Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Этнографический музей под открытым небом интересен тюменцам всех возрастов

В Тюменской области в мире и согласии живут представители 150 этносов. Родным регион стал и для коренных малочисленных народов Севера.

Общество, 20:12, 26 января 2019,
Слушать новость
Этнографический музей под открытым небом интересен тюменцам всех возрастов. В Тюменской области в мире и согласии живут представители 150 этносов. Родным регион стал и для коренных малочисленных народов Севера..

Осенью 2018 года в Тюменском районе открылся этнографический музей под открытым небом «Увас мир хот» (Дом северных людей), который получил награду общественного признания в номинации «Дебют года» по версии «Клуба-7».

Лыжи-волокуши и облас из кедра

Экскурсию по этностойбищу с демонстрацией традиционных национальных обрядов для взрослых и детей проводит руководитель ТООО КМН «Кедр» Ирина Малых. Гости центра идут по импровизированной охотничьей тропе, на которой расположены различные «экспонаты».

Туристический маршрут начинается с «Юх хот» – хантыйского деревянного дома, ханты по сей день ведут традиционный образ жизни на стойбищах в Уватском районе.

- Дом рассчитан на молодую семью, состоящую из мамы, папы и малыша , – рассказывает Ирина. – Впоследствии хозяин делает пристрои, в которых могут поселиться родители, другие старшие родственники. В доме – оленьи шкуры, над ними находится полог, держащий тепло, кисы, берестяная люлька для младенца (прекрасный природный антисептик) .

На улице у входа – подбитые мехом лыжи-волокуши, которые двигаются только вперед. Особая роль на стойбище отводится лабазам, где хранятся различные снасти, еда (кедровые шишки, сухая рыба, травы для чая), рыбацкие сети, демисезонная одежда. Ножки лабаза – специальной формы, в виде шляпки гриба, которую не могут преодолеть грызуны. Этой же цели служит приставная лестница: ее можно убрать в любой момент.

- Сотрудники этноцентра берегут и обласа – лодки-долбленки из цельного ствола дерева. - Этот облас, из осины, используется для хозяйственных нужд. А вот лодка из капризного в обращении дерева – кедра, очень быстрая. Среди главной ее заслуги – 13 медалей, завоеванных на чемпионате по гребле на обласах , – подчеркнула экскурсовод.

Многие километры тайги занимают хантыйские угодья, поэтому по их периметру мужчины ставят охотничьи домики. Внутри – стрелы, луки, рога и шкуры, метательные топоры, береста, керосиновая лампа, печка, консервы с едой. Все то, что может пригодиться заночевавшему здесь охотнику. Обязательное условие – оставить что-то после себя: патроны, еду, соль.

Обряд очищения

Семь – священное число для народов Севера. С ним связано множество обрядов. Один из самых распространенных – обряд очищения, который проходят все желающие. Затем можно загадать желание (непременно доброе!) и повязать красную ленточку на дерево.

- Народ манси считает медведя прародителем, его называют хозяином, старшим братом, хозяином тайги. Вы видите, что и здесь он хлебосольно встречает гостей , – говорит Ирина.

Семьи у народов Севера большие, дома сидеть не принято. Как только приходит весна, коренные жители выбираются на летнюю кухню, где есть все необходимое для приготовления пищи, в том числе тут ют пай – национальный дровяник. Складывать его – целое искусство, ведь дрова (тонкие стволы деревьев) должны быть сухими и мгновенно разжигаться в любое время года, в том числе под дождем и в трескучий мороз. Северные народы очень гостеприимны: усталых с дороги гостей пригласят отведать чая, сделанного из разных видов трав, и подкрепиться наваристой ухой.

Строжайший патриархат

В чуме ненцев стоять невозможно: здесь очень дымно, поэтому чем ниже кровать в чуме, тем комфортнее его обитателям. Зимой дым способствует просыханию шкур и нюков (покрытия для чумов), летом —защищает от гнуса.

- У ненцев – строжайший патриархат, и каждое место в чуме закреплено за определенным человеком. Во главе садится хозяин чума, рядом располагаются его сыновья и гости со стороны главы семьи. На женской половине – представительницы прекрасного пола и дети. Женщина не должна пересекать священный шест, который делит чум на две части, – объясняет Ирина Малых. – Домашние обязанности четко распределены: женщины собирают и разбирают чум, готовят еду, мужчины свою работу делают на улице (следят за оленями, добывают пропитание), поэтому в чум приходит только отдыхать. Ему подают пищу, чай, сушат обувь. Ненцы – кочевники, и разборный чум является для них максимально удобным жилищем в условиях тундры.

И взрослых,и детей с этностойбища не отпустят без веселых подвижных игр. Любимая забава – перетягивание палки и набрасывание колец на рога оленя.

У сотрудников этнографического музея под открытым небом – большие планы: создание полноценного ненецкого подворья, оборудование мест для стрельбы из лука и винтовок, установка игровой зоны. Безусловно, изюминкой для туристов станет катание на оленях, хаски и лайках.

Читайте также:

Тюменский проект «Сохраним демьянских хантов!» в число победителей Фонда президентских грантов

В музейном комплексе имени Словцова гостит необычная выставка

Осенью 2018 года в Тюменском районе открылся этнографический музей под открытым небом «Увас мир хот» (Дом северных людей), который получил награду общественного признания в номинации «Дебют года» по версии «Клуба-7».

Лыжи-волокуши и облас из кедра

Экскурсию по этностойбищу с демонстрацией традиционных национальных обрядов для взрослых и детей проводит руководитель ТООО КМН «Кедр» Ирина Малых. Гости центра идут по импровизированной охотничьей тропе, на которой расположены различные «экспонаты».

Туристический маршрут начинается с «Юх хот» – хантыйского деревянного дома, ханты по сей день ведут традиционный образ жизни на стойбищах в Уватском районе.

- Дом рассчитан на молодую семью, состоящую из мамы, папы и малыша , – рассказывает Ирина. – Впоследствии хозяин делает пристрои, в которых могут поселиться родители, другие старшие родственники. В доме – оленьи шкуры, над ними находится полог, держащий тепло, кисы, берестяная люлька для младенца (прекрасный природный антисептик) .

На улице у входа – подбитые мехом лыжи-волокуши, которые двигаются только вперед. Особая роль на стойбище отводится лабазам, где хранятся различные снасти, еда (кедровые шишки, сухая рыба, травы для чая), рыбацкие сети, демисезонная одежда. Ножки лабаза – специальной формы, в виде шляпки гриба, которую не могут преодолеть грызуны. Этой же цели служит приставная лестница: ее можно убрать в любой момент.

- Сотрудники этноцентра берегут и обласа – лодки-долбленки из цельного ствола дерева. - Этот облас, из осины, используется для хозяйственных нужд. А вот лодка из капризного в обращении дерева – кедра, очень быстрая. Среди главной ее заслуги – 13 медалей, завоеванных на чемпионате по гребле на обласах , – подчеркнула экскурсовод.

Многие километры тайги занимают хантыйские угодья, поэтому по их периметру мужчины ставят охотничьи домики. Внутри – стрелы, луки, рога и шкуры, метательные топоры, береста, керосиновая лампа, печка, консервы с едой. Все то, что может пригодиться заночевавшему здесь охотнику. Обязательное условие – оставить что-то после себя: патроны, еду, соль.

Обряд очищения

Семь – священное число для народов Севера. С ним связано множество обрядов. Один из самых распространенных – обряд очищения, который проходят все желающие. Затем можно загадать желание (непременно доброе!) и повязать красную ленточку на дерево.

- Народ манси считает медведя прародителем, его называют хозяином, старшим братом, хозяином тайги. Вы видите, что и здесь он хлебосольно встречает гостей , – говорит Ирина.

Семьи у народов Севера большие, дома сидеть не принято. Как только приходит весна, коренные жители выбираются на летнюю кухню, где есть все необходимое для приготовления пищи, в том числе тут ют пай – национальный дровяник. Складывать его – целое искусство, ведь дрова (тонкие стволы деревьев) должны быть сухими и мгновенно разжигаться в любое время года, в том числе под дождем и в трескучий мороз. Северные народы очень гостеприимны: усталых с дороги гостей пригласят отведать чая, сделанного из разных видов трав, и подкрепиться наваристой ухой.

Строжайший патриархат

В чуме ненцев стоять невозможно: здесь очень дымно, поэтому чем ниже кровать в чуме, тем комфортнее его обитателям. Зимой дым способствует просыханию шкур и нюков (покрытия для чумов), летом —защищает от гнуса.

- У ненцев – строжайший патриархат, и каждое место в чуме закреплено за определенным человеком. Во главе садится хозяин чума, рядом располагаются его сыновья и гости со стороны главы семьи. На женской половине – представительницы прекрасного пола и дети. Женщина не должна пересекать священный шест, который делит чум на две части, – объясняет Ирина Малых. – Домашние обязанности четко распределены: женщины собирают и разбирают чум, готовят еду, мужчины свою работу делают на улице (следят за оленями, добывают пропитание), поэтому в чум приходит только отдыхать. Ему подают пищу, чай, сушат обувь. Ненцы – кочевники, и разборный чум является для них максимально удобным жилищем в условиях тундры.

И взрослых,и детей с этностойбища не отпустят без веселых подвижных игр. Любимая забава – перетягивание палки и набрасывание колец на рога оленя.

У сотрудников этнографического музея под открытым небом – большие планы: создание полноценного ненецкого подворья, оборудование мест для стрельбы из лука и винтовок, установка игровой зоны. Безусловно, изюминкой для туристов станет катание на оленях, хаски и лайках.

Читайте также:

Тюменский проект «Сохраним демьянских хантов!» в число победителей Фонда президентских грантов

В музейном комплексе имени Словцова гостит необычная выставка