Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

День письма: гениальность на кончиках пальцев

От мелкой моторики зависит не только почерк, но и умственные способности

Слушать новость
День письма: гениальность на кончиках пальцев. От мелкой моторики зависит не только почерк, но и умственные способности.

Всемирный день ручного письма, или День почерка отмечается 23 января. Праздник учрежден с целью напомнить об уникальности ручного письма, необходимости практиковаться в нем, неповторимости почерка каждого человека.

С каждым годом детям все сложнее дается ручное письмо. Педагоги начальных классов отмечают, что почерк учеников меняется в худшую сторону. В День ручного письма обратим внимание на эту проблему и расскажем, как можно улучшить ситуацию.

–  Мне не нужно смотреть на титульный лист тетради, чтобы узнать, чья она. Узнаю каждого ребенка по почерку. Он не может быть похожим и абсолютно индивидуален. Неровный почерк связан с недостаточным развитием мелкой моторики, – говорит учитель начальных классов тюменской гимназии №49 Надежда Санникова.

Существует целая наука, которая по почерку определяет характер человека.

–  Порывистые, резкие, импульсивные линии говорят о раздражительности, вспыльчивости владельца такого почерка. Если письмо ровное, буквы округлые, одинаковые по размеру, то и характер человека обстоятельный, уравновешенный, спокойный. Такой любит порядок и аккуратность, – отмечает врач-психотерапевт Денис Култышев.

Но проблема кроется не только в красоте письма, на самом деле она гораздо глубже. Ведь почерк – отражение когнитивных функций человека. Чтобы он был красивым, во время письма как минимум нужно ровно сидеть, правильно держать ручку. Не все первоклашки способны выдержать даже эти минимальные условия. Они неусидчивы, не могут сконцентрироваться.

– Нередко в первый класс приходят дети, которые не могут аккуратно раскрашивать, не выходя за края. Конечно, им сложно писать, –  делится наблюдениями Надежда Санникова.

Проблема усугубляется тем, что на уроке учитель физически не может поработать с каждым индивидуально, взять за руку, вести ее, чтобы закрепить правильное положение.

–  Если в классе 36 учеников, каждому учитель может уделить максимум минуту времени. Это если не считать того, что нужно объяснять новый материал, закрепить пройденное, – отмечает педагог.

Дети, которые только овладевают письмом, пользуются всей рукой, а не просто двигают пальцами, как делают те, у кого функция письма уже усвоена. Из-за неправильного положения руки идет перекос в плече, а следом и в позвоночнике. Это серьезная проблема, поэтому о развитии моторики родителям нужно позаботиться с самого раннего детства. Больше рукодельничать, лепить, рисовать.

На кухне мама может поиграть с малышом: смешать разные крупы и попросить его разделить их или дать задание перебрать гречку: убрать из крупы черные зерна.

Хорошо и такое упражнение: мягкими цветными карандашами вести ровные линии рядом друг с другом. Карандаш нужно держать строго вертикально. Это сложно для детей, но очень эффективно.

Вместе с педагогами тревогу бьют и психологи. Они отмечают, что интеллектуальные способности детей снизились, и связывают это с ослаблением моторной функции.

–  Издревле люди занимались ручным трудом: резьба по дереву, шитье, вышивка, работа с бисером. Это расширяло умственные возможности, давало объем памяти, внимания, формировало новые нейронные связи. Мышление становилось более альтернативным и творческим. Во время развития инновационных технологий мы стали меньше работать руками и начали воспринимать мир визуально. Рынок товаров перенасыщен, и нет необходимости что-то делать самому. За отказ от ручного труда человечество серьезно поплатилось. Дети испытывают трудности в учебе и письме. Приходится прибегать к помощи специалистов только лишь для того, чтобы «поставить руку», –  отмечает Денис Култышев.

Фото Валерия Бычкова

Действительно, спрос рождает предложение. Появилось множество курсов по улучшению почерка и курсов каллиграфии.

–  Почерк формируется в детстве, поэтому так важно упорно заниматься чистописанием. Наши бабушки и дедушки всю жизнь имели идеальный почерк, ведь в школе этому уделяли много времени и внимания. Кроме того, раньше писали перьями. На начальном этапе невозможно писать пером быстро и небрежно. Нужно следить за наклоном, нажатием – иначе инструмент просто-напросто сломается... Кроме того, с пера могут капнуть чернила, –  поясняет преподаватель каллиграфии Асия Утяшева.

По ее мнению, коррекцией почерка занимаются на занятиях по чистописанию, а каллиграфия –  это искусство красивого письма: выверенные буквы, основанные на идеальных овалах, росчерки.

Хотя одно не исключает другое. При овладении каллиграфическим письмом человек может применить эти навыки и при так называемом бытовом письме, концентрируясь на движении руки.

–  Чтобы писать пером, нужно чувствовать инструмент, он очень нежный. Нажимают на него, когда ведут линию сверху вниз, лишь легко прикасаются к бумаге, когда наоборот, – делится техникой Асия.

Она считает, что шариковая ручка дает большую свободу и быстроту. Но в этом случае не задействуются механизмы импульсно-нажимного письма. Ручка не дает нужных тактильных, моторных ощущений в руке. Получается, что свободы больше, а связь с мозгом слабее.

В основном на занятия к Асие приходят те, для кого каллиграфия  –  способ узнать что-то новое, переключиться на другую деятельность. Поначалу человек очень сосредоточен, ему приходится приложить немало усилий, терпение и усидчивость. Со временем красивое письмо становится своего рода медитацией, действует успокаивающе и умиротворяет.

Но есть и те, кто использует полученные знания в работе: дизайнеры, художники.

Пальцы – продолжение нашего мозга. Развивайте их, и в результате улучшится не только почерк, но и появится возможность мыслить широко и неординарно.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.

Фото Татьяны Тихоновой Фото Татьяны Тихоновой

Всемирный день ручного письма, или День почерка отмечается 23 января. Праздник учрежден с целью напомнить об уникальности ручного письма, необходимости практиковаться в нем, неповторимости почерка каждого человека.

С каждым годом детям все сложнее дается ручное письмо. Педагоги начальных классов отмечают, что почерк учеников меняется в худшую сторону. В День ручного письма обратим внимание на эту проблему и расскажем, как можно улучшить ситуацию.

–  Мне не нужно смотреть на титульный лист тетради, чтобы узнать, чья она. Узнаю каждого ребенка по почерку. Он не может быть похожим и абсолютно индивидуален. Неровный почерк связан с недостаточным развитием мелкой моторики, – говорит учитель начальных классов тюменской гимназии №49 Надежда Санникова.

Существует целая наука, которая по почерку определяет характер человека.

–  Порывистые, резкие, импульсивные линии говорят о раздражительности, вспыльчивости владельца такого почерка. Если письмо ровное, буквы округлые, одинаковые по размеру, то и характер человека обстоятельный, уравновешенный, спокойный. Такой любит порядок и аккуратность, – отмечает врач-психотерапевт Денис Култышев.

Но проблема кроется не только в красоте письма, на самом деле она гораздо глубже. Ведь почерк – отражение когнитивных функций человека. Чтобы он был красивым, во время письма как минимум нужно ровно сидеть, правильно держать ручку. Не все первоклашки способны выдержать даже эти минимальные условия. Они неусидчивы, не могут сконцентрироваться.

– Нередко в первый класс приходят дети, которые не могут аккуратно раскрашивать, не выходя за края. Конечно, им сложно писать, –  делится наблюдениями Надежда Санникова.

Проблема усугубляется тем, что на уроке учитель физически не может поработать с каждым индивидуально, взять за руку, вести ее, чтобы закрепить правильное положение.

–  Если в классе 36 учеников, каждому учитель может уделить максимум минуту времени. Это если не считать того, что нужно объяснять новый материал, закрепить пройденное, – отмечает педагог.

Дети, которые только овладевают письмом, пользуются всей рукой, а не просто двигают пальцами, как делают те, у кого функция письма уже усвоена. Из-за неправильного положения руки идет перекос в плече, а следом и в позвоночнике. Это серьезная проблема, поэтому о развитии моторики родителям нужно позаботиться с самого раннего детства. Больше рукодельничать, лепить, рисовать.

На кухне мама может поиграть с малышом: смешать разные крупы и попросить его разделить их или дать задание перебрать гречку: убрать из крупы черные зерна.

Хорошо и такое упражнение: мягкими цветными карандашами вести ровные линии рядом друг с другом. Карандаш нужно держать строго вертикально. Это сложно для детей, но очень эффективно.

Вместе с педагогами тревогу бьют и психологи. Они отмечают, что интеллектуальные способности детей снизились, и связывают это с ослаблением моторной функции.

–  Издревле люди занимались ручным трудом: резьба по дереву, шитье, вышивка, работа с бисером. Это расширяло умственные возможности, давало объем памяти, внимания, формировало новые нейронные связи. Мышление становилось более альтернативным и творческим. Во время развития инновационных технологий мы стали меньше работать руками и начали воспринимать мир визуально. Рынок товаров перенасыщен, и нет необходимости что-то делать самому. За отказ от ручного труда человечество серьезно поплатилось. Дети испытывают трудности в учебе и письме. Приходится прибегать к помощи специалистов только лишь для того, чтобы «поставить руку», –  отмечает Денис Култышев.

Фото Валерия Бычкова

Действительно, спрос рождает предложение. Появилось множество курсов по улучшению почерка и курсов каллиграфии.

–  Почерк формируется в детстве, поэтому так важно упорно заниматься чистописанием. Наши бабушки и дедушки всю жизнь имели идеальный почерк, ведь в школе этому уделяли много времени и внимания. Кроме того, раньше писали перьями. На начальном этапе невозможно писать пером быстро и небрежно. Нужно следить за наклоном, нажатием – иначе инструмент просто-напросто сломается... Кроме того, с пера могут капнуть чернила, –  поясняет преподаватель каллиграфии Асия Утяшева.

По ее мнению, коррекцией почерка занимаются на занятиях по чистописанию, а каллиграфия –  это искусство красивого письма: выверенные буквы, основанные на идеальных овалах, росчерки.

Хотя одно не исключает другое. При овладении каллиграфическим письмом человек может применить эти навыки и при так называемом бытовом письме, концентрируясь на движении руки.

–  Чтобы писать пером, нужно чувствовать инструмент, он очень нежный. Нажимают на него, когда ведут линию сверху вниз, лишь легко прикасаются к бумаге, когда наоборот, – делится техникой Асия.

Она считает, что шариковая ручка дает большую свободу и быстроту. Но в этом случае не задействуются механизмы импульсно-нажимного письма. Ручка не дает нужных тактильных, моторных ощущений в руке. Получается, что свободы больше, а связь с мозгом слабее.

В основном на занятия к Асие приходят те, для кого каллиграфия  –  способ узнать что-то новое, переключиться на другую деятельность. Поначалу человек очень сосредоточен, ему приходится приложить немало усилий, терпение и усидчивость. Со временем красивое письмо становится своего рода медитацией, действует успокаивающе и умиротворяет.

Но есть и те, кто использует полученные знания в работе: дизайнеры, художники.

Пальцы – продолжение нашего мозга. Развивайте их, и в результате улучшится не только почерк, но и появится возможность мыслить широко и неординарно.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.