения «договора», - ответила Евсеева. - Пассажир может оперировать статьями 426, 786 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что перевозка транспортом общего пользования является публичным договором – договором перевозки пассажира. По нему перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. На эти правоотношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.

Адвокат порекомендовала тюменцам в случае отказа по таким причинам обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.

Фото Валерия Бычкова Фото Валерия Бычкова

Споры в общественном транспорте, перерастающие в скандалы, часто основываются на столкновении прав и этики. Скандалы становятся достоянием общественности, когда в их обсуждение включаются пользователи Сети. Один из самых распространенных поводов для выяснения отношений — это уверенность дерзких и, как правило, молодых пассажиров, что покупая билет, они непременно должны сидеть, поэтому уступать место не собираются никому ни при каких условиях.

Тогда в противовес этому утверждению — людям, которые добираются до места назначения стоя, можно не платить за проезд вовсе? Отдельный вопрос, касающийся детей. Что делать, если родитель едет с двумя малолетними детьми: двоих посадить на колени явно не получится.

- Сегодня утром ехал в автобусе с двумя детьми до семи лет, зашел, оплатил все, как положено, увидел два свободных места. Взял одного на руки, второй сидел рядом до момента пока не подошла кондуктор с вопросом: второе место оплачивать будете? На что я ответил - «нет». Ответ последовал незамедлительно и от кондуктора: «Тогда вставайте!». Чтобы не было конфликта, мы стояли всю дорогу. И вопросов об оплате проезда ребенка не было. Тогда следует вопрос: почему я должен оплатить проезд ребенка до семи лет в городском автобусе, если один на руках, а другой сидит рядом в тот момент, когда стоять бесплатно могут, а сиденья занимать нельзя, - спросил возмущенный отец двоих детей в тобольском паблике.

Оплатите проезд!

Кто же прав в такой ситуации, читателям издания «Тюменская область сегодня» помогла разобраться адвокат Олеся Евсеева.

- Если техническая характеристика транспортного средства предусматривает проезд свободных мест «сидя и стоя», то ехать на месте для сидения возможно при наличии свободных мест. Потребитель, приобретая билет в городском транспорте, оплачивает именно проезд, а не место. Исключение составит только общественный транспорт, оборудованный только местами для сидения, - пояснила юрист.

Для тех, кто сомневается в правомерности требований кондуктора, в салонах автобусов размещены памятки. Согласно «Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022) при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения.

Получается, если пассажир не платит за ребенка, то и сажать на отдельное место не имеет права. Значит, если детей двое, то одного берем на колени, а за второго, который сидит рядом, придется все-таки платить. Если же автобус едет полупустым и свободных мест в нем достаточно, то оплата сидящего на свободном месте ребенка - это все равно обязанность пассажира. Однако, уверена юрист, здесь уже может повлиять человеческий фактор и принципиальность кондуктора.

Сдачи нет! Кто виноват?

Сейчас все чаще в общественном транспорте расплачиваются именно безналичным способом, поэтому и денег у кондуктора для сдачи не так уж и много. Необходимость в мелочи, а тем более в банкнотах отпала. У читателя, обратившегося к нам, который столкнулся с такой ситуацией, возник вопрос, могут ли высадить пассажира с крупной купюрой, если у кондуктора не нашлось достаточно средств для сдачи?

- Отсутствие сдачи не может расцениваться как уважительная причина отказа от заключения «договора», - ответила Евсеева. - Пассажир может оперировать статьями 426, 786 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что перевозка транспортом общего пользования является публичным договором – договором перевозки пассажира. По нему перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. На эти правоотношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.

Адвокат порекомендовала тюменцам в случае отказа по таким причинам обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.