Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

1 сентября: Кто в школе главный?

Ученик – учитель – директор – родитель! Идеальная формула для жизнеобеспечения отдельно взятой школы.

Образование, 08:00, 01 сентября 2018,
Слушать новость
1 сентября: Кто в школе главный?. Ученик – учитель – директор – родитель! Идеальная формула для жизнеобеспечения отдельно взятой школы..

Накануне Дня знаний мы задались вопросом: кто в школе главный? Ученик? Конечно. Для него школа и построена. Учитель? И он. Он научит ученика тому, что пригодится в будущем, даст основы какой-то профессии. Директор главный? Все верно. Кому под силу таким образом развести школьные потоки, чтобы хорошо стало всем? Только специалисту-стратегу. Не стоит забывать и о родителе. Это четвертая сторона нашего воображаемого образовательного «квадрата» или, если угодно, четвертое звено единой цепи.

Директор Наталья Фомичева

Прежде чем спросить с других, сумей сделать это сам

Тюменская областная физико-математическая школа на неделю раньше других общеобразовательных учреждений начала учебный сезон (кстати, он уже четвертый по счету): уроки юным гениям, а их теперь 362 человека, преподают в «Ребячьей республике». Там же мальчишки и девчонки заряжаются настроением и здоровьем – им столько всего предстоит в течение года, что загородные, накануне осени полученные впечатления будут совсем не лишними.

Физмат у всех на слуху: победы и показательные выступления на олимпиадах по профильным предметам, третье место в Китае по робототехнике, абсолютное лидерство на состязаниях по экономике (это самые свежие награды). Своими ребятами директор Наталья Фомичева, конечно, гордится, но самое главное – верит в их успех и через пять, и через десять лет. Тот, кто пройдет школу Фомичевой и ее команды, не потеряется, не заблудится во времени и пространстве.

А что же сам руководитель?

С математикой и информатикой Наталья дружила со школы.

– Интерес к этим предметам – от моих учителей, которые доходчиво и увлеченно, шире рамок, установленных программой, давали материал. Мой педагог в Тобольске – Александра Тимофеевна Коробейникова: она до сих пор трудится, мы держим связь. Образец во всем – Николай Лицман, директор тобольской гимназии, в честь которого ее потом назвали. Я, как и Николай Дмитриевич, «болела» песнями под гитару, коллективным творчеством – оба мы в свое время работали вожатыми в «Артеке». И так все удачно совпало, звезды сошлись: Лицман пригласил меня в гимназию учителем, а чуть позже перевел в завучи по воспитательной работе. В Тюмени около шести лет возглавляла школу № 15 и вот уже четвертый год – директор физико-математической школы. На последнее предложение, полученное от губернатора Владимира Якушева, откликнулась с удовольствием, потому что всегда о подобном мечтала, – рассказала Наталья Александровна.

– Первое сентября для меня – особая дата. Ведь День знаний я встречаю 34-й раз! Звенит звонок, и я иду: сначала – в школу, в первый класс. Помню белоснежный фартук и огромный букет георгинов, из-за которых меня не было видно. В 1994 году школьный звонок прозвенел уже как для выпускницы Дегтяревской средней школы. Вопрос о выборе профессии даже не стоял: продолжила педагогическую династию и поступила в институт. Очень запомнился 1 сентября 2000 года, когда переступила порог родной школы в качестве учителя математики. Поздравить меня пришла бабушка Вафия Алиулловна. До сих пор помню ее слова: «Всю себя отдавай работе, сердцем чувствуй каждого ученика. Наш труд – самый главный на земле». С этим напутствием я и иду вперед.

Рузалия БАЯЗИТОВА, педагог, г. Тобольск

Эталон для Фомичевой, о чем она не устает повторять, – именно Лицман, учивший быть хорошим учителем, который нужен детям каждую минуту, хорошим завучем, который должен обеспечивать сегодняшний день школы, постепенно готовящий к директорству (а директор – стратег, отвечающий за завтра и послезавтра).

И вот уже около десяти лет Наталья Фомичева – в директорском кресле. Сколько всего замечательного осталось от нее в «пятнашке»! Это и октябрьские балы в конце первой учебной четверти, и фестиваль дидактических спектаклей, и атмосфера доброжелательности. Физмат, конечно, – совсем другой «ребенок».

– Это школа с индивидуальным почерком, характером. Мы не стремимся никому подражать – берем лучшее, но идем своим путем, ведь тюменский физмат создавался, чтобы удовлетворять нужды региона, помогать в развитии инженерного образования в тех отраслях, которые считаются стратегическими для нашей территории, – комментирует руководитель.

– В первый класс я пошла в 1972 году. До сих пор в памяти храню имя первой учительницы: звали ее Клавдия Ивановна. Помню первый букет из незатейливых дальневосточников (это цветочки, похожие на ромашки) и свои косички с белыми бантами. А еще помню, когда я пришла из школы, бабушка испекла блины в честь такого большого праздника, и мы сели пить чай с карамельками.

Марина БЕРЕЗИНА, сотрудница Бердюжского РДК

Отрадно, что за специальным образованием в Западную Сибирь едут ученики из Свердловской и Курганской областей, с Алтая и даже из Краснодара. В новый учебный год иногородних школьников в физмате будет 36. Кстати, на 2018–2019 учебный год здесь набрали один пятый класс и дополнили параллель в седьмых, восьмых, десятых классах. В конце же сезона физико-математическая школа сделает первый выпуск!

Директор с волнением ждет этого момента. Говорит, что не боится за своих: если поступят в столичные вузы, после обучения вернутся в Тюмень – их воспитывают в любви и уважении к малой родине.

– Наталья Александровна, успеваете преподавать? – не удержалась я от такого вопроса.

– Я скучаю по преподаванию, но мне как директору еще многому нужно научиться, поэтому стараюсь не отвлекаться от стратегических вопросов. Вот на уроки хожу часто, общаюсь с учениками на переменах.

– Ваше золотое правило на этом поприще?

– Директор должен все уметь делать. Если ты хочешь, чтобы коллеги креативили, выходи к ним с горящими глазами и собственной идеей. Когда ты горишь сам, когда ты умеешь все сам, только тогда можешь спрашивать с других.

Учитель Александр Вяткин

Как случайность может изменить всю жизнь

В Быструхинской школе Абатского района более 30 лет трудится замечательный педагог Александр Вяткин. Все это время умный, внимательный, по-хорошему эмоциональный учитель неустанно дарит частичку своей души ребятам всех возрастов.

Сколько знаний, упорного труда, любви и доброты потребовалось Александру Николаевичу, чтобы за три десятилетия дать глубокие, прочные знания сотням сельских мальчишек и девчонок?! Он – наставник, который находится в вечном поиске (тем более поиск изначально заложен в его предмете географии). И он же – завуч, которого уважают и в селе, и во всем районе.

Родился Вяткин в деревне Чумашкино Абатского района. Учился в Коневской школе. Из всех предметов легче всего ему давалась именно география, а в путешествия так и вовсе тянуло с голопузого детства. После окончания школы ушел в армию. Отслужив, решил поступать на исторический факультет Тюменского госуниверситета, а в итоге оказался на факультете географии.

В 1984 году после института работать приехал в Быструшинскую среднюю школу – в то время распределением ведал вуз, но и пожелания выпускников учитывались, а Александр хотел только на родину.

– Я учился в те времена, когда все носили единую форму – темно-синюю. Помню раннее утро в Кургане. К школе «течет» река из ребят: все одинаковые, с букетищами цветов, тоже, кстати, похожих. Сейчас это можно сравнить с шествием футбольных болельщиков на стадион. И страшно немного – потому что людей море. И красиво невероятно.

Сергей СКОБЕЛЕВ, актер Тюменского драматического театра

В сельской школе Вяткину предложили полную ставку по военному делу и несколько часов географии. Он согласился и приступил! Позже увлекся туризмом сам и заразил этим делом учащихся: со школьниками Александр Николаевич обошел весь Абатский район и территорию вокруг Ишима. Дружная команда Вяткина участвовала в экологических и археологических экспедициях, сама организовала подобные встречи. На байдарках плавали до Иртыша, по рекам Чусовой в Свердловской области и Белой на Южном Урале. В памяти остались походы по юго-западному Крыму от Бахчисарая до Ялты, по Горному Алтаю к реке Бие, озерам Байкалу и Телецкому. Только такое личное знакомство с природой позволяет лучше понять сам школьный предмет.

Александра Вяткина обожают его ученики. Их педагог прост и открыт в общении, эрудирован, требователен к себе. Он заботливо следит за развитием каждого ученика исходя из индивидуальных особенностей, воспитывает наблюдательность, умение самостоятельно работать. Воспитанники быструшинского географа отличаются любознательностью,  решают исследовательские задачи, охотно читают, декламируют, сочиняют истории. Кроме того, школьные дети Вяткина являются постоянными участниками и призерами городских, районных конкурсов, олимпиад по географии. Некоторые ученики часто выходят на всероссийский олимпиадный уровень, демонстрируют отличные результаты при сдаче ЕГЭ.

За многолетний безупречный труд Александр Вяткин удостоен звания «Почетный работник общего образования». Это педагог высшей квалифицированной категории. Александр Николаевич и сейчас изучает новейшие достижения педагогической науки, так как учителю необходимо идти в ногу со временем, а времена так быстро меняются.

Ученик Аня Гиблер

Хрупкий мир природы в руках

Шестиклассница ишимской школы № 7 Анна Гиблер мечтает стать ученым-биологом. За первоклассные исследовательские работы девочка попала в Книгу одаренных детей России. Аня с четвертого класса является стипендиатом главы города, дважды была поощрена поездкой на Кремлевскую новогоднюю елку и путевками в «Артек».

Накануне нового учебного года Аня подготовила солидный исследовательский материал о клещах. Работа ей заранее интересна, и рассказывает о ней школьница с блеском в глазах:

– В этом году случилось настоящее нашествие клещей – все лето их собирали и нашли более трехсот. Представляете, четырех на детских площадках обнаружили! Опыты проводили, выявляя эффективность девяти аэрозолей. Какой из них лучше? – загадочно улыбается юная исследовательница. – Позже узнаете из моей работы. Одно скажу: производят его в Тюмени.

– Для меня День знаний – это большой праздник, потому что в моей семье всегда было много учителей. Мама и бабушка, родные тети работали педагогами. Хотя сейчас работаю по другому календарю – «живу» в бюджетном году, все равно в начале сентября испытываю ощущение наступления нового года и вместе с ним возможности многое начать заново, сформировать новые привычки, запланировать дела и проекты. Каждый раз жду эту дату с нетерпением!

Ольга ПЕТРУШИНА, куратор молодежных проектов, г. Тюмень

Аня – патриот области и родного города. Мечтает стать ученым-биологом и найти применение своим открытиям в пределах Тюменского региона. Научный руководитель девочки – учитель химии и биологии высшей категории школы № 7 города Ишима Татьяна Тарицына, а группа опоры и поддержки – дружная семья: папа, мама и сестра Танюша, выпускница президентской академии, которая живет и трудится в Северной столице.

Кстати, мама Елена Сергеевна во всем еще и помощница отменная, а однажды для практического подтверждения проекта дочери «Загадочное кружево паутины» добровольно получила ожог на руке, чтобы доказать лечебную силу паучьих сетей. Вот такие они, милые, добрые и отважные мамы.

Собирать «портфолио» Аня начала со второго класса с работы о хлебе. Вспоминает, как понравилось не только выступать перед большой аудиторией, но и на вопросы подробно отвечать. Теперь, имея за плечами солидный опыт выступлений на всероссийских и международных конференциях, исследовательница предпочитает сама задавать вопросы, сохраняя живую обратную связь. Безусловно, это один из залогов успеха будущего ученого!

За четыре года папка с дипломами, грамотами и похвальными листами за отличную учебу стала пухлой. Пора уже и новую заводить. А к окончанию школы точно многотомник из поощрений соберется!

– Самый любимый мой конкурс – областной детский экологический форум «Зеленая планета», – признается Аня. – Нравится участвовать сразу в нескольких номинациях. В прошлом учебном году участвовала в пяти: делала платье, поделки, рассказывала об орнитологе, читала наизусть стихотворение, а еще мастерила мясорубку, которая перерабатывает дары природы в деньги.

Моя юная героиня – настоящая выдумщица и искусница. Даже вязать одежду из природного материала научилась. Пытаясь найти альтернативу хлопку, для работы «Использование растений в качестве натурального текстильного сырья» собирала крапиву двудомную, из волокон которой рубашку сотворила.

– Для меня школа была в первую очередь источником получения знаний – учился всегда довольно хорошо. С 7-го класса начал участвовать в олимпиадах по математике и физике, дополнительно изучал и другие предметы. Задел школьных знаний помог поступить в университет на бюджетное место. Сегодня продолжаю самообразовываться – этому способствует волонтерская деятельность. Хочется пожелать современным школьникам больше участвовать в проектной и волонтерской работе, которая позволяет приобретать новый жизненный опыт и полезные навыки.

Дмитрий ВЕЛИЖАНИН, представитель экологического движения

«Зеленый хоровод», г. Тюмень

А еще девочка не расстается с фотоаппаратом: более 100 видов птиц попали в ее объектив. В качестве фотомодели больше понравилась галка, а для эстетического наслаждения – дубонос, который к рукотворной кормушке прилетает. Да, кормушки семья Гиблер фантазирует разные. Последняя была в виде совы из пятилитровой бутылки, украшенной шпагатом и ярко-желтыми нитками.

Главное, Аня понимает: любить и изучать природу – значит быть в ответе за всех, кто в ней обитает.

Родитель Наталья Елисеева

Супер-мама может все!

Воспитывайте себя, а не детей – они все равно вырастут похожими на вас. Такого правила придерживается многодетная мама Наталья Елисеева из поселка Голышманово. Она считает, что нравоучения не дают положительного эффекта при общении с ребенком. Главное тут – добрые поступки взрослых, здоровая атмосфера в семье: малыши с первых дней должны «впитывать» все лучшее!

– С мужем Алексеем растим троих детей, – рассказывает Наталья Николаевна. – Оба работаем: я – в архиве, он – в лесничестве. Несмотря на занятость, стараемся больше быть с ребятишками. Зимой все вместе встаем на коньки или лыжи. Летом выезжаем на экскурсии по городам или на природу: гуляем по лесу, устраиваем пикники, рыбачим, играем в волейбол или догонялки.

О своей дружной семье Наталья Елисеева готова говорить часами, а сама в эти минуты светится изнутри. Пятнадцатилетняя Настя увлекается музицированием – в этом году окончила Голышмановскую школу искусств имени Шарохи по классу фортепиано. Еще девушка мечтает стать журналистом, для чего занимается в клубе юных корреспондентов «Информ+» при районном Дворце культуры «Юность». Ее заметки не раз печатались на страницах местной газеты. В прошлом году Анастасия получила региональную детскую премию «Золотой Нафаня» в номинации «Самый успешный юный участник социальных программ». Двенадцатилетняя Даша победила в конкурсе «Живая классика», проникновенно продекламировав рассказ «Фотографии» Анатолия Приставкина о детях войны. Она ходит в театральную студию «Зазеркалье», любит танцевать и мастерить поделки из бумаги. Пятилетний Елисейка (так ласково мальчугана называют в семье) с удовольствием собирает конструкторы лего.

– Дочери учатся в школе № 2. Я выпускница этой же школы, – поделилась Наталья. – Во время учебы выступала в составе танцевальной группы, посещала кружок «Художественное слово» в Доме пионеров. В общем, была активным ребенком. Своих детей поддерживаю не словами, а делами: участвовала в районном конкурсе «Супермама», где завоевала призовое место благодаря своим близким – так сильно они за меня болели! Вместе с мужем готовим поделки из овощей и участвуем в празднике «Осенние фантазии». Наш «конек» – танцевальные состязания и фотоконкурсы. Папа берет дочек на посадки елочек и сосен – это часть трудового воспитания. У каждого нашего ребенка есть обязанности по хозяйству. Учим самостоятельности и ответственности, заботе о себе и близких, честности и  уважению к старшим. Вкладываем в них душу, чтобы выросли достойными людьми.

Елисеевы не перебрасывают родительские обязанности на педагогов, ссылаясь на занятость на работе и бешеный ритм жизни, а активно участвуют в процессе воспитания детей. Родительские собрания не пропускают. Наталья является членом клуба активных родителей, созданного в школе № 2 в конце прошлого года. Посещение торжественной линейки 1 сентября для семьи Елисеевых – традиция. День знаний обычно отмечают чаепитием в кругу семьи или вылазкой на природу.

Опубликовано: газета №157(4692)

Накануне Дня знаний мы задались вопросом: кто в школе главный? Ученик? Конечно. Для него школа и построена. Учитель? И он. Он научит ученика тому, что пригодится в будущем, даст основы какой-то профессии. Директор главный? Все верно. Кому под силу таким образом развести школьные потоки, чтобы хорошо стало всем? Только специалисту-стратегу. Не стоит забывать и о родителе. Это четвертая сторона нашего воображаемого образовательного «квадрата» или, если угодно, четвертое звено единой цепи.

Директор Наталья Фомичева

Прежде чем спросить с других, сумей сделать это сам

Тюменская областная физико-математическая школа на неделю раньше других общеобразовательных учреждений начала учебный сезон (кстати, он уже четвертый по счету): уроки юным гениям, а их теперь 362 человека, преподают в «Ребячьей республике». Там же мальчишки и девчонки заряжаются настроением и здоровьем – им столько всего предстоит в течение года, что загородные, накануне осени полученные впечатления будут совсем не лишними.

Физмат у всех на слуху: победы и показательные выступления на олимпиадах по профильным предметам, третье место в Китае по робототехнике, абсолютное лидерство на состязаниях по экономике (это самые свежие награды). Своими ребятами директор Наталья Фомичева, конечно, гордится, но самое главное – верит в их успех и через пять, и через десять лет. Тот, кто пройдет школу Фомичевой и ее команды, не потеряется, не заблудится во времени и пространстве.

А что же сам руководитель?

С математикой и информатикой Наталья дружила со школы.

– Интерес к этим предметам – от моих учителей, которые доходчиво и увлеченно, шире рамок, установленных программой, давали материал. Мой педагог в Тобольске – Александра Тимофеевна Коробейникова: она до сих пор трудится, мы держим связь. Образец во всем – Николай Лицман, директор тобольской гимназии, в честь которого ее потом назвали. Я, как и Николай Дмитриевич, «болела» песнями под гитару, коллективным творчеством – оба мы в свое время работали вожатыми в «Артеке». И так все удачно совпало, звезды сошлись: Лицман пригласил меня в гимназию учителем, а чуть позже перевел в завучи по воспитательной работе. В Тюмени около шести лет возглавляла школу № 15 и вот уже четвертый год – директор физико-математической школы. На последнее предложение, полученное от губернатора Владимира Якушева, откликнулась с удовольствием, потому что всегда о подобном мечтала, – рассказала Наталья Александровна.

– Первое сентября для меня – особая дата. Ведь День знаний я встречаю 34-й раз! Звенит звонок, и я иду: сначала – в школу, в первый класс. Помню белоснежный фартук и огромный букет георгинов, из-за которых меня не было видно. В 1994 году школьный звонок прозвенел уже как для выпускницы Дегтяревской средней школы. Вопрос о выборе профессии даже не стоял: продолжила педагогическую династию и поступила в институт. Очень запомнился 1 сентября 2000 года, когда переступила порог родной школы в качестве учителя математики. Поздравить меня пришла бабушка Вафия Алиулловна. До сих пор помню ее слова: «Всю себя отдавай работе, сердцем чувствуй каждого ученика. Наш труд – самый главный на земле». С этим напутствием я и иду вперед.

Рузалия БАЯЗИТОВА, педагог, г. Тобольск

Эталон для Фомичевой, о чем она не устает повторять, – именно Лицман, учивший быть хорошим учителем, который нужен детям каждую минуту, хорошим завучем, который должен обеспечивать сегодняшний день школы, постепенно готовящий к директорству (а директор – стратег, отвечающий за завтра и послезавтра).

И вот уже около десяти лет Наталья Фомичева – в директорском кресле. Сколько всего замечательного осталось от нее в «пятнашке»! Это и октябрьские балы в конце первой учебной четверти, и фестиваль дидактических спектаклей, и атмосфера доброжелательности. Физмат, конечно, – совсем другой «ребенок».

– Это школа с индивидуальным почерком, характером. Мы не стремимся никому подражать – берем лучшее, но идем своим путем, ведь тюменский физмат создавался, чтобы удовлетворять нужды региона, помогать в развитии инженерного образования в тех отраслях, которые считаются стратегическими для нашей территории, – комментирует руководитель.

– В первый класс я пошла в 1972 году. До сих пор в памяти храню имя первой учительницы: звали ее Клавдия Ивановна. Помню первый букет из незатейливых дальневосточников (это цветочки, похожие на ромашки) и свои косички с белыми бантами. А еще помню, когда я пришла из школы, бабушка испекла блины в честь такого большого праздника, и мы сели пить чай с карамельками.

Марина БЕРЕЗИНА, сотрудница Бердюжского РДК

Отрадно, что за специальным образованием в Западную Сибирь едут ученики из Свердловской и Курганской областей, с Алтая и даже из Краснодара. В новый учебный год иногородних школьников в физмате будет 36. Кстати, на 2018–2019 учебный год здесь набрали один пятый класс и дополнили параллель в седьмых, восьмых, десятых классах. В конце же сезона физико-математическая школа сделает первый выпуск!

Директор с волнением ждет этого момента. Говорит, что не боится за своих: если поступят в столичные вузы, после обучения вернутся в Тюмень – их воспитывают в любви и уважении к малой родине.

– Наталья Александровна, успеваете преподавать? – не удержалась я от такого вопроса.

– Я скучаю по преподаванию, но мне как директору еще многому нужно научиться, поэтому стараюсь не отвлекаться от стратегических вопросов. Вот на уроки хожу часто, общаюсь с учениками на переменах.

– Ваше золотое правило на этом поприще?

– Директор должен все уметь делать. Если ты хочешь, чтобы коллеги креативили, выходи к ним с горящими глазами и собственной идеей. Когда ты горишь сам, когда ты умеешь все сам, только тогда можешь спрашивать с других.

Учитель Александр Вяткин

Как случайность может изменить всю жизнь

В Быструхинской школе Абатского района более 30 лет трудится замечательный педагог Александр Вяткин. Все это время умный, внимательный, по-хорошему эмоциональный учитель неустанно дарит частичку своей души ребятам всех возрастов.

Сколько знаний, упорного труда, любви и доброты потребовалось Александру Николаевичу, чтобы за три десятилетия дать глубокие, прочные знания сотням сельских мальчишек и девчонок?! Он – наставник, который находится в вечном поиске (тем более поиск изначально заложен в его предмете географии). И он же – завуч, которого уважают и в селе, и во всем районе.

Родился Вяткин в деревне Чумашкино Абатского района. Учился в Коневской школе. Из всех предметов легче всего ему давалась именно география, а в путешествия так и вовсе тянуло с голопузого детства. После окончания школы ушел в армию. Отслужив, решил поступать на исторический факультет Тюменского госуниверситета, а в итоге оказался на факультете географии.

В 1984 году после института работать приехал в Быструшинскую среднюю школу – в то время распределением ведал вуз, но и пожелания выпускников учитывались, а Александр хотел только на родину.

– Я учился в те времена, когда все носили единую форму – темно-синюю. Помню раннее утро в Кургане. К школе «течет» река из ребят: все одинаковые, с букетищами цветов, тоже, кстати, похожих. Сейчас это можно сравнить с шествием футбольных болельщиков на стадион. И страшно немного – потому что людей море. И красиво невероятно.

Сергей СКОБЕЛЕВ, актер Тюменского драматического театра

В сельской школе Вяткину предложили полную ставку по военному делу и несколько часов географии. Он согласился и приступил! Позже увлекся туризмом сам и заразил этим делом учащихся: со школьниками Александр Николаевич обошел весь Абатский район и территорию вокруг Ишима. Дружная команда Вяткина участвовала в экологических и археологических экспедициях, сама организовала подобные встречи. На байдарках плавали до Иртыша, по рекам Чусовой в Свердловской области и Белой на Южном Урале. В памяти остались походы по юго-западному Крыму от Бахчисарая до Ялты, по Горному Алтаю к реке Бие, озерам Байкалу и Телецкому. Только такое личное знакомство с природой позволяет лучше понять сам школьный предмет.

Александра Вяткина обожают его ученики. Их педагог прост и открыт в общении, эрудирован, требователен к себе. Он заботливо следит за развитием каждого ученика исходя из индивидуальных особенностей, воспитывает наблюдательность, умение самостоятельно работать. Воспитанники быструшинского географа отличаются любознательностью,  решают исследовательские задачи, охотно читают, декламируют, сочиняют истории. Кроме того, школьные дети Вяткина являются постоянными участниками и призерами городских, районных конкурсов, олимпиад по географии. Некоторые ученики часто выходят на всероссийский олимпиадный уровень, демонстрируют отличные результаты при сдаче ЕГЭ.

За многолетний безупречный труд Александр Вяткин удостоен звания «Почетный работник общего образования». Это педагог высшей квалифицированной категории. Александр Николаевич и сейчас изучает новейшие достижения педагогической науки, так как учителю необходимо идти в ногу со временем, а времена так быстро меняются.

Ученик Аня Гиблер

Хрупкий мир природы в руках

Шестиклассница ишимской школы № 7 Анна Гиблер мечтает стать ученым-биологом. За первоклассные исследовательские работы девочка попала в Книгу одаренных детей России. Аня с четвертого класса является стипендиатом главы города, дважды была поощрена поездкой на Кремлевскую новогоднюю елку и путевками в «Артек».

Накануне нового учебного года Аня подготовила солидный исследовательский материал о клещах. Работа ей заранее интересна, и рассказывает о ней школьница с блеском в глазах:

– В этом году случилось настоящее нашествие клещей – все лето их собирали и нашли более трехсот. Представляете, четырех на детских площадках обнаружили! Опыты проводили, выявляя эффективность девяти аэрозолей. Какой из них лучше? – загадочно улыбается юная исследовательница. – Позже узнаете из моей работы. Одно скажу: производят его в Тюмени.

– Для меня День знаний – это большой праздник, потому что в моей семье всегда было много учителей. Мама и бабушка, родные тети работали педагогами. Хотя сейчас работаю по другому календарю – «живу» в бюджетном году, все равно в начале сентября испытываю ощущение наступления нового года и вместе с ним возможности многое начать заново, сформировать новые привычки, запланировать дела и проекты. Каждый раз жду эту дату с нетерпением!

Ольга ПЕТРУШИНА, куратор молодежных проектов, г. Тюмень

Аня – патриот области и родного города. Мечтает стать ученым-биологом и найти применение своим открытиям в пределах Тюменского региона. Научный руководитель девочки – учитель химии и биологии высшей категории школы № 7 города Ишима Татьяна Тарицына, а группа опоры и поддержки – дружная семья: папа, мама и сестра Танюша, выпускница президентской академии, которая живет и трудится в Северной столице.

Кстати, мама Елена Сергеевна во всем еще и помощница отменная, а однажды для практического подтверждения проекта дочери «Загадочное кружево паутины» добровольно получила ожог на руке, чтобы доказать лечебную силу паучьих сетей. Вот такие они, милые, добрые и отважные мамы.

Собирать «портфолио» Аня начала со второго класса с работы о хлебе. Вспоминает, как понравилось не только выступать перед большой аудиторией, но и на вопросы подробно отвечать. Теперь, имея за плечами солидный опыт выступлений на всероссийских и международных конференциях, исследовательница предпочитает сама задавать вопросы, сохраняя живую обратную связь. Безусловно, это один из залогов успеха будущего ученого!

За четыре года папка с дипломами, грамотами и похвальными листами за отличную учебу стала пухлой. Пора уже и новую заводить. А к окончанию школы точно многотомник из поощрений соберется!

– Самый любимый мой конкурс – областной детский экологический форум «Зеленая планета», – признается Аня. – Нравится участвовать сразу в нескольких номинациях. В прошлом учебном году участвовала в пяти: делала платье, поделки, рассказывала об орнитологе, читала наизусть стихотворение, а еще мастерила мясорубку, которая перерабатывает дары природы в деньги.

Моя юная героиня – настоящая выдумщица и искусница. Даже вязать одежду из природного материала научилась. Пытаясь найти альтернативу хлопку, для работы «Использование растений в качестве натурального текстильного сырья» собирала крапиву двудомную, из волокон которой рубашку сотворила.

– Для меня школа была в первую очередь источником получения знаний – учился всегда довольно хорошо. С 7-го класса начал участвовать в олимпиадах по математике и физике, дополнительно изучал и другие предметы. Задел школьных знаний помог поступить в университет на бюджетное место. Сегодня продолжаю самообразовываться – этому способствует волонтерская деятельность. Хочется пожелать современным школьникам больше участвовать в проектной и волонтерской работе, которая позволяет приобретать новый жизненный опыт и полезные навыки.

Дмитрий ВЕЛИЖАНИН, представитель экологического движения

«Зеленый хоровод», г. Тюмень

А еще девочка не расстается с фотоаппаратом: более 100 видов птиц попали в ее объектив. В качестве фотомодели больше понравилась галка, а для эстетического наслаждения – дубонос, который к рукотворной кормушке прилетает. Да, кормушки семья Гиблер фантазирует разные. Последняя была в виде совы из пятилитровой бутылки, украшенной шпагатом и ярко-желтыми нитками.

Главное, Аня понимает: любить и изучать природу – значит быть в ответе за всех, кто в ней обитает.

Родитель Наталья Елисеева

Супер-мама может все!

Воспитывайте себя, а не детей – они все равно вырастут похожими на вас. Такого правила придерживается многодетная мама Наталья Елисеева из поселка Голышманово. Она считает, что нравоучения не дают положительного эффекта при общении с ребенком. Главное тут – добрые поступки взрослых, здоровая атмосфера в семье: малыши с первых дней должны «впитывать» все лучшее!

– С мужем Алексеем растим троих детей, – рассказывает Наталья Николаевна. – Оба работаем: я – в архиве, он – в лесничестве. Несмотря на занятость, стараемся больше быть с ребятишками. Зимой все вместе встаем на коньки или лыжи. Летом выезжаем на экскурсии по городам или на природу: гуляем по лесу, устраиваем пикники, рыбачим, играем в волейбол или догонялки.

О своей дружной семье Наталья Елисеева готова говорить часами, а сама в эти минуты светится изнутри. Пятнадцатилетняя Настя увлекается музицированием – в этом году окончила Голышмановскую школу искусств имени Шарохи по классу фортепиано. Еще девушка мечтает стать журналистом, для чего занимается в клубе юных корреспондентов «Информ+» при районном Дворце культуры «Юность». Ее заметки не раз печатались на страницах местной газеты. В прошлом году Анастасия получила региональную детскую премию «Золотой Нафаня» в номинации «Самый успешный юный участник социальных программ». Двенадцатилетняя Даша победила в конкурсе «Живая классика», проникновенно продекламировав рассказ «Фотографии» Анатолия Приставкина о детях войны. Она ходит в театральную студию «Зазеркалье», любит танцевать и мастерить поделки из бумаги. Пятилетний Елисейка (так ласково мальчугана называют в семье) с удовольствием собирает конструкторы лего.

– Дочери учатся в школе № 2. Я выпускница этой же школы, – поделилась Наталья. – Во время учебы выступала в составе танцевальной группы, посещала кружок «Художественное слово» в Доме пионеров. В общем, была активным ребенком. Своих детей поддерживаю не словами, а делами: участвовала в районном конкурсе «Супермама», где завоевала призовое место благодаря своим близким – так сильно они за меня болели! Вместе с мужем готовим поделки из овощей и участвуем в празднике «Осенние фантазии». Наш «конек» – танцевальные состязания и фотоконкурсы. Папа берет дочек на посадки елочек и сосен – это часть трудового воспитания. У каждого нашего ребенка есть обязанности по хозяйству. Учим самостоятельности и ответственности, заботе о себе и близких, честности и  уважению к старшим. Вкладываем в них душу, чтобы выросли достойными людьми.

Елисеевы не перебрасывают родительские обязанности на педагогов, ссылаясь на занятость на работе и бешеный ритм жизни, а активно участвуют в процессе воспитания детей. Родительские собрания не пропускают. Наталья является членом клуба активных родителей, созданного в школе № 2 в конце прошлого года. Посещение торжественной линейки 1 сентября для семьи Елисеевых – традиция. День знаний обычно отмечают чаепитием в кругу семьи или вылазкой на природу.

Опубликовано: газета №157(4692)