Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Искусство для всех: в «Четком театре» рассказали, как поставить спектакль за неделю

Каждый понедельник в Центре современной драматургии начинают с новой пьесы

Слушать новость
Искусство для всех: в «Четком театре» рассказали, как поставить спектакль за неделю. Каждый понедельник в Центре современной драматургии начинают с новой пьесы.

Каким вы представляете театр? Здание в классическом стиле, продуманные декорации, шикарные и дорогие костюмы, разодетая публика? Но есть и другой театр, в котором актеры и режиссеры не получают деньги. Для этих людей вся жизнь — непрерывное, вечное творчество. Центр современной драматургии «Четкий театр» именно такой. Тут не ставят классические всемирно известные пьесы, а рассказывают свои истории — каждую неделю новые.

Режиссер ЦСД Валерий Шергин рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» об устройстве «Четкого», кто в нем играет и как успеть за неделю поставить полноценный спектакль.

О создании театра

«Четкий театр» начался с проекта «Четкие читки» в известном тюменцам театре «Ангажемент» в 2016 году. Денис Рекало (актер и автор «Ангажемента», - прим. ред.) предложил Валерию Шергину сделать читки современных пьес в театре. Директор учреждения Леонид Окунев разрешил проводить их на малой сцене.

Тогда же появилось название. «Ангажемент» находится на улице Олимпийской, «на районе». Считается, что там много «гопников», то есть, «четких пацанчиков». А проводить читки актеры стали в четверг, чтобы три «ч» выстроились в ряд.

Потом на какое-то время читки прервали, а в 2019 году их возобновили, но уже в измененном формате. Актеры, не просто сидели на стульях и читали, а ставили полноценный спектакль, но с текстом в руках.

- После мы объявили народный кастинг. Актерского мастерства не требовалось — нужно было просто читать текст. Многие откликнулись. И зал мы тоже собрали большой, - рассказывает Валерий.

Уже тогда у организаторов читок появилась идея создать и театр. Но не классический, а такой, чтобы в нем можно было просто проводить время с друзьями и заниматься любимым делом. В тот момент в стране стали появляться Центры современной драматургии, и друзья решили занять эту нишу. Денис Рекало, Вадим Кадзаев и Валерий Шергин даже собрали какое-то количество средств на краудфандинговой платформе. Но тут грянула пандемия.

А в мае 2020 года знакомые Валерия рассказали ему о том, что они закрывают свой бизнес - квест-комнату. Театралы решили занять освободившееся помещение — небольшой подвал в центре города, идеально подходящий под идею андеграудного театра. До сентября ребята делали ремонт: выравнивали пол, разбирали и красили стены. А в начале осени вновь объявили кастинг и запустились.

Актеры «Четкого» стараются создать атмосферу, как будто зритель в детстве пришел на домашнее представление к своим друзьям или атмосферу дачных спектаклей Станиславского.

- Мы  называем себя гаражным театром. Говорим, что у нас 31 место — именно столько стульев мы заказывали. Но обычно все сидят везде, где придется. Обстановка камерная. У нас нет супер-света, вместо колонок – домашний кинотеатр. Все сделано на коленке. Декораций и костюмов — тоже нет. Мы не пользуемся гримом. Все потому, что люди играют самих себя, - делится режиссер.

Фото Екатерины Христозовой

О резидентах

Своих актеров в «Четком театре» называют резидентами. У ЦСД нет постоянной труппы, просто кто-то остается надолго, а кто-то уходит после одного отыгранного спектакля. Среди резидентов есть и профессионалы, и учителя, и бизнесмены, и студенты, и школьники. В 2020 году в спектаклях сыграли около 70 человек. А в 2021-м количество актеров выросло.

Фильтрация актеров происходит естественным путем. Зависит все от того, кто зачем приходит. Некоторые хотят проверить свои силы, показать себя - отыгрывают спектакль и уходят. Но все же в театре уже сформировался костяк актеров, которые постоянно возвращаются. Ребята настолько сплачиваются за неделю репетиций, что могут «вытаскивать» друг друга и во время спектакля. Поэтому зритель никогда не замечает, кто вышел на сцену первый раз.

Фото Екатерины Христозовой

О постановках

Каждую неделю в «Четком театре» ставят новый спектакль. В понедельник-вторник - начинают репетиции, в выходные — показывают постановку. Поэтому все актеры точно должны знать, что хотя бы одну неделю жизни они точно смогут посвятить театру. Раньше все читали по бумажке, но потом организаторы поняли, что текст реально выучить и за неделю. Но из-за таких экстремально коротких сроков всегда что-то может пойти не так: кто-то забудет текст, отключится звук…

- Сейчас мы репетируем новый спектакль «Кто убил Марка?» по моей пьесе «Правила». Мы изменили название спектакля, потому что у Оксимирона недавно вышел трек с таким названием, а главного героя истории как раз зовут Марк. И в целом многое перекликается с альбомом «Горгород», - объяснил Шергин.

В своих постановках актеры «Четкого» не грузят зрителей и почти не затрагивают глубокие проблемы. Они дают посетителям просто отдохнуть и получить удовольствие.

- Театр должен быть разным. Тем более, что серьезных спектаклей в Тюмени хватает. Но если история цепляет нас, мы делаем постановку. Мы ставили «Стеклянную луну» Сергея Ермилина, «Русскую сказку» Романа Козырчикова, «Пол — это лава, Маша — шалава» Маши Контарович. «Кто убил Марка?» тоже — психологическая драма, но сыграть ее захотели сами резиденты, - рассказал Валерий.

Почти не бывает в ЦСД и спектаклей с небольшим количеством людей, как в других камерных театрах. Есть постановки — монологи, например, «Наташина мечта», а также пьесы на двух-трех актеров, но их резидентам ставить скучно. В каждом спектакле задействованы минимум 7-10 человек. Бывает и так, что зрителей меньше, чем актеров на сцене.

В субботу в ЦСД покажут продолжение театрального сериала «Слушай сюда» о 90-х годах. Каждая серия идет около часа. В один день можно увидеть две серии через антракт. А в воскресенье в здании театра пройдет гаражная распродажа: актеры принесут реквизит и личные вещи, будут продавать их и веселиться.

Фото Екатерины Христозовой

В ЦСД ставят пьесы современных драматургов. Часто уральской или удмуртской школ.

- Обычно драматурги не берут деньги с маленьких частных театров, но сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие просят заплатить. Поэтому часто отказываемся от чужих текстов, используем мои. Но планируем открыть ЦСД и для других драматургов, разнообразить репертуар, - объяснил Валерий Шергин. Он добавил, что пьесы пишут и сами актеры «Четкого».

Чтобы покрыть аренду помещения, театр должен работать постоянно. Например, летний сезон завершился конце августа, а 4 сентября - снова открылся. Возникли проблемы и из-за недели карантина в начале ноября. Простой обошелся в половину суммы за аренду.

Объяснил Валерий и необычные названия спектаклей.

- Современные драматурги часто дают своим пьесам кликбейтные названия. Они пытаются так заинтересовать зрителя или театры. О чем пьеса «Чайка» или «Гроза» все знают, люди пойдут на это. А о чем современные пьесы, никто не понимает. Поэтому авторы к этому приходят, - прокомментировал он.

Фото Екатерины Христозовой

Об обсуждениях и конкурсах

После спектаклей в ЦСД устраивают обсуждения. Через несколько минут после окончания постановки зрители и актеры ее обсуждают. Режиссер уверен, что порой это даже интереснее, чем сам спектакль.

- У каждого есть свое мнение, они могут обсуждать пьесу, или, если это резиденты, которые не играют в спектакле, высказывать замечания по технической части, по игре. Например, в спектакле «Чудо, а не дети» в конце был очень очевидный финал, и зрителям не хватало морали о важности семьи. Главный герой постановки был лысым, и на следующий день спектакль закончили фрагментом видео с Домиником Торетто из «Форсажа», где он говорит, что важнее всего в мире — семья, - вспоминает Валерий.

Недавно театр впервые выехал на Лабораторию современной драматургии в Ижевск. Резидентам было тяжело собраться и поехать в другой город, потому что все работают. Кроме того, обычные конкурсы — не формат «Четкого». А в Ижевске резидентам требовалось здесь и сейчас написать пьесу и сыграть ее — все за три дня. То, чем в театре занимаются постоянно.

- Наша цель - пропагандировать, что театром можно заниматься везде и всегда, если есть желание — преград нет. Мы не делаем перерывов в творчестве — играем постоянно, - подчеркнул Шергин.

Фото Екатерины Христозовой

Своей любовью к «Четкому» поделились и сами резиденты театра.

- Я учусь в 9 классе. В «Четком» сыграла уже спектаклей десять. К каждому готовлюсь — учу текст. Я хочу связать с театром жизнь, поэтому нахожу время и на учебу, и на репетиции. Я не только играю, но и организую прогоны, помогаю по свету и музыке. Работать здесь приятно, мы очень быстро с ребятами стали настоящей командой, - поделилась Люба Трубина.

Артем Саттаров тоже хочет пойти по актерской стезе — поступить в петербургский РГИСИ.

- Честно говоря, совмещать спектакли с учебой и подготовкой к ЕГЭ получается плохо. Приходится жертвовать школой, ради того, что мне действительно интересно. Раньше я не замечал в себе актерских навыков — был очень стеснительным, но потом в моей жизни появились кино и театр. На первом спектакле я очень сильно волновался, даже, можно сказать, провалился, но с опытом рос и развивался. Думаю, что формат частного гаражного театра помогает людям находить в себе творческие способности. Сюда приходят те, кто работает не ради денег или ради того, чтобы потешить свое эго, а ради идеи, мечты, творчества, - поделился чувствами молодой человек.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.

Фото Екатерины Христозовой Фото Екатерины Христозовой

Каким вы представляете театр? Здание в классическом стиле, продуманные декорации, шикарные и дорогие костюмы, разодетая публика? Но есть и другой театр, в котором актеры и режиссеры не получают деньги. Для этих людей вся жизнь — непрерывное, вечное творчество. Центр современной драматургии «Четкий театр» именно такой. Тут не ставят классические всемирно известные пьесы, а рассказывают свои истории — каждую неделю новые.

Режиссер ЦСД Валерий Шергин рассказал корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» об устройстве «Четкого», кто в нем играет и как успеть за неделю поставить полноценный спектакль.

О создании театра

«Четкий театр» начался с проекта «Четкие читки» в известном тюменцам театре «Ангажемент» в 2016 году. Денис Рекало (актер и автор «Ангажемента», - прим. ред.) предложил Валерию Шергину сделать читки современных пьес в театре. Директор учреждения Леонид Окунев разрешил проводить их на малой сцене.

Тогда же появилось название. «Ангажемент» находится на улице Олимпийской, «на районе». Считается, что там много «гопников», то есть, «четких пацанчиков». А проводить читки актеры стали в четверг, чтобы три «ч» выстроились в ряд.

Потом на какое-то время читки прервали, а в 2019 году их возобновили, но уже в измененном формате. Актеры, не просто сидели на стульях и читали, а ставили полноценный спектакль, но с текстом в руках.

- После мы объявили народный кастинг. Актерского мастерства не требовалось — нужно было просто читать текст. Многие откликнулись. И зал мы тоже собрали большой, - рассказывает Валерий.

Уже тогда у организаторов читок появилась идея создать и театр. Но не классический, а такой, чтобы в нем можно было просто проводить время с друзьями и заниматься любимым делом. В тот момент в стране стали появляться Центры современной драматургии, и друзья решили занять эту нишу. Денис Рекало, Вадим Кадзаев и Валерий Шергин даже собрали какое-то количество средств на краудфандинговой платформе. Но тут грянула пандемия.

А в мае 2020 года знакомые Валерия рассказали ему о том, что они закрывают свой бизнес - квест-комнату. Театралы решили занять освободившееся помещение — небольшой подвал в центре города, идеально подходящий под идею андеграудного театра. До сентября ребята делали ремонт: выравнивали пол, разбирали и красили стены. А в начале осени вновь объявили кастинг и запустились.

Актеры «Четкого» стараются создать атмосферу, как будто зритель в детстве пришел на домашнее представление к своим друзьям или атмосферу дачных спектаклей Станиславского.

- Мы  называем себя гаражным театром. Говорим, что у нас 31 место — именно столько стульев мы заказывали. Но обычно все сидят везде, где придется. Обстановка камерная. У нас нет супер-света, вместо колонок – домашний кинотеатр. Все сделано на коленке. Декораций и костюмов — тоже нет. Мы не пользуемся гримом. Все потому, что люди играют самих себя, - делится режиссер.

Фото Екатерины Христозовой

О резидентах

Своих актеров в «Четком театре» называют резидентами. У ЦСД нет постоянной труппы, просто кто-то остается надолго, а кто-то уходит после одного отыгранного спектакля. Среди резидентов есть и профессионалы, и учителя, и бизнесмены, и студенты, и школьники. В 2020 году в спектаклях сыграли около 70 человек. А в 2021-м количество актеров выросло.

Фильтрация актеров происходит естественным путем. Зависит все от того, кто зачем приходит. Некоторые хотят проверить свои силы, показать себя - отыгрывают спектакль и уходят. Но все же в театре уже сформировался костяк актеров, которые постоянно возвращаются. Ребята настолько сплачиваются за неделю репетиций, что могут «вытаскивать» друг друга и во время спектакля. Поэтому зритель никогда не замечает, кто вышел на сцену первый раз.

Фото Екатерины Христозовой

О постановках

Каждую неделю в «Четком театре» ставят новый спектакль. В понедельник-вторник - начинают репетиции, в выходные — показывают постановку. Поэтому все актеры точно должны знать, что хотя бы одну неделю жизни они точно смогут посвятить театру. Раньше все читали по бумажке, но потом организаторы поняли, что текст реально выучить и за неделю. Но из-за таких экстремально коротких сроков всегда что-то может пойти не так: кто-то забудет текст, отключится звук…

- Сейчас мы репетируем новый спектакль «Кто убил Марка?» по моей пьесе «Правила». Мы изменили название спектакля, потому что у Оксимирона недавно вышел трек с таким названием, а главного героя истории как раз зовут Марк. И в целом многое перекликается с альбомом «Горгород», - объяснил Шергин.

В своих постановках актеры «Четкого» не грузят зрителей и почти не затрагивают глубокие проблемы. Они дают посетителям просто отдохнуть и получить удовольствие.

- Театр должен быть разным. Тем более, что серьезных спектаклей в Тюмени хватает. Но если история цепляет нас, мы делаем постановку. Мы ставили «Стеклянную луну» Сергея Ермилина, «Русскую сказку» Романа Козырчикова, «Пол — это лава, Маша — шалава» Маши Контарович. «Кто убил Марка?» тоже — психологическая драма, но сыграть ее захотели сами резиденты, - рассказал Валерий.

Почти не бывает в ЦСД и спектаклей с небольшим количеством людей, как в других камерных театрах. Есть постановки — монологи, например, «Наташина мечта», а также пьесы на двух-трех актеров, но их резидентам ставить скучно. В каждом спектакле задействованы минимум 7-10 человек. Бывает и так, что зрителей меньше, чем актеров на сцене.

В субботу в ЦСД покажут продолжение театрального сериала «Слушай сюда» о 90-х годах. Каждая серия идет около часа. В один день можно увидеть две серии через антракт. А в воскресенье в здании театра пройдет гаражная распродажа: актеры принесут реквизит и личные вещи, будут продавать их и веселиться.

Фото Екатерины Христозовой

В ЦСД ставят пьесы современных драматургов. Часто уральской или удмуртской школ.

- Обычно драматурги не берут деньги с маленьких частных театров, но сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие просят заплатить. Поэтому часто отказываемся от чужих текстов, используем мои. Но планируем открыть ЦСД и для других драматургов, разнообразить репертуар, - объяснил Валерий Шергин. Он добавил, что пьесы пишут и сами актеры «Четкого».

Чтобы покрыть аренду помещения, театр должен работать постоянно. Например, летний сезон завершился конце августа, а 4 сентября - снова открылся. Возникли проблемы и из-за недели карантина в начале ноября. Простой обошелся в половину суммы за аренду.

Объяснил Валерий и необычные названия спектаклей.

- Современные драматурги часто дают своим пьесам кликбейтные названия. Они пытаются так заинтересовать зрителя или театры. О чем пьеса «Чайка» или «Гроза» все знают, люди пойдут на это. А о чем современные пьесы, никто не понимает. Поэтому авторы к этому приходят, - прокомментировал он.

Фото Екатерины Христозовой

Об обсуждениях и конкурсах

После спектаклей в ЦСД устраивают обсуждения. Через несколько минут после окончания постановки зрители и актеры ее обсуждают. Режиссер уверен, что порой это даже интереснее, чем сам спектакль.

- У каждого есть свое мнение, они могут обсуждать пьесу, или, если это резиденты, которые не играют в спектакле, высказывать замечания по технической части, по игре. Например, в спектакле «Чудо, а не дети» в конце был очень очевидный финал, и зрителям не хватало морали о важности семьи. Главный герой постановки был лысым, и на следующий день спектакль закончили фрагментом видео с Домиником Торетто из «Форсажа», где он говорит, что важнее всего в мире — семья, - вспоминает Валерий.

Недавно театр впервые выехал на Лабораторию современной драматургии в Ижевск. Резидентам было тяжело собраться и поехать в другой город, потому что все работают. Кроме того, обычные конкурсы — не формат «Четкого». А в Ижевске резидентам требовалось здесь и сейчас написать пьесу и сыграть ее — все за три дня. То, чем в театре занимаются постоянно.

- Наша цель - пропагандировать, что театром можно заниматься везде и всегда, если есть желание — преград нет. Мы не делаем перерывов в творчестве — играем постоянно, - подчеркнул Шергин.

Фото Екатерины Христозовой

Своей любовью к «Четкому» поделились и сами резиденты театра.

- Я учусь в 9 классе. В «Четком» сыграла уже спектаклей десять. К каждому готовлюсь — учу текст. Я хочу связать с театром жизнь, поэтому нахожу время и на учебу, и на репетиции. Я не только играю, но и организую прогоны, помогаю по свету и музыке. Работать здесь приятно, мы очень быстро с ребятами стали настоящей командой, - поделилась Люба Трубина.

Артем Саттаров тоже хочет пойти по актерской стезе — поступить в петербургский РГИСИ.

- Честно говоря, совмещать спектакли с учебой и подготовкой к ЕГЭ получается плохо. Приходится жертвовать школой, ради того, что мне действительно интересно. Раньше я не замечал в себе актерских навыков — был очень стеснительным, но потом в моей жизни появились кино и театр. На первом спектакле я очень сильно волновался, даже, можно сказать, провалился, но с опытом рос и развивался. Думаю, что формат частного гаражного театра помогает людям находить в себе творческие способности. Сюда приходят те, кто работает не ради денег или ради того, чтобы потешить свое эго, а ради идеи, мечты, творчества, - поделился чувствами молодой человек.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.