×
В социальных сетях
В печатной версии

Как тюменцы пересели с телег на пароходы и поезда

Будущее областной столицы определило создание транспортной инфраструктуры, а именно – развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги.
Пароход Тюмень Прокудин-Горский. 1912 год.

Уже в XVII и XVIII веках в городе строили весельно-парусные суда, которые вместе с гребцами по течению шли на веслах и парусах, а против течения – с помощью лошадей или бурлаков, которые тащили их по берегу.

Развитие судостроения и судоходства

Как рассказал в книге «Четыре века Тюмени» краевед Александр Иваненко, первые пароходы начали строить в городе в середине XIX века, и этот путь был сложным и долгим. Купец первой гильдии Никита Мясников заложил под Тюменью два парохода, но дважды не уложился в сроки и продал право на строительство пароходов надворному советнику Альфонсу Поклевскому-Козелл. Именно Альфонс Фомич достроил пароходы и дал им названия «Основа» и «Взор».

В 1853 году была учреждена компания пароходства, которая приобрела буксирный пароход в 100 лошадиных сил с металлическим корпусом. Его выписали из Бельгии и собрали в Тюмени в 1854 году. В Екатеринбурге Поклевский заказал паровую машину, которую через 2 года установили на собранном в Тюмени четвертом пароходе.

В 1860 году пермский предприниматель, инженер английского происхождения Гектор Гуллет основал в Тюмени филиал своего судостроительного завода. Теперь уже машинно-строительный и литейный завод выпускал в городе паровые машины, насосы, водоподъемные машины. Здесь были построены первый пассажирский пароход «Кормилец» и железная баржа для перевозки арестованных из Тюмени в Томска.

Другая семья судостроителей – Эдуард Вардроппер с сыновьями – жила в Тюмени, но строила деревянные пароходы и баржи на реке Тавде у деревни Жиряковой. В 1868 году они построили в Тюмени судоверфь и организовали пароходную компанию, а через 20 лет построили завод судовых корпусов.

В 80-х годах XIX века в Тюмени было уже восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов. За первые 20 лет работы созданного в 1845 году пароходства приток грузов из глубины Сибири на пристани Тюмени увеличился в 20 раз. Эти грузы направлялись в центральную часть России и в европейские страны. Из Тюмени их перевозили на лошадях через Урал в Пермь, где вновь грузили на пароходы или отправляли на железную дорогу.

Строительство железной дороги

Логика развития города требовала строительства железной дороги через Тюмень, где находилась ближайшая к Уралу пристань. Почти четверть века шли горячие обсуждения идеи строительства железной дороги. Сотни купцов, ведущих торговлю с Сибирью, были заинтересованы в железной дороге и просили у власти разрешения на строительство.

В 1866 году свой проект предложил чиновник сухопутного министерства внутренних дел в Петербурге Евгений Богданович, часто бывавший в командировках на Урале. Военный составил и обосновал проект железной дороги от города Сарапул на реке Каме через Екатеринбург до Тюмени. Тюменские купцы собрали деньги на проведение геодезической съемки будущей дороги – 26 тысяч рублей. 2 ноября 1867 года тюменские купцы за идею и проект присвоили полковнику Евгению Богдановичу звание Почетного гражданина города Тюмени. Именно он стал первым почетным гражданином города. «Ныне скромный, мало кому известный уголок на земном шаре – Тюмень, не иначе – завтра, с той минуты, когда у подножья ее появятся первые рельсы, превратится в яркую точку, на которую обратился взоры всего образованного мира», – писал Евгений Васильевич в одной из служебных записок.

Развитие железной дороги связано с другим человеком, тоже ставшим Почетным гражданином города Тюмени, ­– министром путей сообщения Константином Посьетом. Именно он поддержал проект строительства железной дороге от Нижнего Новгорода до Тюмени через Екатеринбург. В те годы была реализована только восточная часть проекта и под руководством инженера путей сообщения, поручика Александра Петелина дорогу построили за два года.

5 декабря 1885 годаначалось регулярное движения поездов от Тюмени до Екатеринбурга и далее на Пермь. Это была первая железная дорога в Сибири протяженностью 324 км.

Развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги, способствовали развитию Тюмени. Благодаря транспортному обеспечению и бурно развивающимся торговым связям город со временем стал областным центром – комфортным и удобным для жизни сотен тысяч людей городом, который мы все знаем и любим.

Читайте также:

Тюмень: история управления городом

Тайны тюменской аллеи Сибирских кошек

Справка

Это интересно

«29 июля 1886 году в Тюмени праздновали 300-летие города. В Благовещенском соборе по этому случаю состоялись обедня и крестных ход из всех 12 городских церквей на Александровскую площадь. В этот день представители городского управления и думы присвоили звание почетного гражданина города Тюмени министру путей сообщения Константину Посьету. Тобольские купцы решили воспользоваться моментом – пригласили министра к себе и подали прошение о продлении железной дороги от Тюмени до Тобольска. Адмирал по рекам проследовал до губернской столицы, но после поездки посоветовал вместо того, чтобы строить железную дорогу до Тобольска, почистить фарватеры Туры и Тобола».

(Из книги «Четыре века Тюмени» краеведа Александра Иваненко)

361Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
28 июля на площади 400-летия Тюмени в рамках акции «Почувствуйте дзен!», проводимой финским строительным концерном YIT, любой желающий (18+) мог бесплатно совершить эксклюзивную прогулку на большом воздушном шаре.
Читайте об уникальных людях нашего города в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли».
Такой творческий подарок приподнесла Тюмени на день рождения детская театральная студия «Ковчег».
В День города говорим не только материальных благах, но и о душе в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли».
В редакции «Тюменской области сегодня» вручили призы знатокам истории и артистам.
В рамках проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли» мы продолжаем знакомить наших читателей с земляками, которых столица Западной Сибири вдохновляет на творчество.
Изучаем историю становления судебной системы нашего города в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшими городом Земли».
Двенадцатиминутный фейерверк снимали на фотоаппараты и видеокамеры.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде