×
В социальных сетях
В печатной версии

Алексей Гуськов: «А без мечты ничего не получится!»

В минувшие выходные в Тюмени побывал народный артист России, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Алексей Гуськов, человек столь неординарный, сколь и талантливый – за словом в карман не полезет, при этом обаяет так, что голова закружится. 
Работы Алексея Гуськова в кино и театре всегда запоминаются.

В Западную Сибирь Алексей Геннадьевич привез новую картину «Вечная жизнь Александра Христофорова», автором идеи которой является. Более того, сыграл в ней главного персонажа. А также спродюсировал «кинопродукт», то есть вывел его на большой отечественный экран. Гуськов, знающий наизусть всего «Евгения Онегина» (в театре имени Вахтангова, где служит, он играет в одноименном спектакле), может по щелчку пальцев собрать огромный зал на творческий вечер – и читать, читать, читать. А тут – фильм, тестовый показ в регионе. Но и он вызвал интерес тюменцев, а еще прежде – екатеринбуржцев, жителей всего Дальнего Востока. 

Картина, снимавшаяся на южном берегу Крыма при учас-тии Игоря Угольникова, Оксаны Фандеры, Лидии Вележевой, Романа Курцына, Станислава Любшина, Сергея Бурунова – это то, что продлит россиянам такое короткое лето, это та самая волшебная пилюля от октябрьской хандры, потому что – про любовь, ее поиск и обретение. А что еще нас может волновать сильнее?!

После презентации «Вечной жизни» Алексей Гуськов встретился с тюменскими журналистами. Кстати, это один из немногих актеров, который уважает наш труд и обстоятельно отвечает на все вопросы. 

– Алексей Геннадьевич, как долго вы работали над сценарием? 

– Десять лет назад в Интернете стало модным проводить опросы. Например, такие: что бы вы сделали в первую очередь, если б узнали, что вам осталось жить две недели? Самое удивительное, ответы типа «полететь на Луну», «побывать в Антарктиде», «заработать много денег», «поменять машину», «улучшить бытовые условия» – все они оказались на последних позициях, а на первых – «про любовь». Получается: самое главное человеческое желание – быть любимым и любить самому.

Я «запнулся» за эту идею, оформил ее на страничку, и вот она жила, жила во мне. Потом появился соавтор (ведь придумать-то просто, а развить, не потерять по ходу дела – очень трудно), и мы расписали все уже страничек на 35 – выходила короткометражная картина, но туговато-серьезная. Дальше сходил на передачу к Урганту, а у него там редактура – дай боже! Есть, в частности, два перца Павел Виноградов и Вячеслав Омутов, они как-то уже помогали для одной моей картины править диалоги, и так блестяще это сделали, что запомнились.

В общем, ребята подарили герою Шуре Христофорову сны, придумали парк развлечений, где он работает. А потом я встретился с Женей Шелякиным, режиссером с ироничной интонацией, умеющим сочетать истории «от плинтуса» со сказками. Женя в свою очередь нашел еще одного соавтора Павла Усачева. И вот такой компанией мы дописали сценарий.
В конце фильма есть строка-посвящение. «Вечную жизнь» команда адресовала Бахтиеру Худойназарову, очень большому российскому кинематографисту, к сожалению, рано ушедшему. Помните фильм «Лунный папа»? Его! Это он Чулпан Хаматову как актрису произвел на свет. Бахтиер был романтиком: море (не мог без моря), кудрявая женщина на фоне волн... Так все и родилось. 

– В вашем герое есть что-то от героя Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Может, показалось?

– Первым мне об этом сказал Иван Демидов, телеведущий. А потом про «солнечного раздолбая» после тестового показа в Хабаровске я прочел в комментариях. Одна женщина написала: как же хочется пронестись с вашим Шуриком по берегу моря! Мы все стремимся к легкости, необязательности, а ночью в тишине едим таблеточки, думаем о жизни...

– А что от вас в Шуре Христофорове?

– Ну что: тело, лицо, психофизика и так далее... Очень много моих мыслей по поводу того, где, как и зачем мы живем. Отчего мы ночью отрезаем тонкий пластик плавленого сырка, стопку опрокидываем, и все, что накопилось за день, – туда, в Сеть? Клац – и опубликовали! Отчего у нас такое количество обид? Много думаю о том, во что превращается наш мир. Ведь и парк развлечений в фильме неслучаен: детей сейчас воспитывают на лозунгах «надо добиться», «надо победить», «надо что-то обязательно сделать».

А надо ли? И вот мой Шурик каждое утро «надевает» на себя другого человека – легионера.

На тестовых просмотрах порадовало, что молодой части зрительской аудитории понравились взаимоотношения моего героя и героини Оксаны Фандеры – когда она его бесконечно лупит, а он терпит. Система координат строится на терпении и понимании. Ведь мужчина по определению должен быть выносливей!  

– Как у вас получилось стать продюсером?

– Да я давно этим занимаюсь. А начал, когда все русское кино погибало. В начале 90-х годов в стране вышло всего пять фильмов. Мы тогда с товарищем купили факс, заказали книгу «Кино как бизнес», прочитали ее, поняли, что сначала надо написать краткий синопсис фильма, перевести его на все языки мира и всем разослать. Только четыре дня на пару с ним нажимали кнопку факса. Целых четыре дня! Вы только представьте! Самое смешное: получили три ответа, а картину сделали совместно с Германией. Руководил студией в 124 штатных сотрудника – делали первый мультсериал «Незнайка на Луне». Дальше – «Граница. Таежный роман» совместно с Александром Миттой. Вывели тогда группу актеров, которые лет на десять точно определили лицо отечественного телеформата.

Не все мои продюсерские проекты успешны. На ТВ проще. А в большом кино ты ходишь по топкому болоту и не понимаешь, получился фильм или нет. Осознать это можно отнюдь не на гламурной премьере в Мос-кве или Питере, а только на показах в регионах.

Так активно езжу сейчас по стране с «Вечной жизнью» затем, чтобы увидеть, кто сидит в зрительном зале. По субъектам «картинка» очень разнится: на Дальнем Востоке – одно, в Сибири – другое. Слежу, вспоминаю, что в 90-е в кинотеатрах были одни кроссовки. Отмечу, что «культура смотрения» теперь есть. Любой рынок, в том числе киношный, должен иметь мораль и этику, в противном случае он превращается в зону.

Кадр из фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова» || Фото с сайта: kinopoisk.ru. Автор неизвестен.
 

– Раньше наше кино грузило, сейчас оно более легкое. Режиссерам надоело снимать грусть?

– В какой-то момент Россия стала страной, победившей артхаус (единственным выходом для режиссеров авторского кино стали поездки на заграничные фестивали). Зритель просто наелся всего серьезного, «тугого», так скажем. 

И вот строятся большие кинотеатры, киноиндустрию поддерживает телевидение, появляется прокат, вырастает поколение индустриальных режиссеров, операторов, сценаристов, продюсеров, умеющих работать с большим визуалом. Уже два года назад мы наблюдали такую динамику: кровным рублем российский зритель стал голосовать за отечественное, а не американское кино. Это обычная статистика – никто никакие рычаги не запускал. Человек просто хочет купить билет, прийти, сесть, забыть о кухнях-пеленках и отключиться, визуально отключиться.

Мы, имею в виду российскую киноотрасль, реально научились делать фильмы качественные, по всем законам восприятия. И я хочу снимать только такое. Артмейнстримом называется. Человек сверхобразованный, начитанный отыщет какие-то смыслы, а человек обычный, непритязательный просто посмотрит забавную историю.

И на здоровье! Кстати, на следующий год в это же время буду выпускать новую картину. 

– Фильмография у вас достаточно серьезная. Какую работу в кино вы больше любите и вспоминаете с упоением?

– Французский большеформатный фильм «Концерт» и итальянский телевизионный «Он святой, он человек». В обеих этих работах режиссеры поставили задачи, которые боялся не осилить. Разве мог подумать, что смогу дирижировать оркестром из 55 музыкантов? Но Раду Михайляну, невозможный перфекционист, настолько был заражен сам и заразил меня, что у нас получилось!

А еще – половина ленты ведь на французском. А мне, извините, когда приступал к ней, уже за 50 лет было. Никогда не учил французский, но таково было условие: говорить на языке, пусть и с русским акцентом.

Во второй работе только грим занимал больше четырех часов – играл-то я Иоанна Павла II. Времени, чтоб настроиться, уходило тоже порядочно – все-таки в мире два с половиной миллиона католиков, и картина готовилась специально к канонизации.

Через полгода после премь-еры был в Италии, ехал на такси. Водитель всю дорогу поворачивал голову, улыбался. А когда прибыли на место, попросил фото для своей мамы – узнал. 

В корочках у меня написано что? Актер драматического театра и кино. Я должен качественно исполнять свою работу. А дальше начинаются чудеса. Фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова» – тоже чудо. Это тот ребеночек, который уже встал на ножки и потихоньку пошел. Да, еще с вихром, где-то прихрамывает, но он самый-самый дорогой! 

Опубликовано: газета, №185 (4720).

Читать больше:

Тюменский художник Анатолий Квасневский впервые оформил персональную выставку

Выставка работ художника Анатолия Квасневского открывается в Тюмени

298Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
На сцене концертного зала имени Юрия Гуляева 19 октября состоялся концерт Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО) под управлением Народного артиста России Павла Когана. 
Местный бомонд проведет вечер в стиле Ильфа и Петрова.
В городе проходит X Международный театральный молодежный фестиваль.
В планах у общественников – конференции, форумы, конкурсы.
В концертном зале имени Юрия Гуляева Тюменской филармонии состоялся концерт «Космос. Музыка. Человек». 
Горожан познакомят с новинками итальянского кино.
В областном центре стартовал фестиваль творчества «Вдохновение».
Обмен осуществится в рамках работы регионального музейно-просветительского объединения.