Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Первая навигация: будни работника речного флота

Судно РТ-300 под смешным названием «Ёжик» стало местом работы

Слушать новость
Первая навигация: будни работника речного флота. Судно РТ-300 под смешным названием «Ёжик» стало местом работы.

Простор, свобода, шум и свежесть волн - сплошные приключения. Такой представлял свою первую навигацию студент Тюменского колледжа водного транспорта Данил Кульмухаметов. Реальность оказалась несколько иной. Как проходят дни работника речного флота – в нашем материале.

Сразу по окончании 11 классов молодой тюменец уже точно знал, что хочет стать судоводителем. Мечта бороздить полноводные реки жила в нем три года. Полгода на суше, полгода в навигации.

- С одной стороны понимаю, что это сложно. Нужно находиться с небольшим коллективом людей в замкнутом пространстве шесть месяцев. Тут нужны коммуникабельность, выдержка, выносливость, так как ситуации на судне случаются разные,  - говорит Данил.

После полученной в колледже теории первого курса, молодой человек получил свои первые «корочки» моториста-рулевого, экстерном сдал экзамены и отправился на работу в речной флот. Первым работодателем Данила стал предприниматель из Омска. Он пригнал судно на ремонт в Тюмень.

- Судно РТ-300 под смешным названием «Ёжик» стало моим местом работы. По сути своей – это тягач, который тянет за собой либо толкает впереди себя по воде баржу с грузом, - уточняет молодой речник.

«Ёжик» требовал ремонта косметического и технического. С 20 чисел апреля их небольшая команда приводила в порядок транспорт: ремонтировали рулевое управление, моторный отсек, красили палубу, корпус. Там вчерашний школьник узнал, что кухня на судне называется камбуз, а туалет гальюн. А еще у рубки висит не колокол, а рында. Спуск на воду состоялся через месяц. Судно зашло в Антипино, где двое суток шла погрузка стройматериалов на баржу. Затем команда двинулась в сторону севера.

По словам Данила, по Туре они шли крайне медленно – 7-9 км в час из-за мелководья. Речники уверяют, что главная водная артерия Тюмени очень извилистая и малосудоходная. Порой под килем остается 1,5-2 метра. Риск сесть на мель очень высок.

- У нас суперкапитан. Пройти по такой сложной реке не каждый сможет, - с восхищением отзывается тюменец.

Первая поломка случилась на Тоболе. Пришлось вернуться с грузом в порт. Пару-тройку дней ремонтировали, а затем снова в путь. Туру прошли за два дня, вышли снова на Тобол, затем на Иртыш. Там судно развивало скорость до 20 км в час даже вместе с грузом. Молодой человек впервые увидел, как вертолеты забирают воду на тушение лесных пожаров, как качаются на волнах пары лебедей, огромные речные холмы, обрамленные лесом, Обь, известный в Югре мост «Красный дракон», статуи мамонтов на берегу в Ханты-Мансийске. Красоты югорского, ямальского севера, шапки Уральских гор.

Фото автора

- Разница в погоде колоссальная. В Тюмени 3 июня было пекло, я ходил в майке, за Уватским районом стало холодать, пришлось надеть рабочий костюм. Дальше становилось только прохладнее. При выходе на Обскую губу начался шторм. Двухметровые волны качали судно и баржу, дождь, тяжелые тучи и кругом вода. Пронизывающий до костей ветер развивал скорость более 20 метров в секунду. Пришлось надеть зимнюю куртку, - рассказывает Данил.

Капитан спросил новичка, не испуган ли он и нет ли желания вернуться назад. На что получил утвердительное нет. Вернуться домой парень вполне мог, ведь практика требует отработки всего сроком в три недели, а он уже больше месяца в навигации. Но Данилу хотелось испытать себя, да и с командой, как говорится, сроднились.

- У нас тут свой устав. Во-первых, капитан всегда прав. Во-вторых, если капитан не прав, смотри первый пункт, - смеется тюменец. - Третье: инициатива наказуема – тут я полностью согласен. Наша профессия опасная, любой промах может обернуться трагедией, потому нужно слушать и выполнять только то, что требует кэп (капитан. - Прим. ред.), - делится парень.

Команда прошла выдержку чрезвычайной ситуацией. Около десяти дней назад речники взяли баржу со щебнем в Надыме, которую должны были доставить на 50 км выше по реке.

На судне заведен строгий распорядок дня: четко распределены часы вахты, подвахты, завтрак, обед, ужин, часы сна и отдыха. У Данила вахта начинается в 16 часов и до 20 часов, далее отдых и подвахта на пару часов. Новая вахта в четыре утра и до восьми.

- В то утро я поднялся в половине четвертого, заступил на вахту. Наше судно толкало баржу с грузом. Около шести утра мы сели на мель, спустя час удалось с нее сняться. По окончании вахты в восемь утра отправился спать. И тут случилось ЧП. Баржа со щебнем начала тонуть. Позже выяснилось, что она была прохудившейся в нескольких местах. Ситуацию усугублял шторм. Наше судно тоже дало течь, все силы были брошены на то, чтобы спасти наш теплоход, затем вызволить со дна уже затонувшей баржи груз. Двое суток почти без сна и отдыха, без мобильной связи, представляю, как переживали мои родные. Но мы справились. Грамотные, четкие действия капитана позволили нам обойтись без трагедии, - рассказывает внезапно повзрослевший мужчина.

На вопрос, было ли страшно, Данил отвечает, что в той ситуации некогда было думать об эмоциях. Все мысли сконцентрировались на том, что нужно выполнить четкие указания капитана и работать в команде. После ЧП желания вернуться домой у студента не появилось.

- Понимаете, навигация - это сложный и долгий период времени, где ты можешь проверить свои силы и выносливость, и уже в первые месяцы понять, надо ли тебе это, сможешь ли ты, твое ли это. В целом профессия речника - это мое, тут я могу проявить себя как в физической, так и в душевной форме. Мне все нравится, все получается, впечатлений куча, экипаж дружный и опытный, наверное, только из-за этого и стоит попробовать себя в этой профессии. Увидеть красоты, почувствовать эту романтику, после которой хочется работать дальше. Сам планирую дальше служить на речном флоте, тут становишься крепче, взрослее и закаленнее, - говорит Данил.

Молодой речник планирует пройти первую навигацию до конца. В колледж вернется только в ноябре, чтобы продолжить учебу. Всего ему предстоит 4 года обучения, все они будут совмещаться с такой вот практикой. После получения профессии парень желает идти в армию.

- Хочу служить по контракту. Думаю подписать его сроком на пять лет в ВМФ. Тоже флот, только морской, - с улыбкой говорит настоящий мужчина.

- А что же дальше?

- А дальше я вернусь в профессию и буду бороздить наши северные реки, - заверяет тюменец.

Сам Данил понял, что за последний год его жизнь круто изменилась. После двух месяцев работы в команде речников, он понял, что сделал правильный выбор в своей жизни. Теперь его курс направлен на то, чтобы в будущем стать капитаном.

Фото автора

Читайте также:

К Дню города в Тюмени появится новое выставочное пространство

Фото автора Фото автора

Простор, свобода, шум и свежесть волн - сплошные приключения. Такой представлял свою первую навигацию студент Тюменского колледжа водного транспорта Данил Кульмухаметов. Реальность оказалась несколько иной. Как проходят дни работника речного флота – в нашем материале.

Сразу по окончании 11 классов молодой тюменец уже точно знал, что хочет стать судоводителем. Мечта бороздить полноводные реки жила в нем три года. Полгода на суше, полгода в навигации.

- С одной стороны понимаю, что это сложно. Нужно находиться с небольшим коллективом людей в замкнутом пространстве шесть месяцев. Тут нужны коммуникабельность, выдержка, выносливость, так как ситуации на судне случаются разные,  - говорит Данил.

После полученной в колледже теории первого курса, молодой человек получил свои первые «корочки» моториста-рулевого, экстерном сдал экзамены и отправился на работу в речной флот. Первым работодателем Данила стал предприниматель из Омска. Он пригнал судно на ремонт в Тюмень.

- Судно РТ-300 под смешным названием «Ёжик» стало моим местом работы. По сути своей – это тягач, который тянет за собой либо толкает впереди себя по воде баржу с грузом, - уточняет молодой речник.

«Ёжик» требовал ремонта косметического и технического. С 20 чисел апреля их небольшая команда приводила в порядок транспорт: ремонтировали рулевое управление, моторный отсек, красили палубу, корпус. Там вчерашний школьник узнал, что кухня на судне называется камбуз, а туалет гальюн. А еще у рубки висит не колокол, а рында. Спуск на воду состоялся через месяц. Судно зашло в Антипино, где двое суток шла погрузка стройматериалов на баржу. Затем команда двинулась в сторону севера.

По словам Данила, по Туре они шли крайне медленно – 7-9 км в час из-за мелководья. Речники уверяют, что главная водная артерия Тюмени очень извилистая и малосудоходная. Порой под килем остается 1,5-2 метра. Риск сесть на мель очень высок.

- У нас суперкапитан. Пройти по такой сложной реке не каждый сможет, - с восхищением отзывается тюменец.

Первая поломка случилась на Тоболе. Пришлось вернуться с грузом в порт. Пару-тройку дней ремонтировали, а затем снова в путь. Туру прошли за два дня, вышли снова на Тобол, затем на Иртыш. Там судно развивало скорость до 20 км в час даже вместе с грузом. Молодой человек впервые увидел, как вертолеты забирают воду на тушение лесных пожаров, как качаются на волнах пары лебедей, огромные речные холмы, обрамленные лесом, Обь, известный в Югре мост «Красный дракон», статуи мамонтов на берегу в Ханты-Мансийске. Красоты югорского, ямальского севера, шапки Уральских гор.

Фото автора

- Разница в погоде колоссальная. В Тюмени 3 июня было пекло, я ходил в майке, за Уватским районом стало холодать, пришлось надеть рабочий костюм. Дальше становилось только прохладнее. При выходе на Обскую губу начался шторм. Двухметровые волны качали судно и баржу, дождь, тяжелые тучи и кругом вода. Пронизывающий до костей ветер развивал скорость более 20 метров в секунду. Пришлось надеть зимнюю куртку, - рассказывает Данил.

Капитан спросил новичка, не испуган ли он и нет ли желания вернуться назад. На что получил утвердительное нет. Вернуться домой парень вполне мог, ведь практика требует отработки всего сроком в три недели, а он уже больше месяца в навигации. Но Данилу хотелось испытать себя, да и с командой, как говорится, сроднились.

- У нас тут свой устав. Во-первых, капитан всегда прав. Во-вторых, если капитан не прав, смотри первый пункт, - смеется тюменец. - Третье: инициатива наказуема – тут я полностью согласен. Наша профессия опасная, любой промах может обернуться трагедией, потому нужно слушать и выполнять только то, что требует кэп (капитан. - Прим. ред.), - делится парень.

Команда прошла выдержку чрезвычайной ситуацией. Около десяти дней назад речники взяли баржу со щебнем в Надыме, которую должны были доставить на 50 км выше по реке.

На судне заведен строгий распорядок дня: четко распределены часы вахты, подвахты, завтрак, обед, ужин, часы сна и отдыха. У Данила вахта начинается в 16 часов и до 20 часов, далее отдых и подвахта на пару часов. Новая вахта в четыре утра и до восьми.

- В то утро я поднялся в половине четвертого, заступил на вахту. Наше судно толкало баржу с грузом. Около шести утра мы сели на мель, спустя час удалось с нее сняться. По окончании вахты в восемь утра отправился спать. И тут случилось ЧП. Баржа со щебнем начала тонуть. Позже выяснилось, что она была прохудившейся в нескольких местах. Ситуацию усугублял шторм. Наше судно тоже дало течь, все силы были брошены на то, чтобы спасти наш теплоход, затем вызволить со дна уже затонувшей баржи груз. Двое суток почти без сна и отдыха, без мобильной связи, представляю, как переживали мои родные. Но мы справились. Грамотные, четкие действия капитана позволили нам обойтись без трагедии, - рассказывает внезапно повзрослевший мужчина.

На вопрос, было ли страшно, Данил отвечает, что в той ситуации некогда было думать об эмоциях. Все мысли сконцентрировались на том, что нужно выполнить четкие указания капитана и работать в команде. После ЧП желания вернуться домой у студента не появилось.

- Понимаете, навигация - это сложный и долгий период времени, где ты можешь проверить свои силы и выносливость, и уже в первые месяцы понять, надо ли тебе это, сможешь ли ты, твое ли это. В целом профессия речника - это мое, тут я могу проявить себя как в физической, так и в душевной форме. Мне все нравится, все получается, впечатлений куча, экипаж дружный и опытный, наверное, только из-за этого и стоит попробовать себя в этой профессии. Увидеть красоты, почувствовать эту романтику, после которой хочется работать дальше. Сам планирую дальше служить на речном флоте, тут становишься крепче, взрослее и закаленнее, - говорит Данил.

Молодой речник планирует пройти первую навигацию до конца. В колледж вернется только в ноябре, чтобы продолжить учебу. Всего ему предстоит 4 года обучения, все они будут совмещаться с такой вот практикой. После получения профессии парень желает идти в армию.

- Хочу служить по контракту. Думаю подписать его сроком на пять лет в ВМФ. Тоже флот, только морской, - с улыбкой говорит настоящий мужчина.

- А что же дальше?

- А дальше я вернусь в профессию и буду бороздить наши северные реки, - заверяет тюменец.

Сам Данил понял, что за последний год его жизнь круто изменилась. После двух месяцев работы в команде речников, он понял, что сделал правильный выбор в своей жизни. Теперь его курс направлен на то, чтобы в будущем стать капитаном.

Фото автора

Читайте также:

К Дню города в Тюмени появится новое выставочное пространство