×
В социальных сетях
В печатной версии

Подлинная картина нидерландского художника Яна Верколье хранится в Тюмени с 1960 года

Узнайте историю одного шедевра в рамках проекта "Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли".
Хранитель Людмила Овсянкина знакомит с подлинником малого голландца Яна Верколье «Венера и Адонис». Фото Ирины Никитиной.

В 1956 году Совет министров СССР постановил открыть в Тюмени картинную галерею. Чтобы наполнить ее произведениями искусства, Минкульт обратился ко всем столичным музеям: дайте Западной Сибири, кто что может… Формировать будущие музейные фонды для города на Туре помогали Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, само министерство, частники. В 60-х годах прошлого века галерея обзавелась вполне достойной коллекцией западно-европейского искусства (в большинстве здесь представлены немцы, но есть и французы, испанцы, итальянцы, конечно, голландцы).

– Она не такая солидная, как, допустим, коллекция русского искусства (картин – всего-то около сотни), но мы все равно ею гордимся! – подчеркнула хранитель коллекции классического искусства Тюменского музейно-просветительского объединения (ТМПО) Людмила Овсянкина.

Один из занятных образцов в западно-европейском «разделе» музейного комплекса имени Словцова – небольшая по размеру работа «Венера и Адонис» нидерландского художника XVII века, так называемого «малого голландца», Яна Верколье (1650-1693). Верколье – живописец, гравер. Писал он портреты, сцены из жизни зажиточного мещанства. Также оставил небольшое количество картин на мифологические сюжеты.

Добавим, что искусство в Голландии пользовалось «демократическими привилегиями»: в борьбе между протестантами и кальвинистами победили последние, а потому на многие вещи люди всех сословий смотрели безбоязненно; кроме того, творчество мастеров было доступно даже беднякам.

«Венера и Адонис» в Тюмень поступила из ГМИИ имени Пушкина в 1960-м году. Это подлинник XVII века. Скорее всего, в Москву он прибыл из самой Голландии.

– Настоящей истории бытования картины, как и год создания, мы, увы, не знаем, – добавила Людмила Владимировна. – Одно скажу: к нам она пришла в хорошей сохранности, и выставлялась потом с соблюдением всех условий. Вот поэтому и не реставрировали ни разу – только раму меняли.

Сюжет, запечатленный Верколье, Людмила Овсянкина именует «немного гламурным». Он идет от античной легенды. Предыстория: богиня Венера полюбила земного юношу Адониса. Сама история, «ушедшая» в картину: зная ревнивый нрав своего мужа Вулкана, Венера не отпускает возлюбленного на охоту, пытается удержать всеми силами и уговорами. То, что осталось «за рамой»: Адонис не послушался, ускользнул, а на охоте был растерзан вепрем, в которого превратился Вулкан; и там, где пролилась кровь молодого охотника, распустились прекрасные цветы.

Вся картина не просто говорит – кричит о сильном чувстве. Тут и влюбленная пара Венеры и Адониса, лебеди, которые, как известно, не живут по одиночке, собака, как символ верности, амурчик… Гениальной работу не назовешь, но то, что это уникальный для Тюмени, подлинный живописный образец, – однозначно! Познакомиться с ним воочию можно на выставке «Шедевры художественной коллекции» в музейном комплексе Словцова.

Читайте также:

Какое образование получали тюменские дети в XIX столетии?

Тайны тюменской аллеи Сибирских кошек

1973Просмотров

Важно

Новый музейный комплекс имени Словцова, который функционирует с 9 ноября 2017 года, это: 29 000 «квадратов» (из них 4 000 – экспозиционные площади, 10 000 – фондохранилище, амфитеатр на 300 мест), 7 зон музейного сервиса, 350 000 экспонатов, 30 коллекций предметов в фондохранилище.

Здесь хранятся уникальные картины «В волнах», «Ялта», «Флот в виду Севастополя» Ивана Айвазовского, «Парадный портрет императора Александра II», «Портрет художника Бродского» Ильи Репина, «Лесной пейзаж» Ивана Шишкина. Сохранены работы скульпторов Антокольского, Лансере, Марочетти.

Представлен западно-европейский фарфор XIX века, жостовские подносы, павлопосадские платки, тюменские ковры, палехские шкатулки, храмовые, домовые и народные иконы.

Одна из жемчужин – храмовая икона «Богоматерь Боголюбская» XVII века.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
28 июля на площади 400-летия Тюмени в рамках акции «Почувствуйте дзен!», проводимой финским строительным концерном YIT, любой желающий (18+) мог бесплатно совершить эксклюзивную прогулку на большом воздушном шаре.
Читайте об уникальных людях нашего города в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли».
Такой творческий подарок приподнесла Тюмени на день рождения детская театральная студия «Ковчег».
Будущее областной столицы определило создание транспортной инфраструктуры, а именно – развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги.
В редакции «Тюменской области сегодня» вручили призы знатокам истории и артистам.
В рамках проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли» мы продолжаем знакомить наших читателей с земляками, которых столица Западной Сибири вдохновляет на творчество.
Изучаем историю становления судебной системы нашего города в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшими городом Земли».
В День города говорим не только материальных благах, но и о душе в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли».

Важно

Новый музейный комплекс имени Словцова, который функционирует с 9 ноября 2017 года, это: 29 000 «квадратов» (из них 4 000 – экспозиционные площади, 10 000 – фондохранилище, амфитеатр на 300 мест), 7 зон музейного сервиса, 350 000 экспонатов, 30 коллекций предметов в фондохранилище.

Здесь хранятся уникальные картины «В волнах», «Ялта», «Флот в виду Севастополя» Ивана Айвазовского, «Парадный портрет императора Александра II», «Портрет художника Бродского» Ильи Репина, «Лесной пейзаж» Ивана Шишкина. Сохранены работы скульпторов Антокольского, Лансере, Марочетти.

Представлен западно-европейский фарфор XIX века, жостовские подносы, павлопосадские платки, тюменские ковры, палехские шкатулки, храмовые, домовые и народные иконы.

Одна из жемчужин – храмовая икона «Богоматерь Боголюбская» XVII века.

Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде