Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как правильно дать понять ребенку, что вы недовольны его поведением

Как поступить родителю, если поведение ребенка для него неприемлемо (например, ребенок нарушает договоренности или без причины прогуливает уроки в школе) и надо эту мысль до него донести?

Общество, 19:44, 09 апреля 2018,
Слушать новость
Как правильно дать понять ребенку, что вы недовольны его поведением. Как поступить родителю, если поведение ребенка для него неприемлемо (например, ребенок нарушает договоренности или без причины прогуливает уроки в школе) и надо эту мысль до него донести?.

Как это сделать, чтобы не травмировать ребенка, но в то же время он услышал нас? В этом случае помогут семь правил эффективной обратной связи.

Незамедлительно . Чем меньше времени пройдет между поступком и вашей беседой, тем лучше будет эффект. Для ребенка поступок двухнедельной давности проходит по категории «ну очень давно», и обращение к нему вызовет просто недоумение – «Так это когда было, сейчас-то зачем к этому возвращаться?»

Без свидетелей . Никому не нравится, когда его критикуют прилюдно – в этом случае вместо того, чтобы прислушаться, ребенок, скорее всего, уйдет в глухую защиту или начнет оправдываться. Даже если ситуация происходит в людном месте (в гостях, в магазине и т.д.) – найдите возможность поговорить с ребенком наедине.

Согласуйте факты, спрашивайте и слушайте . Скажите, как вы видите ситуацию, спросите, как ее видит ребенок. Возможно, вы чего-то не знаете, и были какие-то обстоятельства, которые объясняют поведение ребенка.

Критикуйте действие, а не самого ребенка . Максимально четко и конкретно объясняйте, в чем заключается неприемлемое поведение – так, чтобы ребенок понял, какими именно его действиями вы недовольны. Фразы «Ты ленивый, ты глупый, ты безответственный» и тем более «Я не буду тебя любить» ребенка только травмируют, а к пониманию им ситуации ничего не добавляют.

Объясните, почему это важно (последствия). Чаще всего ребенок (да и взрослый) что-то делает не со злым умыслом, а просто потому, что не подумал о последствиях или в принципе не представлял, какими серьезными они могут быть. В этом смысле фраза «Просто потому, что так нельзя!» на ребенка вряд ли произведет впечатление, придется искать разумные аргументы.

Найдите и согласуйте решение . Определите, что необходимо для исправления ситуации, если это вообще возможно. Ваша задача состоит не в том, чтобы вызвать у ребенка чувство вины, а в том, чтобы исправить ошибку и не допустить ее повторения. Имеет смысл заранее предупредить ребенка о возможных последствиях, которые наступят в случае повторения ситуации.

Закончите похвалой, лучше как-то связанной с произошедшей ситуацией. Например, «Я же знаю, что обычно ты прекрасно…», «Я удивлена, что в этот раз так получилось».

Конечно, эти правила не гарантируют, что ребенок сразу же все поймет и никогда больше не будет повторять того, о чем идет речь. Ребенок (как и взрослый, впрочем) может забыть, отвлечься, просто не захотеть делать что-то, что ему не нравится – но в таком случае и крик вряд ли будет эффективен. Используя эти правила, вы как минимум не нанесете ребенку психологическую травму и сохраните с ним хорошие отношения – а это уже немало.

Ольга АНДРЕЕВА, психолог-консультант, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ

Опубликовано: газета №57(4592)

Читайте больше:

Тюменский проект «Шанс» помогает делать мир добрее

С финала форума «Шаг в будущее» тюменские школьники привезли семь дипломов

Как это сделать, чтобы не травмировать ребенка, но в то же время он услышал нас? В этом случае помогут семь правил эффективной обратной связи.

Незамедлительно . Чем меньше времени пройдет между поступком и вашей беседой, тем лучше будет эффект. Для ребенка поступок двухнедельной давности проходит по категории «ну очень давно», и обращение к нему вызовет просто недоумение – «Так это когда было, сейчас-то зачем к этому возвращаться?»

Без свидетелей . Никому не нравится, когда его критикуют прилюдно – в этом случае вместо того, чтобы прислушаться, ребенок, скорее всего, уйдет в глухую защиту или начнет оправдываться. Даже если ситуация происходит в людном месте (в гостях, в магазине и т.д.) – найдите возможность поговорить с ребенком наедине.

Согласуйте факты, спрашивайте и слушайте . Скажите, как вы видите ситуацию, спросите, как ее видит ребенок. Возможно, вы чего-то не знаете, и были какие-то обстоятельства, которые объясняют поведение ребенка.

Критикуйте действие, а не самого ребенка . Максимально четко и конкретно объясняйте, в чем заключается неприемлемое поведение – так, чтобы ребенок понял, какими именно его действиями вы недовольны. Фразы «Ты ленивый, ты глупый, ты безответственный» и тем более «Я не буду тебя любить» ребенка только травмируют, а к пониманию им ситуации ничего не добавляют.

Объясните, почему это важно (последствия). Чаще всего ребенок (да и взрослый) что-то делает не со злым умыслом, а просто потому, что не подумал о последствиях или в принципе не представлял, какими серьезными они могут быть. В этом смысле фраза «Просто потому, что так нельзя!» на ребенка вряд ли произведет впечатление, придется искать разумные аргументы.

Найдите и согласуйте решение . Определите, что необходимо для исправления ситуации, если это вообще возможно. Ваша задача состоит не в том, чтобы вызвать у ребенка чувство вины, а в том, чтобы исправить ошибку и не допустить ее повторения. Имеет смысл заранее предупредить ребенка о возможных последствиях, которые наступят в случае повторения ситуации.

Закончите похвалой, лучше как-то связанной с произошедшей ситуацией. Например, «Я же знаю, что обычно ты прекрасно…», «Я удивлена, что в этот раз так получилось».

Конечно, эти правила не гарантируют, что ребенок сразу же все поймет и никогда больше не будет повторять того, о чем идет речь. Ребенок (как и взрослый, впрочем) может забыть, отвлечься, просто не захотеть делать что-то, что ему не нравится – но в таком случае и крик вряд ли будет эффективен. Используя эти правила, вы как минимум не нанесете ребенку психологическую травму и сохраните с ним хорошие отношения – а это уже немало.

Ольга АНДРЕЕВА, психолог-консультант, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ

Опубликовано: газета №57(4592)

Читайте больше:

Тюменский проект «Шанс» помогает делать мир добрее

С финала форума «Шаг в будущее» тюменские школьники привезли семь дипломов