Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Плавучая электростанция «Северное сияние» прославила Тюмень на весь мир

Это был настоящий прорыв

Общество, 18:51, 20 июня 2021,
Слушать новость
Плавучая электростанция «Северное сияние» прославила Тюмень на весь мир. Это был настоящий прорыв.

Недавно указом президента России 12 городам страны было присвоено звание «Город трудовой доблести». В этом почетном списке оказалась и Тюмень. Инициативу общественных и ветеранских организаций города о присвоении этого высокого звания поддержали около 170 тысяч жителей областного центра. Тюменцы приводили массу примеров трудовых подвигов своих земляков, ковавших в годы войны победу над врагом.

Чаще всего называли тот факт, что здесь в Тюмени работало единственное в стране предприятие, производящее торпедные катера «Комсомолец». Это судостроительный завод. Безусловно, это важная часть истории развития промышленности нашего города, не случайно в сквере имени Петра Потапова, бывшего директора завода, установлен памятник легендарному изделию судостроителей.

Но и в мирное послевоенное время судостроительный завод прославил своим трудом родной город. Именно здесь была изготовлена и спущена на воду плавучая электростанция под названием «Северное сияние». Это стало невероятным прорывом в советском кораблестроении, событием, которое принесло нашему предприятию Государственную премию СССР, а также не только всесоюзную, но и мировую славу.

Сегодня об этом знает далеко не каждый тюменец. Мало об этом говорят и пишут СМИ. Даже в 2019 году, в 50-летний юбилей спуска на воду уникального судна, это событие прошло весьма тихо и скромно.

Именно поэтому Юрий Андреев, главный технолог завода с 1958 по 2003 год, вместе с ветеранами предприятия создал сайт «Память о тюменском судостроительном заводе». Здесь собирается и бережно хранится вся информация о знаковых моментах в истории завода. Те, кто заходит на страницы сайта, словно попадают в музей советского пароходства. На одних архивных фотографиях можно увидеть все суда, которые были построены на предприятии, на других — маленький городок, который был возведен специально для работников предприятия и их семей. Есть на сайте и изображение легендарной электростанции. Создатель сайта знает и помнит обо всех историях, связанных с постройкой судна. По его словам, помимо Тюмени рассматривали и множество других вариантов строительства плавучей электростанции. Однако выбор был остановлен на нашем предприятии.

- А почему именно вашему заводу поручили такое важное дело? - поинтересовался я.

- Где-то, как, например, в Москве, не позволяли условия. А где-то затраты, которые могли быть потрачены на транспортировку. Кстати, перегон делал судно дороже на 20 процентов... Это очень дорогое удовольствие, - делится Юрий Андреев.

Тюмень была гораздо выгоднее с экономической точки зрения, поэтому постройку и дальнейшую транспортировку решили начать отсюда. Потребность в плавучих электростанциях тогда была колоссальной. Их с нетерпением ждали во многих городах и рабочих поселках Крайнего Севера. Такой способ электроснабжения по сравнению с протяжкой линий электропередачи был намного доступнее и проще.

Юрий Артемьевич говорит, что 30 апреля 1969 года на тюменской пристани был настоящий праздник. Заводчане пришли на мероприятие с семьями, звучал оркестр. Царила атмосфера победы огромного количества людей, которые вкладывали все свои силы, энергию, знания, душу в постройку станции и подготовку самого ответственного момента - спуска на воду. Но все пошло не по плану, во время этого процесса порвались тросы, которые держали судно.

- И люди без всякого приказа, призывов, команд тут же самоотверженно бросились исправлять ситуацию. А трос-то диаметром 38 миллиметров, его невозможно поднять, завязать вручную, да еще в это время погода была неприятная. Но все-таки справились с этой проблемой. Энтузиазм тогда был огромный в коллективе, — вспоминает Юрий Андреев.

Выводы были сделаны. И все дальнейшие спуски проходили штатно, без происшествий. Спустя несколько месяцев, когда постоянное производство было налажено, в Тюмень приехали инженеры из США и Канады. Их очень интересовало, как же удалось построить эту уникальную электростанцию и какие новаторские технологии применяли специалисты в ходе сборки.

К огромному сожалению, через пару десятилетий началась новая эпоха. Почти вся промышленность в стране начала приходить в упадок, многие известные предприятия были по разным причинам закрыты. Не избежал этой участи и Тюменский судостроительный завод. Но коллектив бережно хранит память о славных страницах истории родного предприятия.

Факты

Длина судна составляла почти 75 метров, ширина 17 метров, а высота почти 21 метр.

По проекту плавучая электростанция «Северное сияние» была оснащена двумя турбогенераторами мощностью по 10 тысяч киловатт.

Первая электростанция была отбуксирована из Тюмени в поселок Черский в Якутии. Она прошла более десяти тысяч километров по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и по Ледовитому океану.

Всего с июня 1969-го по 1983 год построено 6 плавучих станций, которые были направлены в разные уголки страны.

Читайте также:

Тюменцы выбирают место для стелы «Город трудовой доблести»

Недавно указом президента России 12 городам страны было присвоено звание «Город трудовой доблести». В этом почетном списке оказалась и Тюмень. Инициативу общественных и ветеранских организаций города о присвоении этого высокого звания поддержали около 170 тысяч жителей областного центра. Тюменцы приводили массу примеров трудовых подвигов своих земляков, ковавших в годы войны победу над врагом.

Чаще всего называли тот факт, что здесь в Тюмени работало единственное в стране предприятие, производящее торпедные катера «Комсомолец». Это судостроительный завод. Безусловно, это важная часть истории развития промышленности нашего города, не случайно в сквере имени Петра Потапова, бывшего директора завода, установлен памятник легендарному изделию судостроителей.

Но и в мирное послевоенное время судостроительный завод прославил своим трудом родной город. Именно здесь была изготовлена и спущена на воду плавучая электростанция под названием «Северное сияние». Это стало невероятным прорывом в советском кораблестроении, событием, которое принесло нашему предприятию Государственную премию СССР, а также не только всесоюзную, но и мировую славу.

Сегодня об этом знает далеко не каждый тюменец. Мало об этом говорят и пишут СМИ. Даже в 2019 году, в 50-летний юбилей спуска на воду уникального судна, это событие прошло весьма тихо и скромно.

Именно поэтому Юрий Андреев, главный технолог завода с 1958 по 2003 год, вместе с ветеранами предприятия создал сайт «Память о тюменском судостроительном заводе». Здесь собирается и бережно хранится вся информация о знаковых моментах в истории завода. Те, кто заходит на страницы сайта, словно попадают в музей советского пароходства. На одних архивных фотографиях можно увидеть все суда, которые были построены на предприятии, на других — маленький городок, который был возведен специально для работников предприятия и их семей. Есть на сайте и изображение легендарной электростанции. Создатель сайта знает и помнит обо всех историях, связанных с постройкой судна. По его словам, помимо Тюмени рассматривали и множество других вариантов строительства плавучей электростанции. Однако выбор был остановлен на нашем предприятии.

- А почему именно вашему заводу поручили такое важное дело? - поинтересовался я.

- Где-то, как, например, в Москве, не позволяли условия. А где-то затраты, которые могли быть потрачены на транспортировку. Кстати, перегон делал судно дороже на 20 процентов... Это очень дорогое удовольствие, - делится Юрий Андреев.

Тюмень была гораздо выгоднее с экономической точки зрения, поэтому постройку и дальнейшую транспортировку решили начать отсюда. Потребность в плавучих электростанциях тогда была колоссальной. Их с нетерпением ждали во многих городах и рабочих поселках Крайнего Севера. Такой способ электроснабжения по сравнению с протяжкой линий электропередачи был намного доступнее и проще.

Юрий Артемьевич говорит, что 30 апреля 1969 года на тюменской пристани был настоящий праздник. Заводчане пришли на мероприятие с семьями, звучал оркестр. Царила атмосфера победы огромного количества людей, которые вкладывали все свои силы, энергию, знания, душу в постройку станции и подготовку самого ответственного момента - спуска на воду. Но все пошло не по плану, во время этого процесса порвались тросы, которые держали судно.

- И люди без всякого приказа, призывов, команд тут же самоотверженно бросились исправлять ситуацию. А трос-то диаметром 38 миллиметров, его невозможно поднять, завязать вручную, да еще в это время погода была неприятная. Но все-таки справились с этой проблемой. Энтузиазм тогда был огромный в коллективе, — вспоминает Юрий Андреев.

Выводы были сделаны. И все дальнейшие спуски проходили штатно, без происшествий. Спустя несколько месяцев, когда постоянное производство было налажено, в Тюмень приехали инженеры из США и Канады. Их очень интересовало, как же удалось построить эту уникальную электростанцию и какие новаторские технологии применяли специалисты в ходе сборки.

К огромному сожалению, через пару десятилетий началась новая эпоха. Почти вся промышленность в стране начала приходить в упадок, многие известные предприятия были по разным причинам закрыты. Не избежал этой участи и Тюменский судостроительный завод. Но коллектив бережно хранит память о славных страницах истории родного предприятия.

Факты

Длина судна составляла почти 75 метров, ширина 17 метров, а высота почти 21 метр.

По проекту плавучая электростанция «Северное сияние» была оснащена двумя турбогенераторами мощностью по 10 тысяч киловатт.

Первая электростанция была отбуксирована из Тюмени в поселок Черский в Якутии. Она прошла более десяти тысяч километров по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и по Ледовитому океану.

Всего с июня 1969-го по 1983 год построено 6 плавучих станций, которые были направлены в разные уголки страны.

Читайте также:

Тюменцы выбирают место для стелы «Город трудовой доблести»