Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменская «Юность Сибири»: легко ли нести народный танец в массы?

Коллектив – большая семья

Слушать новость
Тюменская «Юность Сибири»: легко ли нести народный танец в массы?. Коллектив – большая семья.

Танец – самый удивительный вид искусства. Через язык тела артисту нужно передать эмоции, чувства и целый сюжет. Но еще более удивителен народный танец. Он рассказывает историю многих поколений, повествует об их обычаях, традициях и даже обыденной жизни.

Один из лучших коллективов народного танца в регионе - ансамбль «Юность Сибири». Хореографическим искусством под руководством четырех педагогов - Ольги Усовой, Яны Степанченко, Яны Никишовой и Виктора Кречетникова - занимаются более трехсот детей. Коллектив сложился давно. Его создали четверо выпускников другого известного тюменского ансамбля «Зори Тюмени». С 2006 года преподаватели и дети занимаются и выступают под названием «Юность Сибири». «Домом» для них стал дворец творчества и спорта «Пионер».

О том, как создается народный танец, о жизни этой большой и дружной семьи танцоров, корреспондент издания «Тюменская область сегодня» поговорила с руководителями коллектива, юными артистами и их родителями.

Фото Елизаветы Подкосовой

- Яна, Ольга, расскажите, что для вас значит народный танец? Насколько сложно в современном мире нести традиционную культуру в массы?

Яна Степанченко: Мы сами занимались народными танцами более 20 лет, поэтому, безусловно, для нас они значат очень много. А сейчас мы несем это нашим детям. Новых ребят приводят сами воспитанники коллектива. Идут именно те, кто поддерживает народное творчество и культуру.

- Легко ли придумать танец с нуля, да еще так, чтобы в нем отразился дух народа? Как сами погружаетесь? Ездите в экспедиции или читаете книги и смотрите видео?

Яна: К сожалению, нет возможности ездить в экспедиции и изучать в деревнях и селах фольклор и сценическую обработку народного танца. Но мы много ездим на мастер-классы, курсы повышения квалификации и концерты разных государственных ансамблей. Черпаем отовсюду, где можем.

- Расскажите об этапах создания танца?

Яна: Бывает по-разному: можем сначала найти какую-то интересную музыку и отталкиваться от нее, от того, что она навевает. Или, наоборот, начинаем с конкретной задачи. Например, поставить молдавский танец. Тогда мы ищем материал и музыку, пробуем сначала различные танцевальные элементы, потом танцевальные рисунки, и уже потом это трансформируется в композицию. Иногда сделаем номер. Он поживет, мы посмотрим на него со стороны, можем что-то дополнить и изменить.

Ольга Усова: Меня могут вдохновить на создание танца даже прогулки по городу. Это, например, резные ставни старых домов в центре Тюмени. Из такой прогулки родился хоровод «Резные кружева». Девушки используют в этом танце знаменитую плавающую походку. Они могут репетировать ее часами, чтобы приблизиться к идеалу – коллективу «Березка».

Фото Валерия Бычкова

- А сколько времени проходит между задумкой и выходом танца в мир?

Яна: Номер может родиться быстро, за неделю, а можно и месяц потратить.

- Какие у разных танцев есть знаковые элементы? Например, у казачьей пляски?

Яна: Женский и мужской костюмы очень отличаются от других. Их ни с чем не спутать. И в целом казачьи пляски очень задорные, эмоциональные. При этом девушки не уступают в танце мужчинам. Они выделывают сложные трюковые элементы, вращения.

Фото Валерия Бычкова

- Хорошо, с постановкой танца понятно. А откуда вы берете модели костюмов? Кто занимается пошивом? И правда ли что для танца «Оойноо, кыс» (постановка стала победителем конкурса «Большие и маленькие» на федеральном канале. - Прим.ред.) девушки сами делали украшения для волос?

Яна: Да, это правда. У нас девушки и родители сами делают украшения. Конкретно для этого алтайского танца делали очень красивые, сложные и дорогие головные уборы.

Все 15 лет с нами работает художник по костюмам Татьяна Леонидовна Герелес. У нее своя большая группа помощников. Татьяна сама придумывает костюм. Для этого она глубоко изучает номер, ходит на репетиции, читает исторические материалы, изучает обувь, костюм, головной убор и потом уже составляет образ.

- Сколько может стоит костюм в пошиве?

Ольга: От 5 тысяч рублей и выше. Чем старше ребенок, тем дороже. У совсем маленьких костюмы попроще. А вот в танцах разных регионов России каждая ниточка и тесемочка должна соответствовать.

Фото Елизаветы Подкосовой

- Вы же в своих танцах показываете настоящие обрядовые элементы. Расскажите об этом?

Ольга: На последнем отчетном концерте мы показали танец, основанный на свадебном обряде. Использовали музыкальный материал Тюменского региона. Для постановки сотрудничали с фольклорным коллективом «Росстань». Они отправляются в экспедиции и собирают материалы. Вот это мы изучили на тех дисках, которые они нам предоставили.

Залезли глубоко в источник: когда девушки начинают знакомиться с парнями, как проходят эти прогулки, как причитает молодая невеста? Все эти этапы отражены в танце.

Как элемент постановки в нем присутствует и елочка. Это тоже обряд. Когда девушки прощаются с жизнью в отчем доме, они поют и наряжают елку, чтобы в жизни все было благополучно и хорошо.

Фото Елизаветы Подкосовой

- В каких танцах есть такая глубокая проработка обрядов?

Ольга: Вот с этим танцем мы впервые так копались. Началась пандемия, но работа не отпускала. Поэтому родился такой детально проработанный номер.

Яна: В некоторых номерах есть легкие элементы обрядов. Например, танец березки, когда ее наряжают и водят вокруг хороводы, танец с веночками, которые девушки кидают в воду…

- Вы как большая семья. У вас есть совместные традиции и праздники?

Ольга: Да. В сентябре у нас будет посвящение первоклассников. Мы проводим его уже на протяжении 10 лет. Символически отправляемся в далекое плавание. Для этого лепим кораблики, загадываем желание, завязываем ниточки, узлы. Тоже своеобразный обряд.

Часто выезжаем за город. Есть летние и зимние смены.

Перед Новым годом, например, мы выезжаем на турбазу все: и дети, и родители. Делаем с ребятами новогоднюю сказку и показываем ее их мамам и папам. Тут же катаемся на снегоходах, горках, проводим совместные игры и просто творим.

На фото руководители ансамбля "Юность Сибири" из личного архива Ольги Усовой

- А есть ли у вас конкурс-мечта, на который хочется поехать, и танец-мечта, который хочется поставить?

Ольга: Целей много. Хочется, конечно, поставить идеальный танец. А по поводу конкурсов. Есть много соревнований высокого уровня, на которых хочется себя попробовать. И мы активно эти мечты реализуем. Скоро поедем показать себя на Всероссийский фестиваль-конкурс балетмейстера, основателя уральской школы народных танцев Ольги Князевой. Это такой конкурс, где нет коллективов современного танца или других, только народные. Я думаю, даже если кажется, что соревнование слишком высокого уровня, все равно стоит ехать. Как минимум для того, чтобы поучиться и попробовать себя.

Фото Валерия Бычкова

В октябре 2021 года самые взрослые участницы ансамбля получили награду на конкурсе «Большие и маленькие» в эфире телеканала «Культура». Девушки уже выпустились из коллектива. Об участии в творческом соревновании рассказала их руководитель Яна Никишова.

- Расскажите о танце, с которым вы выступали?

- Мы выступали с ойротским танцем. Ойроты – это предки алтайцев. Мы сделали номер на фольклоре этой народности, обряд превращения девочки в девушку. Мать каждой девушки с ее рождения собирала шакны – украшение, которое девочке подруга надевает на косу в 13-14 лет, когда они уже переходят во взрослую жизнь. Нам сделал постановку Илья Григорьевич Карапыш, руководитель челябинского ансамбля «Ералаш». С этим постановщиком мы познакомились на гастролях.

- А на конкурс как попали?

- Родители подали заявку. Отослали несколько видео номеров, и жюри выбрало именно ойротский танец, пригласили нас.

- Отличается ли чем-то выступление для записи в эфир от простого выступления на сцене?

- Да, есть особенности. Мы несколько раз танцевали номер, нас отсматривали звукорежиссеры, операторы. Одна из членов жюри, Софья Гайдукова, попросила нас поменять финал. У нас девушки уходят, а там им нужно было остаться, потому что после выступления выходит ведущий и начинает с девушками вести беседу. К тому же на камеру снимают один раз. Пришлось выложиться на полную и станцевать идеально сразу.

Фото Валерия Бычкова

Педагоги рассказали, что часто танцоры остаются в ансамбле даже после окончания школы. Некоторым девушкам даже удается совмещать танцы с учебой в медицинском вузе. О том, каково это, поведали воспитанницы коллектива «Юность Сибири».

Ольге Антоновой про набор в коллектив рассказала няня. Ей захотелось попробовать себя в танцах, и вот она занимается в ансамбле уже долгие 15 лет. А Дарья Чурина пришла в танцы за компанию с подружкой и также осталась в коллективе.

- Мы обычно занимаемся 3-4 раза в неделю. Но перед конкурсами и важными выступлениями можем тренироваться и каждый день. Это не вредит успеваемости, наоборот, заряжает энергией, - добавила Александра Усова.

В своей внеучебной деятельности артистки видят только преимущества: поддержку руководителя, дружный коллектив и хороших друзей. Кроме того, девушкам удалось побывать на многих конкурсах в России и мире, но больше всего они выделили для себя чемпионат по народным танцам.

- Мы к нему долго готовились, и он был для нас очень важен. Там собралось большое количество именно народных коллективов, поэтому была большая конкуренция. Но атмосфера была дружеской, - рассказывает воспитанница ансамбля Рината Хайруллина.

Фото Елизаветы Подкосовой

Поддерживают «Юность Сибири» и родители юных танцоров.

- Да, чтобы ребенок занимался танцами, нужно много вкладываться родителям. Это и деньги на пошив костюмов, и время, чтобы отвести дочь на репетицию. Но костюмы, которые мы пошили за свой счет, обычно мы оставляем потом в костюмерной, дети из них быстро вырастают. На следующий год дочка будет танцевать в платье, которое сшили для старших детей. То есть получается, как будто мы берем их в аренду. Некоторые аксессуары для танцев тоже делают родители, но этим больше занимаются в родительском комитете. Им я очень благодарна - найти время мне сложней всего, - рассказала мать артистки ансамбля Киры Елена Клеванская.

Она также отметила, что девочке очень нравится танцевать именно в этом коллективе. Педагог Ольга Усова нашла к ребенку подход. При этом внеучебная деятельность не вредит успеваемости школьницы – нагрузка адекватная.

Осенью дети и педагоги коллектива начали занятия в обычном темпе. Они готовятся к участию в конкурсах и концертах, в том числе и за приз Ольги Князевой. А в будущем возможно кто-то из трехсот воспитанников создаст свой ансамбль и продолжит нести народный танец в массы.

Фото Валерия Бычкова

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.

Фото Елизаветы Подкосовой Фото Елизаветы Подкосовой

Танец – самый удивительный вид искусства. Через язык тела артисту нужно передать эмоции, чувства и целый сюжет. Но еще более удивителен народный танец. Он рассказывает историю многих поколений, повествует об их обычаях, традициях и даже обыденной жизни.

Один из лучших коллективов народного танца в регионе - ансамбль «Юность Сибири». Хореографическим искусством под руководством четырех педагогов - Ольги Усовой, Яны Степанченко, Яны Никишовой и Виктора Кречетникова - занимаются более трехсот детей. Коллектив сложился давно. Его создали четверо выпускников другого известного тюменского ансамбля «Зори Тюмени». С 2006 года преподаватели и дети занимаются и выступают под названием «Юность Сибири». «Домом» для них стал дворец творчества и спорта «Пионер».

О том, как создается народный танец, о жизни этой большой и дружной семьи танцоров, корреспондент издания «Тюменская область сегодня» поговорила с руководителями коллектива, юными артистами и их родителями.

Фото Елизаветы Подкосовой

- Яна, Ольга, расскажите, что для вас значит народный танец? Насколько сложно в современном мире нести традиционную культуру в массы?

Яна Степанченко: Мы сами занимались народными танцами более 20 лет, поэтому, безусловно, для нас они значат очень много. А сейчас мы несем это нашим детям. Новых ребят приводят сами воспитанники коллектива. Идут именно те, кто поддерживает народное творчество и культуру.

- Легко ли придумать танец с нуля, да еще так, чтобы в нем отразился дух народа? Как сами погружаетесь? Ездите в экспедиции или читаете книги и смотрите видео?

Яна: К сожалению, нет возможности ездить в экспедиции и изучать в деревнях и селах фольклор и сценическую обработку народного танца. Но мы много ездим на мастер-классы, курсы повышения квалификации и концерты разных государственных ансамблей. Черпаем отовсюду, где можем.

- Расскажите об этапах создания танца?

Яна: Бывает по-разному: можем сначала найти какую-то интересную музыку и отталкиваться от нее, от того, что она навевает. Или, наоборот, начинаем с конкретной задачи. Например, поставить молдавский танец. Тогда мы ищем материал и музыку, пробуем сначала различные танцевальные элементы, потом танцевальные рисунки, и уже потом это трансформируется в композицию. Иногда сделаем номер. Он поживет, мы посмотрим на него со стороны, можем что-то дополнить и изменить.

Ольга Усова: Меня могут вдохновить на создание танца даже прогулки по городу. Это, например, резные ставни старых домов в центре Тюмени. Из такой прогулки родился хоровод «Резные кружева». Девушки используют в этом танце знаменитую плавающую походку. Они могут репетировать ее часами, чтобы приблизиться к идеалу – коллективу «Березка».

Фото Валерия Бычкова

- А сколько времени проходит между задумкой и выходом танца в мир?

Яна: Номер может родиться быстро, за неделю, а можно и месяц потратить.

- Какие у разных танцев есть знаковые элементы? Например, у казачьей пляски?

Яна: Женский и мужской костюмы очень отличаются от других. Их ни с чем не спутать. И в целом казачьи пляски очень задорные, эмоциональные. При этом девушки не уступают в танце мужчинам. Они выделывают сложные трюковые элементы, вращения.

Фото Валерия Бычкова

- Хорошо, с постановкой танца понятно. А откуда вы берете модели костюмов? Кто занимается пошивом? И правда ли что для танца «Оойноо, кыс» (постановка стала победителем конкурса «Большие и маленькие» на федеральном канале. - Прим.ред.) девушки сами делали украшения для волос?

Яна: Да, это правда. У нас девушки и родители сами делают украшения. Конкретно для этого алтайского танца делали очень красивые, сложные и дорогие головные уборы.

Все 15 лет с нами работает художник по костюмам Татьяна Леонидовна Герелес. У нее своя большая группа помощников. Татьяна сама придумывает костюм. Для этого она глубоко изучает номер, ходит на репетиции, читает исторические материалы, изучает обувь, костюм, головной убор и потом уже составляет образ.

- Сколько может стоит костюм в пошиве?

Ольга: От 5 тысяч рублей и выше. Чем старше ребенок, тем дороже. У совсем маленьких костюмы попроще. А вот в танцах разных регионов России каждая ниточка и тесемочка должна соответствовать.

Фото Елизаветы Подкосовой

- Вы же в своих танцах показываете настоящие обрядовые элементы. Расскажите об этом?

Ольга: На последнем отчетном концерте мы показали танец, основанный на свадебном обряде. Использовали музыкальный материал Тюменского региона. Для постановки сотрудничали с фольклорным коллективом «Росстань». Они отправляются в экспедиции и собирают материалы. Вот это мы изучили на тех дисках, которые они нам предоставили.

Залезли глубоко в источник: когда девушки начинают знакомиться с парнями, как проходят эти прогулки, как причитает молодая невеста? Все эти этапы отражены в танце.

Как элемент постановки в нем присутствует и елочка. Это тоже обряд. Когда девушки прощаются с жизнью в отчем доме, они поют и наряжают елку, чтобы в жизни все было благополучно и хорошо.

Фото Елизаветы Подкосовой

- В каких танцах есть такая глубокая проработка обрядов?

Ольга: Вот с этим танцем мы впервые так копались. Началась пандемия, но работа не отпускала. Поэтому родился такой детально проработанный номер.

Яна: В некоторых номерах есть легкие элементы обрядов. Например, танец березки, когда ее наряжают и водят вокруг хороводы, танец с веночками, которые девушки кидают в воду…

- Вы как большая семья. У вас есть совместные традиции и праздники?

Ольга: Да. В сентябре у нас будет посвящение первоклассников. Мы проводим его уже на протяжении 10 лет. Символически отправляемся в далекое плавание. Для этого лепим кораблики, загадываем желание, завязываем ниточки, узлы. Тоже своеобразный обряд.

Часто выезжаем за город. Есть летние и зимние смены.

Перед Новым годом, например, мы выезжаем на турбазу все: и дети, и родители. Делаем с ребятами новогоднюю сказку и показываем ее их мамам и папам. Тут же катаемся на снегоходах, горках, проводим совместные игры и просто творим.

На фото руководители ансамбля "Юность Сибири" из личного архива Ольги Усовой

- А есть ли у вас конкурс-мечта, на который хочется поехать, и танец-мечта, который хочется поставить?

Ольга: Целей много. Хочется, конечно, поставить идеальный танец. А по поводу конкурсов. Есть много соревнований высокого уровня, на которых хочется себя попробовать. И мы активно эти мечты реализуем. Скоро поедем показать себя на Всероссийский фестиваль-конкурс балетмейстера, основателя уральской школы народных танцев Ольги Князевой. Это такой конкурс, где нет коллективов современного танца или других, только народные. Я думаю, даже если кажется, что соревнование слишком высокого уровня, все равно стоит ехать. Как минимум для того, чтобы поучиться и попробовать себя.

Фото Валерия Бычкова

В октябре 2021 года самые взрослые участницы ансамбля получили награду на конкурсе «Большие и маленькие» в эфире телеканала «Культура». Девушки уже выпустились из коллектива. Об участии в творческом соревновании рассказала их руководитель Яна Никишова.

- Расскажите о танце, с которым вы выступали?

- Мы выступали с ойротским танцем. Ойроты – это предки алтайцев. Мы сделали номер на фольклоре этой народности, обряд превращения девочки в девушку. Мать каждой девушки с ее рождения собирала шакны – украшение, которое девочке подруга надевает на косу в 13-14 лет, когда они уже переходят во взрослую жизнь. Нам сделал постановку Илья Григорьевич Карапыш, руководитель челябинского ансамбля «Ералаш». С этим постановщиком мы познакомились на гастролях.

- А на конкурс как попали?

- Родители подали заявку. Отослали несколько видео номеров, и жюри выбрало именно ойротский танец, пригласили нас.

- Отличается ли чем-то выступление для записи в эфир от простого выступления на сцене?

- Да, есть особенности. Мы несколько раз танцевали номер, нас отсматривали звукорежиссеры, операторы. Одна из членов жюри, Софья Гайдукова, попросила нас поменять финал. У нас девушки уходят, а там им нужно было остаться, потому что после выступления выходит ведущий и начинает с девушками вести беседу. К тому же на камеру снимают один раз. Пришлось выложиться на полную и станцевать идеально сразу.

Фото Валерия Бычкова

Педагоги рассказали, что часто танцоры остаются в ансамбле даже после окончания школы. Некоторым девушкам даже удается совмещать танцы с учебой в медицинском вузе. О том, каково это, поведали воспитанницы коллектива «Юность Сибири».

Ольге Антоновой про набор в коллектив рассказала няня. Ей захотелось попробовать себя в танцах, и вот она занимается в ансамбле уже долгие 15 лет. А Дарья Чурина пришла в танцы за компанию с подружкой и также осталась в коллективе.

- Мы обычно занимаемся 3-4 раза в неделю. Но перед конкурсами и важными выступлениями можем тренироваться и каждый день. Это не вредит успеваемости, наоборот, заряжает энергией, - добавила Александра Усова.

В своей внеучебной деятельности артистки видят только преимущества: поддержку руководителя, дружный коллектив и хороших друзей. Кроме того, девушкам удалось побывать на многих конкурсах в России и мире, но больше всего они выделили для себя чемпионат по народным танцам.

- Мы к нему долго готовились, и он был для нас очень важен. Там собралось большое количество именно народных коллективов, поэтому была большая конкуренция. Но атмосфера была дружеской, - рассказывает воспитанница ансамбля Рината Хайруллина.

Фото Елизаветы Подкосовой

Поддерживают «Юность Сибири» и родители юных танцоров.

- Да, чтобы ребенок занимался танцами, нужно много вкладываться родителям. Это и деньги на пошив костюмов, и время, чтобы отвести дочь на репетицию. Но костюмы, которые мы пошили за свой счет, обычно мы оставляем потом в костюмерной, дети из них быстро вырастают. На следующий год дочка будет танцевать в платье, которое сшили для старших детей. То есть получается, как будто мы берем их в аренду. Некоторые аксессуары для танцев тоже делают родители, но этим больше занимаются в родительском комитете. Им я очень благодарна - найти время мне сложней всего, - рассказала мать артистки ансамбля Киры Елена Клеванская.

Она также отметила, что девочке очень нравится танцевать именно в этом коллективе. Педагог Ольга Усова нашла к ребенку подход. При этом внеучебная деятельность не вредит успеваемости школьницы – нагрузка адекватная.

Осенью дети и педагоги коллектива начали занятия в обычном темпе. Они готовятся к участию в конкурсах и концертах, в том числе и за приз Ольги Князевой. А в будущем возможно кто-то из трехсот воспитанников создаст свой ансамбль и продолжит нести народный танец в массы.

Фото Валерия Бычкова

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.